Эмоциональное благополучие человека. Благополучие человека

Что значит, благополучие человека, и как его достичь?

Во многих словарях пишут, что благополучие человека – это жизнь, наполненная ровными и радостными событиями. У благополучного человека все дела проходят легко, без напрягающих усилий. Удача, процветание, состоятельность, успешность, достаток; - это те компоненты, которые формируют благополучие человека.

Личное благополучие сравнивают с таким громким понятием, как – счастье. Счастливая личность обладает материальным достатком, здоровым физическим телом, дружественными общественными связями и взаимной любовью. Такой образчик, сладкой жизни. Вы такой(такая)?

Наверно, что для полного счастья вам, чего-нибудь, да не хватает?

Обычно люди думают: "Для полного счастья мне бы сейчас…", и тут список у каждого свой. Кому-то не хватает денег, кому- то здоровья, а кому-то любовных отношений. В такой момент, человек чувствует себя ущербным, неполноценным, обделённым и отсюда вырастает различные психологические комплексы; "вдруг мне не хватит…", "я не успею…", "я не достоин этого…".

Остановимся и подумаем, какой заряд получает наше тело и окружающее пространство, от таких мыслей? Положительным его вряд ли можно назвать. И вот здесь проходит та граница грани, которая разделяет благополучного человека от того, который считает себя неблагополучным.

Благополучный человек изначально имеет психологию благополучия. Такая психология позволяет ему видеть в "не имеющихся" обстоятельствах, положительный рост своего развития. Он мысленно вырабатывает план осуществления поставленной цели, продумывая шаг за шагом. Его действия по реализации становятся мотивированными, потому что он видит в этом определённую жизненную игру. Внутреннее состояние, благополучного человека, наполняет невидимая сила, которая даёт решимость действовать. Именно действием, человек достигает благополучия.

Действия делятся на физические и ментальные (мысленные). Да, мысли влияют на результат не меньше, чем физическая деятельность, об этом говорят учёные всего мира.

Теперь многие страны, имеют психологов в спортивных командах и клубах, для психологического тренинга на победу. Вот видео подготовки тренеров. Множество обучающих программ предлагается, на просторах интернета, по развитию позитивного мышления. И всё это, чтобы сформировать благодатный внутренний настрой психики, который рождает благополучие человека.

Чтобы достичь благополучия в жизни, достаточно настроить свои мысли на благодатное мышление. Нужно во время обнаруживать негативные раздумья, научиться нейтрализовать их, и заменять добрыми и благими помыслами.

Вроде бы всё просто, но на деле, чтобы стать благополучным и успешным, необходимо приложить немало усилий. На первых порах, всё складывается не так как хочется, но впоследствии, при определённой настойчивости, выстраивается, то желанное субъективное благополучие человека! Проверенно.

Здравствуйте читатели моего сайта, с Вами снова я, Оксана Манойло. Сегодня поговорим о материальном благополучии и достатке. Важен ли этот пункт на пути к себе? Несомненно!

В последнее время особенно нередки случаи так называемых «финансовых обрушений» у многих людей. То, несмотря на все усилия, тренинги, медитации и прочие «танцы с бубнами», уровень благополучия и материального достатка до обидного низок. То жизнь раз за разом подкидывает «сюрпризы» в виде утраты источника дохода, внезапной порчи дорогого имущества, невесть откуда свалившегося долга, а то и вовсе на ровном месте люди становятся жертвами мошенников.

Так или иначе, любое проявление финансовой нестабильности и отсутствие тенденций к воспринимается человеком, идущим по пути самосовершенствования, как этакий «удар под дых», мол, как же так?! Я вижу как меняюсь сам, как меняются мои взгляды на жизнь, но почему же это никак не отражается на моём материальном благополучии и достатке?! Я что-то делаю не так??

Причины нестабильности финансового достатка

На самом деле у финансовой нестабильности может быть много причин. Это и глубоко прописанные в программы, и отсутствие доверия ко Вселенной, и опыты злоупотребления богатством в прошлой жизни и попросту неприятие себя как драгоценности, которая по факту достойна.

А теперь поподробнее о вышеперечисленном и о том, что со всем этим делать.

Действительно, часто финансовый минимум просто необходим для того, чтобы наглядно показать человеку его собственную ценность . Ценность абсолютную и безусловную, без отвлекающего мусора в виде статуса, престижа, и денежных «фантиков». Таким образом наша Душа дает нам проверку, а действительно ли мы ставим на первое место СЕБЯ, или всё это наносное гораздо важнее для нас, чем та драгоценность, которой мы являемся?

Часто бывает так, что увлекшись погоней за «игрушками и фантиками» человек так изнуряет себя, что и забывает, что за деньги можно купить лекарство, но не купить хорошее самочувствие, купить роскошное украшение, но не купить любовь, купить кровать, но не купить сладкий сон на ней, купить дорогую еду, но не купить здоровый аппетит.

Ситуация потери денег как раз и призвана «перетащить» внимание человека из «внешнего, поверхностного» в глубь с тем, чтоб дать понять, что всё истинное приходит без денег, а денежные «фантики» всего лишь игрушки и ими должны оставаться.

К слову, среди крупных бизнесменов встречается достаточно много людей, которые к своему финансовому достатку относятся как раз по этому принципу, они именно играют. Играют профессионально, мастерски, завораживающе, но, тем не менее, не забывают о том, что это только игра — не больше, и по-настоящему значимыми для них являются совсем другие вещи. Как правило они отличаются отличным здоровьем, хорошей физической формой, жаждой жизни и блеском в глазах.

Иногда финансовая нищета является следствием собственного убеждения в том, что истинно только всё духовное, а материальное — тлен и презренно вообще. Ну по вере и воздается, чего уж тут…

Другая крайность, это убеждение в том, что «без денег и материального благополучия я — неудачник, не такой, как надо».

Но тут возникает вопрос. Что было бы, если б человек с таким взглядом на жизнь вдруг враз получил то, чего он страстно желает? Он бы попросту стал испытывать чувство превосходства над другими людьми, чей уровень достатка, по его мнению «не дотягивает» до приемлемого. Теперь они для него были бы «неудачниками и не такими, как надо».

Вот и получается, что ситуация создана для того, чтобы убрать гордыню и понять, что человек ценен не внешними атрибутами в глазах других людей, а тем, кто он есть в этой жизни.

Как же открыть денежный поток?

Поэтому по сути все факты материальных неудач можно обобщить по принципу их призвания вернуть человека к его собственной Душе, к его исконным стремлениям.

И откроет материальный поток только одно.

Нужно забыть обо всём внешнем и часто навязанном и сконцентрироваться на своей внутренней , забыть о внешних результатах и «значках-медалях» и принять свою Душу.

Нужно полюбить себя «непрестижным, незначимым», научиться испытывать радость от самого факта жизни, чаще бывая в состоянии «здесь и сейчас».

Нужно быть благодарным Богу, Пространству за то, что у вас уже есть. Осознавая при этом, что это вообще-то нормально иметь пока минимальный достаток, отсутствие чего-то, потому как вы заново по совершенно другим принципам отстраиваете свою жизнь. Но зато именно сейчас вы уже цените себя, учитесь жить в согласии с настоящим собой, живете качественно другим образом, чем раньше.

«Финансовые роли» человека

Когда комфорт или жизненные возможности измеряются количеством денег или материальным достатком, автоматически происходит «сбегание в роли».

Разнообразие их велико и каждый выбирает себе приглянувшуюся. У кого-то это роль никчемного человека, не умеющего зарабатывать, у кого-то роль этакой «барыни в тоске», когда по рангу положены ананасы-куропатки-трюфели, а по факту в наличии только борщ и козинаки на десерт.

Кто-то играет роль человека, не позволяющего себе лучшего, во всем на себе экономящего и во всем себя урезающего. А кому-то нравится роль этакого непритязательного человека, довольствующегося малым и именно за это, как он думает, почитаемого другими людьми.

Вриантов, как видите, масса, тем не менее — это только роли, личины, маски. И да, они имели весомый смысл в прошлом, когда нужно было выживать, но сейчас способны только тянуть обратно, создавая мучения и сложности. Поэтому громко, внятно говорим:

«Я наигрался уже! Спасибо большое!»

, и уходим .

И этим своим уходом с театральной сцены вы как бы подтверждаете то, что отныне источник вашего питания и процветания не внешние активные действия, основанные на крепости воли, а внутренняя гармония и согласие, кристальная честность с самим собой и чувство нескончаемой благодарности за то, что уже есть прямо сейчас.

Парадокс в том, что наибольший дискомфорт человек получает как раз не от отсутствия какого-то объёма денег или материальных вещей, благ, а как раз от утраты социального статуса, определенного положения в обществе . И утраты этого подчас столь силен, что человек готов обменять на поддержание этого статуса всю свою жизнь.

Это опять выживательная позиция, да. И когда Душа понимает, что больше эти мучения терпеть нельзя, человек вдруг сам враз к собственному немалому потрясению «сбегает из тюрьмы», либо его обстоятельствами оттуда «вышибает».

У многих в такой ситуации паникующий ум подбрасывает новую «идею» — значит хватит работать на кого-то , надо работать теперь на себя, открывать своё дело и так далее. И новый виток самообмана и мучений ума теперь уже на эту тему.

Привлечение финансового достатка и благополучия

Но истина-то в том, что без внутреннего внешнее не работает!

Не будет сейчас пока на этапе становления стабильности снаружи — там пока ощутимо штормит, будь то нюансы политики, власти, или разнообразные кризисы от финансового до личностного.

Но мы-то ведь и теряем почву под ногами именно для того, чтобы научиться плавать. А тот самый «спасательный круг», он внутри и его наличие не зависит ни от чего внешнего — только от нашего стремления концентрироваться на себе.

И вот же интересна ещё одна закономерность. Как только вы начинаете отчетливо понимать, что вы — существо вечное, светлое, вы обожаемое дитя Бога и все блага тут получаете просто от того, что РАДУЕТЕСЬ!

Я специально акцентирую этот момент

То есть все блага есть пропорциональное следствие вашей безпредметной жизненной радости, ваш буйный ум с его кознями, прописанными сценариями и ещё много чем, способным здорово уменьшить приятность жизни, затихает.

И дальше ваше умение любить этот мир расширяется день ото дня, вы ещё больше любите себя и эту жизнь, ваша Душа всё чаще присутствует в вашем сознании и это всё дает такое мощное благостное лучение-свечение, под которым тают все ролевые страхи выживания, отвержения обществом и так далее, что программы (в том числе и родовые), связанные с деньгами, даже самые сильные, теряют власть над вами и над вашей жизнью.

И такое позиционирование себя в отношении к жизни, когда отброшена роль «достигатора», когда пропадает желание прибывать в рабстве ради денег, и напротив, появляется желание наслаждаться каждым моментом жизни, какой бы она ни была, иметь меньше, но чувствовать себя комфортнее, ощущать свою безоговорочную ценность, оберегать свой душевный покой, скоро непременно принесет свои плоды в виде обретения прежнего, а возможно и лучшего уровня комфорта, открытия новых возможностей, новых горизонтов, о которых вы и не подозревали ранее.

Но только отстроено всё это вами будет уже по совершенно иному принципу, изменится на принципиально новый сам способ взаимодействия с материальным проявленным миром, а это дорогого стоит… В прямом и переносном смысле!

На курсе «Эзотерика онлайн» весь первый этап посвящен тому, как привлечь материальное благополучие и достаток именно вам, проработаем все ваши договора с собой, избавимся от ролей. Рассмотрим, какое же количество денег вы можете удержать и увеличим денежный поток. Это важный этап на пути к себе! Без материального достатка и благополучия, финансовой стабильности, не может быть человек гармонично развит.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Термин «здоровье» неоднозначен. С давних времен принято толковать его как отсутствие болезни. Подобное определение бывало еще до начала 12го столетия, когда жизнь была коротка и не заболеть считалось удачей. Но в наше время люди стремятся к более высокому уровню благополучия, нежели просто отсутствие болезни, и это определение следует признать устаревшим.

Новое определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. К этому времени благодаря появлению вакцин, антибиотиков и улучшению санитарной обстановки угроза многих заболеваний в мире снизилась. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.

С тех пор определение здоровья претерпело дальнейшее развитие. Сегодня мы вкладываем в это слово гораздо более широкий смысл и считаем, что понятие «здоровье» должно включать такие формы поведения, которые позволяют улучшить нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации.

«Благополучие» касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального, и духовного элементов жизни. Каждый из этих элементов важен сам по себе и влияет на все остальное. Ни один из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Наше отношение к жизни существенно влияет на здоровье и благополучие. Те, кто принимает «установку на благополучие», могут рассчитывать на улучшение физического, эмоционального и духовного состояния. Вот некоторые элементы этой установки:

Заставьте себя поверить в то, что вы хозяин своей жизни и судьбы. Ощущение беспомощности уничтожает любое хорошее побуждение, снимает с человека ответственность за собственное здоровье. Убеждение, что вы не властны над своей жизнью, может быть сильным стрессирующим фактором.

Ко всему, что вы делаете в жизни, постарайтесь относиться ответственно. Вера в то, что вы заняты достойным делом, увеличивает самоуважение, что само по себе способствует благополучию и существенно для мотивации здорового поведения.

Имейте мужество противостоять трудностям жизни. Помните, что наш мир постоянно меняется и процветают в нем лишь те луди, которые относятся к этим изменениям как к исочнику новых возможностей. Кроме того, многие ситуации в жизни, например установление близких отношений (без чего невозможны полноценное здоровье и благополучие), требуют от нас способности рисковать.

Возьмите на себя ответственность за ваше здоровье. Осознайте, что именно вы, ваш образ жизни определяют уровень вашего благополучия.

Сохраняйте оптимистический взгляд на жизнь. Любите жизнь и стремитесь получать от нее удовольствие. Оптимизм стрессирует на много меньше, чем пессимизм.

Относитесь терпимо к собственным недостаткам и недостаткам других. Повышенные требования к себе обрекают человека на неизбежные неудачи. Требования совершенства от других создает трудности во взаимоотношениях с людьми.

Думайте больше о других, чем о себе. Эгоцентричные люди склонны концентрировать свое внимание на любых, самых незначительных проблемах. Они рискуют оказаться беспомощными перед такими ничтожными трудностями, на которые другие люди просто не обращают внимания.

Всегда рассчитывайте на здоровье, а не на болезнь. Позитивные ожидания имеют обыкновение сбываться.

Благополучие - это удовольствие от длинных, наполненных событиями дней. Оно дает нам физическую силу и умственную энергию, позволяет справляться со всеми проблемами. При этом остается еще достаточный запас бодрости для вечерних развлечений. Вас это привлекает? Это достижимая цель. В последние годы миллионы людей всех возрастов отказываются от вредных привычек и наслаждаются жизнью больше, чем когда - либо.

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Социальные факторы . Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированны хорошие жизненные условия, образование и медицинское обслуживание.

Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы. Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды и качество пищи.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает нам право снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например к алкоголизму и диабету, должно побуждать нас вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязняющего воздуха или воды. Но каждый из нас в ответе за ту среду, в которой мы живем. Убеждайте своих друзей, призывайте политических деятелей и промышленные корпорации проявлять заботу о сохранении здоровой среды обитания.

Интеллектуальный фактор. Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор. Профессиональные успехи, карьера человека моет оказывать грамотное воздействие на его благополучие, приносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, депресси, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.

Эмоциональный фактор. Несмотря на определенную генетическую детерминированность личностных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь-это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств), сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Духовный фактор. Духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь над своим предназначением, не чувствуя ответственность за благополучие других людей, вряд ли вы сумеете быть благополучным сами.

Каждый из нас отвечает за своё здоровье и благополучие. Достижение благополучия - это непрерывный процесс, который подразумевает определённую жизненную позицию и поведение. Благополучие способствует более полной реализации наших потенциальных возможностей. Духовное и физическое начала в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы быть здоровым и телом, и душой.

Достижение высокого уровня благополучия требует соответствующей установки и мотивации, поскольку награда за здоровый образ жизни, как удовольствие от поведения, не способствующего здоровью, возникает мгновенно. Мы можем поддерживать мотивацию, поощряя себя за достижение каких-то целей. Внимание окружающих тоже способствует укреплению нашей решимости вести здоровый образ жизни.

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.