Креативный сценарий экскурсии в библиотеку для первоклассников. Библиотечный урок – экскурсия.«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья

Экскурсия по библиотеке для первоклассников

ЦЕЛИ:
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности - «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».

Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг-попросить подобрать себе книгу.

В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».


Ведущий: Здравствуйте, дети! Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески - книга, а «тека» -хранилище. А знаете, сколько лшет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
И так, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

Прежде чем взять книгу на дом, надо сначала записаться. Для этого вам открываем формуляр читателя, записываем в нее ваше имя, фамилия, возраст, адрес.

Книги выдаются сроком на 10 дней, до 5 книг можно брать. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беде, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-

В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать

Фантазировать мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге тишина
Здесь особенно нужна».

Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? -БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать

нельзя:
Нельзя книги перегибать.

Нельзя загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

Нельзя писать и рисовать в книгах.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
2. Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели.
3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.
5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.
В нашей библиотеке имеются не только книги, но и журналы. Скажите пожалуйста, у кого родители дома выписывают журналы, и какие? (показ журналов).

Вы все наверное, любите сказки. Какие сказки вы знаете? Сейчас я предлагаю игру «Отгадай сказку»
«Спасите! Нас съел серый волк!» (Волк и семеро козлят)

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!» (Ряба)
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби». (Лиса и волк)
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!» (Муха Цокотуха)
«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!» (Колобок)
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
1. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка?-Вот вопрос?
«Золотой ключик»
2. Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех!
«Колобок»
3. Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.

«Теремок»

4. Одеяло убежало, улетела простыня,

И подушка как лягушка ускакала от меня.

«Мойдодыр»

5. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

«Красная шапочка»

6. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

«Три медведя»

7. Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

добрый доктор… «Айболит»

8. Живут в Цветочном городе

Девчонки и мальчишки:

Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –

Смешные коротышки.

А кто лентяй отпетый?

Кто главный фантазер?

Проказник самый первый,

Кто на язык остер?

А ну-ка, угадайте-ка!

Конечно, он... «Незнайка»

9. Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. «Золушка».

10. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мала.

Кто читал такую книжку?

Знает девочку-малышку? «Дюймовочка»

11. Кто играл и песни пел?

К братцу третьему потом

прибежал он в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

и называется…. «Три поросенка»

12. Подарит новое корыто, и новый дом,

и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё,

и в море зыбком растает…. «Золотая рыбка»

Молодцы ребята! Вы очень хорошо знаете сказки!

Вот вы и познакомились с нашей библиотекой, с правилами пользования, с правилами обращения с книгой, узнали как найти и выбрать книгу.

Поздравляем вас! Сегодня вы стали читателями. Спасибо за участие!

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Место проведения: библиотека.

Класс: 1б

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Ход занятия.

Здравствуйте.

Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна

А Вас как зовут?

Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)

Посмотрите, что есть в школе (изображения)

Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)

(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)

Где сейчас находимся мы? (библиотека)

Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение), в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Аудиотека (слушать) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Видеотека (смотреть) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Знакомство с библиотечными терминами.

Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

В кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

В библиотеке вы так же получаете документ.

Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

Библиотека - это дом книг. Здесь живут книги, ваши друзья. В библиотеке много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в мире книг вам поможет кто?

Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Закрепление.

Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить библиотечные слова, которые мы с вами изучили.


Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.

Цель: познакомить учащихся с детским фондом библиотеки, правилами пользования библиотекой, записать желающих в библиотеку.

Библиотекарь:

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе –

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить –

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

Дорогие ребята! Вы только что научились читать, и я хочу поздравить вас с этим важным событием в вашей жизни. Теперь не нужно просить старшую сестру, маму, папу почитать вам понравившуюся книг. Вы можете читать их самостоятельно. Перед вами открывается прекрасный мир – мир книги.

Сегодня вы в первый раз пришли в школьную библиотеку. Что такое библиотека?

Это дом, где живут книги их очень много. Стоят книги ровными рядами на полках специальных книжных шкафов – стеллажей. Помогут выбрать нужную книгу полочные разделители: буквенные и тематические. Книг за полкой за разделителем много. Но как выбрать самую интересную? На помощь приходит сама книга, которую можно посмотреть сразу у книжной полки. В одной красочные рисунки, в другой вас привлечёт яркая обложка, в третьей интересно написано об авторе.

Для маленьких читателей книжки расставлены в ящиках по темам: «Про птиц и зверей», «Детям о детях», «Стихи про всё на свете», «Сказки».

Библиотека существует очень разумное и важное правило – «Взял книгу с полки – поставь её на место». Бывает так: возьмёт иногда читатель с полки книгу, полистает, посмотрит и ставит обратно, да не туда куда надо. Потом другой читатель просит эту книгу у библиотекаря, а её найти невозможно: она стоит на чужом месте. Вот и появилось в библиотеке такое правило.

Самое главное сокровище в библиотеке – книга. Сегодня она попадёт в ваши руки. Через три – четыре дня её возьмет кто-то другой, много читателей

Обойдёт эта маленькая книжка за год. Поэту очень важно, чтобы все читатели бережно относились к книге, нашему богатству. Читайте так, чтобы не было заметно, что она побывала в ваших руках. Книга должна жить много лет. Берегите её. Вот основные правила, которые нужно соблюдать при чтении книг:

Берете книгу чистыми руками. Не читайте во время еды.

Не перегибайте книгу во время чтения, не загибайте страниц, пользуйтесь закладкой.

Кладите книгу на сухой и чистый стол.

Не вкладывайте в книгу карандаши, ручки, тетради.

Порванную книгу – подклейте.

Не делайте в книге никаких пометок, не раскрашивай картинок.

Храни книги в шкафу или на полке.

Не передавай библиотечную книгу товарищам.

Возвращай книгу в срок, её ждут другие читатели.

Стоят в тиши библиотек,

Скрываясь до поры,

Храня в себе из века в век

Сюрприз для детворы.

Откройте книгу наугад –

И сразу в этот миг,

Вдруг перед вами встанут в ряд

Герои этих книг.

Я из кукольной страны –

Вы узнать меня должны:

Для Пьеро я – идеал,

Он стихи мне посвящал,

От врагов любых заслон

Верный пудель Артемон.

Я учила Буратино,

А зову меня……. (Мальвина).

А теперь про чей – то дом,

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно,

Этот дом сгорел дотла

(«Кошкин дом»).

Был поленом – стал мальчишкой,

Обзавелся умной книжкой!

Это очень хорошо!

Принял за очаг картину

А зовусь … (Буратино).

Эта девочка грустна

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Горестно вздыхает.

Скоро вся растает. (Снегурочка).

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля).

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят (Гуси-лебеди).

Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал его богатым

(Конёк-горбунок).

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

(Скатерть самобранка).

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок).

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт

(Бабушка Федора).

Подготовил работу заведующий библиотекой МБОУ СОШ №12 города Новый Уренгой ЯНАО Хорава Рима Бондоевна

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом . Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоитна своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент , где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале . Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята,читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница », в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара) .

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.


Традиционно в сентябре проведена экскурсия первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Шидловская Валентина Фёдоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Первоклассники узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.

«Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

Цель: Познакомить учащихся 1 классов со школьной библиотекой.

Задачи:


  • Развить интерес к чтению.

  • Познакомить с правилами пользования библиотекой

  • Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.(Дети: «Библиотека»)

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!

Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Валентина Фёдоровна.

Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник мой и друг

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгами.


  1. Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!

  2. В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!

  3. Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!

  4. Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобится читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры, -

В вестибюли, коридоры

Фантазировать, мечтать.

Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


  1. Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).

Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.

И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).

- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.

- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.

- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.

- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.

Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

Бабушка-Загадушка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


  • Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

  • Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).

  • Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

  • Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).

  • Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).

  • Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).

  • Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)

  • Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).

  • На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).
Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.