Деятельность I–IV Государственных Дум.

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 г. Состоялась всего лишь одна сессия. По своему составу I Дума оказалась самой любопытной из всех четырех. Прежде всего ее костяк составили люди самого работоспособного возраста: от 30 до 40 лет – 40,4 процента, от 40-50 – 37,2 процента. Люди, как видим, достаточно зрелые. 42 процента думцев имели высшее и 14 процентов – среднее образование. Православных оказалось свыше 75 процентов, католиков – 14, магометан – 3,3, лютеран – 3,1, иудеев – 2,7 процента. По национальному составу I Дума выглядела так: 59 процентов членов Думы были великороссами, малороссами – 13,8, белорусами – 2,9, поляками – 11, евреями – 2,8, татарами – 1,8 процента. По сословному признаку самую многочисленную группу представляли крестьяне – 45,5 процента, затем дворяне – 36 процентов. Членами Думы являлись десять князей, четыре графа и два барона (см.: Бородин Н.А. Государственная Дума в цифрах. - СПб, 1906. Стр. 12, 14, 15, 16, 20).

По партийной принадлежности самой массовой фракцией были кадеты – 153 (34,1 процента). Октябристы насчитывали 13 человек (2,9); автономии, куда входили группы от так называемых нацменьшинств – 63(14). Беспартийных было 105. Внушительную фракцию составляли представители «трудовой группы», в которую входили тогдашние аграрники, социал-демократы, левые кадеты и другие.

Председателем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев, проректор Петербургского университета. Из 436 принявших участие в голосовании за него было подано 426 голосов (Государственная Дума. Созыв I. Сессия I. Полный стенографический отчет. Т. 1, с. 2).

Голосовали записками, на которых писали имя кандидата в Председатели Думы, передавая их в президиум, где думский пристав (должность, обеспечивавшая порядок во время заседаний) и его помощники складывали записки в урны. Они же вскрывали урны. Подсчет голосов производила счетная комиссия из числа членов Думы. Назывались все кандидаты. После чего каждый из претендентов отвечал на вопрос, оставляет ли он свою кандидатуру для баллотировки шарами. Члены Думы получали баллотировочные шары и опускали их в ту или другую сторону, либо «за», либо «против» конкретного кандидата. Вызывали членов Думы для баллотировки шарами в алфавитном порядке губерний, от которых они были избраны.

Вслед за Председателем избирали рабочее бюро Думы из двух товарищей, или, по-современному, заместителей Председателя, Секретаря Думы и его товарища. Принимался порядок замещения Председателя и Секретаря Думы их товарищами. Потом осуществлялась проверка полномочий членов Думы, они распределялись по отделам с I по XI.

Весь этот порядок работы Думы и статистика, характеризующая ее состав, давали веский повод одному из немногих историков дооктябрьской Думы В.И. Герье заявить: «Первая русская Дума представляет собой интересное и во многих отношениях верное изображение современного состояния России» (Герье В. Первая русская Государственная Дума. 2-е изд. - М., 1906. С. 7).

I Дума выделялась из общего ряда и еще одним красноречивым обстоятельством. Полагая себя как бы наделенными «мандатом народа», многие думцы с первых шагов своей деятельности стали заявлять о себе как о «начальстве», а министров правительства третировать как «подчиненных».

Отмечая этот аспект психологии I Думы, тот же В.И. Герье не без остроумия заметил: «Преувеличенные представления о власти Государственной Думы проистекали у некоторых ее членов из личного самомнения. Демократы не обеспечены от того недуга, которым страдали юные римские цезари!».

Некоторые современники I Думы обратили внимание и на такой ее аспект – среди выступавших с думской трибуны не было таких, кто бы не клялся именем народа и не пытался провести свои, порою частные предложения непременно под знаменем отстаивания народных интересов. Герье даже выделил три наиболее распространенные категории «народоклятвенников»: 1) те, кто отождествлял себя с народом, чтобы придать себе больше веса и авторитета, – «риторическая погремушка»; 2) те, кто угрожая именем народа, взывали к его гневу; 3) демагоги от народовластия, или представители «вожделения народовластия».

Не менее часто употреблялось и слово «революция». Одни от нее предостерегали. Другие ее приветствовали, становясь на почву «захватного права». Совсем как в наши дни!

И все же при всех «издержках молодости» I Дума продемонстрировала, что представительное учреждение народа, даже избранное на основе не весьма демократического избирательного закона, не намерено мириться с произволом и авторитаризмом исполнительной власти. Эта черта российского парламента проявилась в первые же дни работы I Думы. В ответ на «тронную речь» царя 5 июля 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политическим заключенным, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных удельных монастырских земель и так далее.

Через восемь дней Председатель Совета Министров И.Л. Горемыкин решительно отмел все требования Думы. Последняя, в свою очередь, провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Министры объявили Думе бойкот и демонстративно прислали ей свой первый законопроект об ассигновании 40029 рублей 49 копеек на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. Дума ответила градом запросов. За 72 дня своего существования I Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов, она была распущена царем.

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Так же состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой, хотя по замыслу царедворцев должна была стать более правой.

Председателем Думы был избран Ф.А. Головин.

Интересна и еще одна подробность, которую также очень хорошо следует помнить и оценивать по достоинству. Большинство заседаний I и II Дум было посвящено процедурным проблемам. Это тут же вызвало в кругах «прогрессивной общественности» чуть ли не приступ думофобии. Как же, вместо того, чтобы «заниматься делом» (каким, никто из «прогрессистов» толком объяснить так и не смог), они ударились в крючкотворство. Известный тульский помещик-монархист, числивший себя почему-то по ведомству «левых», граф В.А. Бобринский поспешил окрестить II Думу «Думой народного невежества». Некий Н. Васильев в брошюре «Вторая Дума» мрачно рассуждал о том, что она «несомненно, является одной из глубоко печальных страниц истории русской общественности».

Рутинная работа, без «барабанного боя» и «грома пушек», оказалась не по нутру и многим членам II Думы. Стали сдавать нервы. Один из таких думцев – Карачевский-Волк – на одном из заседаний не выдержал и закричал: «Господа, мы сидим здесь три месяца. Что мы дали стране?».

Дальнозоркий В.И. Герье так прокомментировал этот убийственный, как казалось тогда и как многим кажется сегодня, вопрос следующим образом: «На это г. секретарь Государственной Думы мог бы ответить: «Немало: четыре тысячи столбцов стенографического отчета, нами напечатанных». И далее историк, как всегда точно, заключил: «На самом деле, это немало. Это более чем достаточно для того, чтобы страна познала вторую Думу и познала в ней самое себя. В этом познании самого себя заключается, как известно, начало и условие всякого преуспевания, всякого самосовершенствования» (см.: Герье В. Вторая Государственная Дума. – М., 1907. С. 1).

Работа II Думы любопытна тем, что она началась с изложения Председателем Совета Министров предлагаемого Думе плана законопроектных работ, расстановки правительством приоритетов в очередности принимаемых законов. Показательно, что Председатель использовал терминологию, чуть ли не зеркально похожую на современную. Или наоборот – это мы сегодня, сами того не подозревая, используем политическую лексику начала века.

Председатель Совмина говорил о том, что страна находится в «периоде перестройки», для которого настоятельно нужно создать «новые правоотношения, вытекающие из всех реформ последнего времени». Преобразования должны по воле монарха привести к превращению Отечества в «правовое государство», к «верховенству законов над волей частных лиц» и применял прочие, до боли знакомые ныне, термины и формулировки (см. Государственная Дума. Второй созыв. Стенографический отчет. Т. 1. – СПб., 1907. Стр. 106, 107 и др.). Как будто наши предки подглядывали издалека за нами, нынешними. Даже чуточку жутковато. И другое: как много удалось бы сделать уже в начале века, не прервись естественный ход событий.

В самом факте акцента II Думы на процедурно-правовые вопросы наиболее опытные политики сумели разглядеть далеко идущие цели – своеобразную форму борьбы с правительством для обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать.

Не случайно один из лидеров партии кадетов М. Виновер поспешил выступить с брошюрой для обоснования единственного тезиса – «Беречь Думу!». «Этих слов, ставших символом веры для думцев второго призыва, – писал он, – не слышно было по отношению к первой Думе. Первая Дума собиралась среди бурного порыва юного, чуждого хладным расчетам восторга; улица, общество, печать бравировали термином «конфликт». К конфликту никто сознательно не стремился, но о нем говорилось почти игриво. Опьяненное успехом общество было уверено, что когда грянет буря, кто-то за Думу постоит, и народное представительство выйдет из борьбы еще крепче» (Виновер М. Конфликты в первой Думе. – СПб., 1907. С. 3).

Как оказалось, – не вышло. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве «народной избранницы», не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года самодержавие распустило II Думу, одновременно изменив закон о выборах в третью Думу.

Третья Дума – единственная из четырех – проработала весь положенный по закону о выборах вДуму пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовали партийный расклад. В третьей Думе было крайне правых депутатов 50, умеренно-правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 1.

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков. Человек отчаянной храбрости, он участвовал в англо-бурской и русско-японской войнах, где прославился бесшабашностью и геройским поведением.

Известен такой факт из биографии Председателя III Думы. Часто поминаемый всуе печатью А.И. Гучков, когда впрямую была задета его честь, вызвал одного из наиболее досадивших журналистов на дуэль. Случай, наделавший тогда немало шума, послужил предметным уроком как для журналиста так и для многих его коллег. По-моему, такой способ выяснения отношений (им до Гучкова, как известно, пользовался и тогдашний премьер-министр П.А. Столыпин, честь и совесть которого при всем неоднозначном к нему отношении, были вне общественных подозрений), невзирая на архаичность и исключительность, куда порядочнее, чем потешающие журналистское сообщество мелочно-шутовские перепалки и потасовки вдумских кулуарах. В том числе и в наши дни.

Октябристы – партия крупных землевладельцев и промышленников – взяли в свои руки работу всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось право-октябристское большинство, когда с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское.

Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Несмотря на свое долгожительство, III Дума с первых же месяцев образования кочевала из одного кризиса вдругой. Острые конфликты возникали по разным вопросам: реформированию армии, извечно нерешенному в России крестьянскому вопросу, по отношению к «национальным окраинам». Личные амбиции раздирали на мелкие части думский корпус и в те времена. Но и в таких крайне трудных условиях депутаты Думы находили способы высказывать свое мнение и критиковать безобразия, нелепости строя перед лицом всей России. С этой целью думцы широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие они, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или инойминистр.

Не чувствуя ответственности перед Думой, министры порой отвечали ей с необычайной дерзостью. Так, на запрос о Ленском расстреле 4 апреля 1912 года, во время которого, по официальным данным, были убиты 202, ранены 170 человек, министр внутренних дел А. Макаров ответил: «Так было, и так будет впредь!». Благодаря гласности в работе Думы такие ответы становились известны всей стране и соответственно оценивались общественностью.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному соглашению фракций. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего, рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, Секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения Председатель и Секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту предложений. Не позднее определенного срока разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали доминирующие фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 членов.

Четвертая и последняя в истории самодержавной России Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период – канун Первой мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

С точки зрения состава она мало отличалась от III Думы. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем Думы весь цикл ее работы был крупный екатеринославский землевладелец октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила IV Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные, потешавшие Россию, личностные разборки между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов Русской армии на фронте, Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

Такие конфликты всегда сопутствовали деятельности Думы всех созывов. К чести думцев, они нередко ставили зарвавшихся представителей исполнительной власти на место.

Несмотря на всевозможные препятствия и насилие реакционеров, первые представительные учреждения России оказывали серьезное воздействие на исполнительные власти и заставляли считаться с собой даже самые жесткие правительства. Неудивительно, что законодательная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти, и именно поэтому Николай II стремился от нее избавиться.

Через восемь лет и один день после обнародования манифеста от 17 октября 1905 года – 18 октября 1913 года он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда IV Дума досрочно распускалась, с тем, чтобы вновь созданная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Она должна не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение по ним, с чем царь мог считаться или не считаться. Министр внутренних дел Н.А. Маклаков получил право обнародовать эти Указы тогда, когда сочтет нужным,

3 сентября 1915 года, после принятия IV Думой кредитов на войну, ее распустили «на каникулы». Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным образом из кадетов, решительно потребовали отставки военного министра-вора, негодяя и агента германского генштаба Б.В. Штюрмера – ставленника клики Григория Распутина. Его сняли, заменив на А.Ф. Трепова.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года она была вновь распущена за участие в «дворцовом перевороте» и возобновила деятельность лишь 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II.

25 февраля Дума опять была распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Причем в Таврическом дворце, где проходили думские совещания, этому никто не препятствовал.

IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Выступила против Советов. Участвовала в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград в августе 1917 года. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно.

6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих первых и последних партнеров по правительственному блоку – левых эсеров.

Чуть ранее, 18 декабря 1917 года, одним из декретов Совнаркома была упразднена канцелярия самой Государственной Думы. Так в России закончилась эпоха «буржуазного» парламентаризма.

1905 г. как совещательного представительного органа.

В ходе октябрьской политической стачки был издан Манифест 17 октября 1905 г., в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права.

Подробнее...

Выборы в первую Государственную думу

11 декабря" href="/text/category/11_dekabrya/" rel="bookmark">11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх - и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.

Состав первой Государственной думы

В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и старше - 15%.

Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два депутата были неграмотными.

Бойкот" href="/text/category/bojkot/" rel="bookmark">бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Социал-демократы прошли в Государственную думу "непартийным путём": они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию.

Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета . Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу кадетов, высказанную в форме пожелания частичной политической амнистии , создания "ответственного перед Государственной думой правительства", расширения избирательных прав и других свобод, увеличения крестьянского землевладения и др. В комиссиях Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.

принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке".

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104-х"), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда " и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7-8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё один проект Основного земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать "проект 33-х", как "ведущий к чёрному переделу".

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские
выступления.

9-10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание "Народу от народных представителей".

Председатель - (кадет).

Товарищи председателя: Пётр Д. Долгоруков (кадет); (кадет).

Секретарь - (кадет).

Количество депутатов в Государственной думе определяет российская Конституция. За свое существование, а это более двух десятков лет, данный закон не претерпел значительных изменений. В то же время история российского парламентаризма куда длиннее. Давайте узнаем, сколько депутатов в Государственной думе России, а также некоторые другие нюансы функционирования данного органа и его историю.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался - Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи. Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов - 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов - 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Учредительное собрание. Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Образование Государственной думы Российской Федерации

Поводом к образованию нового парламентского органа стала попытка значительной части депутатского корпуса Верховного Совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым в октябре 1993 года осуществить государственный переворот. Попытка успехом не увенчалась, но она послужила поводом для роспуска Верховного Совета.

В том же году президент России Борис Ельцин издал указ о формировании нового парламентского органа - Государственной думы. Выборы в Думу были осуществлены уже в декабре 1993 года.

Функции Госдумы

Теперь давайте узнаем, в чем состоит деятельность депутатов Государственной думы.

Государственная дума является высшим законодательным органом в России. То есть главной обязанностью депутатов является Этот парламентский орган имеет статус нижней палаты Федерального Собрания, верхней палатой которого является Совет Федерации.

Права и обязанности членов парламента указаны в Законе о статусе депутата Государственной думы. К примеру, этот закон гарантирует депутатскую неприкосновенность, а также ряд других привилегий народных избранников.

Срок полномочий депутатов

Первоначально, во время переходного периода сразу после учреждения Государственной думы, депутаты первого созыва получили свои полномочия всего на срок два года. Но уже со следующего созыва планировалось увеличить данный термин до четырех лет. Так и было сделано, поэтому с 1995 по 2011 год депутаты со второго по пятый созыв получали полномочия на срок четыре года.

Но с 2011 года срок депутатских полномочий был увеличен до пяти лет. Именно на этот период была дана возможность выполнять свои обязанности депутатам шестого созыва. Это было сделано в целях экономии бюджетных средств на проведение выборов.

Следующие выборы в депутаты Государственной думы назначены на сентябрь 2016 года.

Механизм проведения выборов

Что же представляет собой система выборов депутатов Государственной думы? Как говорилось выше, если ранее выборы депутатов проводились раз в четыре года, то теперь они проводятся раз в пять лет.

В России существует смешанная система выборов. То есть половина депутатов избирается по одномандатному избирательному округу, а другая половина - по партийным спискам. Таким образом, в первом случае избиратели голосуют за конкретного человека, который в случае победы в округе станет депутатом, а во втором случае - за партию. Именно данный подход позволяет максимально обеспечить как интересы конкретных регионов, так и электоральных предпочтений избирателей.

Численность депутатов

Теперь давайте все-таки выясним, сколько депутатов в Государственной думе. На указанный вопрос четкий ответ даёт Конституция Россия, в которой прописана численность парламента.

На данный момент в Государственной думе 450 депутатов. При этом указанная численность не менялась с самого образования данного парламентского органа в 1993 году.

Состав Государственной думы

Мы узнали, сколько в Государственной думе РФ депутатов. В то же время не менее важно знать, какие же силы на данный момент представляют народные интересы. Полный список депутатов Государственной думы на 450 человек из-за его громоздкости представить тут не получится, но мы можем изучить структуру парламента, узнав количество представителей от фракций в нем.

На данный момент больше всего в Думе депутатов от проправительственной фракции "Единая Россия" - 238 человек. Затем следуют депутаты от КПРФ - 92 человека. Следом за ними идут представители фракции "Справедливая Россия" - 64 человека. Меньше всего в парламенте депутатов от ЛДПР - 56 человек. Это количество депутатов обосновано оптимально потребностью представительства различных округов России, а также политических сил.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация. Ведь 450 депутатов - это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции - это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами, а также зарубежными парламентскими органами. Председатель Госдумы избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии "Единая Россия" Сергей Нарышкин.

Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом председатель Госдумы. Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Роспуск Государственной думы

Возможность роспуска парламента предусмотрена Конституцией России. Эта процедура может быть осуществлена, если Дума трижды отклонила предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства или трижды выражает тому недоверие. В этом случае глава государства может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента. Но пока что в новейшей российской истории данная процедура роспуска Государственной думы не применялась. Единственный роспуск парламентского органа был осуществлен в 1993 году при президенте Борисе Ельцине. Но тогда он ещё назывался Верховным Советом, то есть это было ещё до учреждения Думы.

Кроме того, уже несколько раз отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в индивидуальном порядке. В этом случае парламент сам принимает решение об отстранении своих отдельных членов. Например, по такой процедуре был отстранен от деятельности в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев.

Значение парламентаризма

Значение в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти, через который посредством института выборов, граждане реализуют свое конституционное право управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.

Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.

Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику, в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких включая отдельно выделенную законодательную власть, функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.

Высший законодательный представительный орган России Государственная дума Российской империи (1906-1917) созывалась четыре раза .

Первая Государственная дума действовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года . Ее открытие состоялось в Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года в течение одной сессии. В ее состав вошли 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 76 автономистов, 65 социал-демократов, 50 беспартийных, 37 социалистов-революционеров (эсеров), 32 октябриста, 22 монархиста, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, один представитель партии демократических реформ. Председателем думы был избран представитель партии кадетов Федор Головин. По составу депутатов Вторая дума оказалась значительно радикальнее своей предшественницы, хотя, по замыслу царской администрации, она должна была быть более лояльной к самодержавию. Кадеты пытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами, Польским коло, мусульманской и казачьей группой. Выдвинув лозунг "бережения Думы", кадеты пошли на сокращение своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии; добились принципиального одобрения бюджета, таким образом, укрепив доверие к царскому правительству со стороны его западноевропейских кредиторов.

Предлогом для разгона Думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 16 (3 по старому стилю) июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду.

Третья Государственная дума проработала весь пятилетний срок — с 14 (1 по старому стилю) ноября 1907 года по 22 (9 по старому стилю) июня 1912 года, состоялось пять сессий. В первую сессию дума насчитывала 154 октябриста и примыкавших к ним, 97 умеренно-правых и националистов, 28 "прогрессистов", 54 кадета, 50 крайне правых депутатов, 19 социал-демократов, 14 трудовиков, 11 представителей Польского коло, 8 представителей мусульманской группы, 7 представителей литовско-белорусской группы. Председателем Третьей Государственной думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник октябрист Александр Гучков, а с 1911 года — октябрист Михаил Родзянко. Итоги голосования зависели от позиции партии "Семнадцатого октября", ставших вместо кадетов фракцией "центра". Если октябристы голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (примерно 300 депутатов), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство (более 250 депутатов). В целом октябристы поддерживали политику правительства Петра Столыпина. В зависимости от обстоятельств они блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название "октябристского маятника".

Четвертая Государственная дума просуществовала с 28 (15 по старому стилю) ноября 1912 года по 10 марта (25 февраля по старому стилю) 1917 года. Официально она была распущена 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года. Были проведены пять сессий. Деятельность Четвертой Государственной думы проходила в условиях Первой мировой войны (1914-1918) и революционного кризиса, завершившегося свержением монархии.

В Четвертой Государственной думе сохранились правооктябристское и октябристско-кадетское большинства, задававшие тон в предыдущей Думе. Среди 442 депутатов националистов и умеренно-правых было 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (шесть большевиков, семь меньшевиков, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7.

Председателем Государственной думы был октябрист Михаил Родзянко. Октябристы играли в Государственной думе роль "центра", образуя, в зависимости от ситуации, правооктябристское (283 голоса) или октябристско-кадетское (226 голосов) большинство. Характерным для Четвертой Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции "прогрессистов".

Октябристско-кадетское большинство проявило себя в ряде оппозиционных правительству голосованиях, в попытках проявить законодательную инициативу. Однако законодательные инициативы октябристов и кадетов застревали в думских комиссиях или проваливались Государственным советом.

Поражения русских войск весной и летом 1915 года вызвали рост оппозиционных настроений в Государственной думе. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1915 года открылась четвертая сессия Четвертой Государственной думы. Лишь крайне правые депутаты полностью поддерживали правительство, большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося "доверием страны". Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию формального соглашения о создании Прогрессивного блока из 236 депутатов. Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики, хотя не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа Прогрессивного блока предусматривала создание "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Создание "правительства доверия", состав которого фактически должен был согласовываться с Государственной думой, означало ограничение властных полномочий императора Николая II, что было для него неприемлемо. 16 (3 по старому стилю) сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы и возобновила свои заседания 22 (9 по старому стилю) февраля 1916 года.

Открывшаяся 14 (1 по старому стилю) ноября 1916 года пятая сессия Четвертой Государственной думы начала свою работу с обсуждения общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя совета министров Бориса Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. 23 (10 по старому стилю) ноября Штюрмер вышел в отставку. Новый глава правительства Александр Трепов предложил Думе рассмотреть несколько частных законопроектов, в ответ Государственная дума выразила недоверие правительству, к ней присоединился Государственный совет. 29 (16 по старому стилю) декабря 1916 года Государственная дума была распущена. В день возобновления ее заседаний, 27 (14 по старому стилю) февраля 1917 года, представители думских партий организовали демонстрации к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Демонстрации и забастовки дестабилизировали ситуацию в Петрограде и приняли революционный характер. Указом

10 марта (25 февраля по старому стилю) 1917 года заседания Думы были прерваны.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.