Первые герои советского союза летчики вов. Дважды герой советского союза летчик-истребитель боровых андрей егорович

Летчики - герои Великой Отечественной войны и их подвиги


Рыцари неба

Хоть война и осталась где-то в мае далёкого 1945-го, однако целые поколения нашей страны воспитывались на примере подвигов лётчиков-асов Великой Отечественной. Их имена звучали из уст миллионов, ими восхищались, им подражали многие мальчишки, они вызывали страх и уважение у врага. Военные лётчики - это не просто асы, это настоящие воздушные рыцари.

Попков Виталий Иванович (01.05.1922 – 06.02.2010 гг.)

Советский лётчик Попков Виталий Иванович сын московских рабочих, в девятнадцатилетнем возрасте выпустился из училища авиации в Чугуеве, а после из авиашколы в Батайске. 1942 год принёс молодому лётчику первый триумф, а в 21 год он уже заслужил звезду Героя СССР. 325 вылетов, именно столько раз лётчик устремлял машину в небо, приближая победу и выполняя задания, уничтожив 41 самолёт Люфтваффе. Проявляя отвагу и отсутствие страха, сражаясь с оккупантами, был занесён в десяток лучших асов Советского Союза. По некоторым биографическим событиям героя отснята кинокартина «В бой идут одни «старики», в которой лётчик стал прототипом персонажа Титаренка, известного по фильму как «Маэстро».

Скоморохов Николай Михайлович (19.05.1920 – 14.10.1994 гг.)

Позывной «Скоморох» - так на фронте называли молодого пилота Николая Михайловича Скоморохова. Этот обычный деревенский паренёк из российской глубинки окончил авиашколу в Батайске в 1942-ом. За абсолютное бесстрашие и отвагу, а также невыносимое рвение поквитаться за погибшего в воздушной битве друга, о Николае Скоморохове ходили легенды о лютой ненависти к врагу. Вылетая на "свободную охоту", он словно хищник атаковал пилотов Люфтваффе, лишая возможности выскочить с поля боя невредимыми. «Скоморох» наводил панику среди врага одним только позывным, а на счету у него было 46 уничтоженных вражеских машин.

Гулаев Николай Дмитриевич (26.02.1918 – 27.09.1985 гг.)

«И один в поле воин» - это утверждение точь-в-точь описывает подвиг Николая Дмитриевича Гулаева, сбившего 55 самолётов противника. Слесарь по образованию, увлечённый авиацией, он посещал авиаклуб, а в 1940 году окончил сталинградскую авиашколу. Во время операции на Курско-Орловском направлении Гулаев оказался окружённым в схватке сразу четырьмя немецкими самолётами. Выполнив несколько грамотных приёмов маневрирования, проявив отвагу, Гулаев сбил два из них, израсходовав боекомплект, при этом рискуя жизнью, совершил таран третьего. За этот подвиг Гулаева наградили Золотой Звездой, а через год, сбив 5 самолётов Люфтваффе менее, чем за 5 минут боя, лётчик-ас повторно стал кавалером высшей награды.

Покрышкин Александр Иванович (06.03.1913-13.11.1985)

Один из самых результативных пилотов Красной Армии, сибиряк из семьи простого рабочего, Александр Иванович Покрышкин, с отличием окончивший школу авиатехников и Качинское лётное училище, начал воевать в июне 1941-го. Постоянно записывая в дневник все свои воздушные бои. Лётчик-истребитель грамотно анализировал и в деталях разбирал исход каждого сражения. Такое усердие и желание сражаться в небе вскоре принесло свои плоды. Будучи хорошим стратегом, Александр Иванович Покрышкин проводил грамотные тактические ходы в воздухе, словно выигрывал в шахматную партию. Именно участие в тяжёлых оборонительных сражениях 1941-1942 повлияло на разработку различных тактик воздушного боя. Встретив окончание войны под Берлином, Покрышкин, ставший первым в истории Трижды Героем, имел на своём счету 59 сбитых немецких самолёта.

Речкалов Григорий Андреевич (09.02.1920 – 20.12.1990 гг.)

Ещё одним прославленным пилотом, участвовавшим в боевых сражениях с самого первого дня войны, одержавшим 56 побед и совершившим 450 боевых вылета, был Григорий Андреевич Речкалов. Обнаруженный военно-медицинской комиссией дальтонизм накануне Великой Отечественной чуть было не поставил крест на участии в воздушных боях будущего Дважды Героя Советского Союза. Однако это не помешало лётчику - истребителю уже в первые дни войны сбить три вражеских самолета. Несмотря на длительное лечение в госпиталях после тяжёлых ранений, Речкалов смог не только вернуться в строй, но и в свои 22 года за две недели боёв в небе над Кубанью сбить 19 вражеских машин. А в том же 1943-м освоил новый тип истребителей «Аэрокобра». Именно американская «Аэрокобра» стала рабочей машиной советского аса на которой он сбил 44 самолета противника.

Кожедуб Иван Никитович (08.06.1920 – 08.08.1991 гг.)

Самым результативным советским лётчиком был Иван Никитович Кожедуб, уроженец Черниговской области из семьи крестьянина. Перед тем, как стать искусным пилотом, будущий ас прошёл обучение в аэроклубе Шостки и окончил авиашколу в Чугуеве. Кожедуб начал войну в свои неполных 23 года и уже вскоре одержал первую победу, а спустя пару месяцев Золотая Звезда была вручена пилоту. Он успешно прикрывал с воздуха наступательные операции, в том числе на Курской дуге, встретив Победу в небе над Берлином. Кожедуб регулярно совершенствовал свои навыки пилотирования как в воздухе, так и детальным анализом полётов на земле, что позволило ему стать настоящим хладнокровным и бесстрашным военным летчиком. Удивительно, но Кожедуб ни разу не был сбит за всё время войны. Даже когда его самолет был сильно повреждён, пилот дотягивал до своего аэродрома и спасал боевую машину. В период с 1943-го по 1945-ый Иван Никитович 62 раза одержал воздушную победу при 330 боевых вылетах.

