Егэ по истории 11. Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории (11 класс)

ЕГЭ по истории не входит в перечень основных испытаний, которые предстоит пройти всем школьникам. Дисциплину сдают выпускники, которые планируют далее изучать ее в высшем учебном заведении. Предполагается, что данная группа школьников имеет определенный уровень знаний, которые позволяют выбирать историю профильным предметом. Статистика говорит, что историю ежегодно и стабильно сдает пятая часть выпускников. Для успешного прохождения испытания, необходимо применять принцип систематизации знаний.

Главный нюанс, который необходимо учитывать – каждый год вносятся определенные изменения, это касается типа заданий, их сложности, количества. Стабильным остается общий план:

  • Задания части 1 – это наиболее простые вопросы, которые нацелены на оценивание общих знаний по предмету, теории базового уровня. Задания представлены в форме тестов с четырьмя вариантами ответов. В специальный бланк вносится только правильный ответ.
  • Более сложный уровень – часть 2 предлагает найти правильный ответ самому, на вопрос отвечают кратко: цифрой, одним словом, аббревиатурой, словосочетанием. Также есть вопросы, на которые нужно дать развернутый ответ – такие задания требуют умения аргументировать, обосновывать свою позицию, используя факты.
Каждый год, согласно статистике, не справляется с данным экзаменом около 9% выпускников.
Чтобы успешно справиться с испытанием, требуется внимательность, правильное распределение времени, умение использовать теоретические знания на практике.

В каких ВУЗах нужна история?

Популярность предмета легко объяснить, поскольку он является профильным для поступления в учебные заведения такой направленности:

  • Туризм;
  • Юриспруденция;
  • Педагогика;
  • История;
  • Археология;
  • Регионоведение.
Парой истории является обществоведение – оба предмета необходимы тем, кто планируется поступать в ВУЗы с профильной историей.

Как готовиться к ЕГЭ по истории?

  • Наиболее эффективный и доступный, базовый метод – чтение учебников. Важно: готовиться необходимо заранее, независимо от уровня знаний. Подготовка за 3 дня до экзамена может принести не самые лучшие результаты.
  • Повторите все данные от древнейшей истории до новейшего времени – это поможет без трудностей справиться с первой и второй частями экзамена. Ознакомьтесь с .
  • Учите даты, работайте с географическими картами и документами, терминами. Даты и основные понятия иногда следует учить наизусть, поможет метод ассоциаций.
  • Ознакомьтесь с деятельностью известных исторических персоналий.
  • Не оценивайте личности исторических деятелей.
Основные проблемы с ЕГЭ по истории
  • Слабые знания карты;
  • Низкий уровень подготовки в темах, связанных с культурой – это вызывает проблемы с заданиями визуального типа, где предлагает изучить изображение, и ответить на вопросы, связанные с ним.
  • Многие выпускники не умеют применять теоретические знания на практике, для выполнения более сложных, творческих заданий.

Чтобы экзамен прошел успешно, необходима тренировка в онлайн режиме.

Секреты решения заданий 11 ЕГЭ по истории

Рад сообщить, что начинаю цикл постов по разбору конкретных типовых заданий ЕГЭ по истории. Сразу оговорюсь, что в этих постах буду разбирать то, КАК решать конкретные типы заданий, на что обратить внимание при решении и подготовке.

Сам же весь необходимый теоретический и углубленный практический материал вы можете найти в моем видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» =>>

Сегодня разберем задание 11 теста ЕГЭ по истории. Те, кто уже вовсю готовиться к экзаменам, а не отдыхает, знают, что это один из сложных типов заданий в части 1. Конечно, есть и сложнее..., мы и их разберем в следующих постах. Поэтому рекомендую !

Задания 11 ЕГЭ по истории бывают нескольких видов: на знание событий (при каком правителе произошли), на знание органов власти России разных эпох и пр. Вот конкретный пример такого задания из реального теста ЕГЭ (задание 11 соответствует заданию B7 по старой классификации):

Следует сказать, что начиная с 2016 года в это задания стали включать факты . Как видим, задание направлено на умение абитуриента различать деятельность разных правителей. В данном задании также фигурируют сословия. Очень рекомендую поэтому прочесть цикл моих постов на тему «Сословия». Начать можно с .

В приведенном задании правители приводятся из эпохи дворцовых переворотов. Получить представление о деятельности разных монархов из этого периода можно только двумя способами: самостоятельно составить таблицу (правитель/внутренняя политика/внешняя политика) или изучить мой видеокурс по истории... Сами уже решайте, чем пользоваться.

Также для выполнения таких заданий В6 я крайне рекомендую научиться выделять по схеме: предпосылки, причины, повод, ход событий и итоги. Этому мы учились совсем недавно в предыдущей статье (смотрите по линку).

Зная и умея всё вышеперечисленное справиться вам с заданием 11 ЕГЭ по истории будет совсем не трудно:

А — 6. Так как именно Елизавета Петровна содействовала исчезновению таможенных пошлин внутри государства. Не то что сейчас: переезжаешь из региона России в регион России и деньги снимаются за ромуинг, как будто в средневековье живешь!

B — 5. Можно было бы и логически догадаться: если Петр III ввел запрет на покупку крестьян к заводам, соответственно промышленники должны были больше нанимать рабочих по найму. Элементарно, Ватсон! И не нужно быть Шерлоком, чтобы догадаться!

Дальше сложнее: нет ни имени правителя, ни характеристики социально-экономического развития. Только ее результаты. Как быть? Исходим из результатов! Либо ищем в предложенных вариантах что могло повлечь дробление дворянских владений?

Если совсем ничего не помнишь — то задание будет завалено. Но если помнить, что был такой указ о единонаследии (1714 год), изданный Петром I, который запрещал дворянам дробить свои имения, а потом этот указ был отменен — при Анне Иоанновне, то всё как-то сразу встает на свои места! Про всё про это можно узнать в моей прошлой статье .
Так что В — 9; Г — 3.

Дальше вообще легкота, даже если не знаешь правление Петра Великого. Надо найти в указанных вариантах ответов, что было им введено и результаты этого нововведения. Ясно, вариант 7 не подходит к варианту Д, потому что в ответах нет последствий для этого варианта!

Поэтому Д-8 (введение подушной подати); Е-2, так как с введением подушной подати (вместо подворной), увеличило число налогоплательщиков!

Как видите, задание не такое уж и сложное: просто не надо путать Петра I, с Петром III; а Елизавету Петровну с Екатериной Великой. А в целом элементарно!

Для тренировки выкладываю пару похожих заданий В6 по истории:

В качестве проверки выложу видео с решением этих заданий! Не пропустите и !

Задание номер 11 является одним из самых сложных заданий первой части. Вообще любое задание на хронологию можно назвать сложным, но конкретно здесь все усложняется наличием не только событий из истории России, но и событиями истории зарубежных стран.

Зарубежная история в первой части встречается в чистом виде нам всего два раза: в заданиях номер 1 и 1. Но если первое приносит нам всего 1 балл, то за 11 вполне можно получить 3 балла. Это самый “дорогой” номер из первой части. Если же вы допускаете ошибку — получите 2 балла, две-три ошибки оцениваются 1 баллом, а вот больше трех — нулем.

50% успеха зависят от вас самих. На сайте ФИПИ можно найти перечень событий истории зарубежных стран, за рамки которого экзамен не выходит. Выучив все предложенные события, вы значительно облегчите себе задачу.

Конечно, многое зависит и от того конкретного варианта, который попадется именно вам. Это могут быть как знакомые каждому события, так и малоизвестные.

Успешное выполнение данного задания во многом зависит от вашей логики. В начале стоит разобраться с теми событиями, в которых вы не сомневаетесь, а затем уже подбирать даты тем событиям, с которыми вы оказались не знакомы.

Даже если большое количество дат вам не знакомы, не оставляйте поле ответа пустым. Всегда есть шанс просто угадать!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания
  2. Анализируем таблицу
  3. Знакомимся с пропущенными элементами
  4. Заполняем пропуски, в которых вы уверены.
  5. Из оставшихся вариантов подбираем пары к незнакомым событиям и датам.
  6. Проверяем выполненное задание
  7. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №11 ЕГЭ по истории

Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

XIX в. (А) Создание Тройственного союза
(Б) Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха Третий крестовый поход
(В) Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству (Г)
XVIII в. (Д) (Е)

Пропущенные элементы:

  1. принятие конституции США
  2. XVI в.
  3. гражданская война в Англии
  4. окончание Столетней войны
  5. присоединение Крыма к Российской империи
  6. XII в.
  7. XIV в.
  8. отмена крепостного права в России
  9. выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для начала, советую разобраться все таки с событиями истории России, потому как они нам более знакомы.

Итак нам нужно выбрать из списка событие истории России, которое относится к 19 веку. наши варианты это: присоединение Крыма и отмена крепостного права. В принципе, выбирать не приходится, т.к. дату отмены крепостного права знают все — это 1861 год (правление Александра 2).

И тут же мы с легкостью определяем, что оставшееся событие относится к 18 веку, потому что на этом месте в таблице стоит пропуск, а из событий истории России осталось только одно событие. Крым был присоединен в 1783 году.

Теперь перейдем к следующей части задания. Подберем век к уже прописанным событиям. Это княжение Владимира Мономаха и присоединение Пскова.

С именем Владимира Мономаха связан Любечский съезд, произошедший в 1097 году, значит его правление относится к 11-12 веку. Варианта с 11 веком у нас нет, значит правильный ответ — 12.

С присоединение Пскова немного сложнее. Вообще присоединение какой-то территории сложно запомнить, но все же приходится. Присоединение Пскова произошло в период правления Василия III в 1510 году.

Мы заполнили все пропуски, связанные с историей России. Переходим к зарубежным событиям. Нас интересуют событий 16 и 18 века. Ищем подходящие из списка.

К 18 веку относится принятие Конституции США в 1787 году, а к 16 — Мартин Лютер и начало реформации в Германии.

Ответ: 862951

Второй вариант задания (сборник Артасова)

Пропущенные элементы:

  1. XV в.
  2. поход Ермака, начало покорения Сибири
  3. начало правления Ярослава Мудрого в Киеве
  4. XVII в.
  5. битва на р. Калке
  6. Реставрация династии Стюартов в Англии
  7. захват Константинополя крестоносцами
  8. Варфоломеевская ночь во Франции
  9. XIV в.

Заполняем события истории России. Нас интересует 13 и 11 век. Это довольно большой разброс, поэтому будет не сложно.

К событиям 13 века относится всем известная битва на реке Калке в 1223 году. Это событие встречается в экзамене очень часто.

А 11 веку соответствует начало правления Ярослава Мудрого, в чем разобраться тоже не сложно.

Теперь заполним пропущенные века. Начало правления Ивана Калиты относится к 1328-1340 годам, т.е. 14 веку. А принятие Соборного уложение произошло в 1649 году- в 17 веке.

Теперь разберем зарубежные события. Ищем события 13 и 17 веков. К 13 веку относится захват Константинополя крестоносцами в 1204 году, а к 17 — восстановление монархии Стюартов в 1660х годах.

Ответ: 573946

Третий вариант задания (сборник Артасова)

Век Событие истории России
(А) Начало проведения денежной реформы С. Ю. Витте Начало чартистского движения в Англии
XV в. (Б) (В)
(Г) Основание Санкт-Петербурга (Д)
XVI в. (Е) Заключение Утрехтской унии

Пропущенные элементы:

  1. начало деятельности Долгого парламента в Англии
  2. XIX в.
  3. Битва на р. Шелони
  4. XVIII в.
  5. падение Византийской империи
  6. учреждение патриаршества в России
  7. начало правления Людовика XV во Франции
  8. избрание земским собором Михаила Федоровича на царство
  9. XX в.

Начнем с поиск события истории России, которое относится к 15 веку. Это, конечно же, событие Московско-Новгородской компании 1471 года — битва на реке Шелони.

Определяем века событий. С основание Петербурга все очевидно — 1703 год. Денежная реформа Витте была проведена в правление Николая 2, а значит в 19 веке.

Зарубежная история в данном варианте тоже не сильно сложна. К 18 веку относится правление Людовика 15 во Франции (Людовик 15, а век 18). А к 15 веку можем отнести падение Византийской империи в 1453 году.

Ответ: 235476

Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
(А) Ледовое побоище Возникновение Английского парламента
(Б) Битва на р. Воже (В)
XV в. (Г) Война Алой и Белой розы в Англии
XVI в. (Д) (Е)

Пропущенные элементы:

  1. битва на р. Шелони
  2. начало создания Русской Правды
  3. XII в.
  4. Аугсбургский религиозный мир
  5. XIII в.
  6. распад Франкской империи
  7. битва на Косовом поле
  8. XIV в.
  9. включение в состав Московского государства Смоленска

Ледовое побоище

А теперь выберем более сложный подход, и заполним все пропуски по порядку. Определяем век, в котором произошло Ледовое побоище. Это событие относится к 1242 году, соответственно — к 13 веку.

Битва на реке Воже произошла за 2 года до Куликовской битвы, соответственно — 14 век.

Из зарубежной истории к 14 веку относится битва на Косовом поле в 1389 году.

К 15 веку в российской истории относится уже упомянутая битва на реке Шелони.

Остается всего один век — шестнадцатый, который требует от нас событий сразу двух направлений. Из истории России мы подберем присоединение Смоленска в 1514 году, а из зарубежного — Аугсбургский религиозный мир в 1555 году.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории для 11 класса состоят из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых требуется дать краткий ответ. К заданиям из второй части нужно дать развернутый ответ.

Все содержат верные ответы ко всем заданиям, а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В по сравнению с

Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по истории представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по истории

Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории для 11 класса за 2002 - 2014 годы состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый ответ.

В 2013 и 2014 годах в демонстрационные варианты ЕГЭ по истории были внесены следующие изменения :

  • Часть 2 была увеличена с 12 до 13 заданий , были добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом (В12–В13), была изменена структура задания В9 (по нумерации 2012 г.) на работу с историческим источником.
  • Был изменен формат записи ответа задания В10 (по нумерации 2012 г.) на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда): при ответе нужно стало указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин.
  • В части 3 была изменена структура задания С5 : новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса.
  • В задании С6 стало представлено не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе Всеобщей истории.

В 2015 году в демонстрационном варианте по истории была изменена структура варианта в целом:

    Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).

    Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

    Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).

    Было добавлено еще одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15).

    Периодизация разделов работы была приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 г., а не с 1917 г., как было ранее).

  • Было добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (19).
  • Были исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (А2 и А7 по нумерации 2014 г.). Аналогичные задания 1 и 5 (А1 и А6 по нумерации 2014 г.) в работе сохранены.
  • Были уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40.

В демонстрационном варианте 2016 года по истории произошли принципиальные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом:

    Из варианта исключены задания 1-21 и задание 24 .

    В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: задание 2 на знание дат; задание 6 на знание основных фактов, процессов, явлений; задание 8 по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях, задание 17 на знание основных фактов истории культуры; добавлено новое задание 10 с кратким ответом на выполнение работы с историческим источником по историии ХХ века.

    В части 1 изменена последовательность заданий : задания теперь расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности.

    Из части 2 исключено задание 40 и добавлено новое задание , предполагающее написание исторического сочинения по определенному периоду истории России.

    Продолжительность экзамена увеличена до 235 минут.

В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2017 - 2018 годов по истории по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года по истории изменений не было .

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по истории по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года по истории изменений структуры и содержания нет . Однако в задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы