Что такое адаптивная физкультура. Понятие о адаптивной физической культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Дополнительная образовательная программа

профессиональной переподготовки

«Физическая культура. Технологии, методы преподавания и организация учебно-тренировочного процесса в спортивных и образовательных учреждениях, кружках, секциях»

Итоговый реферат

Адаптивный спорт

Выполнила слушатель:

Лоторева Юлия Николаевна

Курск 2016

Введение.

4. Заключение.

Список используемой литературы.

1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.

Адаптивный спорт – это спорт инвалидов. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям – медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

Адаптивный спорт является разновидностью адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.

С момента рождения ребенка, его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть с ним в гармонии.

Физическая культура, как одна из частей общей культуры человека, связана с комплексом научных дисциплин. И при глубоком изучении теории и методики физической культуры выявляются закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движения и развития психофизических качеств: позволяет методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии :

Наличие или отсутствие отклонений здоровья в дошкольном или школьном возрасте. Для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать все о здоровье родителей, что позволяет определить направленность риска:

    уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;

    уровень физической подготовленности;

    нервно-психическое развитие ребенка (сюда относятся психические функции и социальное поведение);

    уровень функционирования основных систем организма;

    степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;

    наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;

    улучшение состояния здоровья.

Выявленные критерии позволяют установить не только состояние здоровья детей, но и установить высокую зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем его физического здоровья.

При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Так, малоподвижность, как вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.

Концепция укрепления здоровья предполагает:

    повышение устойчивости организма к заболеваниям;

    стимулирование роста и гармонического развития;

    формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;

    совершенствование реакций терморегуляций организма;

    закаливание организма;

    нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем;

    повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.

Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. С полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Отношение к физическому развитию личности состоит из компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, деятельностный.

Когнитивный компонент – это создание определенного запаса элементарных знаний и умений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к физической культуре.

Достаточность знаний учащегося о физической культуре характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое физическая культура, культура и личность, сущность и функции физической культуры, история физической культуры и спорта.

Достаточность знаний о роли гигиены, основ медицины и специальных физических упражнений на развитие личности учащегося. Умение оперировать полученными знаниями, способность анализировать и оценивать факты, высказывать обоснованные суждения.

Информированность в современных оздоровительных системах и возможности их применения.

Были установлены следующие уровни достаточности знаний: высокий, средний, низкий.

Первый уровень – высокий. К этому уровню относятся учащиеся, имеющие разносторонние знания в области физической культуры. У учащихся с этим уровнем достаточно многосторонний интерес к истории развития физической культуры, влияния на развитие духовной и физической личности. Учащиеся этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному явлению в развитии физического воспитания, спорта. У них есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

Второй уровень – средний. У учащихся этой категории интерес к знаниям по физической культуре, спорту неустойчив. В целом уровень знаний недостаточный, чтобы разбираться в физической культуре, спорте. Знания отрывочны и совершенно не основательны. Данная категория учащихся не отличается зрелостью и суждениях в поступках.

Третий уровень – низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к физической культуре не выражен, знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфики различных физических упражнений, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином достижении в физической культуре. Знаний о физической культуре практически нет.

В связи с тем, что большинство ослабленных детей ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.

3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.

«Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», – считает профессор П.А. Виноградов.

В резолюции Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой 9 декабря 1975 года, изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в том числе и мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.

Среди основных целей и задач отечественной Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования) физической культуры и спорта инвалидов».

Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:

    вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

    физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;

    обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;

    подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

    создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.

В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения.

Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.

Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.

В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).

Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).

Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.

Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:

1. Разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта.

2. Обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья.

3. Диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями.

4. Оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;

5. Организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;

6. Подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).

Таким образом, активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

4. Заключение.

Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.

Адаптивный спорт является видом адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации. Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем .

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах. Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Список используемой литературы:

    Богачкина Н.А., Психология. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2012. - 160 с.

    Загайнова Е.В., Хацринова О.Ю., Старшинова Т.А., Иванов В.Г., Психология и педагогика. Учебное пособие. КГТУ, 2010. - 92 с.

    Козубовский В.М., Общая психология: познавательные процессы. 3-е изд. - Минск: Алмафея, 2011 - 368 с.

    Общая психология. /Под ред. Гамезо М.В. М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

    Островский Э.В., Чернышова Л. И., Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2009. – 384 с.

    Щербатых Ю.В., Общая психология. Завтра экзамен. СПб: Питер, 2010. - 272 с.

Отличие Адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры и других дисциплин.

Разработка научно-методических основ комплексной реабилитации инвалидов методами и средствами физической культуры и спорта является большой научной и социально значимой проблемой. Существенная специфичность двигательной активности инвалидов вызвала к жизни особое научно-педагогическое направление, в международной практике выступающее под общим названием - "Адаптивная физическая активность" (АФА).
В соответствии с новыми целями и подходами, происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название "Адаптивная физическая активность" (АФА). Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА - это термин объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и др. (адаптирующей) поддержке.

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой дисциплине родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Деятельность будущихспециалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация". Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает "...восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д".

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко можно убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогических циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являются две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Общие сведения

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья . Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете .

Предпосылки создания

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности "адаптивная физическая культура".Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Отдельные дисциплины

…при сердечно-сосудистых заболеваниях

Основная статья: Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях

...при детском церебральном параличе

Подготовка кадров

Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта . Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.

В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 "Адаптивная физическая культура", 034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр", "магистр").

Задачи

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Литература

  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000
  2. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. - Спб.: 1997
  3. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991
  4. Самыличев А.С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997
  5. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.
  6. Борис Оськин Поменявшись местами. С наступившего года гонки на инвалидных колясках в Питере могут стать международными. . №01 . «Совершенно секретно - версия в Питере»: (10.01.2005).(недоступная ссылка - история ) Проверено 25 октября 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Адаптивная физическая культура" в других словарях:

    Адаптивная физическая культура - вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями функций опорно двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций, содержащий в себе комплекс эффективных средств их физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции … Официальная терминология

    Основная статья: Адаптивная физическая культура Адаптивная физическая культура при сердечно сосудистых заболеваниях предусматривает применение физических упражнений, что является основным специфическим средством, с помощью которого достигается… … Википедия

    - … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами , Евсеев Сергей Петрович. В пособии рассматриваются содержание и методика адаптивной физической культуры в практике работы в таких сферах деятельности, как образование, воспитание, развитие, реабилитация,…

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) призвана помочь в интеграции в социум и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В ее арсенале комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на помощь тем, кто перенес операции, потерю зрения или слуха, удаление отдельных органов, утратили способность самостоятельно передвигаться.

Адаптивная физкультура разнится от:

  • физической культуры, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья, тем, что не использует исключительно физические упражнения и нагрузки ;
  • медицинской реабилитации тем, что направлена не только на восстановление функций организма, опираясь на принципы медицинского массажа, фармакологию и медтехнику;
  • лечебной физкультуры, поскольку направлена не общее оздоровление, а социализацию детей с серьезными нарушениями состояния здоровья.

Таким образом, АФК позволяет ребенку реализовать свой потенциал, используя комплекс естественных факторов: закаливание, физические нагрузки, правильное питание и режим дня.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

- Муниципальный проект по оздоровлению дошкольников - Социальное партнерство ДОО и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья

Адаптивная физическая культура: что это такое?

Сохранение здоровья детей приобретает стратегическое значение в контексте неутешительной статистики: 60-75% дошкольников страдают нарушениями осанка, 40% - имеют плоскостопие, у 50% диагностированы аномалии зрения, а у 70% нарушен процесс созревания скелета. Следовательно, им необходим комплекс мер, помогающим им преодолеть психологические барьеры, адаптироваться к социальной среде, внести свой вклад в развитие общества. Потому в редакции закона «Об образовании» от 1996 года был взят курс на внедрение в образовательные учреждения мер, позволивших детям полноценно развиваться адекватно возрасту. Особое внимание следует уделять детям с аномалиями в психическом и физическом развитии .

Чтобы кратко передать, что такое адаптивная физическая культура - это термин, который был введен в российскую науку в 1995 году вместе с открытием кафедры «Теории и методики адаптивной физкультуры» при Санкт-Петербургском госуниверситете физической культуры. Массовое ухудшение здоровья россиян спровоцировало то, что до внедрения понятия АФК в учебном заведении студенты-энтузиасты и педагоги разрабатывали программы физической культуры и спорта по работе с инвалидами. Три выпуска специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья показали, что страна нуждается в новом направлении деятельности для лиц с отклонениями здоровья - адаптивной физкультуре.

За годы работы научные сотрудники университета сделали немало для развития адаптивной физкультуры в России:

  1. Были разработаны документы, в которых была обоснована практическая и научная значимость нового направления, описаны отличительные черты специальности, перспективы ее развития и востребованными, примерный учебный план и проект госстандарта.
  2. В 1997 году был утвержден первый госстандарт по этой специальности, а три года спустя он был дополнен, чтобы в 2009 году был представлен госстандарт третьего поколения. Так, сегодня специалистов по адаптивной физкультуре выпускает свыше 80 средних и высших учебных заведений.
  3. Были подготовлены научно-методические и информационно-методические пособия, учебники по адаптивной физкультуре, типовые программы по дисциплине. Преподаватели принимают активное участие в программах повышения квалификации, передавая знания коллегам из других городов и регионов, были проведены курсы в крупных городах России и стран СНГ.

Сегодня АФК - это интегрированная наука, которая объединяет ряд образовательных направлений, совмещая в себе не только физическую культуру для инвалидов , но и психологию, коррекционную педагогику и медицину. призвана восстановить социальные роли ребенка, помочь ему восстановить психологическое состояние.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В дошкольных образовательных для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ должна создаваться коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда, которая подразумевает ряд требований:

  • Гигиенические - соблюдение зрительной нагрузки, правильного питания и режима дня, использование успокаивающих светлых оттенков в окружающих ребенка предметах, спортивном инвентаре, внутренние помещения должны быть окрашены матовой фактурой краски; достаточное освещение спортивного зала, площадки.
  • Педагогические - систематический контроль над самочувствием ребят, при расчете физической нагрузки принимается во внимание дифференцированный и индивидуальный подходы. Для профилактики новых и коррекции существующих отклонений в состоянии здоровья воспитанников используются традиционные и нетрадиционные средства АФК. В работе использует интересный спортивный инвентарь, обонятельные, зрительные, вибрационные, звуковые и осязательные ориентиры, способствующие слуховому и зрительному восприятию. Применяются разновидности йоги, ритмика, методы ЛФК.
  • Психологические - в группах должен создаваться психологически благоприятный микроклимат, воспитанником важно поощрять, создавать ситуации успеха, регулярно рассказывать об успешных спортсменах и тех, кому своим трудом и усердием удалось преодолеть последствия травм или врожденных недугов, чтобы через них сформировать стремление к физическим упражнениям и заботе о своем здоровье.

