Как оформить мед на медовый спас. Традиции на Медовый Спас

14.08.2014 в 11:44, просмотров: 28423

Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси, которое состоялось 1025 лет назад.

14 августа православные отмечают Медовый Спас и начало Успенского поста. Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси в 988 году.

Праздник пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова, при этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.

По церковным канонам в этот день во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе «спасами», — «Мокрый» или «Медовый».

На Руси в этот день совершалось малое водосвятие, начинали сбор меда и его освящение. Свое название праздник получил потому, что соты в ульях к этому времени пасечники обычно приступают к сбору меда - считалось, что если пчельник «не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед». По традиции разрешалось есть освященный церковью мед именно с этого дня.

С утра пчеловоды старательно высматривали ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенный в сотах мед. Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. Затем большая половина этого праздника происходила на пасеке.

В этот же день начинается двухнедельный Успенский пост , названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается. Этот пост считается строгим - Церковь призывает верующих воздерживаться на всем его протяжении от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Причем в этом году православные будут поститься на один день больше, потому что предваряет Успенский пост среда - день, в который, как и в пятницу, по традиции не принято есть продукты животного происхождения. Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Приметы и традиции

С этим праздником связано немало примет и обычаев. Так, с него начинаются проводы лета. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". По народным приметам, в Медовый Спас отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, а роса становится холодной. Это первые признаки приближающейся осени. По погоде в этот день судят о том, каков будет третий Спас, который приходится на 29 августа.

Мёд исцелит и исполнит желание

Считалось, что даже самый бедный человек должен съесть освященный мёд нового урожая на Первый Спас - по поверью, он имеет особенную целительную силу и способен поднять на ноги даже тяжелобольного человека, кроме того освященный мед может исполнить любое желание.

Сбор и освящение мака

Считалось, что если мак собирали именно в Медовый Спас, а потом его освящать, то он будет иметь не только ценные кулинарные качества, но и лечебные свойства.

После Медового Спаса в воду не заходят

По народному календарю в день Медового Спаса начинается настоящая осень - тепло идёт на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоёмах уже не так сильно нагревается. Однако, учитывая повсеместную аномальную жару, в настоящее время эта примета вряд ли актуальна.

Первый посев

С этого дня начинали высевать озимые культуры - считалось, что если начать сеять раньше, то урожая не будет вообще.

Помощь вдовам

Бескорыстная помощь вдове именно в Медовый Спас обязательно принесёт счастье в жизни тому, кто оказал сочувствие - он никогда не будет голодать и знать нужды.

Прощение любого женского греха

Женщины обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю, прося помочь отмолить свои грехи. При этом считается, что сначала нужно простить себя самой, а после обращаться за прощением к Высшим силам - если женщина сама себя не простит, то и Ангел помощи не окажет.

Освящение новых колодцев

Раньше старались выкопать колодец и обустроить его именно к Первому Спасу. Более того, до освящения колодца на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что в освященном 14 августа колодце будет всегда чистая и целебная вода. Даже отравить воду в таком колодце никто не сможет.

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Протоиерей Александр Агейкин
Подготовила Мария Строганова

В православном календаре указаны даты четырех многодневных постов. Самым коротким, но в то же время одним из самых строгих считается Успенский пост. Почему он так называется и как был установлен, сколько дней длится и что можно вкушать в это время — об этом читайте далее. А также мы расскажем о главных праздниках этого периода, освящении меда и яблок.

Как питаться в Успенский пост?

Этот пост длится лишь две недели: с 14 по 27 августа. Но по строгости его можно сравнить с Великим.

  • Согласно монастырскому уставу, постное меню исключает мясо, молочные продукты, яйца.
  • В понедельник, среду и пятницу принято употреблять хлеб, овощи и фрукты.
  • Во вторник и четверг — горячую пищу, но без масла.
  • В субботу и воскресенье разрешается вареная еда с растительным маслом.

И лишь на Преображение Господне принято употреблять рыбу.

Но верующие во время поста не чувствуют себя болезненно. Их трапеза обогащена всевозможными витаминами, которые в достаточном количестве имеются в овощах, ягодах, фруктах и меде, который освящают в первый день Успенского поста — на праздник Перенесения Честных Древ, более известный в народе как Медовый Спас.

О том, можно ли вкушать плоды и мед до освящения, мы уже писали в статье «Можно ли есть яблоки и мед до Медового и Яблочного Спаса?» .

Но главное правило поста, о котором часто вспоминают священники, — не ешьте друг друга, то есть не ссорьтесь, не обижайте, не унижайте, не злословьте и так далее.

Все остальные предписания монастырского устава стоит соотносить с состоянием собственного здоровья и условиями жизни. Со всей строгостью поститься не смогут беременные, кормящие мамочки, больные и путешественники. Поэтому им стоит обсудить с духовником или священником, к которому они обращаются, нюансы питания.

Когда и в честь чего был установлен Успенский пост?

Свое название пост получил из-за того, что он предшествует празднику Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Пресвятая Богородица знала, что Сын скоро заберет Ее к Себе, поэтому и готовилась к этому событию.

Многие святые указывают на то, что Дева Мария усилила пост и молитву не ради Себя, а ради всего человечества, которое она усыновила в лице апостола Иоанна Богослова.

Например, Симеон Солунский — святой XV века — писал так:

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.

Поэтому верующие, соблюдая Успенский пост и пребывая в молитве, благодарят Пресвятую Богородицу за Ее помощь и заботу.
Фактически первое упоминание о том, что христиане постились перед Успением, мы находим в беседе Льва Великого, произнесенной еще в 450 году.

Официально установление подтвердил Константинопольский Собор в 1166 году.

Изнесение честных древ и Преображение Господне: освящение меда и плодов

На период с 14 по 27 августа выпадают два важных христианских праздника, более известных в народе как Медовый и Яблочный Спас. Само слово «Спас» указывает на то, что эти праздники посвящены нашему Спасителю — Иисусу Христу.

Изнесение честных древ или Медовый Спас?

14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь отмечает изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник установили еще в Константинополе. Так как в августе люди часто болели, то верующие вместе с духовенством 14 августа проходили по улицам города крестным ходом, неся с собой Крест Господень. Эта благодать освящала город, поэтому болезни прекращались.

В Русской Церкви этот день обозначился еще одним праздником — датой Крещения Руси . Хоть у нас День крещения Руси и отмечается 28 июля (в день памяти князя Владимира), но на самом деле Киев крестился 1 августа (по новому стилю 14) 988 года.

В фольклорной традиции день 14 августа известен как «Медовый Спас» и «Маковей». Поэтому люди приносят в храм для освящения мед нового урожая и всевозможные травы. Многие считают, что обязательно надо освятить мак. Но так ли это?

«Маковей» и Маккавеи — есть ли общее?

В первый день Успенского поста выпадает еще один праздник — день памяти семи мучеников Маккавеев . Эти святые жили еще до Рождества Христова в Иудее и пострадали за то, что не преступили закон — не вкусили нечистую пищу. Мученическую кончину они приняли на глазах у родной матери.

Но никакой связи между мучениками Маккавеями и освящением мака нет. Поэтому верующим не стоит так беспокоиться, где бы достать это растение для букета. Можно купить готовый букет из разных растений или собрать его из любимых цветов и целебных трав, ведь 14 августа освящают разные лекарственные растения и мед нового сбора.

В древности существовала традиция приносить часть собранного урожая для освящения в храме — Сам Бог благословлял этот урожай. Соответственно значительная часть принесенного и оставлялась в церкви. Эти продукты затем раздавались бедным.

Сегодня же благочестивая традиция освящения осталась, но, тем не менее, практически никто не оставляет в храме мед, травы или плоды. Некоторые же приходят в церковь лишь для того, чтобы что-то освятить. Такой подход есть не что иное, как превратное понимание церковных обычаев. Для православного молитва и Литургия всегда должны стоять на первом месте, освящение воды, куличей или плодов — лишь дополнение к празднику.

Не просто Яблочный Спас

19 августа Церковь отмечает один из самых важных православных праздников . В этот день Иисус Христос вместе с тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — взошел на гору Фавор. Там ученики увидели преобразившегося Господа — весь Христос просиял неземным светом.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Литургия в этот день особо наполнена этим Божественным светом, белые ризы священников тоже символически указывают на свет Христов.

Этот праздник также становится назиданием для верующего, ведь каждый из нас призван к преображению — достижению святости.

Дополнением к празднику Преображения Господнего служит освящение плодов нового урожая. Так как на Руси это были преимущественно яблоки, то и сам день назвали Яблочным Спасом. Но важно не забывать: освящение фруктовых корзинок — это только дополнение к празднику, а не его цель.

Успение ≠ смерть

Заканчивается Успенский пост в праздник Успения Богоматери. Поэтому 28 августа, если это не среда или пятница, можно вкушать любую пищу.

Сам же день в православной традиции изображен как светлый праздник, а не траурный день погребения Девы Марии.

Почему? Да потому, что Пресвятая Богородица словно не умерла, а уснула. И Сын забрал Ее к Себе на Небо. Притом забрал не только душевно, а и телесно. Теперь Она пребывает со Христом в Царстве Небесном и не прекращает молиться за людей.

О соблюдении Успенского поста рассказывает священник Евгений Попиченко:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА

Дорогие братья и сестры!

14 августа (вторник) сего года в день празднования Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

в Тихвинском Храме п. Нерастанное по окончании Божественной Литургии состоится

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА !

Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Но общее, «простецкое» название это дня – Медовый Спас.

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью .

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Кажется, в нынешних обстоятельствах небывалой жары, засухи, и опустошительных пожаров… в обстоятельствах чрезвычайных и, очевидно,попущенных Богом для нашего вразумления , самое время и нам явить свою веру и упование на силу Божию. Вообще природные катаклизмы позволяют человеку почувствовать своё реальное положение перед лицом стихии, которая служит лишь напоминанием о Властителе всех стихий, о Творце, без которого человек «не может творити ничесоже».

«Кого Бог любит, того наказывает», – эти слова Священного Писания вполне применимы и к нынешней ситуации. Но как эти слова понимать, как увидеть любовь в приключающихся скорбях и напастях? Любовь проявляется в том, что Господь даёт нам шанс пока не поздно задуматься о главном: о вечной душе, о цели её существования, о необходимости строить свою жизнь сообразно с Божьим замыслом о мире и человеке. Ведь после смерти поздно будет предпринимать попытки хоть что-то исправить. Вот и получается, что наказание – это очевидный дар, отеческое напоминание о необходимости переосмысления, преображения жизни.

Изнесение Честных древ для нас это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявления благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда пожары, засуха, жара – орудия казни Господней, – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Второе событие, вспоминаемое сегодня, совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами. Тогда, в ознаменование высшей, небесной помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейский войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Ну и третья история дня – это память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.


К этому дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот двухнедельный и строгий подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа. Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына и не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Конечно эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Но почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом?

К этому времени поспевает мёд нового сбора и это конечно дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.