Кто охраняет гроб господень. Храм Гроба Господня в Иерусалиме – – как добраться и что смотреть

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, под его куполами шесть христианских конфессий оберегают святые места, где Иисус был распят, а затем воскрес.

Армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви разделили между собой приделы Храма и часы молитв. Кувуклия, место ежегодного схождения Благодатного Огня, находится в совместном использовании. Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Итак, Вы на площади перед Храмом.

Позади у Вас окажется Гефсиманское подворье (метох) и минарет мечети Омара.

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков. Когда-то давно это был отдельный вход на Голгофу.

Под ней Вы увидите неприметную дверь в часовню Марии Египетской.

Правее дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна.

Храм Гроба Господня на видео

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

План - схема Храма Гроба Господня

1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка . Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25 .

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (№23 ) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен Адам , тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет - гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв, Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане №14 .

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме №24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» - стояла Мать скорбящая.

"... и Тебе Самой оружие пройдет душу..." Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35)

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания (№20 ) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка . Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Кувуклия в Храме Гроба Господня

Над Гробом Господним стоит Кувуклия , мраморная часовня, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный Огонь. Она состоит из двух частей – придела Ангела(№9 на плане) и пещеры Гроба Господня (№8 ).

Гроб Господень подвергался воздействию землетрясения и пожара. Поэтому Кувуклия усилена снаружи металлической конструкцией.

Резная сень с изображениями Апостолов над входом в Кувуклию, к концу прошлого века требовала реставрации. За работу взялись греческие мастера, но им не удалось детально воспроизвести оригинал. После чего сень была изготовлена в 2005 году русскими художниками в Ростове.

Коптский придел (№7 ) не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена. Считается, что после реконструкции Кувуклии, она именно в этой части уменьшилась в размерах и теперь придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В Храме Гроба Господня в приделе Обретения Креста (№17 на плане) установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Как гласит предание, крест, на котором распяли Христа, был найден св. царицей Еленой в 326-м году. Поиски привели ее на Голгофу, где неподалеку была обычная свалка. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Как известно на двух из трех крестов были распяты разбойники. Желая узнать, какой именно крест принадлежал Иисусу, стали их поочередно прикладывать к умершему человеку. При прикосновении креста, на котором был распят Иисус, человек ожил.

Царица Елена, мать римского императора Константина, сделала очень много для развития христианства. Она организовала раскопки, в результате которых были обретены Животворящий Крест и Гроб Господень. Она построила Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сходит Благодатный Огонь, Храм Рождества Христова в Вифлееме, храм на Елеонской горе, где Иисус вознесся на Небо. Царицу Елену причислили к лику святых как равноапостольную.

В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены. (№16 )

Храм Воскресения Христова – одна из трех важнейших частей Храма Гроба Господня.

Пуп Земли

В центре его, прямо напротив входа в Кувуклию, стоит скромная каменная ваза, называемая « Пуп Земли

Археологи, исследовавшие святыню храма Гроба Господня в Иерусалиме после того, как с нее впервые за 450 лет была снята закрывающая ее мраморная плита, установили, что погребальное Ложе Христа сохранилось неповрежденным. Об этом сообщил в понедельник журнал National Geographic .

Плита с Гроба Господня в Старом Иерусалиме была снята 26 октября (впервые за 450 лет). Специалисты Национального технического университета Афин при поддержке израильских и армянских археологов проводили исследовательские работы в Кувуклии в течение последующих 60 часов.

Гроб Господень — высеченная в природной скале гробница периода Второго Храма, в которой находится каменное погребальное ложе (200 на 80 см, высота от пола 60 см). Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, разрушенную в 1009 году, называют Святым Гробом. Это помещение, устроенное в Кувуклии, символизирует пещеру, в которой было погребено Тело Христа. До наших дней сохранились лишь само ложе, часть стен пещеры и часть входа. К середине XVI века ложе было сильно повреждено паломниками, старавшимися отколоть частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки,оно было закрыто плитой белого мрамора в 1555 году.

Когда ученые сняли с гроба мраморную облицовку и слой каменных обломков, то увидели под ними другую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. Историки предполагают, что она была сделана во время Крестовых походов.

Само же погребальное ложе оказалось абсолютно нетронутым, несмотря на то, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в XI веке.

Затем археологи подняли плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать ее перед повторной установкой. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал этого…Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время. Ведь этим вопросом ученые и историки задавались в течение многих десятилетий», — сказал археолог Фредрик Хиберт в интервью журналу.

Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков.

В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города.

В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором был распят Иисус. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня) в Иерусалиме

«Что вы ищите Живого среди мертвых? Христос Воскрес!»


Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.


Храм возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Вместе с храмом Рождества Христова в Вифлиеме - главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара 1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.



Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.



Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания - православное, римо-католическое, антихалкидонское. Во избежание недоразумений общества соблюдают порядок служб, территориальные границы, существующие с 1757 года. Камень помазания находится в общем владении. Хранителями ключей храма является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе.

Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства.








Главный вход


Фасад храма - образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения (сейчас находятся в музее Рокфеллера в Иерусалиме).





Слева от входа находится колонна Святого Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года от сошедшего Благодатного Огня.


В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей , иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный паракклесион преподобной Марии Египетской.


Голгофа


Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.







Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.




Южный придел церкви Голгофы - Пригвождения ко Кресту - принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани) поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя.



Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания , покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Снятие Господа с Креста изображено на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).






Часовня Гроба Господня, или Кувуклия , стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию - невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.






Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.




Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах - овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».



Пещера Гроба Господня - небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии - греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.


В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.




Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде , делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.


Триумфальная арка


Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих !» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав - России и Греции.


Храм Воскресения Господня (Кафоликон)


Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.





Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли».




В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божьей Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Над иконостасом - галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками).




Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата.

Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

В комплекс подземных храмов входит церковь Святой Елены, Церковь Обретенья Креста, часовня святого Вардана Полководца.




Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня (арх. Журден). Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.




Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников , являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.


Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц , без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине.


Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, которая является приходской для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери.


Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. Одна из древних икон храма - Иорданская икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной.



Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь , главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.


Алтарь монастырской церкви Двенадцати апостолов , по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов. На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы.


К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположена коптская церковь архангела Михаила , на верхнем - эфиопская церковь Тетраморфа.


В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания - подворье Гефсиманского Успенского монастыря. Здесь хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница - произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.



По материалам Православной энциклопедии, википедии, фото http://www.jerusalemshots.com






Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Собор был возведен на том знаковом месте, где Спаситель Христос претерпел распятие и погребение, а вскоре воскрес. Эта Церковь является самым значимым центром христианского паломничества, люди в больших количествах прибывают сюда с IV столетия.

Описание архитектуры

Главная святыня израильской земли представлена в виде грандиозного комплекса построек. Храм Гроба Господня находится в старинной части Иерусалима, в квартале, который называют Христианским.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Собор, знаменитый величайшими религиозными сооружениями, является штаб-квартирой православной конфессии столицы Израиля. Однако Храмом-Святыней одновременно управляют и другие христианские конфессии (армяне и католики), соблюдая сложную градацию правил.

Архитектурный комплекс великой христианской святыни включает в свою структуру несколько культовых частей:

  • Холм Голгофа с небольшой областью, где Мессия был распят. Изначально он являлся частью другой скалы - Гареба, и несколько выделялся собственной вершиной, напоминая очевидцам свод черепа. Отсюда Голгофа и получила своё название. Иная версия твердит, что здесь проходили жестокие публичные казни.
  • Сооружение в виде ротонды с куполом, под которым находится Кувуклия (гробница в скале). По традиционным верованиям она располагалась за пределами города, в северо-западной стороне от Иерусалима. Вскоре под словом Кувуклия стали подразумевать всю Палестину.
  • Кафоликон - средняя часть храмового комплекса, обнесенного специфическими несущими стенами, которые не всегда соприкасаются с потолком. Именно здесь проходят торжества и литургии Греко-православной церкви.
  • Подземный храм, освященный в честь Обретения Креста, на котором провел последние минуты материального существования Иисус Христос.
  • В архитектуре Храма также расположена церковь преподобной Елены с несколькими приделами. На территории христианской святыни построены монастыри, разнообразные галереи и дополнительные здания.

Управление в Храме официально разделено между несколькими христианскими конфессиями, которые получают, в соответствии с этим, индивидуальные приделы и часы служб.


На заметку! Подобное распределение часто становится причиной конфликтов на религиозной почве. Для предотвращения всплесков ненависти, с начала VII столетия ключи от Церкви хранятся в мусульманской семье Joudeh, а право на открытие врат принадлежит другой - Nuseibeh.

Архитектура великой святыни

С момента основания Храм является предметом больших раздоров между людьми различных верований. Сегодня здесь наблюдается огромное скопление верующих, они приходят, чтобы ощутить ауру грандиозного сооружения и молить Христа о спасении души.


На заметку! Исследователи не смогли обнаружить официальной документации о месте, где тело Христа подготавливалось к погребению. Однако с V столетия в традициях Церкви выделяется чин Погребения плащаницы Мессии в Страстную Пятницу. Святыню, украшенную лепестками розы, торжественно переносят с холма, где был распят Христос, на священный Камень помазания. После короткого заупокойного моления плащаницу кладут на каменное ложе Спасителя и, наконец, уносят в Кафоликон.

Основные достопримечательности

С левой стороны от Камня помазания располагается Кувуклия - часовня с круглым сводом. С боков от этой постройки стоят небольшие мраморные перегородки со скамейками и канделябрами. Над массивной дверью Кувуклии висят лампады, части которых разделены между христианскими конфессиями.


«Сердце» Гроба

Кафоликоном называют срединную часть всего комплекса Гроба Господня. Это помещение огорожено таким образом, что стены соборного храма не достигают сводов. Подобная конструкция возникла после пожара, произошедшего в 1808 г. В период восстановления сюда добавился высокий иконостас, что позволило говорить о единстве церковного пространства и необходимой молитвенной атмосфере.


Церковь Голгофы

Холм, хранящий в себе место Распятия, получил современный облик после реставрационных работ 1810 г. При строительстве церкви мастера выравнивали и обтесывали края скалы, на которую ведут сегодня две лестницы. Два продолговатых помещения разделяют Голгофу на православную и католическую часть.

  • Южная часть отдана во владение францисканцев. Современный облик сформировался в 1930-х годах. Серебряный алтарь пожертвовал в 1588 г. Ф. Медичи, его поставили на то самое место, где Мессию пригвоздили к Кресту.
  • Ниже скалы Распятия расположен придел, названный «Адамовой главой». Существует предание, что Мельхиседек, царь Салимский, похоронил здесь голову прародителя человечества. Справа располагается православная ризница, где лежат мощи святых и реликвии со времен Страстей.
На заметку! Для православных верующих существует канонический обычай поклонения Гробу Христа. Сначала человек молится в ангельском приделе и прикасается к тому камню, который был убран от входа в пещеру. Далее, следует поцеловать нижнюю грань перед входом и прочесть «Воскресение Христово…», а после медленно войти в Живоносный Гроб. Здесь ставятся свечи, совершаются поклоны и воспеваются молитвы. На ложе разрешено класть иконы, кресты и т.д., выходить необходимо спиной вперед.

Краткая история создания

В период правления Адриана (135 г.) на Голгофе построили языческий Капитолий, где римляне поклонялись Юпитеру. В 325 г. престарелая мать Константина Великого святая Елена проделала нелегкий путь на Святую землю. Мысль о паломничестве пришла ей во сне, голос повел расчистить Голгофу от нечестивых сооружений.


Как добраться

Храм Гроба Господня объединяет культовые места последних дней материального бытия Иисуса Христа. Святыня считается центром христианского паломничества, ежедневно сюда приходит большое количество верующих, желающих погрузиться в атмосферу истинной религии.

Храм разделен между несколькими конфессиями, имеющими собственные распорядки и часы для богослужений.

Великая христианская святыня находится в старинном квартале Иерусалима.

Добраться до Собора Гроба Господня можно на автобусах, которыми заведует фирма «Эгед». Транспорт едет до Яффских врат, от которых остается несколько минут ходьбы до Церкви. Святыню разрешено посещать с пяти утра до восьми вечера. Так как приходящих паломников очень много, у Святого Гроба не позволяют стоять более одной минуты.

Храм Гроба Господня