Адаптивная физкультура: проблемы развития направления

Внедрение адаптивной физкультуры в России прошло непростой путь развития. Для успешной реализации концепции необходимо преодолеть комплекс проблем:

  • Специалисты социальной сферы уделяют недостаточное внимание методам адаптивной физкультуры, недооценивают их роль в общей реабилитационной программе и интеграции детей с ОВЗ в социум.
  • Представители физической культуры и спорта в большей мере ориентированы на спортивные достижения и соревновательные результаты, чем на их реабилитацию, потому они уделяют мало внимания развитию жизненной компетентности у занимающихся.
  • В «Типовом положении об образовательном учреждении допобразования детей» занятия адаптивным спортом в значительной мере ограничены для дошкольников, поскольку дети-инвалиды, согласно документу, могут заниматься только по месту жительства, следовательно, под запретом находятся соревнования и поездки к местам состязаний, которые выходят за локацию места жительства ребенка.
  • В российских ДОУ ощущается острая нехватка тренеров-преподавателей адаптивной физкультуры и спорта, поскольку в вузах данная специальность оказалась невостребованной. Вместе с тем в СМИ наблюдается отсутствие заинтересованности в адаптивном спорте и любых событиях, связанных с ним. При этом подавляющее большинство объектов спортивной инфраструктуры не предназначены для детей-инвалидов.
  • В области адаптивной физкультуры на государственном уровне отсутствует нормативно-правовая база госситемы допобразования (состав и число групп, максимальная наполняемость, режим работы учебно-тренировочных учреждений и оплата труда их сотрудников не регламентированы).
  • Сложности мотивирования детей-инвалидов связаны с тем, что в Едином календарном плане международных и всероссийских спортмероприятий не представлены соревнования для детей с ОВЗ. А в Единой всероссийской спортивной классификации отсутствуют разрядные нормы присвоения несовершеннолетним с ОВЗ юношеских разрядов спорта.

Виды адаптивной физической культуры

Адаптивная физкультура применима к дошкольникам со стойкими нарушениями здоровья. Она выступает частью общей культуры и входит в систему физкультуры в качестве одного из направлений социальной деятельности. Все ее усилия сконцентрированы вокруг формирования правильных привычек, оздоровления тела, укреплению и поддержанию здоровья, самореализации способностей, духовных и физических ориентиров.

АФК делится на несколько направлений, которые могут использоваться комплексно или по отдельности.

Скачать виды упражнений для занятий адаптивной физкультурой для детей с ДЦП
Скачать в.docx

1 Нормализация мышечного тонуса. Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений.
2 Помощь в становлении статокинетических рефлексов Упражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте.
3 Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния Упражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание. Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела.
4 Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движений Малоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание.
5 Подвижные игры Подвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания.
6 Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом.
7 Упражнения для расслабления мышц Упражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений.

Независимо от формы активности, двухлетки должны проводить в движении до двух с половиной часов в день, а дошколята трех-семи лет - до 6 часов.

С детьми, страдающими ДЦП, проводятся занятия в нетрадиционной форме. Среди различных видов востребованы:

  • Упражнения в сухом бассейне, который заполнен разноцветными шариками. Дети во время занятий имеют безопасную опору, однако могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие. Таким образом развивается координация движений, двигательная активность и равновесие. В бассейне с шариками можно делать любые упражнения для укрепления мышц спины, функций рук и кистей, зрительно-моторную координацию.
  • Гимнастика на фитболе или физиоролле (соединенных между собой гимнастических мячах), специальных мячах с ручками, мячах-стульях и прозрачных мячах с колокольчиками внутри. Подобные упражнения улучшают мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, двигательные навыки, положительно влияют на психо-эмоциональное состояние.
  • Упражнения на батуте или матах позволяют развить пространственные отношения и вестибулярный аппарат. Используются прыжки с изменением положения тела, с поворотом, перекаты, кувырки и группировки.

Музыкальное сопровождение позволяет детям с ДЦП совершенствовать чувства ритма. Инструктор может использовать аудиозаписи, традиционные и нетрадиционные музыкальные инструменты (например, барабан, бубен или ложки), коллективные хлопки или топание. Подходит ритмичное чтение стихов, пение. Произвольные движения дошколята могут выполнять в положении лежа или сидя.

ВВЕДЕНИЕ

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги -- хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это - чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?

В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее -- всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах .

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается , что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма .

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .