А.Н. Воронихин

Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы - величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья - колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Сооружение производит колоссальное впечатление. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия.

Строительство собора

На протяжении двух веков являлась святыней дома Романовых. Ее впервые привез в город еще Петр I. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы (автор проекта - М. Г. Земцов, известный русский архитектор). Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь.

Создание проекта

Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство.

В соответствии с православными канонами алтарь храма должен быть обращён на восток, а основной фасад - на запад, то есть на Мещанскую (сегодня Казанскую) улицу.

С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы - П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон.

Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Это решение широко и довольно долго обсуждалось в обществе. Особенно жаркие дискуссии вызывало происхождение Воронихина, который был бывшим крепостным Строгановых. Вольную он получил в 1786 году.

Святыни храма

Казанский кафедральный собор имеет главную святыню - чудотворную В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе.

Петр I в 1710 году повелел привезти в Петербург старинное повторение чудотворного образа.

Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта.

95 огромных колонн очерчивают небольшую площадь. Справа и слева колоннада завершается массивными порталами. Это сооружение имеет и особое назначение - оно прикрывает главное тело храма.

Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто.

Описание храма

Со стороны Казанской улицы было решено сделать центральный вход в Казанский собор. Санкт-Петербург получил совершенно уникальное строение, которым по праву гордятся петербуржцы, и с интересом осматривают многочисленные гости города.

В плане собор напоминает форму латинского креста, над его серединой высится огромный купол. Наружные колонны, антаблемент, капители, облицовка и барельефы изготовлены из пудостского камня. Это довольно мягкий известняк, имеющий желтоватый оттенок. Его добывали неподалеку от Петербурга.

Статуи и скульптурные группы украшают весь город Казанский собор в этом смысле тоже не исключение. Здесь скульптуре придается особое значение во внешнем оформлении. На аттиках порталов (над боковыми проездами), расположены барельефы. С западной стороны - работы И.П. Прокофьева, с восточной - произведение И. П. Мартоса. Над алтарем находится известный барельеф Д. Рашетта.

Северный вход украшают монументальные двери, которые являются точной копией «Райских врат» Баптистерия. Они выполнены из бронзы скульптором из Италии Лоренцо Гиберти.

По обе стороны от дверей, в специальных нишах находятся бронзовые фигуры Андрея Первозванного и Владимира Равноапостольного и Александра Невского.

Барельефы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Бегство в Египет» находятся в северном портике.

Внутреннее убранство

Казанский отличается богатым и торжественным интерьером. В нем чувствуется русский размах и мощь. Первый уникальный иконостас создавался по рисунку А. Воронихина.

Несколько позднее (1836 г.) был сделан роскошный подарок городу. Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор получил новый, вычеканенный из серебра иконостас, изготовленный по проекту архитектора К.А. Тона. Он был отбит донскими казаками в 1812 году у французов.

Большую часть икон писали лучшие художники начала XIX века - О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Ф. А. Бруни, В.К. Шебуев, Г. И. Угрюмов, К. П. Брюллови многие другие.

Значение храма

В 1811 году был освящен Казанский собор. Санкт- Петербург бережно хранит память о доблестных русских воинах, которые прямо из храма, отслужив молебен, отправлялись на Отечественную войну.

Из этого собора уходил командовать русскими войсками М. И. Кутузов, здесь же его тело с почестями было погребено в 1813 году, в склепе под сводами Казанского собора. Спустя двадцать четыре года на площади перед собором был установлен памятник великому полководцу.

В Казанском соборе хранятся многочисленные трофеи Отечественной войны: знамена, поверженных войск, ключи от захваченных городов и крепостей.

Нынешнему поколению трудно себе представить, что в 1929 году был закрыт Казанский собор. Санкт Петербург (в то время Ленинград) начал активную борьбу с «религиозным дурманом». Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Бесценные иконы собора были частично переданы Русскому музею.

Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма - икона Божьей Матери - была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций.

Собор в наши дни

В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.

Публикации раздела Архитектура

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе .

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.info

Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург

Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых . Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери - она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II , здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847

Федор Алексеев. Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. 1811

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского , святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Введение

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

2 Площадь у собора

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

6 Казанский мост

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

2 Внутреннее убранство

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Заключение


Введение

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

По проекту архитектора М.Г. Земцова 6 августа 1733 на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь. Работы по её постройке были закончены в 1737, и 3 июля того же года, в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, она была освящена. Днём раньше в новую церковь, в сопровождении Императрицы, была перенесена икона Казанской Божией Матери.

В конце XVIII века старая постройка собора, выдержанная в скромном барочном стиле, перестала соответствовать новому облику столицы российской империи, и было принято решение заменить её новой, более соответствующей по стилю постройкой - «Новую соборную церковь Казанской Богоматери предположил воздвигнуть блаженной памяти Государь Император Павел I в 1800 году».

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

казанский собор архитектурный

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс проектов нового собора, в котором участвовали известные столичные архитекторы П. Гонзано, Ч. Камерон, Тома де Томон и практически никому в то время не известный архитектор А.Н. Воронихин. Император потребовал от архитекторов, чтобы новый храм напоминал собор Святого Петра в Риме.

Довольно быстро, уже 14 ноября 1800 года, конкурс был закончен. Проекты П. Гонзано, Ч. Камерона и Тома де Томона были отклонены, а утвердили проект, выполненный А.Н. Воронихиным.

Победа Воронихина была неслучайна. Помимо его творческих способностей немалую роль сыграло то, что ранее он был крепостным графа А.С. Строгонова, назначенного председателем «Комиссии о построении Казанской церкви». Комиссия получила широчайшие полномочия от императорского двора, достаточно отметить, что в её распоряжение поступали все ассигнования, выделяемые на постройку собора. Помимо этого, ей передали государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла у невских порогов.

Собор был заложен в августе 1801 года, само действо закладки было обставлено весьма пышно и торжественно.

Собор, согласно проекту, был построен в форме вытянутого латинского креста. Высота его вместе с куполом составляет 71, 6 метра. В соответствии с традицией, его алтарная часть выходит на восток. Это создало определённые сложности при проектировании собора, т.к. при таком расположении алтарной части главный фасад собора должен быть обращён на улицу (Казанская), а не на невский проспект, куда выходит боковой фасад. Воронихин решил эту проблему весьма оригинально - собор смотрит северным фасадом на невский проспект, где от фасада, в сторону Невского проспекта, раскрывается грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн. Она охватывает широкую площадь перед собором. Концы колоннады заканчиваются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Эти колонные, как и облицовка кирпичных стен собора, были выполнены из пудожского камня, который добывался у деревни Пудость, рядом с Гатчиной. Ступени колоннады и облицовка цоколя выполнены из серого сердобольного гранита.

Возведением колоннад, обращённых к невскому проспекту, изготовлением гранитных монолитов и пьедесталов для скульптур, а также укладкой каменных полов занимался С.К. Суханов и его артель.

Снаружи купол первоначально был покрыт тёмно-серым луженым железом, позднее в 1840-х годах его покрыли светло-зелёной краской, затем его покрытие имитировало бронзу.

Воронихин предполагал повторить колоннаду и на южном фасаде собора, но эта его идея не осуществилась из-за смерти графа Строгонова в 1811 году, после чего прекратилось финансирование дальнейших работ.

Сама постройка, обошедшаяся казне в 4,7 млн. рублей, заняла по тем временам немного времени - всего десять лет и была окончена в 1811 году.

Открытие собора состоялось 15 сентября в высочайшем присутствии, его освятил митрополит Амвросий. Освящение собора происходило по частям, по мере готовности.

К сожалению, не всё запланированное архитектором было воплощено в жизнь. К примеру, Воронихин планировал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции. Для этого им были предусмотрены по сторонам входов каждого портика по четыре полукруглых ниши. Однако было отлито в 1811 году только четыре бронзовые фигуры: князь Владимир (1805 г. работы С.С. Пименова), Иоанн Креститель (1805 г. работы И.П. Мартоса), князь Александр невский (1810 г. работы С.С. Пименова) и Андрей Первозванный (1809 г. работы В.И. Демут -Малиновского), которые установили в ниши северного портика. Помимо этого, у проездов колоннады, на высоких пьедесталах должны были стоять две фигуры коленопреклонённых крылатых архангелов Гавриила и Михаила, обращённых лицами друг к другу. Пьедесталы стоят и поныне, а фигур архангелов нет, хотя на картине художника Ф.Я. Алексеева «Вид Казанского собора», написанной в начале XIX века, они явно просматриваются. Это не дорисовка художника, а реально стоящие на своих местах статуи, однако они были временные, изготовленные из гипса и тонированные под бронзу. В петербургском климате гипс долго не продержался, и то, что осталось от статуй, через тринадцать лет было разобрано.

Сохранилось ещё два гранитных пьедестала у концов решётки на Казанской улице. Там должны были стоять гранитные фигуры апостолов Петра и Павла. Модели этих статуй разработал Воронихин. Однако ни этих скульптур, ни их временных аналогов так и не появилось.

2 Площадь у собора

По первоначальному проекту Воронихина на площади со стороны Невского проспекта по центральной оси собора должен был быть установлен обелиск. Он и был установлен, но временный - из дерева. По проекту Воронихина этот обелиск должен был быть выстроен из камня, однако его так и не заменили каменным аналогом, и в 1826 году, когда он сильно обветшал - его просто разобрали.

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года - фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, - ставшие выдающимся произведением монументальной скульптуры 1830-х годов.

Решение о необходимости установки памятников было принято Александром I в 1818 году.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1823 году немецкому скульптору Э. Лауницу, ученику Б. Торвальдсена. Однако Лауницу не удалось создать убедительных образов русских полководцев, и в 1829 году заказ был передан молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств - Б.И. орловскому и С.И. Гальбергу.

Эскизы, представленные Орловским, получили одобрение, и в январе 1830 года он приступил к исполнению статуй.

Модель статуи М.И. Кутузова Орловский закончил в 1831 году. В 1832 году статую отлил из бронзы литейщик В.П. Екимов. Отливку статуи М.Б. Барклая-де-Толли Екимов выполнил в мае 1836 года.

Статуи установлены на пьедесталах, исполненных по проекту В.П. Стасова из гранита, добытого и вытесанного мастером С. Сухановым. Сооружением памятников руководил архитектор К.А. Тон. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1837 года.

Статуи отличаются большим портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. В мощной и величественной фигуре Кутузова Орловский дал образ победителя наполеоновских полчищ, ученика и сподвижника великого Суворова.

Кутузов изображён в фельдмаршальском мундире, задрапированный в плащ. В правой руке - обнажённая шпага, в левой - фельдмаршальский жезл. У ног - знамёна французской армии. Сверху знамён - одноглавые орлы, такие же, как на знамёнах над могилой Кутузова. На пьедестале Кутузова высечена надпись: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КУТУЗОВУ-СМОЛЕНСКОМУ 1812»

Фигура Барклая-де-Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлён вдаль. На его пьедестале высечено следующее: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРКЛАЮ-ДЕ ТОЛЛИ 1812. 1813. 1814 и 1815».

В конце XIX века площадь перед собором была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником.

В годы Великой Отечественной войны было принято решение не закапывать символы российской доблести в землю, для защиты от осколков и снарядов. Они не были повреждены вражескими снарядами и бомбами, обрушившимися на город, но время берёт своё.

В 1945 году была проведена профилактическая реставрация скульптур, а 27 лет ещё одна. Осенью 2002 года была проведена третья и пока что последняя реставрация. Она была вызвана тем, что за прошедшие три с лишним десятилетия состояние памятников заметно ухудшилось. Причём время оказалось особенно безжалостно к статуе Барклаю-де-Толли, чья форма при отливке прорвалась, и часть металла вытекла.

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

Ограда полуциркульной площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой летнего сада - одно из лучших достижений русского декоративного искусства. Однако, в связи с отсутствием запланированной архитектором второй колоннады, эта решётка не вошла в архитектурную композицию собора и сегодня воспринимается как самостоятельное художественное произведение.

Ограда сооружена в 1811-1812 годах также по проекту Воронихина. Она состоит из 14 гранитных столбов, обработанных широкими каннелюрами и увенчанных гранитными шарами. Промежутки между столбами забраны звеньями решётки, отлитыми из чугуна. Сплошному гранитному цоколю ограды отвечает широкий орнаментальный пояс, протянутый по верху каждого звена, между двумя горизонтальными тягами, служащими для укрепления звеньев. На вертикальные копья решётки наложены великолепно нарисованные чугунные литые орнаментальные украшения, скомпонованные в форме ромбов. Ажурные по рисунку звенья ограды отлиты на заводе Берда в 1811 году.

Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна исполнил по рисункам Воронихина известный в первой половине XIX века талантливый резчик Василий Захаров.

По проекту Воронихина, разработанному и утверждённому в 1810 году, постаменты по концам ограды предполагалось увенчать гранитными статуями апостолов Петра и Павла. Этот замысел не был осуществлён, однако гранитные основания сохранились.

В конце XIX века в результате постройки нескольких новых зданий замечательная ограда оказалась закрытой со стороны улицы и пришла в крайне запущенное состояние.

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

На площади у собора, между памятниками Кутузову и Барклаю - де - Толли, в 1870-х годах был разбит сквер, удачно увязанный по своей композиции с колоннадой собора и невским проспектом. Однако в конце XIX века в сквере рядом с оградой были построены здания, закрывшие вид на ограду.

В 1934-1936 годах эти обветшавшие здания были разобраны, а сквер на площади перед западным фасадом казанского собора благоустроен. В центре его был установлен фонтан работы Тома де Томона, перенесённый сюда с Пулковского шоссе.

Решение о переносе фонтана было принято в конце 1933 года.

Этот небольшой по размерам, но монументальный фонтан был сооружён в 1809 году на тринадцатой версте дороги из Петербурга в Царское Село. Это один из фонтанов, установленных на дороге. Архитектор Тома де Томон, автор проекта фонтана, задумал его как декоративное сооружение для украшения оживлённой проезжей части магистрали, однако, он имел и практическое значение - в нём поили лошадей.

Массивный цоколь из серого гранита служит постаментом для верхней части фонтана, имеющий форму полуцилиндра. Торцевая часть этого полуцилиндра обработана в виде глухой арки, опирающейся на массивный плинт.

Фонтан украшен высеченной на поверхности крупного гранитного блока маской Нептуна - бона морей и вод. Гранитные чаши наполнялись водой. При установке в сквере перед Казанским собором маска была реставрирована.

6 Казанский мост

В 1766 году при облицовке гранитом берегов Екатерининского канала (старое название канала Грибоедова) стоявший ранее на этом месте деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый, каменный Рождественский (ныне Казанский) мост. Работами по строительству руководил военный инженер И.М. Голенищев-Кутузов, отец великого полководца.

В 1805 году в связи со строительством Казанского собора и усилением движения по Невскому проспекту возникла необходимость в расширении моста для создания площади перед собором. Строителям пришлось разобрать свод Рождественского моста, сохранив и использовав для нового моста старые устои. Тогда же проезжая часть моста была понижена до уровня мостовой, что позволяет воспринимать его как часть Невского проспекта. Работы проводились по проекту архитектора Л. Руска.

Старый Рождественский мост имел в ширину 35 метров, новый мост составил в ширину 97 метров, став достопримечательностью Петербурга, как самый широкий мост города.

Надо отметить, что проект моста оказался очень удачным, благодаря лаконичной композиции и удачным пропорциям, он воспринимается в непосредственной связи с ансамблем набережных канала Грибоедова и здания Казанского собора.

Казанский мост представляет собой однопролётный арочный мост с кирпичным сводом на каменных опорах, он облицован крупнозернистым выборгским гранитом и ограждён по краям массивными гранитными парапетами.

Надёжность постройки моста просто потрясает, с момента постройки его ни разу не ремонтировали! Однако 200 лет - срок немалый, и возникла необходимость в проведении ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в зимние месяцы 2002 года и закончились в августе этого же года.

Специалисты организации, проводившей восстановительные работы, столкнулись в своей работе с серьёзными трудностями. Сначала было вообще непонятно, с чего начинать ремонт моста. За двести лет кирпичная кладка пришла в ветхость, местами её разрушение достигало половины свода, достигающего 75-сантиметровой толщины. Сильнее всего пострадала кладка в верховой и низовой части моста, и было непонятно, способен ли старый кирпич выдержать расчётную нагрузку. Строителям удалось, не повредив свод, вынуть около 30 кирпичей и передать их в лабораторию прочности на испытание.

Главный инженер проекта Анатолий Сычёв разработал уникальный проект реставрации моста, предусматривающий замену износившейся части свода и усиление сохранившейся его части неразрушающим методом глубинной цементации.

Над сводом моста была создана наружная изоляция, исключающая обводнение и разрушение кирпичной кладки. Ранее, в начале XIX века, про постройке моста строители использовали для изоляции моста цементно-известковое покрытие, которое не выдержало двухсотлетней эксплуатации, так как весьма ненадёжно. Немалую проблему строителям при укладке изоляции создали коммуникации, проходящие по мосту в его проезжей части Невского проспекта. Многие из них находились в весьма ветхом состоянии, к примеру, из 45 пар телефонных кабелей, лежащих на арке моста, самая старая датировалась 1910 годом, поэтому тревожить их для установки гидроизоляции было весьма проблематично. Строителям удалось найти оригинальное решение: изоляция была уложена не на конструкцию свода, а в проезжую часть Невского проспекта, над коммуникациями.

Работы на подводной части моста, по инъектированию подводной бутовой кладки свода, были проведены с использованием водолазов.

Как удалось установить в процессе реставрации, основной проблемой, влияющей на долговечность Казанского моста, оказалась его уникальная ширина. По мнению строителей, проводивших реконструкцию моста, наибольшим испытанием для свода стали наши уникальные климатические условия вкупе с шириной моста. Он практически представляет собой длинную трубу над рекой, и когда наверху мороз, в трубе может сохраняться плюсовая температура, что и является основным разрушающим фактором.

По мнению Дмитрия Лабутина, директора организации, проводившей ремонт, после проведённых работ можно гарантировать надёжную эксплуатацию моста на ближайшие 50 лет.

В принципе, мост, наверное, простоит и ещё двести лет до ближайшего ремонта, ведь ему не впервой.

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И.П Мартосом, над западным - «Воздвижение медного змия» - И.П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Д. Рашетту.

В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Святой Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С.С Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по моделям И.П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В.И. Демут-Малиновского. Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - В.П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие по Голгофу» - Ф.Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсинамском саду» - Д. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи святых Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805-1806 годах для собора были отлиты бронзовые створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов.

2 Внутреннее убранство

Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчленённое на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трёх оболочек. Нижняя оболочка имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка прорезана у основания окнами-люкорнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся рёбер. Это первый в мире металлический купол.

Стройный и лёгкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развёрнутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Сложен по своей конструкции пол собора. Для создания столь сложного рисунка в центре зала и несущего покрытия по всему собору было уложено несколько тысяч пластин самой разнообразной формы из шокшинского камня и олонецкого мрамора.

К большому сожалению, не сохранилось множество барельефов, изображавших евангелистов, используемых для декорировки иконостасов. Это было связано с тем, что из-за сырости, в апреле 1814 года. В соборе начала осыпаться штукатурка. В связи с этим пришлось удалить штукатурку, а вместе с ней и барельефы, так как они могли осыпаться. Видимо, сказалась спешка при строительстве.

Сегодня место барельефов занимает роспись по штукатурке: изображения евангелистов, гирлянды из лавровых листьев и растительные орнаменты.

До нашего времени сохранилось только два барельефа. Это «Взятие Христа воинами в вертограде» работы Жана-Доминика Рашетта и «Шествие по Голгофу», работы Ф.Ф Щедрина.

Фасады собора облицованы пудожским камнем, который добывался в каменоломнях недалеко от деревни Пудость, что под Гатчиной. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.

Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Абсида - алтарный выступ в церковных зданиях, обычно полуовальной формы.

Антаблемент - перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из трёх частей: архитрав (нижняя часть - балка), фриз и карниз.

Аттик - стенка, надстроенная над венчающим карнизом архитектурного сооружения.

База - утолщённое основание колонны.

Балюстрада - невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.п., состоящее из фигурных столбиков, объединённых снизу общим основанием, а сверху - плитой, балкой.

Барельеф - выпуклое изображение или орнамент на плоскости (стене). Различают: а) Барельеф - изображение выступает на плоскости менее чем на половину полного объёма; б) Горельеф - выступает более чем на половину полного объёма.

Канелюры - продольные желобки, проходящие по стволу колонные или пилястры.

Капитель - венчающая часть колонны.

Кессоны - углубления квадратной или многоугольной формы, применяемые для художественной обработки сводов.

Колонна - вертикальная, обычно круглая опора. Имеет три части: основание (база), ствол, капитель.

Люнет - небольшой арочный проём, ограниченный снизу горизонталью, расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью. Служит для освещения помещения и для обогащения архитектурных форм здания.

Неф - продолговатая часть храма (имеющего форму вытянутого креста), в большинстве случаев разделённая столбами или колоннами на три части: главный широкий и высокий неф и два боковых, более низких и узких.

Пилоны - в данном случае столбы, поддерживающие купол.

Пилястра (пилястр) - вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий части и пропорции колонны. Портик - галерея, обычно перед входом в здание, образованная рядами колонн или столбов, несущих перекрытие.

Фриз - средняя часть антаблемента, заключённая между архитравами и карнизом.

Заключение

Казанский собор - одна из жемчужин архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Расположенный в центре города, на Невском проспекте, он знаком каждому гражданину и большинству гостей нашего города.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусство находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Неповторимый облик собора, несомненно, стал одним из городских символов.

Список использованной литературы

1. Шурыгин Я. Казанский Собор/Я. Шурыгин.-Я.-И. Лениздат, 1987.-400 с.

Игнатенко В. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Страницы истории. Путеводитель/ В. Игнатенко.- В.Е. 2007-127с.

Полукруглая чугунная ограда Казанского собора имеет большое самостоятельное художественное значение и представляет собой выдающееся произведение Воронихина. Прозрачное поле тонких вертикальных стержней решетки украшено крупными ромбовидными вставками кружевного рисунка, сквозным орнаментальным фризом поверху и завершено зубцами. Ромбовидные вставки разделены надвое в местах примыкания звеньев к каменным столбам ограды и в сочетании с непрерывной лентой фриза зрительно объединяют отдельные части ограды в единый монументальный полукруг чугунного кружева решетки. Богатство тонкой разработки чугунных звеньев, построенное на контрастном противопоставлении насыщенного рисунка вставок и фриза легчайшему ажуру вертикальных прутьев, подчеркнуто простыми формами дорического ордера массивных каменных столбов и глухого цоколя ограды. Общая длина решетки составляет 153 м.

Разработку отдельных частей колоннады собора Воронихин подчинил ее роли основной организующей формы в ансамбле площади. Сильным выносом относительно крупного карниза и богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркнул горизонталь колонного полукружия. Широкому развороту колоннады отвечает и укрупненная трактовка капителей колонн, высокий рельеф их акантов, сильный относ волют и абаки. Крупные формы ордера придают колоннаде выражение большой мощи. Это особенно явственно ощущается в разработке торцов колоннады, образующих широкие порталы сквозных проездов; укрупняя формы, Воронихин дал в них архитравное перекрытие, отказавшись от традиционного мотива арки. Горизонталь прямых перекрытий этих порталов и прямые линии аттиков, которым вторят горизонтали скульптурных фризов, ритмически ориентируют развитие всей композиции вдоль Невского. Требованию цельности общего полукружия колоннады подчинена и трактовка центрального портика, где вопреки канону Воронихин продолжил в антаблементе полностью весь профиль карниза, включая и его венчающую часть.

Выразительности монументального целого в облике Казанского собора способствует тонко найденное соотношение главенствующего и подчиненного мотивов: колоннады и купольного завершения собора, с относительно скромной обработкой барабана простыми пилястрами.

Стволы колонн, капители и балюстрада на колоннаде, а также скульптурные детали выполнены из пудостского камня. Общая высота наружных колонн 12,87 м. Колоннада и портики имеют архитравное перекрытие. Проезды по концам колоннады перекрыты сомкнутым сводом пролетом 7,8 м. Подобное перекрытие столь большого пролета было смелым конструктивным нововведением Воронихина . Конструкция свода была предварительно проверена по модели в одну треть натуральной величины и подвергнута экспертизе комиссией во главе с крупнейшими зодчими этого времени И. Е. Старовым и А. Д Захаровым . Все фасады собора облицованы пу достским камнем, затертым во избежание выве тривания тонким слоем алебастра. Здание окрашено известковой краской под цвет натурального камня.

Для выполнения скульптур собора Воронихин привлек лучших ваятелей; среди них И. Мартос, С. Пименов, И. Прокофьев - авторы больших бронзовых статуй, стоящих в нишах у северного входа. Скульптурные фризы на аттиках над проездами- работы Мартоса (левый) и Прокофьева (правый).

Внутреннее пространство собора раскрывается как торжественный зал большого общественного здания. Двойные ряды колонн коринфского ордера несут цилиндрический, кессонированный свод средних нефов - продольного и поперечного. Перекрытия малых боковых нефов разделены архитравами на ряд квадратов с пологими сводиками. Внутренний ордер собора дан облегченных пропорций. Стройные, тонко разработанные капители, спокойная гладь архитрава и некрупный карниз способствуют выразительности мощного и легкого свода (пролетом 11,4 м). Свет, многократно отраженный в полированном граните монолитных колонн и в позолоте капителей, наполняет все огромное пространство собора, усиливая ощущение большого простора его нефов. Четыре пилона на скрещении нефов служат опорами парусных сводов, на которых покоится барабан купола. Купол имеет три оболочки. В нижней, внутренней, сделано, как в Голицынской больнице Казакова , широкое круглое отверстие диаметром 6,4 м; над ним в глубине исполнена роспись, освещенная люнетами в основании купола. Это создает ощущение свободного парения купола и зрительно расширяет пределы подкупольного пространства; высота последнего от пола до верха второго купола составляет 48 м, общая высота с куполом и крестом 62 м. В конструкции купола Воронихин впервые применил чугун, а также железо.

Устремленностью ввысь центральной, подку-польной, части собора, большой протяженностью залитого светом главного нефа, богатством перспективных картин его стройных колоннад зодчий создал ощущение свободного развития обширного внутреннего пространства собора, связал интерьер здания и его внешние формы в композиционное и ритмическое целое. Полукольцо наружной колоннады мощно завершает эту композицию и вместе с тем несет в себе ее гармоническое разрешение в архитектуре площади, являя собой образное утверждение идеи архитектурного единства здания и города.

Казанский собор в целом - замечательное произведение великого русского архитектора, который поднял искусство ансамбля в градостроительных приемах архитектуры на новую, более высокую ступень реалистического мастерства по сравнению с предыдущим временем.

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.