О чем молятся тихвинской. Значение иконы Тихвинской Божией Матери

И в беде, и в войне, и в проблемах житейских всякую кручину отведет Тихвинская икона Божией Матери. Святыня, которой столетиями православные доверяли свою судьбу и покровительство, не утратила актуальности и в наши дни. Особым почтением славится икона, которая чудесным образом хранила Святую Русь от вражеского нашествия. Именно силу Тихвинской Богородицы привлекали для покровительства над народом, когда пламя глобальных катастроф угрожало будущему Государства.

  • Современная история содержит в себе свидетельства, что иконой Тихвинской Пресвятой Богоматери на самолете обнесли вокруг Москвы, когда враг был уже на подступах во время фашистского вторжения Великой Отечественной. В самые страшные дни, когда никто не был уверен в победе, она дала свою поддержку и защиту. От идеи крестного облета с молитвой, призывая Богородицу на защиту, не в силах были отказаться даже коммунистические вожди. И как столетиями было до того – враг был повержен, а страна устояла, дав достойный отпор.

Икона Пресвятая Тихвинская очень похожа по своему стилю написания на не менее легендарную Смоленскую Одигитрию. Обе причислены к наследию кисти Евангелиста Луки, а история появления затеряна в глубине веков. Во всяком случае, однозначным прототипом Тихвинской Богородицы четко прослеживается Влахернская икона, лик которой хранился еще у византийских императоров во времена раннего христианства

Тип изображения иконы – Одигитрия, когда Младенец Христос являет собой Пантократора – Вседержителя Веры Православной. Бесконечный трепет вызывает в сердцах христиан склоненная голова Небесной Матери к Сыну, рука которого вознеслась в благословении земной паствы. Царя Небесного являет миру Мать Богородица, понимая, что не простое чадо родила, а Бога Вседержителя. Слегка склоненный в сторону Марии, Иисус предстает не младенцем, требующим материнской заботы, а Вершителем, чье слово изменит мир.

Классическое поясное изображение, которое исполнено в цветовой гамме обычного пурпурно-золотого сочетания, всегда с особым почтением облачалось в драгоценные ризы. Все наиболее прославленные списки иконы по традиции украшались золотом и искусно инкрустировались великолепными каменьями. Главный чудотворный образ Тихвинской Богородицы хранится в Успенском соборе Московского Кремля, а несколько почитаемых списков есть в других храмах.

Чудотворное шествие святого образа

Первые упоминания об иконе относят к ХIV веку, когда в окрестностях города Тихвина, что стоит на одноименной реке Тихвинке, стараниями Божьего провидения появился чудотворный образ Богоматери. В сказаниях ведется рассказ о том, что местный народ из Новгородских пределов представлял собой в основном некрещеных язычников, темных и дремучих. Но с Божьей помощью и стараниями приезжих монахов вера Христова, благословляемая Святым Духом, очень быстро возымела благие всходы. Чему способствовала и Божья Матерь Путеводительница Тихвинская.

Появление святого лика в тихвинских окрестностях, вдали от центров богослужения, обязано прошедшему какое-то время назад иконоборчеству в Римских землях. Опасаясь ереси, уничтожавшей святыни, стараниями хранителей Тихвинская священная Богоматерь начала творить чудеса в землях, до того ей неведомых. Предвосхитив собой торжество Православной веры на Руси, обеспечив ей славу Третьего Рима, Путеводительница освятила собой новые уделы священных земель.

  • Первое чудо задокументировано в «Сказаниях о Тихвинском лике Богоматери» – Успенская церковь, посвященная Богородице, горела трижды, но всякий раз икона оставалась невредима.
  • Бессчетное количество свидетельств, когда в молитве пред священным ликом исцелялись дети, получали исцеление бесноватые, а молящие в душевном смятении обретали милость облегчения терзаний.
  • Очень часто Тихвинский лик Богородицы участвовал в молебнах, благословляющих рать перед походом. А так как на рубеже XVI века окончательно сформировалось централизованное Русское государство, то Тихвинский лик приобрел значение и славу покровительства власти и государей.
  • Тогда же был построен первый каменный собор в Тихвине, ставший новой обителью священному образу, а лик стали именовать по топониму местности – Тихвинской.
  • По весям разнеслась слава чудотворной иконы, а Тихвин стал богомольным местом, куда потянулись вереницы страждущих помощи и исцеления. Даже русские цари Василий III да Иоанн Грозный перед важными событиями просили опеки и помощи у Тихвинской Путеводительницы.

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году

"Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость ".

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевавший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы безстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на таком торжестве, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения кроме Богоматери с Предвечным Младенцем изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курско-Корнная, Серафимо-Понетаевская и другие. Особенностью Курской Коренной является изображение младенца с покровенными руками.

В новгородской истории обретения иконы занимательно, как Богородица избирает поддерживаемую ей ратную сторону. Ведь полутора десятками лет прежде она являлась под Владимиром самому Андрею Боголюбскому, после чего по заказу князя была написана икона Богородица Боголюбивая. Здесь же, при Новеграде, Богородица оказалась на стороне, противной сыну Андрея Боголюбского. Если следовать линейной логике, мы вправе были ожидать Ее покровительства отпрыску князя Андрея. Ан нет!

Каков вывод? Даже если яблоко от яблоньки падает недалеко, то все равно древо и его плод - не суть одно. Святость отца не исключает сыновней греховности. Всяк проходит свой путь. Ответственность - индивидуальна. Более того, думается, что если бы и сам Андрей Боголюбский вознамерился осуществлять какое-то не угодное Богу деяние, с него было бы снято высшее покровительство. И так же, как Богородица выступила в Новгороде против его сына, выступила бы против него самого. Кто знает, быть может, насильственная смерть, которую принял князь Андрей в своем родном Боголюбове, и есть свидетельство снятия защитительного покрова?

Икону "Знамение" ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский, потом, в 1944 году ставший Патриархом Всея Руси. (И дико, и странно нам сейчас слышать два имени одного города - Ленинград и Петербург... Иностранцу так и вовсе не объяснишь, отчего так, о каких таких "разных" городах идет речь, отчего Санкт-Петербург теперь является столицей Ленинградской области? Но это - наша родная история, наша общая, пусть и трагическая, песня, из которой, как сказано, слова не выкинешь. Однако нет ли в соединении этих двух, мягко скажем, противоречивых имен - Петра и Ленина - провиденциального для русской (Всемирной) истории смысла?..)

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

Икона Курско-Коренной Божией Матери "Знамение" , являющаяся одной из величайших святынь Русского Православия, с 1726 года пребывала в Знаменском соборе Курска и лишь на две недели в году выносилась в Коренную пустынь. С 1806 года по Именному Высочайшему указу она пребывала в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12/25 сентября, а в Знаменский монастырь Курска возвращалась на остальную часть года. Курской сия святыня была названа по месту преимущественного нахождения, а Коренною - по месту ее обретения.

Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход богомольцев со всего Курского и Белгородского края (в иные годы сбиралось до 40-50 тысяч человек) в пустынь и обратно в Курск представлял собой мощный духовный соборный акт, а также величественное зрелище. Запечатленное, в частности, на знаменитой картине чугуевца Ильи Репина "Крестный ход в Курской губернии". В Коренной пустыни теперь находится один из списков (похищенный из Знаменского собора Курска и вновь обретенный в этом году), а оригинал - в Знаменской церкви Нью-Йорка, США. Месяц в году икона пребывает в Новой Коренной пустыни (около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка), в бывшем загородном имении князя и княгини Белосельских-Белозерских.

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 г. инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки. Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.

Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено около 70 случаев исцеления.

А молятся иконе "Знамение" так:

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. До своего явления на Руси она находилась в сердце Византии – Константинополе. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух более древних икон. Так, по одной из версий, образ Божией Матери «Тихвинская» отождествляли с Влахернской Одигитрией – иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя. По другой версии, Тихвинскую икону соотносили с образом «Богоматерь Римляныня», которая, в свою очередь, считалась списком с нерукотворного образа из малоазийского города Лидда.

Тихвинская икона явилась на Руси в 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя. По пути следования к Тихвину образ Богородицы видели жители самых разных областей России, например, в трех верстах от Смоленска, в 30 верстах от Ладожского озера, на погостах Смолково, на реке Ояти и т. д. Как свидетельствуют различные «Сказания», во все время своего пути икона была окружена лучезарным сиянием («Светозарно шествуя по воздуху»). В конечном счете икона остановилась на берегу небольшой речки Тихвинки близ селения Тихвино, над горою, что находилась в области Великого Новгорода. В третьей новгородской летописи о явлении иконы говорится следующее: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Материал по теме

Какие облачения надеты на батюшке, что означает цвет его одежд, почему у разных священников разные одежды? Ответы на эти вопросы можно найти в инфографике журнала "Фома"

Как сообщают источники, остановившись над горою, икона парила в воздухе, но не спускалась, хотя у горы собралось множество народа. Тогда священники прошли крестным ходом и вместе со всеми пришедшими стали молиться Божией Матери о снисхождении к ним Ее образа. По молитвам верующих икона спустилась прямо на руки священнослужителей. В тот же день началось строительство храма в честь образа Божией Матери. Однако ночью икона перенеслась на другой берег реки Тихвинки, поэтому на следующее утро туда же был перенесен и храм, который только начали возводить. По окончании строительства храма явленную икону поставили внутри него. Новый храм был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы – Успенским. Впоследствии он трижды горел при пожарах, но находившаяся в нем Тихвинская икона каждый раз оставалась невредимой.
Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской.

Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV.

Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь.

Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск.
Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами.
В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий.

Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.
На поклонение чудотворному Тихвинскому образу неоднократно приезжали и другие российские правители – императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.

В ХХ веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину.

В 1910 году Тихвинская икона была частично реставрирована. По инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи икона была очищена Г. О. Чириковым от поздних наносных записей.

В 20-х годах ХХ века Богородицкий монастырь был закрыт, а Тихвинская икона Божией Матери, по одной из версий, стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года.

В ноябре 1941 года Тихвинская икона Божией Матери была вывезена немецкими войсками в Псков, где пробыла около двух лет. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона попала в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.

Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах ХХ века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором – торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.

Чудотворный образ Тихвинской Богородицы считается созданным во времена земной жизни Самой Девы Марии. Написал икону евангелист Лука, лично лицезревший Божию Матерь. Выполнена святыня в так называемом стиле «Одигитрия», что означает с греческого «Путеводительница». На святыне изображён младенец Иисус со свитком, сидящий на левой руке Cвоей Матери. Причём центром композиции является именно маленький Христос, о чём свидетельствует и Богоматерь, указывая на Него рукой.

История Тихвинской иконы

После написания иконы, апостол Лука отдал образ в город Антиохию, который в начале нашей эры назывался «колыбелью христианского богословия». Сейчас он расположен на территории современной Турции. Затем святыня почти 500 лет находилась в Иерусалиме, пока её не приобрела Евдокия Константинопольская, императрица Византии. Во времена наступления язычества икону прятали в разных православных монастырях. В конце концов её след был потерян, но лишь для того, чтобы в 1383 году вновь появиться на Русской земле.

Первое упоминание о местечке Тихвине , что расположено близ Великого Новгорода, относится к 1383 году. Именно в этой местности люди обнаружили чудесную икону Богоматери с Младенцем на руках. Летописи свидетельствуют, что изображение Пречистой Девы иногда сходило с образа и «светозарно плыло по небу», появляясь перед очевидцами.

Ликом Богородицы с Сыном Божьим любовались рыбаки на Ладожском озере. Образ, от которого шёл лучезарный свет, видели в Имоченицах и Смолково, близ реки Ояти и Кожели, что на Куковой горе, а также над речкой Тихвинкой. Жители тех мест так описывали видения: «Будто ангелы невидимые несут светлый лик по необжитым землям, ещё до конца не принявшим веры христианской». Всего было запечатлено семь явлений чудесной иконы людям.

Православные из Тихвина отправились к архиепископу в Великий Новгород, чтобы оповестить его о таком необычном видении. Архиепископ Новгородский известил о чудесах царствующего самодержца московского Дмитрия Донского (1350−1389). По велению великого князя было решено обустраивать в Тихвине новую деревянную церковь специально для чудесной иконы. Заложили храм с венцом, но наутро обнаружили, что образ Богоматери вместе с тесовыми брёвнами и венцом купола переместился за реку, на другой берег Тихвинки.

Так Матерь Божья выбрала место для строительства православной церкви. А построенный храм назвали в честь Успения Пресвятой Богородицы. За всю свою длинную историю существования, деревянное строение не раз было охвачено огнём, но сама икона ни разу не пострадала и до сего дня осталась неповрежденною.

Знамения, происходящие благодаря образу Богородицы , с XVI века превратили тихие земли Тихвина в широко известные богомольные места с христианским паломничеством.

Чтобы увидеть святыню, город посещали царственные особы:

  • Василий III (1479−1553), праправнук Дмитрия Донского.
  • Архиепископ Московский, Макарий (1482−1563).
  • Сын Василия III, Иван Грозный (1530−1584).

В начале XVI века на месте деревянного храма начали возводить каменный собор. В 1560 году по велению Иоанна Васильевича Грозного в Тихвине был основан мужской Успенский монастырь. Самодержец возвёл Тихвинский образ Божьей Матери в особое почитание, считая именно Её своей заступницей и покровительницей. Он приказал написать множество списков чудодейственного образа и распространить их по всей Руси.

Лик Тихвинской Богоматери укреплял воинов на одоление врагов, благословлял на новые победы (икона сопровождала войска в походе на Казань в 1552 году). Каждый год с чудотворной иконой совершались крестные ходы по землям русским. А старица Марфа в 1613 году благословляла этим ликом на престол первого русского царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича (1596−1645). Икона Божьей Матери Тихвинской стала центральным символом России.

До 1917 года Успенская обитель процветала. Но в 1920 году её закрыли, а святыню передали в краеведческий музей Тихвина. В годы немецкой оккупации икона была отправлена в Псков на хранение Псковской духовной миссии. Каждое воскресенье образ Тихвинской Божьей Матери выставлялся в Троицком кафедральном соборе, где около него проводились богослужения. В 1944 году икона оказалась в Риге, затем в Либаве и Яблонец-над-Нисоу - зоне американской оккупации Германии.

В 1950 году, после долгих странствий, чудесный образ был привезён в Свято-Троицкий храм города Чикаго. Настоятель Иоанн Рижский и его названный сын, протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятили сохранению этой иконы. Архиепископ Иоанн оставил завещание, в котором говорилось о возможности возвращения образа Тихвинской Богородицы в Россию.

Тихвинская икона и её копии

Только в 1995 году Тихвинскую обитель вернули в лоно Церкви и восстановили Успенский собор. А 2004 год был ознаменован возвращением чудотворной святыни в мужской монастырь. Проходя длинный путь в своё исконное место, образ Богородицы выставлялся для прихожан всех православных храмов, чтобы все могли Ей поклониться.

На сегодняшний день насчитывается около 400 храмов , возведённых в честь Тихвинской Богоматери. Их можно встретить по всей России. И чудодейственными силами помогают верующим многочисленные списки, выполненные с древней иконы. Они также способны творить чудеса, давать исцеление. Чудесный список иконы находится и в Успенском соборе Московского Кремля. Копии Тихвинского образа почитаются в других храмах:

  • в Троицком соборе;
  • храме Богоматери в Сущёво;
  • женском Новодевичьем монастыре;
  • храме Покрова Богородицы на Лыщиковой горе;
  • храме Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино;
  • церкви Спаса Преображения в Богородском.

Копии Тихвинской иконы украшают православные храмы не только России, но и за её пределами. Например, одна такая копия находится в Сергиевском подворье Парижа. А в 2007 г. список с Тихвинской святыни обрели епархии Мурманская и Мончегорская (в селе Варзуга - Терский берег Белого моря). Образ выставлен в драгоценной ризе, не уступающей по красоте окладу подлинника.

Чудеса иконы Тихвинской Божьей Матери

Празднование в честь святыни проводится каждый год 9 июля (26 июня). С её участием связано множество чудесных свершений, свидетельствующих о том , что Богородица слышит каждого, молящегося Ей в разных скорбях, и поддерживает всякого, истинно верующего в Её силу.

Вселяющая веру и надежду

Чудеса, совершаемые иконой и её списками, за всю историю существования святыни подтверждают силу слова Божьего. Весь православный мир знает многие свершения, произошедшие благодаря образу Тихвинской Богоматери. Вот некоторые из них, вселяющие надежду и веру на Её помощь:

В чём помогает святой образ

Не перестаёт посылать свою милость Тихвинская Пресвятая Богородица всем людям: помогает исцелиться, получить желаемое. Но просить помощи могут лишь истинно верующие, которые обращаются к лику Пречистой Девы с чистыми помыслами . Молитвы к Тихвинской святыне помогают:

Молитвы Тихвинской иконе

Молитва - это беседа с Богом , происходящая от чистого сердца. Искренние слова способны творить чудеса. Перед таинством молитвы необходимо придерживаться следующих советов:

  • нужно пройти исповедь и причастие - очищение от грехов;
  • правильные слова молитвы лучше выучить наизусть или написать на бумаге;
  • произносить текст нужно медленно, чтобы понимать все слова;
  • во время прочтения молитвы нужно на ней сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние мысли;

Молитва о помощи

О, Пресвятая Дева, Мать Гос­пода и вышних сил, Небесная и земная Царица, страны нашей Всемогущая Заступница. Вознеси молитвы недостойных рабов Твоих, к престолу Бога, Сына Твоего, да милостив Он будет не­правдам нашим, и даст бла­гость Свою чтущим всечестное имя Его, и с верою и любовью поклоняемся чудотворному образу Твоему. Проси за нас от Него помилования, умилостиви Его, Владычица, только Тебе от Него возможна милость эта.

Ради всего святого , к Тебе прибегаем, как к несомнен­ной Заступнице; услышь нас, молящихся Тебе, осе­ни нас покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего, пастыря нашего, бдения о душах. Дай градоправи­телям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, настав­никам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обиженным тер­пения, а обидящим - страха Божьего; скорбящим дай успокоение, радую­щимся воздержания. Всем же нам дай разума и благочестия, милосердия и кротости, чистоты и правды.

Госпожа Пресвятая, будь милосердна к немощам нашим: растерянных собери, заблудших на путь пра­вый наставь, старость поддержи, юность уцеломудри, младенца воспитай, и снизойди на всех нас милостью Твоего заступничества, не дай нам упасть в глубины греховные и просвети очи наши к спасению. Милостива будь здесь и там, в стране земного пришествия и на страшном су­де пред Сыном Твоим: представляй же нас в вере и покаянии пред Отцом в извечной жизни, с ангелами и со всеми святыми. Ты пред Богом наша Надежда и Заступница, всем притекающим к Тебе с верой истинной. Тебе молимся, и Тебе, как Всемогущей Помощнице, всю жизнь нашу предаём. Аминь.

В чем помогает Тихвинская икона Матери Божией и о чем молятся перед Тихвинским образом? Значение и роль Тихвинской иконы Божьей матери для России. Обо всем подробнее в данной статье!

Что Дева Мария удостоится Великой чести в Царствии Небесном, христиане знали еще при Ее жизни. Евангелист Лука написал Образ Богородицы, чтобы навеки запечатлеть Лик Матери всех христиан, который в последствие назвали Тихвинским. Богородицу по праву называют Царицей Небесной, покровительствующей России.

Не было, нет, никогда не будет женщины равной Ей по чести. Она выше чинов ангельских и святых угодников Божьих на веки. Никто не затмит Ее Славу. Ведь Христос не только Господь, но и Сын. Все сделает, что Она попросит, не откажет. Поэтому люди чаще всего обращаются именно к Ней, зная и веря ‒ Пресвятая всегда откликнется на беду, быстро придет на помощь .

Значение Тихвинской иконы Божьей матери для России

С почтением к Богородице относятся все христиане, но более всего Ее любят русские. У нашего народа к Деве Марии особое отношение. Именно по молитвам к Ней, не так важно перед каким образом, явлено несметное количество чудес, совершено множество побед над врагами святой земли. Ведь Царица Небесная Сама выбрала ее, освятив Своими чудотворными образами.

Существует поверье, что Матерь Божия хранит Россию со всех сторон. Во всяком случае, до 1904 г. было так. Пока не украли чудотворную Казанскую икону. Спустя сто лет в 2004 Ватикан преподнес в дар один из древних списков. В том же году вернулась в Россию знаменитая Тихвинская из США. Теперь наша страна находится под Небесной охраной:


  • С востока земля освящается (пока списком) Казанским образом.
  • На западе кордон оберегается Смоленским.
  • Иверская хранит южную сторону.
  • На север вернулась чудотворная Тихвинская.
  • Центральная часть освящена Державной и Владимирской.

Со всех сторон Богородица являет чудеса исцеления, возрождает веру угасшую, внушает страх врагам, защищает святую землю. Пусть мы не достойны такого попечения, но знать, благодарить Заступницу ‒ наша святая обязанность. Пока Пренепорочная Царица с нами ‒ не страшны никакие враги.

Примечание: Явление иконы на воздухе, носимую ангелами, приняли молящиеся Тихвина в 1383 году. В России отмечают день обретения чудотворного образа: 26 июня по старому стилю или 9 июля ‒ по новому .

В чем помогает Тихвинская икона Матери Божией

Существует более 400 образов Богородицы. Для большинства из них составлены особые молитвы, связанные с обретением, явленными чудесами. Но Богородица Одна Единственная. Не важно о чем просите перед тем или иным Ликом, ведь обращаетесь не к изображению, а к Личности.

Нет ограничений для нуждающихся в помощи. Когда имеете веру, чтите Пресвятую Матерь со Христом, значит получите просимое, если оно не принесет вреда. Неверно думать, что если «Неупиваемая чаша» помогает избавиться от алкогольной зависимости, то обратившись к «Тихвинской», этого не получите.

Конечно есть особые благодатные чудотворные иконы, к которым чаще всего обращаются с одинаковыми просьбами. Но это не значит, что в разрешении других проблем ответа не будет. По вере даются чудеса, нет никаких условий, преград для просящих, тем более стоящих у чудотворного образа .

О чем молятся перед Тихвинским образом?

В евангелии о Матери Христа говорится мало. О земной жизни Девы Марии почти ничего не известно. Существует предание, что когда Она увидела Свои изображения, в том числе, будущий Тихвинский образ, произнесла: «Благодать Рожденного от Меня и Моя с этими иконами да будет». Известен еще один удивительный случай, происшедший при Ее погребении.

Когда несли носилки, к ним подбежал ненавистник Христианского учения, чтобы перевернуть, предав поруганию тело Пречистой Девы Марии. С яростью схватился за край палантина. В тот же миг Ангел отсек его руки. В страхе и отчаянии кощунник тут же раскаялся, испросил прощения у Богородицы. Она сжалилась над ним: руки встали на место, как будто ничего не было.

Из этой истории видно, для Матери Божией нет ничего не возможного. Тихвинскую Заступницу просят: о священстве, руководителях, судьях, наставниках. Икону можно рекомендовать для верующего государственного деятеля, чтобы принимал мудрые и справедливые решения, черпал помощь и силу у Подательницы благ. Тихвинская Путеводительница помогает:

  • обрести мир, любовь и согласие супругам;
  • в воспитании послушных деток;
  • перенести скорби, обрести терпение и благодушие;
  • исцелить душу и тело (известны случаи выздоровления слепых, парализованных, травмированных, не ходящих, утративших слух и пр.);
  • старикам обрести крепость и долголетие;
  • молодым ‒ целомудрие, благочестие и разумность;
  • бездетным ‒ заиметь ребенка;
  • беременным ‒ благополучно родить;
  • больным ‒ встать на ноги;
  • пропавших без вести ‒ найти;
  • впавшим в нечестие ‒ встать на путь Истины.

Заключение: Царица Небесная всех ведет к Сыну, чтобы обрели вечную жизнь. Перед Тихвинским (любым другим) образом, в первую очередь, молятся о спасении души: очищении сердца, исправлении заблудших. Мы обращаемся не просто к Небожительнице, но к Матери, которая никогда не откажет просящему со смирением и любовью.