Конспект НОД в старшей группе на тему:«Мои пернатые друзья. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект ОС "Пернатые друзья" (с презентацией)

Конспект занятия

по ознакомлению с природой

старшая группа

Тема: «Пернатые друзья»

Воспитатель: Шаповалова Н.В.

2018г.

Программное содержание:

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись - голоса птиц; фишки; медали «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Организационный момент:

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две команды.

(Дети делятся на две команды по принципу девочки – мальчики. Название каждой команды соответствует теме викторины)

Воспитатель: У нас получились две команды.

Команда – Воробьи (мальчики) и команда – Синички (девочки).

Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания викторины. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

1 задание:

Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (Сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку . (Показ картинки Сова)

Что вы можете рассказать об этой птице?

Ответы детей.

(Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель: Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ху». Поэтому и говорят сова «ухает». Давайте послушаем как ухает сова. (Аудиозапись - голос совы)

2 задание:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Давайте послушаем голос синицы (Аудиозапись - голос синицы )

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица , (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири! (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

3 Задание:

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель: Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель: Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (Аудиозапись-голос голубя)

4 задание:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Дети отвечают на вопросы:

Воспитатель: Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков). Чем питаются дятлы?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей) (Аудиозапись-голос дятла)

5 задание:

Воспитатель задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети: Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Ворона, синица, воробей, голубь и др.

Воспитатель: Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

Дети: Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?

Дети: Зимой нужно подкармливать птиц.

Воспитатель:

Нам занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.

Давайте подведем итоги, узнаем, какая команда выиграла.

(Подведение итогов и вручение медалей «Знатоки птиц» всем участникам викторины).

Ребята, вам понравилось занятие - викторина? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Вместе с родителями вы можете сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки на деревьях нашей площадки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досточку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

Программное содержание.

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке.

Материал и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись-голоса птиц; презентация-птицы в природе; фишки; нагрудные знаки «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка); письмо от Деда Природоведа.

Ход занятия.

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу».

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две группы.

(Дети делятся на две команды по принципу «разрезная открытка». Название каждой команды соответствует составленной картинке.)

Воспитатель .

У нас получились две команды. Команда – ВОРОБЬИ и команда – ВОРОНЫ! Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Внимание, 1 задание! Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)

Воспитатель.

Давайте посмотрим на картинку. (показ слайда) Что вы можете рассказать об этой птице? (Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель.

Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ХУ». Поэтому говорят сова «ухает».

Давайте послушаем как ухает сова (аудиозапись-голос совы)

Задание 2. Слушаем загадку.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто это?

Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей (показ слайда)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека (аудиозапись-голос синицы)

Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Задание 3.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (показ слайда)

Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе». (аудиозапись-голос голубя)

Задание 4.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Показ слайда. Детям предлагается ответить на вопросы:

Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Чем питаются дятлы?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (аудиозапись-голос дятла)

Задание 5.

Воспитатель задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Перелетные.)

- Назовите перелетных птиц. (Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь и др.)

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.)

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц )

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо. Воспитатель сообщает, что письмо от Деда Природоведа, зачитывает его.

«Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед».

Давайте подведем итоги, узнает, какая команда выиграла.

Подведение итогов. Вручение всем игрокам нагрудных знаков «Знатоки птиц».

Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

А занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.

Цель: сформировать представление о птицах

Задачи:

Образовательная: расширять знания о домашних птицах;

развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику;

воспитательная: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам.

Оборудование: аудиозапись пение птиц, иллюстрации с изображением домашних птиц, разрезная картинка «птичий двор» , картинки для нахождения отличий, крупа.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Дети, утром я обнаружила у себя на столе конверт, а в нем картинки, давайте вместе внимательно рассмотрим каждую картинку и отгадаем кто на ней нарисован.

II. Отгадывание загадок о домашних птицах.

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

(Назовите действие)

Когда утка зовёт утят плавать, она (крякает) .
Когда гусыня отгоняет людей от гусят, она (гогочет) .
Когда петух хочет всех разбудить, он (кукарекает)
Курица зовет цыплят, она (кудахчет)

IV. Музыкальное задание.

Задание: вам необходимо внимательно прослушать аудиозапись с голосом птиц и отгадать о ком идет речь.

(включается аудиозапись)

V. Сказка «Почему Петух кричит трижды в ночь?»

В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.

Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:

– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.

– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?

– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.

– А когда отдашь?

– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.

Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!

Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.

Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку! ”

Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:

– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!

А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.

Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.

Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.

VI. Найди отличие

(Дети внимательно рассматривают картинки и за каждое отличие получают жетон) .

VII. Игра «Зернышко к зернышку»

(Развитие мелкой моторики) каждому ребенку насыпать горсть крупы разный сортов, необходимо отделить один сорт от другого, по команде приступают к заданию.

VIII. Инсценировка песенки «Жили у бабуси два веселых гуся...»

Дети показывают «гусей» руками, подражая движениям педагога.

Два весёлых гуся
Жили у бабуси два весёлых гуся,
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.

Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.
Один серый, другой белый
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся - Ой, пропали гуси,

Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси.
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси.

Выходили гуси, кланялись бабусе,
Один серый, другой белый
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый
Кланялись бабусе.

IX. Подведение итогов.

Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие результаты. Я очень рада!

Сценарий образовательной деятельности «Пернатые друзья» .


Место работы: МБОУ ДОД ДДТ «Планета».
Описание : Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель: развитие монологической и диалогической речи детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о птицах, полученные на занятиях ранее.
2.Расширить представления детей о различных видах птиц: перелетные, зимующие, домашние.
3.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Форма организации деятельности: групповая.
Оборудование: магнитофон, ТВ-панель.
Словарная работа: оперение, перелетные, зимующие, пичужки.
Материал к занятию: изображение разных птиц, аудиозапись, цветная бумага.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания:
«Нам здороваться не лень,
«Здравствуй», говорим мы каждый день
Маме,папе,бабушке и другу.
Пожелай здоровья всем,
Улыбнись друг другу».

2. Подготовительный этап:
Упражнение «Веселое настроение»:
«Мы друг другу улыбнёмся,
Скажем добрые слова.
Над печалью посмеёмся,
Громко прокричим «Ура!»
Дети слушают музыку «пение птиц».
Загадки о птицах:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей).
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел).
Носит серенький жилет.
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: Кар! Кар! Кар!
(Ворона).
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
(Журавли).

Спит или купается
Всё не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь).

3.Основной этап:
Беседа. Вопросы:
-Как вы думаете, почему люди любят птиц?
-Каких птиц называют «перелетными»?
- Почему?
- А каких величают «зимующими»?
-Вы согласны с пословицей «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на зелёной ветке».
- Почему? И т.д.
Чтение «Птичка» А. Пчельникова .
- Вопрос: Что можно пообещать птичке, чтобы она осталась?
Дидактическая игра «Летает – не летает». (Воробей – летает, кошка – не летает и т.д.). Вместо ответа дети могут показать движения руками.
Цель игры: закрепить обобщающие понятия: «птицы», «животные».
- Вопрос: Какие птицы не летают? (Курица, страус, пингвин).
Скороговорки:
Три сороки-тараторки
Тараторили на ёлке.

Летят три пичужки
Через три пустых избушки.

4.Итоговый этап:
Изготовление кормушки и птиц способом оригами.
Заключительное слово педагога:
«А урок заканчивать пора,
Утомилась наша детвора.
Всем «спасибо» - скажем дружно,
Отдохнуть ребятам нужно.
Поиграть, покувыркаться,
Чтоб здоровыми остаться».

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100 .

Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе «Наши пернатые друзья».

Подготовила воспитатель Вдовиченко Нина Ивановна. г. Астрахань. 2011г.

Тема: «Наши пернатые друзья». Цель: Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать интерес детей к познанию природы. Воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям. Оборудование: Картинки и фотографии птиц; разрезанные картинки, фотографии леса, водоема, города; написанные загадки о птицах; изображение гнезда, скворечника; картинки с подписями – названиями птиц; не полностью раскрашенные изображения птиц, картинки с этапами развития птиц. Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

«Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная». Давайте рассмотрим птиц. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам.) - Кого из этих птиц вы знаете? (дети называют знакомых им птиц). Аист. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги. Воробей. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум. Ворона. Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Голубь. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. Дятел. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте. Жаворонок. Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо. Журавль. Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином. Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу. Ласточка. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи. Лебедь. Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими. Пеликан. Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо. Синица. Небольшая птичка с желтеньким брюшком. Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей. - А как называется птичий домик?(гнездо). Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость. - Гнёзда бывают разные по величине и форме. Вот такое гнездо ремеза я обнаружила в лесу, после того, как его покинули подросшие птенцы. (Показ фотографии скворечника.) А вот этот домик вам знаком? Как он называется? (скворечник). Кто его сделал? (человек). А кто в нем живет? (скворцы). Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так. Если сделать скворечник побольше, и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат. В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. - Взгляните и скажите, какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник?(показывает две картинки для сравнения). Почему вы так решили? (у скворечника вход больше, а у синичника-меньше). Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы.) А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.) Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (дятел, филин, тетерев, сова).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

И тогда придешь домой.

А теперь разделимся на команды, нас ждут интересные игры и задания. Выберите себе эмблему и садитесь за тот стол, где изображена птица, которая нарисована у вас. Задание 1. - Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц.) Задание 2.«Птичья мозаика». Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание 3.«Одень меня».

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря…) - А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Какая птица бывает почтовой? (Голубь).

Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)

Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)

Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)

Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Как называется птичий дом?(гнездо).

Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)

Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (страус)

Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)

Как называют домик для птиц, сделанный человеком?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса.)

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

В серой шубке перовой

И в морозы я герой. (Воробей)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это... (Цапля)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?.. (Соловей)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (Сова)

Верещунья, белобока,

И зовут ее … (Сорока)

Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Ребята, вы все молодцы, много знаете о птицах, которые обитают в нашем крае. За это я вручаю вам грамоты участников викторины «Наши пернатые друзья». Я уверена, что вы будете беречь птиц, которые живут рядом.

Литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакции Васильевой М.А. изд. Мозаика – Синтез, 2010г. http://vospitatel.com.ua/new.html