Философско-богословское направление в схоластике, ставшее впоследствии официальной доктриной католической церкви. Основные идеи Т. изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», а также в комментариях на Библию, труды Аристотеля и «Сентенции» Петра Ломбардского. Система Т. включает в себя метафизику, теорию познания, этику, антропологию и теорию государства. Метафизика Т. состоит из учения о сущем как таковом и естественной теологии, основу которой составляет пять доказательств бьггия Бога. Следуя за Аристотелем, Фома полагал Бога первопричиной и конечной целью всего сущего, чистой формой и чистой актуальностью, а сущность и бытие Бога тождественными. Напротив, в творении, согласно Т., они не совпадают, ибо творение - это сущность, божественная идея, получившая бытие. Материя пассивна, она есть чистая потенция и лишь воспринимает меняющиеся формы бытия. Форма есть то, что актуализирует эту потенцию, то, благодаря чему всякая вещь имеет свой вид и род, она же целевая причина возникновения вещей. Разнообразие всех вещей одного и того же вида происходит оттого, что материя в процессе творения получает означивание, знак индивидуальности. Сущее в Т., как и у Аристотеля, делится на субстанции и акциденции. Акциденции (время, пространство, количество, качество и др.) суть определения субстанций, только в них реально и существующие.
В вопросе о соотношении веры и знания Т. придерживался позиции об их полной нетождественности и принадлежности различным порядкам бытия, хотя и не исключающим друг друга, ибо истинное не может противоречить истинному. Тем не менее Т. настаивает на приоритете веры, полагая, что если разум приходит к выводам, противоречащим Откровению, то это результат неправильных суждений. В споре об универсалиях Т. занимал позицию умеренного реализма, полагая реальным существование всеобщего. Всеобщее существует в трех разных измерениях: как идеи всех вещей в разуме Бога, как идеи, получившие воплощение в вещах, и как идеи - результат абстракции в мышлении человека. Бог как и все сущее в Т. есть абсолютное благо, человек наделен свободной волей, происхождение же зла понималось как лишенность блага, как несовершенное благо, допускаемое Богом, ради осу-ществления всех степеней совершенства. Человек предстает как соединение души и оживотворяемого ею тела. Душа нематериальна и является субстанцией, однако свое завершение она получает лишь вместе с телом, таким образом, в Т. уравновешивались крайности манихейства, презиравшего тело и считавшего его темницей души (нарушение догмата о богочеловеке), и монопсихизма Сигера Брабантского, учившего о существовании единой безличной души во всем мыслящем мироздании (нарушение догмата о конечных судьбах мира). По смерти в душе могут реализовываться только две потенции - воля и мышление, все остальные нуждаются в участии тела. Интеллект в Т. также включается в телесно-душевную организацию и, следовательно, не является субстанциальным, а лишь потенцией субстанции; сущностью же он является только в Боге. Тем не менее в Т. утверждается примат интеллекта над волей, однако оговаривается, что любовь к Богу в духовной жизни все-таки важнее богопознания. В современной философии идеи Т. возродились и были переосмыслены в философии Э. Жильсоном, Ж. Маритеном, Ю. Бохеньским и др.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 593-594.
Литература:
Коплстон Ф.4. История средневековой философии. М., 1997;
Copleston F. Aquinas. L., 1957;
Maritain J. Le Docteur Angelique. P., 1930.
1. Фома Аквинский и его основные произведения.
2. Пять доказательств существования Бога.
3.Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма).
1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2 .Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог; причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог; цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к Цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3 . Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;
подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
Считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая при! обрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи - единство формы материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4 . Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
вера и разум дают истинное знание;
если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
философия и теология - разные науки;
философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
даны пять доказательств существования Бога;
систематизирована схоластика;
закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение.по отношению к теологии;
логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
01. Политика по объектам воздействия может быть....
1 открытой и закрытой
2 государственной и партийной
3 нейтральной и активной
4 внутренней и внешней
02. Закономерности становления, функционирования и изменения политической системы общества – это __________политологического исследования.
1 предмет
3 функция
2 Платона
3 Иоанна Солсберийского
4 Фомы Аквината
04. Из перечисленных государственных деятелей к идеологам «правительственного» либерализма не относился...
1 П. Столыпин
2 С. Витте
3 М. Сперанский
4 К. Победоносцев
05. Определение «Характер взаимоотношений власти и подвластных, который выражается в добровольном признании ценности власти со стороны подвластных субъектов», относится к понятию…
1 «политически активное поведение»
2 «легальность власти»
3 «политический имморализм»
4 «легитимность политической власти»
06. Взаимодействие между обществом и государством обеспечивает _________ подсистема политической системы.
1 идеологическая
2 нормативная
3 коммуникативная
4 функциональная
07. Аналитическая функция политики, связанная с формированием, обоснованием и выдвижением целей деятельности, называется...
1 целесообразностью
2 стандартизацией
3 целеполаганием
4 инновационностью
08. Конкретная политическая ситуация во всем богатстве её связей и отношений – это объект исследования.. .
1 теоретической политологии
2 политической психологии
3 политической философии
4 прикладной политологии
09. Основателем либерализма как идейно-политического направления является…
1 Дж. Локк
2 Т. Гоббс
3 М. Лютер
4 Н. Макиавелли
10. Сторонниками футурологической концепции единого мирового государства выступают…
1 «глобалисты»
2 «национал-патриоты»
3 «цивилизационники» (представители цивилизационных концепций)
4 «ястребы» (защитники силовой концепции власти)
11. В политологии под государственным суверенитетом понимают…
1 верховенство власти
2 совокупность прав народа на свободу выбора власти
3 форму правления
4 реализацию принципа разделения властей
12. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на…
1 легальные и оппозиционные
2 правящие и оппозиционные
3 консервативные и либеральные
4 правящие и нелегальные
13. Под политическим рекрутированием понимают…
1 разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство
2 вовлечение людей в активную политическую жизнь
3 использование власти для получения социальных привилегий
4 избрание в выборные органы власти
14. По характеру протекания изменений в рамках политического процесса выделяют ___________ процессы.
1 федеральные, региональные и местные
2 сложные и простые
3 естественные и санкционированные
4 революционные и эволюционные
15. Современное политическое развитие характеризуется …
1 плюрализмом возможностей и неравномерностью развития
2 эволюционностью и контролируемостью процессов
3 эволюционным характером развития и традиционностью
4 цикличностью в развитии
16. Полицентризм в международных отношениях проявляется в …
1 росте влияния разных субъектов
2 биполярности мира
3 дезинтеграции международных отношений
4 усилении власти сверхдержав
2 Дж. Сартари
3 С. Липсет
4 С. Хантингтон
18. К внешним угрозам национальной безопасности относят...
1 сепаратистские устремления ряда субъектов РФ
2 криминализацию общественных отношений
3 расширение НАТО на восток
4 глубокое социальное расслоение общества
19. Под мониторингом понимают…
1 технологию обмена информацией между социальными группами
2 систему сбора информации, регулярного наблюдения, оценки и прогноза
3 дипломатический документ, излагающий существо практической проблемы
4 противостояние, противоборство
20. В теории гражданского общества право рассматривается с позиции сторонников естественно-правового тона правопонимания, то есть как…
1 воплощение власти Бога на земле
2 совокупность установленных государством норм
3 мера и количество свободы людей, которую устанавливает государство
4 «естественная справедливость», берущая начало не от государства, а из природы вещей
21. К структуре политического сознания не относят политическое(-ие)…
1 участие
2 идеологии
3 ценности, обычаи, традиции
4 установки и убеждения
22. Наиболее точно суть понятия политические технологии отражает определение:
1 методы политического анализа и прогнозирования
2 методы борьбы за власть, ее удержание и приращение властных ресурсов
3 методы принятия политических решений
4 методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности
23. «Римский клуб» – это …
1 международная религиозная миротворческая организация
2 конференция глав государств по экономическим проблемам
3 феминистское объединение
4 организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем
24. Метод, не относящийся к прикладным методам в политической науке, – это …
1 метод наблюдения
2 метод экспертной оценки
3 структурно-функциональный анализ
4 контент-анализ документов
25. К моделям политической экспертизы не относится …
1 нормативно-правовой акт
2 мониторинг
3 научное заключение
4 аналитическая записка
26. Моделирование избирательного процесса используют для…
1 начала избирательного цикла
2 составления электорального прогноза
3 коррекции электорального законодательства
1) Томизм - - доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма.
2) Томизм - - основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ); 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики материи и формы, в целом принятой Фомой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: "вечного закона " - замысла (плана) Бога обо всей твари, "естественного закона" - той части "вечного закона", которая открыта разуму человека, "человеческого закона" - части "естественного закона", применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и "божественного закона" как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и "богословские"; 11) в социальной доктрине: общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он "перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина" (С.Свежавски).
3) Томизм - направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим среди католических философских учений. На его основе сложился неотомизм.
4) Томизм - - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора " первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фонтейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Капреола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. Неотомизм) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тертуллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бытийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий - имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо " (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика, Неотомизм). С.Л. Лепин, А.В. Васин
5) Томизм - - философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.
6) Томизм - (лат. Thomas - Фома) - ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения - итал. доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. (неотомизм) - А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.- теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.
Томизм
Доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма.
Основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ); 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики материи и формы, в целом принятой Фомой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: "вечного закона " - замысла (плана) Бога обо всей твари, "естественного закона" - той части "вечного закона", которая открыта разуму человека, "человеческого закона" - части "естественного закона", применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и "божественного закона" как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и "богословские"; 11) в социальной доктрине: общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он "перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина" (С.Свежавски).
направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим среди католических философских учений. На его основе сложился неотомизм.
Основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора " первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фонтейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Капреола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. Неотомизм) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тертуллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бытийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий - имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо " (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика, Неотомизм). С.Л. Лепин, А.В. Васин
Философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.
(лат. Thomas - Фома) - ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения - итал. доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. (неотомизм) - А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.- теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.
1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
космологическое : все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) - следовательно, есть первопричина всего - Бог (причина всех причин);
онтологическое : в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого - следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом;
догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом;
телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.
Согласно Фоме:
Все состоит из материи и формы (идеи);
Суть любой вещи - единство формы и материи;
Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
Даны пять доказательств существования Бога;
Систематизирована схоластика;
Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего;
Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром);
Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
Философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
Логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
Литература
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3.
9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.
10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995.
11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.
Контрольные вопросы
1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?
2. Что такое патристика?
3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?
4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного?
5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?
6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?
7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?
8. В чем различие между патристикой и схоластикой?
9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от предмета философии?
10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского.
11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?