Дидактическая игра по продуктивным видам деятельности "пейзаж". Использование игровых приемов для обучения детей продуктивным видам деятельности

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Задачи:
Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
Учить детей правильно пользоваться кисточкой.
Учить узнавать и называть цвет.

Материалы:
большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
кисти по количеству детей
наборы гуашевых красок (по количеству детей)

клеенка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Какая интересная девочка-кисточка.
Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.
Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!
Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).
Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.
Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.
Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)
Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?
Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).
Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.
(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.
Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)
В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка
В. Сутеева “Петушок и краски”.

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
настольный театр по сказке “Колобок”
мольберт
большая девочка-кисточка для воспитателя
3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
кисточки по количеству детей
краска желтого цвета
стаканы с водой
салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.
Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.
Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)
После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.
Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!
Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку.Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.
В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.
Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:
Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
Учить детей правильно пользоваться кисточкой. Учить техническим навыкам в рисовании краской.
Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:
наборы красок
большой лист ватмана (или обои)
кисти по количеству детей
кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
клеенка
игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.
Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:
Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.
Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.
Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).
Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.
Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?
Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.
Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.
Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.
Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще –
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.
Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.
Проводиться игра “На лесной лужайке”
После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:
Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
картинка “Петушок”
игрушки: петушок, курочка, цыплятки
пластилин желтого цвета
необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.
Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)
Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).
Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?
Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.
Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)
Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.
Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.
Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”
Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.
“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.
“Очень красивый, - радуются дети.”
Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:
Петушок, петушок Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Насте спать не даешь?
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.

Уважаемые коллеги!

Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, икак средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркийэмоциональный отклик. Взаимосвязьизобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

Включение игры в процессобучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием.Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувствапонимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.

Важнейшим условием игры,снимающим принудительный характер обучения,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.

Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития пониманияконструктивных особенностей формы,формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.

Дидактические задачи в отличии отобычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.

Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.

Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании,которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.

Собранные здесь игры появились в процессе поисков,соединения разных элементов ужеизвестных игровых занятий исозданных новых.

По целям обучения они могут быть объединеныв отдельные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».

2. Игры, способствующие реализацииживописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый - холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.

4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета - «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма - «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.

Имея общую цель - развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игрыобъединяются в 3 раздела:

1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;

2. дидактические игры и упражнения по лепке.

3. дидактические игры и упражнения на материале природы.

В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему,активизировать их деятельность.Так, в процессе создания игры и в течение самой игрыможно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).

Каждый предмет на свое мест

Наша задача:

Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки

Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет - голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половинерасположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другогонаоборот.

Варианты игры:

v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину столанесколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.

v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущегои дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя - синего цвета. Что это за предмет? Икому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет:«Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние - синего. Она нужна мне» и т.д.

КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватаетна полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.

Материал: Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки - полоска, разделенная на квадратные клетки. В2-4 клетках наклеены цветные квадратики.4-2 клетки - свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.

Варианты игры:

v Каждый играющий долженвнимательно рассмотреть предметы на карточке,по количеству клетокузнать,сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложитьна свободные клетки.

Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их.В бабочке есть следующие близкие цвета: красный - розовый, синий -фиолетовый и др.

ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ

Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материал: Алфавит,соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования

Варианты игры:

v Предложить детям рассмотреть алфавит, написатьпечатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем,вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализполученных изделий.

Дидактическиеупражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственногомышления и воображения и

творческих способностей детей ФОРМЫ

Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте- рес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб-ражение на плоскости; предложить вылепить объем- ные формы на основе имеющихся модулей (комбина- торика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылеп-ленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать простран- ственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет- ной плотной бумаги геометрические формы; рисун-ки геометрических тел.

Варианты занятий. В зависимости от поставлен- ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум при знакам сразу. Во что можно превратить каж дый из них и все вместе.

v Вылепить три разных круга. (Как можно это сде лать?)

v Вылепить три разных кубика. (Во что можно пре вратить каждый из них и все вместе?)

v Вылепить три разных квадрата.

v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)

v Вылепить три разных треугольника. (Как мож но это сделать?)

v Вылепить несколько геометрических тел.

v Вылепить несколько геометрических фигур.

v Вылепить домик из нескольких форм.

v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Наша задача. Учить детей «читать форму» — со-здавать образы в воображении на основе незакончен- ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.

Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци- линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи- рамида, конус.

Вариант игры. Учитель предлагает детям поиг- рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от-вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор- мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа- тива детей.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Н аша задача. Учить детей создавать новые схема- тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти-на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен- ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.

Вариант игры. Учитель раздает детям комплек- ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес- ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла- дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып- лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз- ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.

СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

Наша задача. Учить детей анализировать и вос- производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.

Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци- линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де- тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес- кие формы, аналогичные вылепленным деталям.

Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со- здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру- гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя- щей в данном случае.

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Наша задача. Учить детей создавать образ как от- гадку загадки без наглядного подкрепления.

Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто ; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.

Вариант игры. Учительсообщает детям, что сей- час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч- ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад- ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп- ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем- ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста- раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Золот хозяин — на поле,

Серебрян хозяин — с поля.

(Солнце и месяц.)

Поднялися ворота — всему миру красота.

(Радуга.)

Летит орлица по синемунебу.

Крылья распластала, солнышкозастала.

(Туча)

И комковат, и ноздреват,

И мягок, и ломок - а всех милей.

(Хлеб)

Сидиткрасна девица в темнице,

А кома на улице.

(Морковь)

Кругла, да не лук, желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов -

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Когда спать, когда вставать,

Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,

Когда дела начинать.

(Часы)

Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми наматериале природы, для развития их творчества

v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)

Задачи . Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

Правила игры . Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагатьизображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

Собери красивую пирамидку

Задачи . Развивать восприятие цвета.

Правила игры . Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.

Лото (овощи, фрукты, ягоды)

Задачи . Учить детей анализироватьизображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое изображение.

Радуга

Задачи . Активизировать опыт детей. Учить иханализировать предметные изображения,соотносить их с реальными предметами, выделятьи называть их цвет, соотносить с цветами радугии подбирать идентичные, развивать воображение детей.

Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.

Собери по цвету

Задачи .Развиватьумениеразличать цвета, осуществлятьподбор цветов по разным направлениям.Учитьдетей составлятьцелое из частей.

Правила игры . Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастныхцветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.

На лугу расцвели красивые цветы

Задачи . Развиватьобразное мышление, воображение,эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбиратьпо цвету, разнообразя цветовую гамму.

Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвелицветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

Задачи .Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действиясравнения и уподобления.

Правила игры. Перед детьми выложить несколькокарточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).

Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут - можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на чтопохож он (или что на него похоже).

Игра «Теплый - холодный»

Задачи . На двухбольших листахв формеквадрата (20х20) в серединенаклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).

Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезатьих в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большиелистына одинаковом расстоянииот середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельныекарточки (раздаточные для участников игры).

Игра «Домино «Животные»

Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты(5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

подобрала педагог ИЗО

МБДОУ «ЦРР – детский сад №166»

г. Воронеж

ЦИЦИЛИНА М.Г.

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель:

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Д/И «Что это может быть?»

Цель: Развиватьвоображение.

Материал: Гуашь. Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Д/И «Поможем художнику»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Д/И «Придумай сам»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Д/И «Волшебные картинки»

Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.

Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

Д/И «Веселая палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.

Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Д/И «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Веселый гном»

Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.

Цветные карандаши.

Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,

полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Перевертыши»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Д/И «Составь портрет»

Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.

Определить настроение и нарисовать портрет.

Д/И «Подводный мир»

Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Нарисуй теплую картинку»

Цель: Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы

Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Д/И «Витражи»

Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы.

Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.

Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.