Антропология как наука - основные понятия. Методология физической антропологии

Расы 5 порядка

Расы 4 порядка

Расы 3 порядка – антропологические типы

Малые расы – расы 2 порядка

(десятки, до сотни):

Например: Беломоро-Балтийская малая раса, Памироферганская малая раса – жители Узбекистана, Таджикистана, Арктическая малая раса

(сотни, до тысячи)

Расы n-го порядка (и т. д.)

Рас на Земле очень много. Все расы действуют по популяционному признаку. Люди - очень вариабельный вид.

II. Существует 2 пути образования рас (2 типа рас):

1. Гомогенная раса - образуются путём изоляции каких-либо популяций от более крупного расового ствола. Гомогенным путём образовались большие расы. Например: Арктическая малая раса входит в состав Большой Монголоидной расы. Признаки монголоидов: скулы выступают, лицо треугольной формы, узкий разрез глаз, жесткие волосы, слабый рост волосяного покрова.

2. Гетерогенная раса - сложилась в результате смешения рас двух и более высокого порядка. Например: на границе Европеидной и Монголоидной рас образовалась новая смешанная группа - гетерогенная раса 2 порядка.

Методология - это научное мировозрение.

Методология - это исходные базовые принципы, на которых строится дальнейшее учение.

Методология - это базовые походы к исследованию данной науки.

В методологии физической антропологии имеется ответ на главный вопрос - о соотношении в человеке: с одной стороны биологического, с другой стороны в совокупности социального, духовного и культурного. Отсюда видовой, родовой признак - наличие разума, культуры, социума.

Человеческий социум - явление уникальное. Человек видит и понимает социальную связь, а животные не видят и не понимают - в этом и есть абсолютная уникальность человеческой социальности. С преувеличением или преуменьшением соотношения биологического и социального рассматриваются следующие подходы:

ñ Преувеличение биологического - расизм. Научный подход расизма - все культурные, экономические, социальные различия среди человечества определяется изначальным биологическим неравенством.

Важно: Нет биологически отсталых и нет биологически передовых людей.

В Европе и Америке нельзя говорить о расах, о расовых различиях.

ñ Преуменьшение биологического в человечестве.

Нужно чётко различать парные понятия: например, раса и народ (этнос). Раса - понятие биологическое, народ - понятие социокультурное. Раса и язык: раса - биологическое, язык - понятие лингвистическое. Язык и речь? - подумайте над этими понятиями.

Морфология делится на 2 группы (субдисциплины):

1. Соматология – рассматривает организм в целом, полностью (например, конституционная антропология);



2. Мерология – организм рассматривается по частям, по отдельности.

Классификация мерологии :

1) Краниология (кранос – внутренняя поверхность) – часть мерологии, изучающая череп человека;

2) Остиология – изучение всех остальных костей человека;

3) Одонтология – нормированные вариации в строении и развитии зубной системы человека (существует более 300 признаков зубов: из них более 70 расовых диагностических признаков);

4) Дермотоглифика – изучает вариации кожных узоров на пальцах, ладонях и стопах человеческого организма (не существует 2 одинаковых узоров у людей, они не повторяются, индивидуальны);

5) Серология – наука о вариациях групп и факторах крови (существует 4 группы крови и 2 резус-фактора: положительный и отрицательный);

6) И т.д. науки, изучающие мягкие ткани лица, внутренние органы и многое другое.

Лекция №2: Основные проблемы антропогенеза

2 особенности антропогенеза:

· Было время, когда человека не существовало;

· Пришло время - человек появился.

Выделяется 2 аспекта (проблемы) антропогенеза:

I. Человек (всё человечество в целом) рассматривается, какбиологический вид (сущность),как некотораябиологическая составляющая.

Внебиологическое в человеке : социум (общество)→ культура (всё поведение человека несёт на себе отпечаток культуры)→окружающая среда → и другие составляющие→ всё сводится и касается антропоса (человека), как биологического существа.

Окружающая среда – та часть природы, которая входит в деятельность человека, которая стала главным фактором деятельности человека, это часть культуры, это часть человека.

Антропогенез – понятие не только биологическое, человек рассматривается также с точки социальности, культуры, духовности.

Антропогенез – это также окружающие нас домашние животные, можно сказать, что они тоже «человек», т.к. их происхождение, одомашнивание напрямую связанно с человеком.

Пример: физик-математик С.П. Капица изучал проблему демографии, как феномен, как глобальную проблему всего человечества в целом с помощью математических методов и расчетов, моделей демографии. Его подвигла к этому следующая формула: точная пропорция между массой тела человека и количеством организмов особей каждого вида. Людей должно быть на Земле столько, сколько масса тела. Согласно средней массе тела людей на Земле должно быть 100 000 особей, но людей в 70 000 раз больше, чем, если бы люди рассматривались как биологический вид, Земля перегружена людьми.

Первый и главный (основной) философский аспект антропогенеза – вопрос о том, как и под воздействием каких природных факторов, вызовов, что же не доставало мирозданию, что появился такой феномен - человек, как объект целостный системы.

Человек возник, не только, как биологическая сущность, а как существо с сознанием, которое живёт в социуме, у него есть воя культура. Человек возник в мироздании, как сгусток культурности, социальности, духовности.

Подведём итог, что человек – это не только биологическое тело, но и социальность, культурность, духовность → это и есть главная проблема в широком плане.

II. Второй аспект (проблема) в антропогенезе в узком плане, как часть физической антропологии - выделить в большой сфере человека те биологические структуры человека, которые отвечают 2 условиям:

· Структуры, которые чётко отличают человека от других млекопитающих;

· Эти биологические структуры должны в наибольшей степени повлиять на появление этой сферы социального, духовного, культурного.

Биология человека похожа на других животных, а в социальном плане он отличается от них существенно.

Натурфилософия превращает «антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». «В чем же состоит мой метод? В том, чтобы посредством человека свести все сверхчеловеческое к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические, эмпирические факты и примеры».

Другими словами, жизнь духа требовалось понять в зависимости от жизни тела, дух подчинить «природе»: из телесных процессов необходимо вывести духовные, из физиологии – психологию, из движений в теле – явления сознания. Далее соответственно из научной антропологии следует вывести «естественную систему наук о духе».

Вначале это была механистическая антропология. Действительно, в XVII веке естествознание было представлено одной лишь физикой (главным образом механикой), а потому было неизбежным представление, что естествознание сводится к физике. Отсюда естественно возникал соблазн описать мир с помощью понятий и законов механики. Возникают «теоретические» конструкции «человек-машина». Такая антропология «…возникла из перенесения методов и основных понятий механической конструкции телесного мира на область духовной жизни. Декарт совершил переход к этой новой антропологии, подчинив жизненные духи во всех их действиях механической закономерности. Наиболее полное перенесение механических законов на духовную жизнь произвели Гоббс и Спиноза».

Понятно, что научное сознание современного человека вряд ли усмотрит в этой позиции что-либо интересное. Однако с философской точки зрения здесь, несомненно, примечательна попытка использования модели механизма для объяснения мира и человека. Иначе говоря, если прежде целесообразность мира связывали с действием разума, то в механистической натурфилософии все выглядит много проще: оказывается, что для осуществления целесообразности достаточно механизма. «Организм животных и людей – целесообразно конструированные машины; посредством движения духов жизни они механически переносят изменения в чувствах в мозг и возбуждают там, также с помощью механически закономерного движения, изменения в мышцах, посредством которых эта машина реагирует на внешний мир. Таким образом механически реализуется целесообразность жизни …».

Чтобы проиллюстрировать сказанное, достаточно привести некоторые используемые Р. Декартом сравнения. «Тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или другой автомат…»; «Механизм нашего тела…»; «…Подобно тому как ход часов зависит от одной только упругости их пружины…». И все-таки – отдадим должное – вряд ли представления Декарта следует считать абсолютно механистическими. «До сих пор я описывал Землю и весь вообще видимый мир наподобие механизма… однако наши чувства, несомненно, заставляют видеть в нем и иное, как, например, краски, запахи, звуки и прочие чувственные свойства; если бы я совершенно не упомянул об этом, могло бы казаться, что мною опущено объяснение большинства явлений природы». Другое дело, что во время Декарта не существовало специфического научного способа (лишь математическое естествознание дает строгое описание) описания этих чувственных свойств, помимо механики.

Кроме того, важно понимать, что когда Декарт механистически описывает человеческое тело и даже душу, он никоим образом не ведет речь о целостном человеке. Даже если не иметь в виду его дуализм (который вряд ли совместим с идеей единства человека), «научное» описание человека ведется только в части субстанции протяженной и никоим образом не касается субстанции мыслящей. Хотя, конечно, существует определенная неточность терминологии в различных произведениях Декарта, вследствие чего иной раз субстанцией мыслящей называется душа, а не разум. «…Моя сущность состоит только в том, что я – мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном лишь мышлении <…> …Моя душа… всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него»; «Я состою из тела и души»; «…Я не только помещаюсь в моем теле, как кормчий в своем корабле… я с ним так тесно соединен и словно смешан, что составляю одно целое с ним».

Трудно непротиворечивым образом описать и местонахождение души, мыслей. «Без труда можно доказать, что душа воспринимает все не в силу того, что она находится в каждом члене тела, но лишь в силу того, что она находится в мозгу…». «…Известная очень маленькая железа, находящаяся в середине вещества мозга… <…> есть главное местопребывание души». Однако чуть ранее, на предыдущей странице: «…надо знать, что душа действительно связана со всем телом и что, собственно, нельзя указать, в какой из его частей она находится». «Тепло и движение частей тела возникают в теле, мысли же – в душе». «…Движения, вызванные в крови предметом страсти, следуют немедленно за отдельными впечатлениями в мозгу, в зависимости от расположения органов и без всякого содействия души. Поэтому не существует такой человеческой мудрости, которая была бы в состоянии противодействовать страстям без достаточной предварительной подготовки».

Есть даже фрагмент, который очень похож на то, что мог бы сказать З. Фрейд: коль скоро существует связь между душой и телом, то «легко понять то необыкновенное отвращение у некоторых из нас, которое связано с запахом розы или с присутствием кошки и т. п. Понятно, что эти явления происходят только оттого, что в начале нашей жизни мы были очень сильно потрясены чем-нибудь, похожим на это…».

Живое тело всего-навсего – это работающий, исправный автомат (то есть машина, которая движется сама собой), нервы представляют собой «как бы маленькие ниточки или маленькие трубочки» «животные духи» – это «очень легкие частицы крови»; страсти души это движения, «вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов”», причем «седалище страстей не в сердце».

Декарту вторит Гоббс. «В самом деле, что такое сердце , как не пружина ? Что такое нервы , как не такие же нити , а суставы – как не такие же колеса …».

Позже по мере развития наук о живой природе от человека-машины переходят к человеку-растению. В этом смысле примечательны уже сами названия трактатов Ж. Ламетри: «Человек-машина», «Человек-растение», «Животные – больше, чем машины». Общая идея остается прежней: единство природы, постижимое научно, ставит человека в положение лишь части природы. Вопрос лишь в различии научных методов. «Мы начинаем смутно распознавать единообразие природы, этими еще слабыми лучами света мы обязаны изучению естественной истории. Но до какой степени простирается это единообразие?».

В трактате «Человек-машина» Ж. Ламетри сначала, исходя из важности «медицинской» идеи человека, рассуждает о том, что различие между человеком и животным всего лишь количественное.

«…В данной работе нами должны руководить только опыт и наблюдение. Они имеются в бесчисленном количестве в дневниках врачей, бывших в то же время философами, но их нет у философов, которые не были врачами. Первые прошли по лабиринту человека, осветив его…». «…Различные состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела».

«Истинные философы согласятся со мной, что переход от животных к человеку не очень резок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков? Животным особого вида, у которого было меньше природных инстинктов, чем у других животных…». «Сырое мясо развивает у животных свирепость, у людей при подобной же пище развивалось бы это же качество; насколько это верно, можно судить по тому, что английская нация, которая ест мясо не столь прожаренным, как мы, но полусырым и кровавым, по-видимому, отличается в большей или меньшей степени жестокостью…». «Слова, языки, законы, науки и искусство появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался необделанный алмаз нашего ума. Человека дрессировали, как дрессируют животных; писателем становятся так же, как носильщиком. Геометр научился выполнять самые трудные чертежи и вычисления, подобно тому как обезьяна научается снимать и надевать шапку или садиться верхом на послушную ей собаку. Все достигалось при помощи знаков; каждый вид научился тому, чему мог научиться. Таким путем люди приобрели то, что… называют символическим познанием ».

Когда же речь идет о человеке-машине, то по сути к сказанному Декартом не добавляется ничего нового.

«Человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения». «Но если все способности души настолько зависят от особой организации мозга и всего тела, что в сущности представляют собой не что иное, как результат этой организации, то человека можно считать весьма просвещенной машиной! <…> Итак, душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит». «…Душа является только движущим началом или чувствующей материальной частью мозга… <…> Тело можно уподобить часам…». «Итак, мы должны сделать вывод, что человек является машиной…».

Несколько занятнее «человек-растение».

«У человека, как и у растений, имеется главные корень и волосные корни. <…> Но человек не является просто опрокинутым деревом, мозг которого представляет как бы корень… <…> Легкие – это наши листья… <…> Есть ли у нас нужда в листьях и ветвях? <…> Если у цветов есть листья или лепестки , то мы можем рассматривать как таковые наши руки и ноги». «Хотя животное и является растением, обладающим способностью к движению, его можно считать существом совсем иного характера…».

В самом деле, «животные – больше, чем машины».

«До Декарта ни один философ не считал, что животные – это машины». «Мозг – кладовая, арсенал, реестр всех наших идей! Фи, фи еще раз! Не хватает только определить таким же образом память, чтобы полностью согласиться с материализмом». «Прочь, грубые телесные силы, позорящие души животных механическими и тривиальными сравнениями, вполне достойными тех презренных, которым они приходят на ум!» У животных тоже есть нематериальная душа, однако, несмотря на определенное сходство людей с животными, животные несравненно «ниже человеческой породы».

Несомненно, подобные примеры можно было бы приводить и далее, однако сказанного вполне достаточно, чтобы резюмировать: роль естественнонаучной антропологии как основания натурфилософии в конечном счете состоит в том, что изучение человека, а вслед за тем – и изучение общества попадают в компетенцию биологии. Натурфилософии свойственно игнорировать особенности социокультурной (в том числе исторической) реальности.

При этом, конечно, совсем не обязательно настаивать на тождественности человека и животного. «…Нам нет нужды выходить за сферу чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животным возвышающееся». Важно, что из «естественно» понятого человека нужно попытаться вывести «естественную систему наук о духе».

«Естественная система наук о духе»

Эта «новая», естественнонаучная антропология становится основанием для «естественной морали», «естественного права», «естественной религии».

Основой естественной системы наук о духе «было учение об общих понятиях, врожденных понятиях или первичном понимании, на которых могли быть основаны рациональная теология, наука о праве и государстве, и наконец, рациональное естествознание». Иначе говоря, в человеческой природе «содержится естественная система религии и нравственности, права и научной истины…». Отсюда понятна популярность таких терминов, как «естественный свет», «естественный разум». Они являются естественными в том смысле, что прямым образом относятся к так называемой «природе» человека, если под «природой» понимать то, что человеку врождено. Не в последнюю очередь это ассоциируется с представлением Р. Декарта о врожденных идеях. «…Имеются понятия настолько ясные сами по себе, что, определяя их по школьным правилам, их можно лишь затемнить… они не приобретаются путем изучения, а рождаются вместе с нами». В рассудке, «в нем одном естественно заложены первичные понятия или идеи, представляющие собой как бы зародыши (semenses) постижимых для нас истин». Практически то же самое говорит Т. Гоббс в главе с примечательным названием «О началах и прогрессе философии» из «Левиафана»: «…имелись испокон веков различные правильные, общие и полезные умозрения, как бы естественные растения человеческого разума».

Коль скоро это «естественные» представления, о них можно говорить не умозрительно, а на научном уровне, претендуя на объективность описания. «Главный прогресс состоял в том, что этот новый метод, преисполненный гордого сознания возможности говорить о душевных процессах, как математик о фигурах или физик о законах движения, создал посредством точного применения каузального исследования первые строгие теории в отдельных разделах антропологии. В результате этого наставления в морали и пустой идеал в политике могли уступить место научному мышлению». К замечанию о прогрессе надо, конечно, отнестись с большой долей иронии; остальное сказано совершенно верно. Главное, что не дух, не культура, не социум, а природа определяет, что такое хорошо и что такое плохо… долженствование, мораль выводятся из природы. «Мораль бессильна без природы, она должна опираться на простейшие естественные средства». «Законы природы всегда обязывают совесть…».

Аналогично Гоббс рассуждает о естественном праве, используя идею римской юриспруденции о том, что в жизненных понятиях (в «естественном» разуме) содержится «естественное» право. Оно общезначимо, коль скоро происходит из общезначимых жизненных понятий, а следовательно, представляет собой не что иное, как естественный закон (закон природы). Добродетели, таким образом, выводятся из законов природы.

«Естественное право … есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого. <…> «Естественный закон …есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». «Естественные законы неизменные и вечны». К их числу относятся справедливость и благодарность, взаимная уступчивость и любезность, прощение обиды и беспристрастие; есть законы против оскорбления, гордости, надменности, законы о жребии, о первородстве и первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу и о свидетелях – всего девятнадцать естественных законов. Эти естественные законы и есть добродетели; «противоположные же качества суть порок, т. е. зло . <…> «Наука об этих законах… есть истинная и единственная моральная философия».

Естественные законы – это правила, которыми люди руководствуются, чтобы избежать «естественного состояния»: «…естественное состояние, т. е. состояние абсолютной свободы, есть анархия и состояние войны…». Однако естественные законы противоречат естественным страстям, а потому власть должна принуждать людей к их соблюдению. Таким образом, естественные законы по указанию государства становятся гражданскими законами.

(Интересно для сравнения процитировать Ж. Ламетри, который не противопоставляет естественный закон естественным чувствам, а, напротив, уверен, что древнейший принцип морали (этот принцип, как известно, восходит к Будде, Конфуцию, Христу либо даже к более ранним временам) есть некое естественное чувство человека: «Как определить, что такое естественный закон? Это – чувство, научающее нас тому, что мы не должны делать, если не хотим, чтобы нам делали то же».)

Натуралистические представления правосознания, конечно же, не могут не сопровождаться натуралистическим учением о государстве. Гоббс самым простым образом применяет модель организма для объяснения государственного устройства. Государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным и более сильным, чем естественный человек… В этом Левиафане верховная власть , дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа , должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы, награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы , выполняющие такие же функции в естественном теле ; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу ; безопасность народа – его занятие; советники , внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память ; справедливость и законы суть искусственный разум и воля; гражданский мир здоровье; смута болезнь, и гражданская война смерть ».

Для построения «естественной системы наук о духе» наряду с естественной моралью и естественным правом недостает пока естественной религии. Термин «естественная религия», следует признать, используется неоднозначно. Чаще всего «естественная религия» понимается как «естественная теология» – говоря словами Ф. Бэкона, она божественная по характеру объекта, естественная – по методу изучения. Нередко она также выглядит как «натурфилософия религии».

Наиболее впечатляющим примером такого подхода является исследование христианства Л. Фейербахом, для которого главное – природа и человек как часть природы, откуда он выводит все остальное.

«…Истинный смысл теологии есть антропология…». «…Антропология есть тайна христианской теологии ». «Религия есть тождественное с сущностью человека воззрение на сущность мира и человека». «…Божественные свойства суть только антропоморфизмы». «Если бы бог был объектом для птицы, он казался бы ей существом пернатым…». «Бог есть человек, человек есть бог».

