Мухин валерий окончил лиси в 1968 году.

Член Союза писателей России. Член международной ассоциации писателей и публицистов.
Малая родина – посёлок Кесьма, ныне Весьегонского района Тверской области.
Родился 8 июня 1942 года. Детство было кочевым. Причины разные. О них написано в автобиографической повести «Русская песня».
Жил на Украине — в Луганске (Ворошиловграде) и Дружковке, посёлке Ярега (Коми АССР), Сестрорецке – под Ленинградом, в Пушкинских Горах Псковской области.
В Пскове живёт с 1957 года. Окончил псковский индустриальный техникум, псковское музыкальное училище, псковское отделение Ленинградского политехнического института. (СЗПИ).
Работал пианистом и певцом в эстрадном оркестре, руководителем хора, преподавателем в школе и в ВУЗе, ведущим конструктором и заведующим сектором на заводе ТЭСО и в псковском отделении ВНИИ ЭСО, заведующим отделом рекламы в издательстве «Курсив», в типографии областного Дома народного творчества, заведующим отделом в «Псковпищепроме», на пенсии – стрелком ВОХРа в воинской части.
Ветеран труда. Автор двенадцати поэтических сборников, многих публикаций в центральных литературно-художественных журналах, таких как «Наш современник», «Север», «Встречи», «Московский парнас», «День поэзии»…
За книгу «Солнце над Псковом» выдано почётное свидетельство с занесением в 2003 году в книгу «Золотая летопись славных дел», с вручением медали «Святая Ольга».
Член объединения художников городского Культурного центра. Участник десятков коллективных, автор 25 персональных выставок по городу Пскову и области.
Пишет прозу, которую можно прочесть на страничке «Проза.ру Валерий Мухин Псков». Проза в основном автобиографичная. В том числе и рассказы о поэтах и писателях-земляках А. Гусеве, И. Григорьеве, Л. Малякове, С. Гейченко, Е. Морозкиной, В. Краснопевцеве, В. Курносенко и о музыканте-композиторе Василии Яшневе.
Финалист Национальной литературной премии «ПОЭТ ГОДА 2013» на сайте «Стихи. ру». Его страница – «Стихи. ру Валерий Мухин Псков».

Библиография

Книги: Поэзия

Иду на ваши голоса. Стихи. Псков, 1992.
Доверчивая Русь Лирика. С.- Пб., 1994.
Песни на ветру. Лирика. С.- Пб.,1995.
Между стихией и судьбой. Книга стихов в сб. «У родника». Псков, 1997.
Не могу расколдоваться. Книга стихов в сб. «Звучание свирели». (Составление). Псков, 1998.
Зеленоглазый ангел. Стихотворения. Псков, 1998.
Годы любви. Стихотворения. Псков, 2000.
Солнце над Псковом. Сб. стихов посвящённый 1100-летнему юбилею
города Пскова. Псков, 2002.
Вкус Победы. Стихотворения. Псков, 2004.
Берёзовые сны. Стихотворения. Псков. 2007.
На солнечный свет. Стихотворения. Псков. 2009.
По белу свету. Стихотворения. Псков. 2012.

Стихи и проза в сборниках

Звенья. Стихи. Лениздат, 1988.
Завещанное. Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989.
Скобари. Сборник произведений псковских писателей. Псков. Отчина, 1995.
Солнечный цветок. Сб. стихотворений для детей. Псков, 1998.
О любви? И только! Сб. произведений псковских писателей для подростков и юношества. Псков, 1998.
Хранитель лукоморья. Сб. произведений псковских писателей. Псков, 1999.
На ладонях небес. Сб. духовной поэзии. Псков, 1999.
Шутить – не плакать. Литературные пародии, басни, эпиграммы. Стихи. Псков, 2000.
По дороге из детства в юность. Сб. произведений для детей и юношества. Стихи. Псков, 2000.
Берёзы, не покидайте Россию. Сб. стихов и прозы. Псков, 2000.
Аист на крыше. Сб. псковских писателей для юношества. Псков, 2001.
Песни псковских авторов. Антология песен псковских композиторов. Псков, 2001.
День поэзии. Ежегодный альманах. Москва. Русский мир, 2001.
Вчера и сегодня. ХХ век. Антология псковской литературы. Псковский
литератор. 2001.
На крыльях юности. Сб. произведений для детей и юношества. (Составление).
Псков, 2002.

Псков, 2002.
Пскова негасимый свет. Сб. стихотворений. Псков, 2003.
На берегах Великой и Псковы. Сб. произведений псковских писателей. Псков, 2003.
Псковщина – песня моя. Сб. песен на стихи псковских поэтов. (Составление).
Псков, 2003.
Приглашение. Стихотворения. Сб. клуба поэзии «Лира». Псковское возрождение.
Псков, 2003.
С.С. Гейченко и юное поколение. К столетию. Пушкинские горы, 2003.
Скобари. Сб. произведений псковских писателей. Псковский литератор.
Псков, 2004.
Опалённые войной. Сб. произведений псковских литераторов. (Составление).
Псков, 2005.
Люблю тебя мой город древний. Сб. стихов. Остров, 2009.
Они защищали Родину. Краеведение. Публицистика. Стихи. Кесьма-Пушкин-Тверь, 2010.
Скобари. Сб. произведений псковских писателей. Псковский литератор, 2011.
Скобари. Сб. произведений псковских писателей. Псковский литератор, 2012.
Скобари. Сб. произведений псковских писателей. Псковский литератор, 2013.
Вокальные произведения. Александр Меркулов. Стихи. Псков, 2013.
Человек трёх эпох. Василий Иванович Яшнев. ПОУНБ. Псков, 2014.
Нам свыше Родина дана. Поэзия и проза псковских писателей. Псков, 2014.
Поэт года 2013. Том 45. Национальная литературная премия. Москва, 2014.
150 поэтов. Финалисты национальной литературной премии. Москва, 2014.
Поэт года 2014. Том 44. Национальная литературная премия. Москва, 2014.
Писатель года 2014. Том 15. Национальная литературная премия. Москва, 2014.

В журналах:

Наш современник, №1, Москва, 1998.
Север, №9, Петрозаводск, 1989.
Север, №4, Петрозаводск, 1994.
Встреча, №1-2, Москва, 1999.
Встреча, №2, Москва, 2001.
День поэзии. Москва. Русский мир, 2001.
Московский Парнас, Москва, 2005.

Цезарь

День рождения у Лены был в январе, и она надеялась, что родители преподнесут ей в подарок собачку, о которой она давно мечтала. Однако родители никак не хотели обзаводиться «псиной»: и в учёбе помеха, и вообще — обуза в доме.
Но зато, в тот воскресный январский день, с утра весело засветило солнце, а термометр за окном устойчиво показывал минус десять. Они дружно решили ехать в лес, кататься на лыжах.
Так и сделали. Отец пригнал к подъезду всеобщего любимца — «Жигулёнка» и посадил в него Лену и маму. Семья, в предчувствии хорошей лыжной прогулки, двинулась в сторону Карамышева, в места, где летом часто собирали чернику. Приятно побывать зимой в знакомом лесу…
И Лена на время совсем забыла про собачку.
Часа через три, накатавшись вволю, насмотревшись на зимний сказочный лес, надышавшись зимним лесным воздухом и немного подустав, довольное семейство возвращалось домой.
Дорога проходила через Любятово, где в ту пору по воскресным дням бывала «барахоловка», или, как некоторые ее называли, «толчок», «толкушка». При приближении к ней машин и народу становилось все больше. Решили остановиться — пройтись по рядам да посмотреть, чем торгуют.
Боже! Чего тут только не было! От гвоздей, гаек и разных железок до ковров, стиральных машин и всякой мебели…
Поглазев, но ничего не купив, возвращались к оставленной машине. Возле нее, как будто специально, поджидала бабка неопределенного возраста, но с вполне определенным здоровенным
фингалом под глазом. Вид у бабки был жалкий и просящий. Но просила она не милостыню. Протягивая вперед руки, она предлагала купить «всего-то за три рубля» лежащий на ее озябших заскорузлых ладонях маленький, пушистый, начинавший уже дрожать от мороза, серый комочек, оказавшийся щенком.
Все произошло очень быстро. По щекам у Лены покатились крупные, как градины, слезы, и под громкое, почти истеричное «купите!», щенок мгновенно исчез за полой теплой Лениной куртки, и растерявшиеся родители, онемев, смотрели то на бабку, то на плакавшую взахлеб дочь.
Куда девалось хорошее настроение!
Но дело было сделано. Отец, расплачиваясь, обреченно спросил у бабки:
— Скажи-ка… а он… хоть не очень большим будет?
— Не очень, не очень, сынок… Совсем не большим, — быстро залепетала бабка, крестясь и показывая руками что-то неопределенное, быстренько смешалась с толпой праздношатающихся, видимо, боясь, что покупатели одумаются.

Так в доме появился Цезарь. Он был настолько красивым и обаятельным щенком, с умными и внимательными, темными и бесконечно преданными глазами, что сразу стал всеобщим любимцем семьи. Впоследствии, действительно, оказавшись не очень большим, он свободно мог забраться под ванну, а при езде в машине — под переднее сиденье. Езду в машине он никогда не любил и — в отличие от многих собак — никогда не смотрел при езде в окно.
Предпочитал ехать под сиденьем.
Надо сказать, что любовь к животным у Лены проявилась очень рано, к тому же ей нравилось рисовать всяких зверушек, а потом вырезать рисунки ножницами. Она хранила рисунки в коробке, доставая и раскладывая, когда играла в придуманные ею самой игры.
Чего только не было в ее бумажном зоопарке! Были тут и лошади, и медведи, и собаки, и кошки, и зайцы, и разные птицы.
Она любила читать книги о животных. А самой, пожалуй, любимой ее книгой было наставление о дрессировке служебных собак с фотографиями красивых овчарок.
Куклы не были любимыми игрушками Лены. Имевшиеся в доме куклы валялись без внимания на полках или в тумбочках. Но зато всегда в поле зрения были большой плюшевый мишка, мишки поменьше, собачки и прочие зверушки.
Кроме того, пока она росла, в доме перебывало много всякой живности. Были и канарейки, и аквариумные рыбки, и хомячки, и крысы, и черепахи… Летом, в разное время, появлялись ежонок и зайчонок, пойманные прямо на дачном участке; однако вскорости они отпускались обратно на волю. Ежонок — потому, что топал, фыркал и никому не давал спать по ночам, зайчонок — потому, что ничего не ел.
Появление в доме Цезаря придало Лене как бы второе дыхание. Ее не нужно было заставлять, как раньше, делать уроки: сама не выходила на улицу, не сделав их, Она души не чаяла в Цезаре, одаривая его всяческим вниманием, и он быстро привязался к своей маленькой хозяйке.
Способность к дрессировке проявилась у Цезаря месяца через три, когда он уже обладал громким и звучным лаем. Интересно, знала ли Лена о том, что собаки хорошо поддаются дрессировке до полугода, а дальше все происходит намного сложнее и труднее, и, наконец, наступает момент, когда собака вообще не дрессируется?
Наверное, знала. Но главную роль сыграла привязанность двух молодых существ, души не чаявших друг в друге, так и заглядывающих один другому в глаза — и дома, и на улице. Играя со щенком, Лена всегда разговаривала с ним, как с человеком. Очень быстро она научила его давать лапу: хочешь левую, хочешь — правую. Он мог подолгу стоять на задних лапах, смешно держа на весу передние.
Книга о дрессировке, видимо, тоже сыграла свою роль, потому что вначале выполнение щенком того или иного номера поощрялось крохотным кусочком сахара или сыра.
Но дело покатилось еще быстрее после того, как Цезарь однажды удачно тявкнул после команды «Голос!», получив в награду кусочек лакомства. Лена, окрыленная удачей, дабы закрепить результат, два раза повторила команду, и Цезарь безошибочно выполнил требуемое, за что снова получил поощрение.
Это было началом. Щенок понял, что от него хотели; это ж совсем не трудно — тявкнуть! — да еще и получить за это желанное лакомство! Занятия скорее походили на большую увлекательную игру, необходимую им обоим. Со временем игра обновлялась, усложнялась и укреплялась, принося не только удовлетворение, но и ликование всему семейству.
Щенок, казалось, сам просил разнообразить правила игры, легко усваивая все трудности, которые для него как бы и не существовали. Очень быстро он научился командам «фу» и «место». Он прыгал через палку и обруч, охотно отыскивал и приносил по команде брошенный предмет, также доставал его из воды.
Он не забывал заученных команд. Ежедневная игра его не утомляла. За то время, пока Лена была в школе, он успевал и отдохнуть, и соскучиться, и ждал ее с особым нетерпением. Когда она возвращалась, он уже заранее извещал под дверью о ее приближении звонким радостным лаем.
Но коронным номером Цезаря был счет. Да-да: пес умел считать! До десяти он считал безошибочно.
— Цезарь, сколько будет… один плюс два? — глядя ему в глаза, спрашивала Лена.
Либо «дважды два», либо «пять минус три», все, что угодно, но желательно, чтобы результат был до десяти. Не было ни одного случая, чтобы Цезарь ошибся.
Как это происходило? Можно только предполагать. Никто не будет спорить, что чутье у собаки развито великолепно. Нюхая воздух или следы, она может «разговаривать» с природой совсем на другом языке, нежели человек, который давно утратил эту способность. То же происходит и в общении собаки с человеком. Не обладая речью, животное реагирует на выражение глаз, малейшие отклонения в настроении, положительные и отрицательные эмоции, одобрение или запрет в чертах лица…
Думается, и Цезарь, читая по Лениным глазам, по выражению ее лица, мог безошибочно считывать ответ. Ведь команда давалась всегда, глядя собаке в глаза. Смена ли выражения, чутко уловленное мгновение в перемене настроения — с напряженного, допустим, на расслабленное — все это давало возможность Цезарю точно определить число «лаев» или «гавов». И не ошибиться! Яснее сказать — начав лаять, умел найти момент, когда нужно было остановиться, читая по глазам ответ. Какой же высокой врожденной чуткостью обладал этот пес! Чуткостью, помноженной на трудолюбие и горячее желание угодить любимой хозяйке.

Одаренность Цезаря порою просто восхищала.
К следующему лету Цезарь стал любимцем всего двора, всех мальчишек и девчонок — Лениных друзей, которые часто просили дать им «хоть одно представление». Чаще всего дело кончалось мимоходным выполнением одной или двух команд, но и этим все были довольны.
Любили Цезаря и взрослые соседи, особенно дядя Паша из второго подъезда, у которого во дворе, как и у Лениного папы, стоял гараж. Но и Цезарь платил ему тем же.
Дядя Паша был на пенсии и часто ковырялся со своим старым «Москвичом». Стоило ему выйти из дома и направиться к гаражу, как Цезарь стремительно бежал к нему, виляя хвостом. А дядя Паша, предвкушая удовольствие, не сразу отдавал Цезарю то, что припасал для своего любимца.
— Голос! — командовал дядя Паша.
— Гав! — громко лаял Цезарь и получал ломтик колбаски.
— Ну, молодец, бродяга! — гремел довольный дядя Паша и продолжал подавать команды:
— Цезарь, сколько будет… семь минус четыре? — и Цезарь лаял три раза, получая сладкую косточку.
— Ах, ты, моя умница! Ну и зверь! Вот мне бы такого пса — старость потешить! — не уставал восклицать он и трепал пса по загривку, а Цезарь терпеливо сносил эту ласку.
Дядя Паша всюду похвалялся удивительным псом, как своим, и слава Цезаря разрасталась все шире.
Но настоящий фурор Цезарь, сам того не зная, произвел в коллективе инженерно-технических работников института электросварочного оборудования при заводе ТЭСО, где тогда работал Ле-нин папа.
А дело было так. Завод ТЭСО строил себе базу отдыха в поселке Крупп, на берегу Псковского озера, в четырех километрах от эстонской границы. И вот однажды сотрудникам объявили, что будет субботник по уборке территории от строительного мусора, с выездом на автобусах. А кто желает ехать своим транспортом — пожалуйста.
Предложение отца — ехать на своей машине на природу, к Псковскому озеру — было воспринято с большой радостью, и в назначенный день все семейство, включая Цезаря, двинулось в путь.
Этот субботник — как и большинство субботников в доперестроечные времена — проходил с большим подъемом. Чувствовались дружба и сплоченность большого коллектива — людей, давно знавших друг друга, отработавших вместе многие годы. Всюду слышались шутки и смех. Царили оживление и ненатянутый энтузиазм. Да что и говорить! Ведь база отдыха строилась для всех, и каждому это было понятно, как Божий день. До обеда работали с особенным подъемом, почти без перекуров. А когда поступила команда «на обед», все расположились на зеленой поляке окруженной золотоствольными ровными соснами как всегда за «общим столом».
Проголодавшийся и набегавшийся Цезарь — а он с Леной успел уже побывать и на озере, и в поселке, и в лесу, и к эстонской границе прогуляться, — предвкушая, что при таком скоплении веселого народа здесь будет, чем поживиться, был начеку.
И действительно, вскоре начался «концерт по заявкам». Цезарь легко и охотно демонстрировал под чутким руководством своей маленькой хозяйки, все, на что был способен. Возгласы удивления сыпались со всех сторон, как, впрочем, и лакомства тоже.
Но, конечно, больше всего зрителей изумил безошибочный и уверенный устный Цезарев счет. Он виртуозно продемонстрировал знание всех четырех арифметических действий. Но ведь этого не может быть в природе! Разгорелся спор: в чем секрет циркового подвоха…
Сидевший неподалеку от Цезаря и больше всех восторгавшийся его талантом инженер Белявский вдруг громко объявил:
— Цезарь, вот если ты докажешь сейчас, что знаешь высшую математику — беру тебя в отдел.
Потом он пододвинулся поближе к собаке и, понизив голос почти до шепота, но глядя ей прямо в глаза, в абсолютной тишине выжидающей поляны четко произнес:
— Цезарь, сколько будет… корень квадратный из шестнадцати?
И Цезарь с легкостью, и какой-то задиристостью вошедшего в раж игрока, глядя на Белявского, весело протявкал четыре раза.
Что после этого произошло на поляне — можете себе представить. И сейчас, по прошествии многих лет, помнятся и этот смех, и этот восторг, и видится, как все разом – кто, где сидел, — опрокинувшись навзничь на зеленую траву, буквально схватились за животы от хохота, продолжавшегося, по меньшей мере, минут пять.

Прошло три года. Росла Лена, рос и Цезарь. Он стал красивым взрослым псом. Шерсть у него была не короткая и не длинная, серого цвета с черным отливом на спине. Хвост — пушистый и всегда крючком вверх. Несмотря на всеобщую любовь, он не был избалован. Видимо, постоянные тренировки приучили пса к определенной дисциплине и уважению к хозяйке, с которой он по-прежнему был неразлучен.
Но вот у Лены прибавилось уроков, все чаще приходилось откладывать прогулки на воскресенья. А Цезаря стали выпускать во двор пробежаться одного, благо он все еще был всеобщим любимцем. Стоя под дверью, пес, справив свои дела, звонким лаем извещал хозяев о своем прибытии.

Однажды в Псков приехал передвижной цирк. Его огромный шатер раскинулся совсем недалеко, на площади-пустыре, где позднее построили гостиницу «Рижская». Рядом с шатром были припаркованы большие грузовые машины с прицепами, на которых стояли домики-будки. В них жили люди и звери, хранилась цирковая утварь.
Ребята с нашего двора уже почти все перебывали на представлении, но все равно их тянуло к цирку, как магнитом. Там постоянно играла веселая музыка, крутилась ребятня со всего города. То ли слишком заманчивым было снова попасть на веселое представление.
Однажды, гуляя с Цезарем, Лена с несколькими своими подружками пошли в сторону цирка. Там они встретили одноклассников. Ну и, конечно, состоялся «концерт по заявкам», где Цезарь, как всегда, продемонстрировал свое мастерство. Собралось много народу — это было как раз до начала вечернего циркового представления. Среди толпы зевак были и работники цирка. Один из них стал интересоваться Цезарем: сколько ему лет? кто его дрессировал? что он может еще? не выступал ли он в цирке? А потом предложил Лене продать Цезаря. Предложение было настолько неожиданным и противоестественным, что испуганная Лена, подхватив на руки мохнатого друга, поспешила удалиться от злополучного места.
Прошло всего два дня, когда Цезарь, отпущенный погулять утром на улицу, вовремя не вернулся. Отец и мать ушли на работу раньше. Лена обычно дожидалась Цезаря или сама звала его, если он задерживался во дворе, закрывала его в квартире и шла в школу. Но на этот раз Цезаря нигде не было. Так иногда бывало, и потому Лена не очень расстроилась.
Но Цезаря не нашли ни вечером, ни на следующий день. Не было на месте и цирка. Он уехал, и площадь была пуста.
Ребята сказали, что последний раз видели Цезаря с дядей Пашей, который возился у своего гаража. Но найти дядю Пашу не удалось, так как он уехал на лето к своей матери в деревню.
Цезарь пропал. А Лена, проплакав несколько дней, как-то сразу повзрослела, замкнулась, как будто от души ее откололся солнечный кусочек. И, как бы в попытке снова обрести его, она стала упрямей, усидчивей, тщательнее готовила уроки…
Школу она закончила с серебряной медалью.
О Цезаре она говорить не любила. С тех пор в доме никогда не держали никакой животины.

Прошёл почти год…
Однажды, когда она приехала из Питера на зимние студенческие каникулы, отец застал ее за разглядыванием домашнего альбома с фото-графиями. По лицу Лены катились крупные, как градины, слезы. В руках она держала фотографию Цезаря, стоявшего на задних лапах.
Лицо Лены было озарено добрыми и теплыми воспоминаниями. А сами слезы, казалось, были светлыми и даже радостными.
Просто в тот момент в душе ее снова засветило солнце. Будто бы к ней снова прилепился тот самый солнечный кусочек, который когда-то откололся.
Это было яркое солнце воспоминаний,.. воспоминаний о Цезаре.

Ты мне дана за все мученья,
За все терпенье и труды,
Ты мне дана для облегченья
Сердечной боли и беды.

(«Зеленоглазый ангел»)


Свое прочесть, свое пропеть,
Прошелестеть, проговорить;
Своей дорогой пролететь;
Свою вселенную открыть...

(«Кумир»)


Иногда для меня довольно,
Что я слышу тебя во сне...

(«Ноша»)


Валерий Мухин - член Союза писателей России, Международной Ассоциации писателей и публицистов.

Вошёл в список 150 финалистов национальной литературной премии Российского союза писателей "Поэт года-2013", в шорт-лист "Поэт года-2014". Номинирован на литературную премию "Наследие-2015".

Информация с псковского литературного портала:

Малая родина – посёлок Кесьма, ныне Весьегонского района Тверской области. Родился 8 июня 1942 года. Детство было кочевым. Причины разные. О них написано в автобиографической повести «Русская песня». Жил на Украине - в Луганске (Ворошиловграде) и Дружковке, посёлке Ярега (Коми АССР), Сестрорецке – под Ленинградом, в Пушкинских Горах Псковской области.

В Пскове живёт с 1957 года. Окончил псковский индустриальный техникум, псковское музыкальное училище, псковское отделение Ленинградского политехнического института. (СЗПИ). Работал пианистом и певцом в эстрадном оркестре, руководителем хора, преподавателем в школе и в ВУЗе, ведущим конструктором и заведующим сектором на заводе ТЭСО и в псковском отделении ВНИИ ЭСО, заведующим отделом рекламы в издательстве «Курсив», в типографии областного Дома народного творчества, заведующим отделом в «Псковпищепроме», на пенсии – стрелком ВОХРа в воинской части.

Ветеран труда. Автор двенадцати поэтических сборников, многих публикаций в центральных литературно-художественных журналах, таких как «Наш современник», «Север», «Встречи», «Московский парнас», «День поэзии»… За книгу «Солнце над Псковом» выдано почётное свидетельство с занесением в 2003 году в книгу «Золотая летопись славных дел», с вручением медали «Святая Ольга».

Член объединения художников городского Культурного центра. Участник десятков коллективных, автор 25 персональных выставок по городу Пскову и области.

Стихотворения Валерия Мухина можно найти на сайте Стихи.Ру .

Пишет прозу, которую можно прочесть на сайте Проза.Ру . Проза в основном автобиографичная. В том числе и рассказы о поэтах и писателях-земляках А. Гусеве, И. Григорьеве, Л. Малякове, С. Гейченко, Е. Морозкиной, В. Краснопевцеве, В. Курносенко и о музыканте-композиторе Василии Яшневе.

Книги: Поэзия

Иду на ваши голоса. Стихи. Псков, 1992.
Доверчивая Русь Лирика. С.- Пб., 1994.
Песни на ветру. Лирика. С.- Пб.,1995.
Между стихией и судьбой. Книга стихов в сб. «У родника». Псков, 1997.
Не могу расколдоваться. Книга стихов в сб. «Звучание свирели». (Составление). Псков, 1998.
Зеленоглазый ангел. Стихотворения. Псков, 1998.
Годы любви. Стихотворения. Псков, 2000.
Солнце над Псковом. Сб. стихов посвящённый 1100-летнему юбилею города Пскова. Псков, 2002.
Вкус Победы. Стихотворения. Псков, 2004.
Берёзовые сны. Стихотворения. Псков. 2007.
На солнечный свет. Стихотворения. Псков. 2009.
По белу свету. Стихотворения. Псков. 2012.


Из предисловия к книге Валерия Мухина "Доверчивая Русь":
"Новая книга лирики поэта В. Мухина поэтична, исповедальна и простодушна. Автор пишет страстно и самозабвенно о пережитом, о наболевшем, о дорогом - о России, о Земле Псковской, о природе, о любви, о радостяхи горестях нашей многотрудной смутной жизни. И надежда дополняет и венчает его любовь и веру в торжество добра. А это так необходимо нам.
Читайте, сами убедитесь!"
Игорь Григорьев.


Видеопрезентация книги Валерия Мухина "Русская песня"


Живопись Валерия Мухина

Выставка картин Валерия Мухина "Псковская земля" (2014)
в Библиотеке - общественном центре микрорайона Псковкирпич


Выставка картин Валерия Мухина "Псковские мотивы" (2014)
в Библиотеке семейного чтения

"Красота земная...":
к 75-летию со дня рождения Мухина Валерия Михайловича

Валерий Михайлович Мухин родился в селе Кесьма Калининской области. В Пскове живет с 1957 года. Здесь закончил индустриальный техникум. Псковское музыкальное училище, позднее - Псковское отделение Ленинградского Северо-Западного политехнического института. Работал чертежником, музыкантом в оркестре, преподавателем в вузе, ведущим инженером-конструктором на Псковском заводе ТЭСО. Член Союза писателей России.

Все поэты пишут о любви. Каждый по-своему. Псковский поэт Валерий Мухин уверенно заявил себя лириком, поющим любовь по-особому трепетно и проникновенно. Это не значит, однако, что в его поэзии нет других тем. Есть темы гражданские, остро современные. Но любовь в самом широком значении этого слова пронизывает все стихи Валерия Мухина, чему бы они ни посвящались: женщине, природе, родному краю, отчизне.

Псковским писателям знакомы поэтические сборники В. Мухина «Иду на ваши голоса», «Доверчивая Русь», «Песни на ветру». Его стихи широко представлены в сборниках псковских авторов: «Звенья», «Завещанное», «Скобари», «У родника», «Звучание свирели», «Солнечный цветок», «О любви? И только!». Осенью 1998 года вышла авторская книга «Зеленоглазый ангел». Стихи, включенные в эти сборники, дают основание говорить о Валерии Мухине как о поэте зрелом, обладающем яркой творческой индивидуальностью. Его своеобразие проявляется в отборе материала, видении жизни, поэтическом языке, эмоциональной окрашенности каждого стихотворения, в обнажении тайников души.

Стихотворному строю произведений В. Мухина присущи музыкальность и изящество, интеллигентность (к сожалению, редко употребляемое ныне слово). Используя строчку самого поэта из стихотворения «Убедите меня, убедите», с полным основанием можно сказать, что в его стихах «утонченное слово парит».

Любимый писатель Валерия Михайловича - В. Шекспир. Сонеты Шекспира, как говорит В. Мухин, его настольная книга. Совершенно очевидно, что эта любовь, как и благоговейное отношение к поэзии Пушкина, немало способствовали формированию лирического дарования поэта-псковича. В стихотворениях «Свирель», «Пушкин», «Есть имена, дошедшие до нас...» он благодарно вспоминает Пушкина и других великих (Чайковского, Есенина), перед которыми, пишет он, «преклоняю я колени». Возможно, под влиянием пушкинского шедевра «Я вас любил» родились проникновенные и нежные строки стихотворения В. Мухина «Я от жизни прошу немного», которое завершается словами: «...чтоб улыбка всегда играла на любимом твоем лице».

Поэту свойственно философское осмысление вечного чувства любви, его места и значения в жизни человека. Любовь как благо, как источник радости, душевного подъема и обретения сил, как дар и спасение:

Ты мне дана за все мученья,
За все терпенье и труды,
Ты мне дана для облегченья
Сердечной боли и беды.

(«Зеленоглазый ангел»)

В стихотворении «Час души» поэт так определяет место любви в жизни человека:«...Любовь ничем не заменить, спасем себя мы или сгубим». Даже память о любви помогает человеку -

Исполнить самого себя:
Свое прочесть, свое пропеть,
Прошелестеть, проговорить;
Своей дорогой пролететь;
Свою вселенную открыть...

(«Кумир»)

Эти строчки полны веры в созидательную силу любви; и даже если любовь ушла -

Иногда для меня довольно,
Что я слышу тебя во сне...

(«Ноша»)

Следуя традиции классиков, В. Мухин воспевает любовь возвышенную, благодарную, бескорыстную. Это не может не импонировать современному читателю, искушенному приземленностью, а иногда и грубым физиологизмом в изображении любви в литературе и на экране.

Колдовской силой любви пронизана вся любовная лирика В. Мухина. Бережное, восторженное, всепрощающее и благодарное отношение к женщине определяют пафос лирической поэзии Мухина:

Нежную, невинную, святую,
Я тебя в молитве помяну.

Таков лейтмотив стихов поэта о любви. Женское начало в них выражено как источник добра и мудрости. Возвеличивая женщину, окружая ее лучезарным ореолом, поэт, однако, подчеркивает, что «каждый час и каждый день он любит женщину земную», любит ее «спелые губы», ее руки, любит «милую таежную дикарку - дочь реки, сестру речным ветрам» («Русалка») .

Одно из лучших лирических стихотворений - «Мадонна». Живой и яркий образ любимой женщины, матери, кормящей ребенка, вызывает в авторе желание написать свою икону: «Прекрасную полубогиню мгновенья, / Спокойно творящую чудо кормленья».

В сборнике «О любви? И только!», адресованном юношеству, В. Мухин, как и другие авторы, ведет доверительную беседу с юным читателем, не поучая и ничего не навязывая. В стихотворении «Было время - был я молод...» лирический герой приглашает задуматься над хрупкостью любви, счастья, которые нужно беречь и ценить; не спугнуть, не истратить душевные силы попусту:

Было время - всю-то душу
Раскидал не по уму.
Никого почти не слушал -
Всё хотелось самому.

Это и горькая самооценка, и тактичный совет юным, потому что счастье было и - «испарилось как назло». Нежностью и добротой наполнены строки стихотворения из этого сборника «Веснушки»; рассказ «Очарование» - элегия в прозе об ушедшей любви.

Образ России, Отчизны овеян в поэзии Валерия Мухина неизбывной сыновней любовью. Гражданская лирика его глубоко личностна иво многом автобиографична. Поэт не понаслышке знает деревню, любит её, вспоминая, как

Брал на плечо стариковскую косу,
Брал стариковский в карман оселок...

(«С Богом»).

В стихотворениях, посвященных родному краю, России, выражен широкий диапазон чувств: от живительной радости общения с природой до горечи и боли за положение народа сегодня.

В стихотворении «Весеннее», используя прием олицетворения, автор придает наступлению весны торжественность, поёт ей гимн под колокольный звон псковского Кремля. Этот звон он называет эхом эпох. Всё торжественно, величаво: расступается глубина небес, повеял теплом ветер вечности; в дом, в поле и в лес «повадились весенние песни», и «юностью бродит земля».

Что бы ни затронуло душу поэта: зимняя вьюга, зарождение реки, колосящееся поле или запахи трав - он описывает это не как созерцатель. Не случайно в одном из стихотворений В. Мухин говорит о себе, что живет по законам природы. Не созерцание, а ощущение природы и всего, что с ней связано (смена времен года, щебет птиц), так или иначе влияет на состояние души. Именно поэтому стихи Мухина так многозвучны. В них и ликование, и грусть, и отчаяние, и мольба - вся полнота бытия.

К числу «знаковых» для поэзии В. Мухина стихотворений относится «Зов земли». В нем - и ностальгия по земле, по клочку земли, «где я навек в себе крестьянина открыл». В нем и радость, умиротворение от любования плодами трудов своих - бесхитростная радость от того, что силы не оскудели. Оживает безмятежная душа, сильнее слышится зов земли, которая «как человек, надеется... И ждет!»

Понятие Родины сливается у В. Мухина с природой и историей Псковщины. В стихах часто упоминаются лесной край, где «хорошо, спокойно так и тихо», равнины, где «каждый тополь, каждый клён казались таинством былинным... где воздух травами пропах...». Дороги сердцу поэта колокольный звон псковского Кремля, силуэты старинных башен, ратные подвиги предков.

Создавая символический образ России, поэт следует классической поэтической традиции:

Узнаю бесшабашный твой норов,
Бесшабашный размах узнаю...

Уж не гоголевская ли тройка навеяла поэту впечатляющий образ колесницы, которой правит «то ли бог, то ли царь, то ли враг, то ль заморская диво-царица, то ли сказочный Ванька-дурак»? В этом и других стихотворениях, где ясно выражена гражданская позиция поэта («Довела неслыханная чушь», «Нам нынче новых русских не понять», «Мне ли ругать невеселую Родину», «Забытый дом», «Сколько знаю - живем на пределе, на стыке»), простой разговорной речью, но сильно и с искренней болью, с горечью звучат тревога, страданье за свой народ. Нельзя не почувствовать возмущения поэта тем, что кому-то в угоду отдаются русские «богатства, и совесть, и честь». Больно ранит его душу вид умирающей деревни, забытого дома («Старанья», «Забытый дом»). Тяжело поэту оттого, что русские яблоки и сливы вытеснены заморскими плодами. Но страшнее всего другое:

Больно то, что русскую душу
Отравили песней нездешней...

(«Все умрем, но не в этом дело»).

Сквозь боль и гнев в стихах о России, о народе звучит вера в её будущее. Пожалуй, самое сильное по гражданскому звучанию, образности языка стихотворение «России». Оно заключается знаменательными строчками:

Я к ней склонюсь с сыновним поцелуем
И с верою в великий мой народ...
Расцвет России так же неминуем.
Как неизбежен солнечный восход.

В таких стихах В. Мухина лексика, форма стиха соответствуют настрою души: отточенное слово, жесткий ритм, гражданская патетика.

В поэтический сборник Валерия Мухина «Зеленоглазый ангел» (1998) вошли лучшие, наиболее зрелые и, если можно так сказать, выстраданные стихотворения.

Идешь по жизни слепо, наугад...
И что-то покупаешь... чем-то платишь;
И каждая душа - бесценный клад.
И весь вопрос - на что его потратишь.

В лирической миниатюре всего четыре строчки, и в каждой из них - емкая законченная мысль. Другое стихотворение - «Удивительно и просто...» - дополняет, продолжает мысль приведенного выше. Простенький пейзаж за окном - грустный, кладбищенский, напоминающий о скоротечности жизни. А в душе уверенность:

Мне ещё встречать рассветы,
Мчаться с песней по ветру...

Интересная особенность поэзии В. Мухина: даже самые грустные его стихи замешаны на жизнелюбии, ощущении силы человеческого духа. В первой главе сборника есть притча о человеке-черепахе, который прячется от жизненных бурь в каменном доме. Аллегория достаточно узнаваемая. Много бед в жизни человека, народа от людей-черепах, и эта притча-басня нам в назидание, весьма тревожное.

В стихотворении «Звездная соната» подмечено свойство человеческой натуры: мы все стремимся к чему-то, а достигнув, ощущаем неудовлетворенность. И поэт резюмирует:

Ведь суть не в утоленье - в ожиданье,
В желанье вечном счастья и любви.
И потому самое главное в жизни - Путь.
Воспоминанием о юности, когда
Жилистый, сильный, упрямый, простой -
И в озорной сокрушительной злобе,
Словно игрушкой, играл я косой,

Завершается первая глава, разнообразная по тематике, языку и тональности стихотворений, объединенных глубиной проникновения в духовную суть человека.

Вторая глава начинается стихотворением «Нам нынче новых русских не понять...», и сами названия стихотворений определяют тематическую особенность главы: «Мне ли ругать невеселую Родину...», «Сколько знаю - живем на пределе, на стыке...» и др. Есть во второй главе стихотворение, посвященное памяти известного псковского поэта, писателя, журналиста Ивана Афанасьевича Васильева.

Третья глава включает стихотворения очень личностные. В них - тоска по ласковому слову, нежности, которые меняют жизнь («Ласковоеслово», «Немного нежности, немного ласки...»). Надо полагать, что в третью главу включены наиболее поздние стихи, написанные в результате летних размышлений и пережитого. Такие, как, например, «Внучкино счастье», «Ложка звякнула по чашке...», «Так вот к чему, мечтою уязвимы...», «Всё горю, не сгораю...» - всего не перечесть. Но одно из стихотворений, включенных в третью главу, заслуживает пристального внимания и вдумчивого чтения. Это стихотворение «Вы отдали - и этим вы богаты». Представляется, что оно ключевое к пониманию всей поэзии В. Мухина и его позиции не только в творчестве, но и в жизни. Отсюда - доброта, человечность, искренность его стихов и щедрость его души. Вся мудрость поэта воплотилась в строчках, простых и точных, как сама правда:

Однажды убоявшись переплаты
За принятую свыше благодать...
Вы отдали - и этим вы богаты,
Но вы рабы всего, что жаль отдать.

Если бы эта священная заповедь, заключенная в стихотворные строки, стала нормой жизни каждого человека, сколько бед миновало бы нас!

Авторский сборник «Зеленоглазый ангел», включивший в себя всё лучшее, значимое, что создано поэтом, - своеобразный отчет В. Мухина за довольно большой период его творчества. Главное в поэзии В. Мухина - размышление, яркость чувств, точное ощущение времени, окружающей жизни. Звучат в его поэзии и фольклорные мотивы: «силушка нечистая», «испокон по Россиюшке мчится...»; встречаются песенные, частушечные ритмы («Старушка-говорушка», «Ласковое слово», «Свиристели», «Завирушка» в сборнике для детей).

Восьмой авторский сборник В. Мухина посвящен 1100- летию первого упоминания Пскова в летописи и называется «Солнце над Псковом». Первая глава новой книжки поэта озаглавлена «Здесь русский дух» и включает много стихов, навеянных предстоящим событием. В стихотворениях «Пскову», «Праздник Пскова», «Река Великая» и других в этой главе - не простое любование неповторимым обликом города. Стихи Мухина наполнены чувством сопричастности, единения со всеми проявлениями жизни и тонким пониманием красоты. Интересно выстроено стихотворение «Троицкий собор». В нем старина органично соприкасается с современностью. Так, собор, одиноко стоящий на холме, напоминает поэту космический корабль, и такая аналогия представляется вполне оправданной.

Вторая глава приглашает читателя на просторы Псковского края (она называется «Моя Псковщина»). В. Мухин умеет видеть и понимать природу, и это одна из сильных сторон его творчества. Стихотворения второй главы сборника - этому свидетельство. Надо заметить, что Валерий Мухин - в постоянном поиске: он тщательно работает над стихом, над словом, ищет новые сравнений, ритмы. Вот, например, строчки из стихотворений второй глайы: «Глаза в реке Черёхе полощу», «Богатырский сок веков», «Сижу над говорливою водой», «Сивая лошадка слушает весну», «Где летний город люди строят новый», «Где руки с топором срослись мои», «Я сошлю себя в деревню Глушь» и другие.... И непривычно, и метко.

А в третьей главе, которая называется «В загородном царстве», - буйство природы и царство земли, которую так любит и не устает воспевать В. Мухин.

В четвертой главе - любовная лирика. Поэт остаётся верен себе: пишет о любви целомудренно и вдохновенно. «Прекрасна чистая любовь» - так называется глава, в которой очень важная мысль звучит как призыв: «Люби в природе всё и всех». Эта мысль, столь нужная в наше жестокое время взывает к добру, к человечности.

Особое место занимает в сборнике глава пятая, озаглавленная «Через ветер судьбы». Эта глава - размышление о жизни страны, народа. В ней звучат тревога, боль и вопрос, обращенный и к себе, и к читателю: что же происходит с нами? Почему «хлещет кровь на тротуары» в городах? Лирический герой «еле жив от разочарований. От взлётов, от вершин... и пропастей».

Очень важная, большая тема затронута в этой главе - о засоренности русского языка.

Не было у нас печальней новости:
Нанесён стране урон словесный,
И слова без смысла и без совести
Взяли в плен язык наш повсеместно.

Однако в конце главы звучит оптимистическое утверждение поэта: «Расцвет России так же неминуем, как неизбежен солнечный восход».

В шестой главе «Музыка души», - поэт обращается к размышлению о Жизни, Красоте, Слове... И вся глава - о поэзии, которая и есть музыка души, когда поэт правдив и умеет любить.

Последнее стихотворение заключительной шестой главы «К Солнцу» перекликается с названием сборника:

Но правда жизни, что ни говори,
Вся к Солнцу, к Свету, к Радости стремится!

В изданном осенью 2002 г. сборнике «На крыльях юности», адресованном детям и юношеству, В. Мухин выступает не только как один из авторов, но и как составитель. В последней (четвертой) главе, озаглавленной «Голубой апрель. Голоса юных», опубликовано 27 стихотворений школьников из разных городов и районов Псковской области.

Влюбленный в жизнь, в Красоту, в Природу и родной край Валерий Мухин, по его словам, не может «расколдоваться». И в добрый час! Пусть дарит нам и дальше свои звучные, добрые, красивые стихи.

Журавлева, И. Д. Валерий Михайлович Мухин
/ И. Д. Журавлева // Псковский край в литературе: [учеб. пособие]. - Псков, 2003. - С. 683-692.