Философия Средневековья. Схоластика

Философско-богословское направление в схоластике, ставшее впоследствии официальной доктриной католической церкви. Основные идеи Т. изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», а также в комментариях на Библию, труды Аристотеля и «Сентенции» Петра Ломбардского. Система Т. включает в себя метафизику, теорию познания, этику, антропологию и теорию государства. Метафизика Т. состоит из учения о сущем как таковом и естественной теологии, основу которой составляет пять доказательств бьггия Бога. Следуя за Аристотелем, Фома полагал Бога первопричиной и конечной целью всего сущего, чистой формой и чистой актуальностью, а сущность и бытие Бога тождественными. Напротив, в творении, согласно Т., они не совпадают, ибо творение - это сущность, божественная идея, получившая бытие. Материя пассивна, она есть чистая потенция и лишь воспринимает меняющиеся формы бытия. Форма есть то, что актуализирует эту потенцию, то, благодаря чему всякая вещь имеет свой вид и род, она же целевая причина возникновения вещей. Разнообразие всех вещей одного и того же вида происходит оттого, что материя в процессе творения получает означивание, знак индивидуальности. Сущее в Т., как и у Аристотеля, делится на субстанции и акциденции. Акциденции (время, пространство, количество, качество и др.) суть определения субстанций, только в них реально и существующие.

В вопросе о соотношении веры и знания Т. придерживался позиции об их полной нетождественности и принадлежности различным порядкам бытия, хотя и не исключающим друг друга, ибо истинное не может противоречить истинному. Тем не менее Т. настаивает на приоритете веры, полагая, что если разум приходит к выводам, противоречащим Откровению, то это результат неправильных суждений. В споре об универсалиях Т. занимал позицию умеренного реализма, полагая реальным существование всеобщего. Всеобщее существует в трех разных измерениях: как идеи всех вещей в разуме Бога, как идеи, получившие воплощение в вещах, и как идеи - результат абстракции в мышлении человека. Бог как и все сущее в Т. есть абсолютное благо, человек наделен свободной волей, происхождение же зла понималось как лишенность блага, как несовершенное благо, допускаемое Богом, ради осу-ществления всех степеней совершенства. Человек предстает как соединение души и оживотворяемого ею тела. Душа нематериальна и является субстанцией, однако свое завершение она получает лишь вместе с телом, таким образом, в Т. уравновешивались крайности манихейства, презиравшего тело и считавшего его темницей души (нарушение догмата о богочеловеке), и монопсихизма Сигера Брабантского, учившего о существовании единой безличной души во всем мыслящем мироздании (нарушение догмата о конечных судьбах мира). По смерти в душе могут реализовываться только две потенции - воля и мышление, все остальные нуждаются в участии тела. Интеллект в Т. также включается в телесно-душевную организацию и, следовательно, не является субстанциальным, а лишь потенцией субстанции; сущностью же он является только в Боге. Тем не менее в Т. утверждается примат интеллекта над волей, однако оговаривается, что любовь к Богу в духовной жизни все-таки важнее богопознания. В современной философии идеи Т. возродились и были переосмыслены в философии Э. Жильсоном, Ж. Маритеном, Ю. Бохеньским и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 593-594.

Литература:

Коплстон Ф.4. История средневековой философии. М., 1997;

Copleston F. Aquinas. L., 1957;

Maritain J. Le Docteur Angelique. P., 1930.

1. Фома Аквинский и его основные произведения.

2. Пять доказательств существования Бога.

3.Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.

    Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма).

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теоло­гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор то­мизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сум­ма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, ком­ментарии к произведениям Аристотеля.

2 .Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказатель­ство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существо­вание Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следо­вательно, есть первичный двигатель всего - Бог; причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - сле­довательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: все, что существует, имеет различные степени ка­честв (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог; цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к Цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3 . Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

    разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

    подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

    подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

Считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая при! обрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

    доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи - единство формы материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

4 . Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следую­щим выводам:

    откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

    вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

    вера и разум дают истинное знание;

    если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

    все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

    разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бес­смертие человеческой души и др.;

    не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотво­рения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

    философия и теология - разные науки;

    философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

    все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

    Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    даны пять доказательств существования Бога;

    систематизирована схоластика;

    закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

    доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

    выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

    вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

    разделены философия и теология, причем философия поставлена в под­чиненное положение.по отношению к теологии;

    логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объяв­лено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм - философс­ко-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

01. Политика по объектам воздействия может быть....

1 открытой и закрытой

2 государственной и партийной

3 нейтральной и активной

4 внутренней и внешней

02. Закономерности становления, функционирования и изменения политической системы общества – это __________политологического исследования.

1 предмет

3 функция

2 Платона

3 Иоанна Солсберийского

4 Фомы Аквината

04. Из перечисленных государственных деятелей к идеологам «правительственного» либерализма не относился...

1 П. Столыпин

2 С. Витте

3 М. Сперанский

4 К. Победоносцев

05. Определение «Характер взаимоотношений власти и подвластных, который выражается в добровольном признании ценности власти со стороны подвластных субъектов», относится к понятию…

1 «политически активное поведение»

2 «легальность власти»

3 «политический имморализм»

4 «легитимность политической власти»

06. Взаимодействие между обществом и государством обеспечивает _________ подсистема политической системы.

1 идеологическая

2 нормативная

3 коммуникативная

4 функциональная

07. Аналитическая функция политики, связанная с формированием, обоснованием и выдвижением целей деятельности, называется...

1 целесообразностью

2 стандартизацией

3 целеполаганием

4 инновационностью

08. Конкретная политическая ситуация во всем богатстве её связей и отношений – это объект исследования.. .

1 теоретической политологии

2 политической психологии

3 политической философии

4 прикладной политологии

09. Основателем либерализма как идейно-политического направления является…

1 Дж. Локк

2 Т. Гоббс

3 М. Лютер

4 Н. Макиавелли

10. Сторонниками футурологической концепции единого мирового государства выступают…

1 «глобалисты»

2 «национал-патриоты»

3 «цивилизационники» (представители цивилизационных концепций)

4 «ястребы» (защитники силовой концепции власти)

11. В политологии под государственным суверенитетом понимают…

1 верховенство власти

2 совокупность прав народа на свободу выбора власти

3 форму правления

4 реализацию принципа разделения властей

12. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на…

1 легальные и оппозиционные

2 правящие и оппозиционные

3 консервативные и либеральные

4 правящие и нелегальные

13. Под политическим рекрутированием понимают…

1 разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство

2 вовлечение людей в активную политическую жизнь

3 использование власти для получения социальных привилегий

4 избрание в выборные органы власти

14. По характеру протекания изменений в рамках политического процесса выделяют ___________ процессы.

1 федеральные, региональные и местные

2 сложные и простые

3 естественные и санкционированные

4 революционные и эволюционные

15. Современное политическое развитие характеризуется …

1 плюрализмом возможностей и неравномерностью развития

2 эволюционностью и контролируемостью процессов

3 эволюционным характером развития и традиционностью

4 цикличностью в развитии

16. Полицентризм в международных отношениях проявляется в …

1 росте влияния разных субъектов

2 биполярности мира

3 дезинтеграции международных отношений

4 усилении власти сверхдержав

2 Дж. Сартари

3 С. Липсет

4 С. Хантингтон

18. К внешним угрозам национальной безопасности относят...

1 сепаратистские устремления ряда субъектов РФ

2 криминализацию общественных отношений

3 расширение НАТО на восток

4 глубокое социальное расслоение общества

19. Под мониторингом понимают…

1 технологию обмена информацией между социальными группами

2 систему сбора информации, регулярного наблюдения, оценки и прогноза

3 дипломатический документ, излагающий существо практической проблемы

4 противостояние, противоборство

20. В теории гражданского общества право рассматривается с позиции сторонников естественно-правового тона правопонимания, то есть как…

1 воплощение власти Бога на земле

2 совокупность установленных государством норм

3 мера и количество свободы людей, которую устанавливает государство

4 «естественная справедливость», берущая начало не от государства, а из природы вещей

21. К структуре политического сознания не относят политическое(-ие)…

1 участие

2 идеологии

3 ценности, обычаи, традиции

4 установки и убеждения

22. Наиболее точно суть понятия политические технологии отражает определение:

1 методы политического анализа и прогнозирования

2 методы борьбы за власть, ее удержание и приращение властных ресурсов

3 методы принятия политических решений

4 методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности

23. «Римский клуб» – это …

1 международная религиозная миротворческая организация

2 конференция глав государств по экономическим проблемам

3 феминистское объединение

4 организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем

24. Метод, не относящийся к прикладным методам в политической науке, – это …

1 метод наблюдения

2 метод экспертной оценки

3 структурно-функциональный анализ

4 контент-анализ документов

25. К моделям политической экспертизы не относится …

1 нормативно-правовой акт

2 мониторинг

3 научное заключение

4 аналитическая записка

26. Моделирование избирательного процесса используют для…

1 начала избирательного цикла

2 составления электорального прогноза

3 коррекции электорального законодательства

1) Томизм - - доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма.

2) Томизм - - основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ); 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики материи и формы, в целом принятой Фомой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: "вечного закона " - замысла (плана) Бога обо всей твари, "естественного закона" - той части "вечного закона", которая открыта разуму человека, "человеческого закона" - части "естественного закона", применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и "божественного закона" как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и "богословские"; 11) в социальной доктрине: общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он "перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина" (С.Свежавски).

3) Томизм - направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим среди католических философских учений. На его основе сложился неотомизм.

4) Томизм - - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора " первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фонтейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Капреола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. Неотомизм) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тертуллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бытийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий - имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо " (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика, Неотомизм). С.Л. Лепин, А.В. Васин

5) Томизм - - философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

6) Томизм - (лат. Thomas - Фома) - ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения - итал. доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. (неотомизм) - А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.- теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.

Томизм

Доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма.

Основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ); 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики материи и формы, в целом принятой Фомой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: "вечного закона " - замысла (плана) Бога обо всей твари, "естественного закона" - той части "вечного закона", которая открыта разуму человека, "человеческого закона" - части "естественного закона", применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и "божественного закона" как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и "богословские"; 11) в социальной доктрине: общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он "перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина" (С.Свежавски).

направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим среди католических философских учений. На его основе сложился неотомизм.

Основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора " первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фонтейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Капреола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. Неотомизм) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тертуллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бытийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий - имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо " (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика, Неотомизм). С.Л. Лепин, А.В. Васин

Философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

(лат. Thomas - Фома) - ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения - итал. доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. (неотомизм) - А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.- теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

космологическое : все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) - следовательно, есть первопричина всего - Бог (причина всех причин);

онтологическое : в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого - следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом;

догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом;

телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.

Согласно Фоме:

Все состоит из материи и формы (идеи);

Суть любой вещи - единство формы и материи;

Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

Даны пять доказательств существования Бога;

Систематизирована схоластика;

Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего;

Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром);

Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

Философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

Логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб­. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3.

9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.

10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995.

11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?

6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?

10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского.

11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?