Какие существуют способы самопознания и как их применять. Медитация на поток восприятий

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Это упражнение не требует никакой специальной подготовки или особых условий проведения – достаточно понять саму суть метода самопознания, изложенную в данной статье.

Конечно, поначалу его лучше выполнять в спокойной обстановке, что вас никто не отвлекал разговорами или чем-то еще. Данное упражнение также можно делать во время прогулки, в общественном транспорте или на работе – параллельно другим действиям, если можете совмещать эти вещи.

Несколько слов о самопознании

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле.

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства.

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы.

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений.

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек.

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО.

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно.

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами.

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится.

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления.

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей.

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение.

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела.

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления.

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе.

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель?

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим?

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом.

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе.

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

Нет отождествлений, нет противопоставлений, нет двойственности. Есть происходящее.

Это описывается разными словами:

«На все Воля Бога», «Вещи случаются», «Событья происходят», «Дела делаются», «Поток восприятий», «Божественная игра» и т.д.

Все эти описания, конечно, интересны для ума, но ум не может их правильно понять, так как он работает в двойственности, а мы пытаемся описать недвойственность. Поэтому от описаний мало пользы.

Последний 4-й шаг упражнения на самопознание – это достижение понимания, что все отождествления ложны, иллюзорны; и это максимум, что можно понять умом (то есть, с помощью любого метода самопознания).

Ум не поможет переступить грань двойственности (так как сам и создает эту двойственность), это может произойти только «по Воле Бога».

Качество и количество упражнений на самопознание

Имеет значение и качество, и количество выполняемых упражнений.

Каждый новый круг упражнения (последовательное прохождение всех шагов), приносит углубление самопознания – но при условии, что делается качественно. Здесь нужен интерес и желание познать себя, а также настойчивость в попытках разобраться с этим вопросом. Одно только повторение фраз типа «я наблюдаю тело, значит я не тело…» (аффирмация) мало что даст, если нет интереса и искреннего стремления самопознания.

С другой стороны, важно и количество – в том смысле, что не нужно на месяц застревать на первом шаге, пытаясь получить на нем полное разотождествление с телом. Этого не произойдет. Поработали с первым шагом, получили более глубокое (или хотя бы более «свежее», обновили) понимание, и перешли ко второму шагу.

Каждый для себя должен сам почувствовать, когда стоит перейти к следующему шагу. Если не чувствуете момент, когда можно перейти к следующему шагу, используйте наблюдение и размышление на каждом шаге в течение, скажем 5-15 минут. Таким образом, упражнение можно сделать за 20 минут или час. У кого-то будет уходить больше часа, у кого-то меньше 20 минут – это индивидуально.

Даже если вы будете делать это упражнение как аффирмацию (то есть совсем мало наблюдения и размышления, а больше как повторение фраз), и всего лишь по 5 минут в день, но регулярно, с интересом и желанием познать себя, это тоже может поспособствовать разотождествлению и самопознанию.

Выполняя упражнение шаг за шагом, круг за кругом, понимание будет углубляться, что означает прогресс в применении данного метода самопознания. Если данная медитация в какой-то момент перестала давать углубление понимания, а осознание ложности всех отождествлений еще не достигнуто, возможно, если смысл поискать другие методы или техники самопознания. Или же разобраться глубже с каким-то из шагов. В этом может также помочь чтение соответствующей литературы.

Данное упражнение – это философский метод самопознания, основанный на наблюдении и размышлении. Он, как и все остальные способы самопознания, имеет свои плюсы и минусы.

Цель этого упражнения – познать себя как душу, чистое сознание, которое всегда находится вне потока восприятий и не подвержено наблюдаемым изменениям.

Что такое поток восприятий

Всё, что мы видим, слышим, осязаем, думаем, чувствуем или осознаем тем или иным образом, можно назвать потоком восприятий или компонентами этого потока.

Это можно сравнить, например, с головкой магнитофона, которая считывает магнитные сигналы с пленки, скользящей по считывающей поверхности. Образно говоря, вы являетесь считывающей головкой (чистым сознанием), а все восприятия «записаны» на пленке, включая восприятия тела, мыслей, эмоций и всего остального, что воспринимается посредством органов тела. Каждый момент – это новый набор восприятий. Время создается этим потоком восприятий, и без восприятий не существует.

Несколько слов о медитации

Тем, кто занимается самопознанием недавно, может оказаться довольно сложным делом понять, как выполнять эту медитацию, поэтому для начинающих я опишу процедуру, которая будет более понятна, но и более сложна. Также рекомендую посмотреть ролик “Истинная природа души” или почитать статьи по этой теме по ссылке ниже. Те же, кто проходит уровни, особенно 4-й, а тем более 5-й (на сайте “Самопознание – путь к просветлению”), могут видеть, что эта медитация – самая простая из всех техник, так как наблюдение потока восприятий происходит само собой и всегда, и всё что остается делать – осознавать тот факт, что вы осознаёте поток восприятий.

Что нужно помнить

Вы есть чистое сознание, находящееся вне любых находящихся в потоке восприятий объектов, чем бы ни были эти объекты – мыслями, эмоциями, чувствами, ощущениями, самовосприятием (отождествлениями) и т.д. Вы есть то, что осознаёт тот факт, что оно обладает осознанием; осознаёт, но при этом не является объектом восприятия. Умом это трудно понять, поэтому существуют различные практики, техники медитации и упражнения, которые постепенно подводят к этому осознанию.

В этой медитации нужно помнить, что вы не являетесь объектом в потоке восприятий, хотя ум может утверждать обратное. Поймите, что всё, что говорит ум, является частью самого потока восприятий.

Техника медитации

Если вас отвлекают какие-то проблемы, их лучше решить до начала упражнения, или же, если можете, отложите их решение на потом, чтобы они не мешали медитировать.

Расположитесь удобно в сидячем положении, глаза лучше закрыть, и расслабьтесь.

1. Наблюдайте ощущения в теле , позволяя вниманию свободно блуждать по телу; не нужно контролировать ни тело, ни внимание. Осознавайте тот факт, что вы являетесь не телом, а наблюдателем тела и восприятий, получаемых посредством тела. Поначалу можете помогать себе мысленно фразой типа «Я не есть это тело; я тот, кто наблюдает восприятия тела и осознает себя наблюдателем». Ощущения, которые вы получаете от тела и посредством тела – это часть потока восприятий. Осознавайте этот факт, как и то, что вы отделены от этих восприятий (не являетесь тем, что воспринимаете), благодаря чему и можете их наблюдать. Если это непонятно, просто наблюдайте телесные восприятия и осознавайте себя их наблюдателем. Когда это становится делать легко и без напряжения (достигнуто хорошее расслабление), можно переходить ко второй части медитации.

2. Наблюдайте мысли , которые возникают, изменяются и исчезают. Всё, что нужно делать в этой части упражнения – наблюдать процесс мышления, осознавая себя наблюдателем данного процесса. Ум будет говорить вам, что вы являетесь участником данного процесса: «это я думаю эти мысли, я размышляю» и т.д. Вы, как чистое сознание, не думаете, вы наблюдаете и осознаёте процесс мышления. Но когда ум говорит «это я думаю все эти мысли», он вызывает восприятие, будто думаете именно вы, а это не так. Это отождествленность с умом, которую создает сам ум. В момент разотождествления нет ни идеи, ни ощущения, будто «я думаю», есть только процесс мышления, который воспринимается, осознаётся. И вы являетесь тем, кто наблюдает и осознаёт этот процесс мышления, не являясь участником или объектной частью самого процесса. Можно сказать, что вы находитесь вне ума, вне мыслей; это скорее они находятся в вас – в поле вашего осознания. Когда эту часть медитации становится делать легко и без напряжения, переходим к третьей.

3. Наблюдайте эмоции и чувства. Возможно, женщинам эту часть лучше сделать второй, если вторая часть (наблюдение ума) для них слишком сложна. Суть та же: вы наблюдаете чувства и эмоции, которые возникают и исчезают в потоке восприятий. При этом вы осознаёте себя наблюдателем потока эмоций, а не его участником. Не нужно пытаться контролировать чувства, вы их только наблюдаете и осознаёте. Если вам кажется, что вы их контролируете, это ловушка ума, так как идея типа «я контролирую эмоции» или «я могу контролировать эмоции» – это просто мысль, появляющаяся в потоке восприятий. Поначалу можете помогать себе фразами типа «Я не есть эмоции, которые я воспринимаю, я есть осознающий наблюдатель эмоций и чувств». Осознайте тот факт, что вы являетесь сознанием, которое воспринимает и осознает чувства и эмоции, возникающие и исчезающие в потоке восприятий.

Когда все три части медитации выполняются легко, без напряжения и усилий, может возникнуть или углубиться понимание своей истинной природы – наблюдателя, который не является частью потока восприятий (не является объектом в потоке), и который осознаёт факт наблюдения (восприятия) – «я есть чистое воспринимающее сознание».

Поначалу это может быть понимание на уровне ума, оно нестабильно и неуверенно. По мере углубления в медитацию, это понимание становится самой вашей сутью.

Если данное упражнение слишком сложно для вас, почитайте другие материалы сайта “Самопознание – путь к просветлению”, попробуйте другие техники. Возможно, есть смысл проработать дуальности типа «я тело – я не тело» и т.д.

Если же вы вообще ничего не поняли, вам нужны материалы и упражнения попроще, например, статья “Ничто не случайно” или техника “Формула Счастья”.

Источник Медитация на поток восприятий , сайт самопознания. Успехов в самопознании!

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко

Одним из самых сильных и результативных способов психотерапии, познания себя и роста как личности является холотропное дыхание, техника выполнения которого, придумана давно.

Эта методика была разработана Станиславом и Кристиной Гроф – трансперсональными психологами из Америки.

В основе этого метода лежат необычные состояния сознания, которые известны людям с давних времен. В данной технике объединены старые мировые познания с новейшими открытиями современной психотерапии и психологии . Соответственно, является техникой самопознания.

Эмоции, которые человек переживает, практикуя такое дыхание, могут исцелять, а также трансформировать негативное в позитивное. Такие сеансы холотропного дыхания извлекают наружу неприятные переживания физического и эмоционального характера, которые помогают познать себя. Если такие ощущения проявятся полностью, это обязательно позволит человеку освободиться от негативного влияния переживаний и получить некоторую свободу.

Холотропная терапия показала, что не только люди со сверхъестественными способностями могут переживать и контролировать подобные ощущения – это доступно каждому из нас. Трансперсональная психология открыла миру, что для преодоления пути к гармонии, самопознанию, свободе и, соответственно, лучшей жизни, каждому человеку необходимо пройти эти переживания.

Кроме того, холотропная практика доказала, что теория, которую представляют различные психологические и психотерапевтические школы, равно как и здравый смысл, не помогут исцелиться сами по себе. Обычно такой процесс излечения напоминает сумасшествие и далеко не всегда поддается пониманию или объяснению.

Именно поэтому холотропное лечение нацелено на то, чтобы принять и поспособствовать любым процессам, возникающим при осознании проблемы, а не на то, чтобы заранее определить проблему и искать способы и пути ее решения. Участники таких тренингов не определяют предметы работы и проблемы, а доверяются холотропному сознанию и самому течению процессов.

В основе любой результативной и успешной психотерапии лежат познание самого себя и понимание подсознания при холотропном состоянии сознания. Мы общаемся не только с окружающими нас людьми и миром, мы ведем диалог с самими собой, со своим сознанием, и это общение является непрерывным.

Общение и есть сознание, которое создается коммуникацией и соединяется с ее помощью. Соответственно, между разными частями сознания существует сообщение и незамедлительное осознание, между ними нет никаких преград, а это означает, что возможность общения не ограничена.

Цели техники

Холотропное дыхание преследует цель активации бессознательного, раскрепощения энергии, которая заключена в психосоматических и эмоциональных проявлениях и превращении этих проявлений в течение переживаний. Задание лечащего при такой терапии заключается в том, чтобы поверить в силу исцеления такого процесса, не меняя и не перенаправляя его. Только разум пациента руководит этим процессом.

Самым важным является поддержание процесса эмпирического раскрытия терапевтом. Те или иные переживания могут быть несодержательными и заключать в себе нарастание напряжения и эмоций, а также переходы к расслаблению.

Прозрение не всегда наступает сразу, оно может прийти во время последующих сеансов или позже. Иногда решение приходит на уровне биографии, иногда оно связано с перинатальным материалом или трансперсональными составляющими. В связи с этим исцеляющие переживания не всегда понятны.

В процессе холотропного дыхания наш разум стремится влиться в жизнь, следовать ее течению, ощутить состояние благополучия и свободы, которое приносит

удовлетворение. Такая возможность – это подарок природы человеку. Если мы подчиняемся своему сознанию, следуем за ним, – достигаем предела свободы, энергии и естественности. Если мы не даем выхода этому потоку, у нас возникают трудности.

Из-за предрассудков и стереотипов мы не можем полностью раскрыть себя и выйти за пределы установленных рамок. Яркий пример такого торможения, невозможности течения потока и установления определенных границ – кризис среднего возраста.

Для достижения свободы иногда приходится пройти через какую-либо серьезную тяжелую ситуацию, болезнь, а иногда даже смерть. Ведь смерть также является освобождением, выходом за рамки (). К потере здоровья, разочарованию в жизни приводит именно то, что мы не чувствуем сигналы разума и подсознания и не пытаемся стать частью жизни.

Но сама внутренняя природа всегда пытается указать нам способы решения наших проблем. И мы можем пойти за нашим внутренним природным голосом и прожить настоящую мистерию само распознавания в холотропных сессиях.

Я приглашаю всех желающих в удивительное путешествие к центру своего существования на свои семинары, где возможно прожить настоящую мистерию и приблизиться к своей целостности. На и « » вы сможете прожить свой трансперсональный опыт через техники осознанного дыхания.

С любовью Мария Шакти

Душевно близкое: