Опасность стрессов у детей. Сильный стресс у ребёнка

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

1. Одиночество.

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

8. Беспокойство.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Необходимая помощь.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Другие публикации по теме данной статьи:

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других - спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

При сильном эмоциональном стрессе некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со стрессом?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства?
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

Стресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.

Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным. Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний. Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.

Симптомы стресса у детей

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

  • Ребенок становится сильно раздражительным;
  • Его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;
  • Ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

  • Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
  • Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
  • Детские страхи сильно усиливаются. Ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и так далее;
  • Могут появляться дефекты речи;
  • На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
  • Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
  • У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;
  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.
  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;
  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;
  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;
  • Пониженная самооценка;
  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;
  • Без особой причины ребенок расстраивается;
  • Сверхмерная озабоченность своим здоровьем;
  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.
  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;
  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;
  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;
  • и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.
  • и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

Причины возникновения стресса у ребенка

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются. У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса - расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного. Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик. Ребенок находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними. Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста - просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.

Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Стресс у деток в возрасте пяти - десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям - кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно. В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному - одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других. Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте - оскорбления и издевательства в школе.

Так же стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим. В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете. В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

Борьба со стрессом у деток

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками. Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает. Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Профилактика стресса у детей

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской. Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями. Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни. Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе. Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Профилактика стресса у детей грудного возраста и детей до двух лет

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого. В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении. Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Профилактика стресса у детей в дошкольном возрасте

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями. Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему. Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Профилактика стресса у деток в младшем школьном возрасте

Самым главным методом профилактики у детей стресса является демонстрация со стороны родителей и близких любви и заботы. Нужно показывать ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на поддержку близких ему людей. Кроме этого родители должны быть достаточно честными и откровенными со своими детьми. Если близкого человека нет в живых, не нужно врать малышу, что он куда-то далеко уехал. Нужно постараться более мягко объяснить малышу, что с этим человеком ребенок больше не сможет видеться, что он живет теперь в другом мире. Малышу следует объяснить, что так случается со всеми и что поделать ничего нельзя, нужно дальше жить, при этом храня образ дорогого человека в своем сердце и в памяти.

Так же родители должны быть со своими детьми искренними при разводе. Никогда не нужно ставить ребенка перед выбором с кем он будет жить - или папой, или с мамой. Это должны решать сами родители.

Если у малыша возникли проблемы в школе, то нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он решил их самостоятельно, при этом обсудив возможные причины и способы преодоления проблем. Не нужно сравнивать своих детей с другими, а так же не нужно на них оказывать психологического давления. Родители не должны заставлять малыша быть первым во всем. Нужно стараться повышать самооценку своего ребенка. Следует отыскать такое занятие, которое будет нравиться малышу и в котором он будет первым. Ребенок, который уверен в своих собственных силах подвергается стрессам меньше.

В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей. Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают - откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия. Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Многие родители считают, что стресс - это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе. Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины. Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту - появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление. Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе. Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей. В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу. Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ. Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций - как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам - это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

    Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

    • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
    • ночные кошмары;
    • быстрая утомляемость;
    • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
    • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
    • ложь;
    • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
    • расстройства без видимой на то причины;
    • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
    • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
    • агрессивное отношение к окружающим;
    • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
    • заниженная самооценка;
    • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
    • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
    • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
    • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причины стресса у детей

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

Причины стресса у дошкольников

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Причины стресса у детей младшего школьного возраста


Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

Профилактика стресса у детей

Общие методы профилактики стресса:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Борьба со стрессом у детей


Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

Последствия стресса у детей


  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.