Антропология «критикует догмат и сводит его к естественным, прирожденным человеку элементам ». «Различия божественной сущности Троицы суть естественные, телесные различия».

«Вода крещения, вино и хлеб причастия в их естественной силе и значении гораздо более важны и действенны, чем в смысле сверхъестественном, иллюзорном». «Первое определение Бога заключается в том, что он есть отвлеченное , дистиллированное существо».

Наконец, очень похоже на то, что позже З. Фрейд скажет о религии как о детском неврозе человечества: «Религия – младенческая сущность человечества…». Фрейд при этом, однако, замечает: «Нехорошо пересаживать понятия далеко от той почвы, на которой они выросли…». Диагноз поставлен верно?

Натурфилософия может строиться не только на основе естественнонаучного знания, но и на основе мифа, коль скоро миф – это особый способ описания природы (мира как природы). Примеры – мифологизированная натурфилософия античности и Ренессанса

В античной натурфилософии единство духа с природой раскрывается в учениях о космосе и о Логосе. «Естественная система метафизики» зародилась у греков еще в классическом периоде. Наибольшее развитие она получает у стоиков. «Основное понятие стоиков – природа. Она является для них системой сил, с необходимостью определяемой центральной божественной силой, которая есть логос, номос, так что каждое изменение закономерно зависит от целого. Следовательно, посредством логических операций можно усмотреть в процессах природы логическую, целесообразную и закономерную связь мирового целого. Таким образом, и для стоиков, что совершенно очевидно, в основе объяснения познания лежит принцип его соответствия логическому характеру действительности. Так понятия как продукт логических операций врастают в логическую связь мира, и их связь в знании становится критерием для интерпретации восприятий».

Родственность человеческого разума и разумного мироустройства лежит в основе натуралистической этики стоиков, которая строится на принципе: изучение природы дает руководство для поведения человека. Этот на первый взгляд экзотический принцип основан на тождестве индивидуального логоса – человеческого разума и космического Логоса – универсального закона. Человеку надлежит вести себя разумно , а коль скоро космос устроен разумно, то это означает не что иное, как вести себя сообразно устройству космоса.

«Идея универсального Логоса определяет собою этику стоиков, вытекающую из основ Сократова учения. «Жить сообразно природе» - значит «жить сообразно разуму»…<…> Все зло сводится в конце концов к неведению, к неповиновению разуму, к отвращению от разума».

В эпоху Ренессанса общий принцип натурфилософии конкретизируется на основе астрологии и алхимии. Астрология включает человека в единую систему природы: космические стихии, небесные тела, минералы, растения, животные человек.

Аналогичные представления свойственны и алхимии. Однако в алхимии особыми символическими веществами являются соль, сера и ртуть (иногда к этой триаде добавляют четвертый элемент – азот). Конечно, соль, сера и ртуть понимаются здесь вовсе не в современном научном смысле. Предполагается, что каждое из этих трех символических «веществ», в свою очередь, тройственно, то есть содержит соль, серу и ртуть, однако в «соли» преобладает соль и т. д. Коль скоро человек понимался как своего рода «зеркало» мира, воплощающее в себе структуру мира, то тройственность человека – тело, душа, дух – ставилась в соответствие трем элементам – соль, сера, ртуть. Соответствующие выводы об аналогии и даже родственности компонентов составляли, например, основу медицины того времени: болезни тела следовало лечить солью, болезни души – серой, а болезни духа – ртутью. Последствия подобного «лечения» легко оценить, учитывая, например, известный научный факт, что ртутосодержащие вещества вызывают психические расстройства.


Философский идеализм

Можно говорить как об идеализме вообще, так и о его основных видах – идеализме субъективном, объективном, трансцендентальном. Можно, в зависимости от целей, идти еще дальше и рассматривать, например, многообразие концепций объективного идеализма. Для выявления сущности идеализма как типа философского мышления потребуются первые два подхода.

Основной принцип идеализма достаточно прост и выражает, как нетрудно видеть, саму сущность философского отношения к миру, если понимать философию как мировоззрение. «…То, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения».

Иначе говоря, идеализм, в отличие от науки и натурфилософии, никоим образом не претендует на объективное описание мира и человека. Важнее понять не то, что есть мир сам по себе, а то, что есть мир для человека, утвердить личность как центр всех смыслов мира. «…Только идеализм, во всех его формах, пытается уловить субъективность как субъективность и сообразоваться с тем, что мир никогда не бывает дан субъекту или сообществам субъектов иначе, нежели как имеющий значимость для них с тем или иным опытным содержанием в этой соотнесенности…».

Э. Гуссерль называет это «парадоксальностью человеческой субъективности: бытие сразу и в качестве субъекта для мира и в качестве объекта в мире». «Со стороны жизненного мира мы суть в нем объекты среди объектов… С другой стороны, мы суть субъекты для этого мира, а именно, как познающие его в опыте, обдумывающие, оценивающие, целенаправленно соотносящиеся с ним Я-субъекты, для коих этот окружающий мир имеет только тот бытийный смысл, который когда-либо придали ему наш опыт, наши мысли, наши оценки…».

Несмотря на многообразие идеалистических учений, можно сформулировать общее определение идеализма: «Подлинный философский идеализм состоит не в чем ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т. е. чувственные предметы, суть лишь видимость, явление. <…> Это всеобщее в вещах не есть нечто субъективное, принадлежащее исключительно нам, а в качестве ноумена, противопоставленного преходящему феномену, представляет собой истинное, объективное, действительное в самих вещах, подобно тому как платоновские идеи существуют в единичных вещах как их субстанциальные роды, а не где-либо вдали от этих вещей».

Физическая антропология, или антропология в классическом понимании, изучает физическую природу человека. Как особая отрасль науки она оформилась второй половине ХIХ века. Ее становлению способствовали: дарвиновская теория эволюции, находки частей скелета и предметов материальной культуры первобытных людей, разработка методов антропо- и краниометрии, развитие генетики и создание вариационной статистики, которая открыла возможность обработки данных массовых антропологических исследований.

Одним из первых разработал методику антропометрии французский антрополог, анатом и хирург Поль Брока (1824-1880). Он сконструировал ряд приборов для измерения человеческого тела и основал Парижское антропологическое общество (1859).


Наиболее полную методику антропологических исследований разработал уже в первой половине ХХ века швейцарский антрополог Рудольф Мартин. Его методики легли в основу дальнейших разработок в этой области.

В России основоположниками антропологии являются А.П. Богданов и Д.И. Анучин. Анатолий Петрович Богданов (1834-1896) был профессором зоологии Московского университета, его работы посвящены главным образом краниологии древней Руси. Он занимался усовершенствованием и унификацией антропо- и краниометрических исследований. По его инициативе было основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863) и организована антропологическая выставка. Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) – многосторонний ученый: антрополог, географ, этнограф и археолог. Принимал участие в организации первой в России антропологической выставки и антропологического музея в Московском университете, был президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Возглавил кафедру антропологии в Московском университете (1919) и НИИ антропологии (1922). Основные научные работы Д.Н. Анучина посвящены аномалиям развития черепа и географическому распределению роста людей.

В постреволюционный период произошел бурный расцвет антропологии. Среди ученых этого периода наиболее выдающимся был Виктор Валерианович Бунак (1891-1978), который заведовал кафедрой антропологии в МГУ и лабораторией в институте антропологии. Его научные работы посвящены морфологии черепа и мозга, расоведению, проблемам антропогенеза и генетики человека. Он обосновал ряд схем физического развития и конституции человека, внедрил новые методы антропологических исследований и обработки данных массовых исследований населения, дал антропологическое обоснование ГОСТ на одежду и обувь.

С середины 30-х годов прошлого столетия развитие антропологии в нашей стране затормозилось по идеологическим мотивам и вновь оживилось в постсталинский период. Начиная с 50-х годов, резко расширился фронт исследований в области антропологии.


В настоящее время работы по антропологии ведутся во многих научных учреждениях. Их центром являются НИИ и музей антропологии имени Д.Н. Анучина в МГУ, кафедра антропологии в МГУ, сектор антропологии института этнографии в Москве и кунсткамера в Санкт-Петербурге при музее антропологии и этнографии. Проблемы антропологии изучаются в НИИ физиологии и морфологии детей и подростков Москвы, Сибирском отделении РАМН, Московской академии физической культуры, на кафедрах анатомии человека медицинских университетов Саратова, Ростова на-Дону, а также в Новосибирской и Красноярской медицинских академиях. В Саратовском медицинском университете с 2002 года преподается курс медицинской антропологии на кафедре анатомии человека.

- (биологическая антропология) Наука, изучающая механизмы биологической эволюции, генетическое наследование, человеческую адаптивность и видоизменения, морфологию приматов, скелетные останки человеческой эволюции. Частичный синоним расовой… …

ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - (physical anthropology) см. Антропология … Большой толковый социологический словарь

Биологическая (или физическая) антропология - комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразия человека современного вида и его эволюционных предшественников. Предметом изучения биологической антропологии является многообразие… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Антропология русских - Антропология русских комплекс наследственно определяемых признаков, характеризующих генотип и фенотип русских. Большинство антропологических и генетических показателей русских близки к средним значениям по Европе. Содержание … Википедия

Антропология в России - зародилась в начале XVIII века. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Содержание 1 Развитие антропологии в… … Википедия

АНТРОПОЛОГИЯ - (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.

АНТРОПОЛОГИЯ Энциклопедия социологии

Антропология - У этого термина существуют и другие значения, см. Антропология (телепередача). Антропология (др. греч. ἄνθρωπος человек; λόγος «наука») совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития … Википедия

АНТРОПОЛОГИЯ - англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… … Толковый словарь по социологии

АНТРОПОЛОГИЯ - (от греч. anthropos человек и logos слово, учение) 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека (физическая антропология) . 2. Наука, изучающая культуру… … Российская социологическая энциклопедия

Книги

  • Атлас анатомии человека. Том I , Г. Л. Билич. Учебное пособие содержит обобщенные сведения о строении тела человека на всех уровнях его организации – от макроскопической до ультрамикроскопической топографии, или расположения органов в… Купить за 490 руб электронная книга
  • Социальная антропология , Дмитрий Михайлов. Знания о человеке, охватываемые в современной культуре концептом «антропология», рассматриваются в данном учебном пособии с точки зрения междисциплинарных связей, сложившихся в его основных…

Биологическая (физическая) антропология - наука, изучающая изменчивость нормальной биологии человека во времени и пространстве, его происхождение, расовое разнообразие, возрастные и конституциональные особенности и процессы, их сопровождающие.

Биологическая или физическая антропология в отечественной науке чаще называется просто антропологией, тогда как в западной традиции под термином " антропология" обычно понимается весь обширный комплекс знаний о человеке, включающий в основном науки социального цикла. Предметом антропологии является нормальная биология человека в своём многообразии (патологическую биологию изучает уже медицина). Фундаментом антропологии служат анатомия, морфология, физиология и биометрия. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками - генетикой , эмбриологией, палеонтологией и прочими. Однако, имея объектом изучения человека, антропология неизбежно занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Хотя антропология в строгом смысле является биологической наукой, она более, чем другие биологические отрасли, пересекается со многими естественнонаучными разделами - геологией, географией, статистикой, а в особенности - с социальными науками - историей, археологией, этнологией, лингвистикой, психологией, философией и иными. Задача антропологии - проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Основные области исследований, задачи и методы биологической антропологии

Биологическая (физическая) антропология изучает изменчивость биологических свойств человека во времени и пространстве. Поэтому обычно выделяют три основных раздела антропологии: антропогенез, расоведение и морфологию человека.

Антропогенез, иначе называемый палеоантропологией, палеонтологией человека или эволюционной антропологией, изучает изменчивость человека во времени. Расоведение, нередко называемое этнической антропологией , изучает изменчивость человека в пространстве. Морфология человека занимается индивидуальной изменчивостью человека - возрастными изменениями и конституциональными особенностями.

Исследователи антропогенеза ставят своей целью проследить все перепетии эволюции человека. Непосредственные задачи весьма разнообразны. Это, во-первых, выявление и классификация многообразия современных и ископаемых приматов - приматология и палеонтология приматов. Знание анатомии, морфологии и этологии приматов даёт представление о положении человека в ряду живых существ, однозначно - по всему существующему комплексу сведений (сравнительной анатомии, эмбриологии, генетики, молекулярной биологии, этологии и палеонтологии) - указывает на принадлежность человека к отряду приматов, позволяет понять факторы и причины разнообразных путей эволюции многочисленных ветвей этого обширного отряда.

Второй значительной задачей антропогенеза является изучение собственно палеонтологии человека или палеоантропологии в широком смысле. Классификация и датировка ископаемых предшественников нашего вида Homo sapiens занимают одно из центральных мест в разделе антропогенеза. Следующий этап познания - выявление в многообразии предшественников собственно нашей линии эволюции и тупиковых ветвей. Принципиальным является изучение факторов и непосредственных причин эволюции человека, на первых этапах почти исключительно биологических, а на поздних дополняющихся и даже вытесняющихся социальными. Одним из наиболее значимых результатов является открытие факта неравномерности биологической и социальной эволюции человека. Выявление специфики человека - одна из важнейших задач антропогенеза.

Науками, тесно соприкасающимися с разделом антропогенеза, являются геология, разнообразные методы датирования, археология, этнология, психология, генетика, эмбриология, философия.

Расоведение изучает изменчивость биологических наследуемых свойств человека в пространстве на уровне больших групп - популяций. Ни для кого не секрет, что люди разных регионов планеты заметно отличаются друг от друга, в том числе - по биологическим наследуемым признакам (стоит подчеркнуть, что изменчивость может быть и иной - по языку, религии, хозяйственно-культурному типу и многим другим параметрам, обычно никак не связанным не только с расоведением, но и друг с другом). Непосредственными задачами расоведения являются выявление и классификация многообразия расовых типов человечества, что невозможно без определения и описания расовых признаков. Расовые признаки имеют свою иерархию, поскольку одни больше пригодны для разделения крупных групп человечества, другие работают на малых масштабах. Следующей задачей является изучение географического распространения рас, поскольку люди всегда перемещались по Земле и продолжают делать это всё активнее; современное распределение рас далеко не обязательно соответствует местам их первоначального формирования. Тут мы вплотную подходим к двум из важнейших задач расоведения: во-первых, к истории формирования современных рас, которая теснейшим образом переплетается с антропогенезом; во-вторых, к исследованию причин, факторов и механизмов расообразования. История рас входит в палеоантропологию в узком смысле, изучающую людей, живших от верхнего палеолита до современности, в том числе образ их жизни, влияние на них условий окружающей среды, способы приспособления людей к этим условиям. Среди механизмов расообразования ключевое место занимает проблема адаптивной ценности некоторых расовых признаков, выявление их "полезности" или "вредности" в конкретных условиях окружающей среды (как выясняется, подавляющее их большинство фомировалось довольно случайным образом, без какой-либо прямой пользы для их носителей). В связи с этой проблемой острейшим вопросом была и, к сожалению, остаётся борьба с расистскими измышлениями о психологической иерархии рас, существовании "высших" и "низших", "неполноценных" рас. Наконец, крайне интересным является изучение продолжающегося и ныне процесса расообразования.

Науками, наиболее плотно соседствующими с расоведением, являются этнология, лингвистика, археология, история, психология, география и генетика.

Морфология человека - весьма обширный раздел антропологии, включающий в себя изучение индивидуальной изменчивости человека. Из трёх основных разделов антропологии этот имеет наибольшее практическое значение. Задачами возрастной антропологии являются, прежде всего, периодизация онтогенеза - развития человека от рождения до смерти (ранними этапами жизни занимается ауксология, поздними - геронтология). Тут одной из основных проблем является явление неравномерности роста разных систем и органов организма, благодаря чему можно выделить разные типы роста. Крайне важной представляется проблема определения биологического возраста, для решения которой необходимо корректно пользоваться критериями биологического возраста. В самом процессе онтогенеза важнейшим представляется так называемый перипубертатный период - период полового созревания и ростового скачка; изучение процессов, происходящих с организмом подростков в это время, всегда стояло в первых рядах антропологии. Следующей проблемой возрастной антропологии является мониторинг и выявление причин акселерации - ускоренного развития как отдельных людей, так и их групп в мировом масштабе, а также факторов, влияющих на её ход. Вообще, факторы, определяющие рост и его темпы, привлекают самое пристальное внимание антропологов. Всё большую значимость приобретают геронтологические проблемы: выявление неблагоприятных изменений в старческом возрасте и способов их облегчения или преодоления; особняком стоит изучение феномена долгожительства и факторов, ему благоприятствующих.

Индивидуальная изменчивость формы тела человека изучается соматологией, а в более глобальном плане - с привлечением данных о значимости тех или иных аспектов сложения для здоровья человека - конституционологией . Основными задачами тут являются классификация соматических и конституциональных типов, определение их различия и распределения по возрасту и полу, а также выявление межгрупповых различий. Важный и актуальный вопрос - адаптивная ценность конституциональных признаков и их связь со здоровьем человека или, напротив, болезнями, а также - с профессиональной деятельностью и социологическими факторами. В более широком плане показательно выявление существования адаптивных типов человечества, доминирующих в разных группах человечества и связанных главным образом с климатическими условиями. Тут необходимо отметить бурное развитие в последнее время таких областей, как спортивная и медицинская антропология, решающих вышеперечисленные и близкие к ним задачи. Развитие учения о физическом развитии как мере сил и здоровья человека всегда будет оставаться актуальнейшей задачей антропологии. Особый интерес вызывает проблема связи разных конституциональных признаков между собой, а особенно - с психологическими свойствами человека, иначе - связь соматотипа и психотипа.

Наконец, сугубо практическое значение имеет эргономика - область антропологии, занимающаяся оптимизацией и стандартизацией изделий народного хозяйства.

Морфология человека теснейшим образом образом связана с такими науками, как анатомия, генетика, молекулярная биология, медицина, психология, социология.

Кроме антропогенеза, расоведения и морфологии, антропология включает ряд более частных дисциплин, данные которых используются как самостоятельно, так и в качестве существенных элементов трёх основных разделов антропологии.

Например, одонтология - наука о зубах. От многих, если не большинства, ископаемых приматов и предков человека остались одни зубы, поскольку они - самая прочная часть организма. Зубы несут важную информацию о систематическом положении, питании, болезнях, уровне агрессии. В расоведении данные одонтологии позволяют разграничивать основные ветви современного человечества и делать предположения о времени их разделения. В возрастной антропологии зубы - незаменимый источник сведений о хронологическом и биологическом возрастах.

Дерматоглифика занимает в чём-то схожее с одонтологией положение в системе антропологических дисциплин. Она изучает кожные узоры прежде всего - на кончиках пальцев, но также на ладонях и стопах. В антропогенезе и возрастной антропологии использование данных дерматоглифики ограничено, но в расоведении, конституциональной, спортивной и медицинской антропологии они часто весьма ценны и даже незаменимы.

Палеопатология изучает болезни древних людей, чем классическая медицина не занимается. Палеопатология имеет свой характерный набор методов, отличных от медицинских в силу специфики материала. Кроме данных о собственно болезнях, палеопатология даёт уникальные сведения об образе жизни, обычаях, специфике хозяйственной деятельности и общем благополучии древних людей, расвечивая и оживляя таким образом картину, получаемую историческими дисциплинами - историей и археологией.

Палеодиетология изучает питание древних людей, тесно переплетаясь с палеопатологией и археологией.

Физиологическая антропология, вместе с использованием данных генетики и биомолекулярных методов даёт бесценные сведения о потенциальных возможностях организма конкретного человека; также, её результаты широко используются в расоведении и даже антропогенезе.

Этология человека - новый и бурно развивающийся раздел антропологии, тесно связанный с приматологией и психологией, занимается изучением поведения человека методами, какими обычно изучается поведение приматов, причём получает при этом уникальные результаты.

Основным комплексом методов антропологии является биометрия - набор способов сбора и статистической обработки биологической информации в математизированной форме. Примечательно, что многие основоположники антропологии стояли и у истоков статистики, эти две дисциплины всегда шли рука об руку. Методы сборы материала в антропологии в значительной степени унифицированы, особенно это касается соматометрии и остеометрии с краниометрией - методов измерения тела, скелета и черепа, соответственно. Кроме измерений и описаний тела и его частей, собранных по собственно антропологическим методикам, антропологи используют данные генетики, молекулярной биологии и эмбриологии. Кроме того, антропологи широко привлекают результаты исследований, проведённых в рамках иных наук, особенно - истории, археологии, этнологии, географии, медицины. Статистическая обработка материалов, как правило, в антропологии имеет более высокий уровень, чем в других биологических дисциплинах. Однако, по понятной причине в антропологии крайне ограничены возможности проведения опытов и экспериментов и исследования носят обычно ретроспективный характер.

История биологической антропологии

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта " Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". В этом анатомическом сочинении термин " антропология" был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена " Антропология, или рассуждение о человеческой природе". В этой работе термин " антропология" впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Видимо, именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой.

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека - антропология в их понимании почти тождественна психологии.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось ещё одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока , в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Официальной датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе Анатолия Петровича Богданова - "основателя антропологической науки в России" - был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ).

Памятная дата для антропологической науки в нашей стране - осень 1919 года - организация в Московском государственном университете кафедры антропологии. Несмотря на разгар гражданской войны, по ходатайству Дмитрия Николаевича Анучина в Московском государственном университете учреждена кафедра антропологии, в задачу которой входила подготовка молодых специалистов в различных областях науки о человеке. А в 1922 г. также благодаря инициативе Д.Н.Анучина при Московском Университете основан Научно-исследовательский институт антропологии.

После организации Института антропологии получает новое направление работа московских антропологов, возглавляемая В.В. Бунаком, учеником Д.Н. Анучина. Это направление связано с дальнейшим расширением базы антропологических исследований и разработкой антропометрических методов. Интенсивно развивается начатое Е.М. Чепурковским (1871-1950) применение биометрического и географического методов исследования. Под руководством В.В. Бунака получают свое развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. Широко развернулись исследования антропологического состава населения России и Республик СССР. К этому времени относятся работы В.В. Бунака и П.И. Зенкевича по антропологии народов Поволжья, А.И. Ярхо - по тюркским народам Алтае-Саянского нагорья и Средней Азии, Н.И. Ансерова - по Азербайджану, Л.В. Ошанина - по Средней Азии, Л.П. Николаева - по населению Украины и другие. Большие материалы были собраны по вопросам физического развития, конституции, возрастной морфологии. Антропологическая наука обогатилась палеоантропологическими находками.

Наибольший вклад в развитие антропологии в СССР внесли В.В. Бунак , Г.Ф. Дебец, М.А. Гремяцкий, Я.Я. Рогинский , В.П. .

Отметим главное - в первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. В своем основании она имела практически непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека (знаменитая "Анучинская триада" наук, связанных между собой неразрывно: антропология - археология - этнография).

К этому периоду - этапу становления физической антропологии - относится разработка общих и частных антропологических методик, формируются специфическая терминология и сами принципы исследований. Наконец, происходит накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и, при этом, единства человека как биологического вида.

Основные научные результаты и достижения

Основным достижением антропогенеза является определение места человека в системе животного мира, выявление и доказательство родства человека с остальными приматами. В результате полуторавековых исследований в настоящее время в общих чертах и во многих частностях определены этапы эволюции как приматов в целом, так и собственно человеческой линии эволюции, обнаружены, описаны и сопоставлены многие тысячи находок, в совокупности представляющие практически полный эволюционный ряд от предков приматов до человека. Выявлены как тупиковые ветви, так и предковые линии для всех современых групп приматов и Homo sapiens "а, в частности.

Немаловажным результатом исследования палеонтологии приматов является осознание того факта, что существовали иные, потенциально возможные, но по разным причинам неосуществившиеся пути эволюции разума. Уникальность человечества не столько в его конкретных свойствах, а в том, что путь нашей эволюционной линии к разуму был пройден до конца, а все препятствия на нём были успешно преодолены, тогда как другие, конкурирующие линии пресеклись. Познание причин их неуспеха может иметь поучительное и даже практическое значение для выживание самого человечества.

Основные и ведущие признаки нашего вида появлялись не в одно время и менялись с разными скоростями. Например, прямохождение возникло не менее 6,5 миллионов лет назад, первые орудия появились 2,7 миллиона лет назад, огонь был "приручен" 1,5 миллиона лет назад, речь в развитом виде была освоена не ранее 1 миллиона лет назад (вероятнее - позже), захоронения умерших стали производиться в самом зачаточном виде 325 тысяч лет назад, а в более-менее развитом - лишь около 120 тысяч, искусство в настоящем смысле этого слова обнаруживается около 40 тысяч лет назад и тогда же мы можем констатировать завершение формирования полного комплекса морфологических признаков нашего вида - Homo sapiens . Так что вопрос о времени появления человека имеет много возможных ответов, в зависимости от того, что мы считаем за ведущий признак человека. Важным выводом изучения антропогенеза является также то, что многие черты, которые большинство людей склонны считать уникальными для человека и присущими только ему, на самом деле таковыми не являются и роднят человека с различными приматами и даже более далёкими по родству животными (например, смех, юмор, альтруизм, способы выражения эмоций, проявления агрессии, доминирования и подчинения, способность не только использовать, но и изготавливать орудия труда и многое-многое другое). Более того, парадоксальным выводом последних исследований является то, что многие важнейшие черты строения черепа, зубов, кисти и стопы (обычно считавшихся ведущими видоспецифическими признаками человека) на самом деле более схожи у человека с древнейшими человекообразными обезьянами, нежели, скажем, при сравнении шимпанзе с теми же ископаемыми общими предками. Таким образом, по ряду признаков человек является удивительно "примитивным" приматом. Этот замечательный результат, наверное, явится большим ударом по самосознанию тех людей, которые склонны идеализировать человечество и коренным образом отделять его от животного мира.

Основным достижением расоведения является установление бесспорного видового единства современного человека - Homo sapiens sapiens , а также принципиального сходства когнитивных (познавательных) способностей представителей разных рас, а следовательно - ложности расистских построений. Одним из оснований такого заключения является доказательство отсутствия связи разных расовых признаков друг с другом, а уж тем более - с особенностями психического развития и социальными параметрами (такими как язык, религия, хозяйственно-культурный тип, уровень политического и экономического развития общества). Например, форма волос не связана с их цветом, формой носа и размерами глаз; на одном языке могут говорить представители разных рас, а представители одной расы - на совершенно разных языках. Антропологами определены в целом факторы и механизмы расообразования: адаптация путём естественного отбора, а также генетико-автоматические процессы - генный дрейф, эффект предка, половой отбор и другие. Важным выводом является обнаружение того факта, что лишь малая часть расовых признаков имеет явно выраженные адаптивные свойства, выявленные, например, для цвета кожи, формы волос и черепа, относительной ширины носа и губ; большинство же формировалось по случайным причинам. Таким образом, распределение конкретных комплексов признаков в разных популяциях имеет мозаичный и во многом стохастический характер, хотя эти комплексы довольно устойчивы в силу их генетической природы и конкретно-исторических причин (что особенно наглядно проявляется в случае сильной изоляции группы).

Хотя изучение рас человечества далеко не завершено, уже сейчас в общих чертах и многих деталях известны этапы, время и место сложения основных расовых групп, история их преобразования, миграций, смешения и случаи длительной изоляции. Этническая антропология (в узком смысле) сделала большие успехи в изучении этногенеза многих конкретных этносов, в особенности живущих на территории нашей страны. Это касается как крупных народов, так и немногочисленных. Важным выводом этнической антропологии является то, что длительное соседство, положительное взаимодействие и историческое взаимовлияние народов всегда имело благотворное действие на их развитие, в биологическом плане это особенно наглядно проявлялось в виде ускорения и упрощения адаптации к неблагоприятным условиям среды при метисации аборигенных и мигрантных групп, что, например, выражалось в уменьшении детской смертности и увеличении средней продолжительности у мигрантов.

В последнее время бурно развивается область антропологии, изучающая различия расовых групп на генетическом уровне. Уже накоплен обширнейший материал по этой тематике, во многом ещё ожидающий своей разработки и осмысления.

Достижения морфологии человека имеют наибольшую практическую значимость среди прочих областей антропологии. На основе регулярного обследования детей и подростков проводится обновление ростовых стандартов и мониторинг здоровья, что имеет принципиальное значение для будущего страны. Выявленные связи между биохимическими и соматическими особенностями, с одной стороны, и здоровьем, с другой, позволяют осуществлять эффективные профилактические меры и избегать серьёзных болезней, вызванных, например, повышенным содержанием тяжёлых элементов на производстве. Медицинские антропологи разработали ряд способов ранней диагностики и заблаговременного определения риска ряда заболеваний на основе антропологических методов, в качестве примера можно привести диабет и ишемическую болезнь сердца. Обнаружены достоверные взаимосвязи между многими видами профессиональной деятельности и соматотипом, что даёт возможность качественнее производить профессиональный отбор. Наилучшие результаты в этой области демонстрирует спортивная антропология; потенциально возможно выявление будущих олимпийских чемпионов ещё в раннем детстве, хотя в реальности такой уровень пока не достигнут. Другой аспект той же области исследований - установление связей между экологическими, социальными условиями жизни и здоровьем: например, обнаружена чёткая корреляция ослабления физического развития детей в семьях с курящими родителями, сопоставимая с негативными последствиями жизни в промышленно-загрязнённых районах.

Геронтологическими исследованиями выявлены основные причины старческих изменений организма, как на соматическом, так и на генетическом уровнях. Изучены основные факторы, способствующие продлению жизни вплоть до возраста долгожителей, как сугубо биологические (например, некоторые формы мутаций), средовые (климат, питание), так и социальные (например, пониженный уровень стресса и уважительное отношение к пожилым людям со стороны окружающих).

Установлено замедление и, фактически, прекращение в настоящее время процесса акселерации как во всём мире, так и в нашей стране. Уникальные и очень важные исследования касаются здоровья и развития детей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, а также от длительных межнациональных конфликтов.

Большой интерес вызывают работы по установлению связей между соматотипом и психотипом; в настоящее время доказано их существование, но лишь на грани статистической достоверности. Иначе говоря, по внешнему виду кокретного человека нельзя установить его характер, темперамент и прочие психические свойства, но среди нескольких тысяч, например, астеников, встретится больше людей определённого психического склада, чем среди пикников.

Огромный экономический выход имеют результаты стандартизации и эргономических разработок - от текстильной промышленности до авиастроения и военной техники.

Приоритетные направления антропологических исследований

Антропогенез : изучение ранних стадий эволюции австралопитеков, "ранних Homo ", выявление древнейших миграций гоминид, уточнение особенностей эволюции африканских, европейских и азиатских архантропов, установление видового статуса неандертальцев и их роли в сложении современного вида человека, определение места и времени формирования вида Homo sapiens sapiens .

Расоведение : описание современных расовых типов человечества, выявление генетической основы расовых признаков, изучение истории, места и времени формирования современных рас и этносов, изучение процессов метисации в современности, изучение сложения новейших расовых комплексов, борьба с расизмом.

Морфология: мониторинг здоровья детей и подростков, отслеживание явлений акселерации и ретардации, выявление связей среда-социум-организм, а также соматических, биохимических и генетических признаков между собой, поиск новых значимых признаков для ранней диагностики и профилактики болезней (в том числе профессиональных), спортивная антропология, антропологическая стандартизация и эргономика.

Рекомендуемая литература

Антропология. Хрестоматия. М., 1997.

Алексеев И.П. География человеческих рас. М., 1974.

Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропо-ло-гических исследований. М., Наука, 1966, 251 с.

Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирова-ние человеческих рас. Палеолит. М., Наука, 1978, 284 с.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., Политиздат, 1984, 462 с.

Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропо-ло-гических исследований. М., Наука, 1964.

Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологиче-ских нишах земли (биологические аспекты). М., МНЭПУ, 1998.

Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию: Учебное пособие для студентов. М., МГППУ, 2004, 368 с.

Бунак В.В. Род Homo , его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.

Дерябин В.Е. Антропология. М., МГУ, 2009, 344 с.

Ископаемые гоминиды и происхождение че-ло-века. Тр. ин-та этнографии АН СССР, нов. сер., т. 92. М., Наука, 1966, 560 с.

Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., МГУ, 1973, 244 с.

Морфология человека. М., 1991.

Павловский О.М. Биологический возраст у человека. М., 1987.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М. 1963.

Харитонов В.М., Ожигова А.П., Е.З. Година, Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология. М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2003, 272 с.

Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., 1990.

Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека. М., МГУ, 1978, 216 с.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., МГУ, 2005, 400 с.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.