Евстигнеев Кирилл Алексеевич (04.02.1917 – 29.08.1996 гг.)

Одержимый небом и авиацией - именно так можно сказать о Кирилле Алексеевиче Евстигнееве. Никто и не мог предположить, что мальчик из семьи бедного кемеровского крестьянина через много лет станет известным асом. Выучившись на путевого обходчика в железнодорожном училище, а затем на токаря, Кирилл Евстигнеев стал выпускником Бирмской авиашколы 1941 года. Имея серьёзную болезнь желудка, он лишь в 1943 году вступил бои с Люфтваффе. Очень часто ему доводилось терпеть адскую боль, пилотируя самолёт, но желание летать и воевать оказывалось всегда сильнее. В своём первом сражении в марте 1943 года Евстигнеев смог уничтожить сразу две машины противника. Он неоднократно сбегал из госпиталя и возвращался в свой полк, за что получил от своих сослуживцев прозвище «Кремень». Великая Победа застала Кирилла Евстигнеева в Венгрии. На его счету 52 уничтоженных немецких самолёта и 283 боевых вылета.

Все эти легендарные лётчики Великой Отечественной войны вошли в историю и навсегда остались в памяти многомиллионного народа нашей Родины. И пока эта память жива, будут жить и они, всё так же, как и много лет назад, прикрывая нас с неба.

Видео о легендарных летчиках Великой Отечественной войны.

1. Екатерина Буданова - Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами - еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска , Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе , Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР . Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.


4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск -на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


5. Носаль Евдокия Ивановна - Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем - заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек , а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты... В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска . На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина .

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.


6. Ольга Лисикова - единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград . Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмитт ом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.


7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко - единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой - единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.


Австрия 1945 багратион белоруссия 1941 белоруссия 1943–44 берлинская борьба с УПА будапешт 1945 будапешт 1956 венгрия 1944–45 висло–одерская воронеж 1942–43 восточно–прусская германия 1945 западный фронт 1942–43 заполярьe 1941–44 иран испытание атомной бомбы кавказ 1942–43 карелия корея корсунь шевченковская крым 1941–42 крым 1943–44 кутузов ленинград 1941–44 львовская маньчжурская молдавия 1944 московская освободительные походы 1939–40 партизан плен пражская прибалтика 1941 прибалтика 1944–45 ржевская румянцев смоленск 1941 сталинградская украина 1941 Украина 1944 финская форсирование днепра халхин-гол харьковская хасан чехословакия 1944–45 штрафник югославия ясско–кишиневская

Выборнов Александр
Иванович

Помню, когда на Краков ходили, один прицепился за одной пешкой, а за ним наши истребители. Он уже и сам горит, но не отходит. И пешка уже дымит, но идёт, а он не отходит, и всё идёт за ней, поливает, и сам горит… Потом и пешка вспыхнула и он вспыхнул… Нет-нет, у немцев были сильные и волевые летчики. А есть такие, что только трассу увидел и сразу уходит.

Бемов Иван
Сергеевич

Вдруг один из них увидел пару самолётов, показавшихся из-за лесочка. Они летели прямо на нашу стоянку, на высоте 50-80 метров. Причём, летели с выпущенными шасси, и мой приятель закричал: «Смотрите, УТ-2! Откуда они тут?» А они уже подлетели, полоснули очередью по нашим самолётам, и так же внезапно скрылись. Вот тут меня ранило в голову, правда, легко. Ребята тут же взлетели, но немцев уже было не догнать.

Лончаков Георгий
Александрович

К августу 1944 наши войска окружили Ригу, где сосредоточились большие силы противника. Мы сопровождали самолеты Ил-2. Утром мы с техником сели под самолетом и начали рассказывать друг другу сны. Мне приснилось, что у меня выпали зубы с одной стороны. Техник сразу вскочил. «Тебя собьют. Я доложу, что самолет неисправный и ты не полетишь». Я уговорил его этого не делать. Вечером меня сбили.

Алексеев Дмитрий
Алексеевич

А потом под зенитный огонь мы попадали очень много; иногда летишь – и смотришь: по ведущему бьют… а – группами летали… потом на землю сел – и говорю: «Ну по тебе и стреляли!» А кто был сзади – добавляет: «А по тебе – ещё больше».

Афанасьев Георгий
Васильевич

Я хорошо помню, что хотел сосчитать, сколько там машин шло. В это время стал переходить к другому и крылом солнце прикрыл. И вот тут что-то дернуло меня оглянуться. А он со стороны солнца зашел и уж обороты прибрал. Мессер109. И как дал-дал мне. Я только успел ноги дать и правый бок подставить. Думал, что хоть правую сторону - сердце слева. Мгновенно. Рука влево до отказа. Нога влево до отказа. Только все равно он попал.

Тарасов Николай
Николаевич

Мы шли на трех тысячах. Четверку вел Лавриненко. Он тут дал маху, конечно. Надо было перпендикулярно к солнцу лететь, а он почему-то развернулся к нему хвостом. Они (немцы) тут же со стороны солнца и ударили. Меня тряхнуло, брызнули осколки… Где-то вот здесь осколок до сих пор сидит. Самолет сразу загорелся, из мотора пошел дым, – мне пришлось выпрыгивать. Открыл фонарь и вывалился через правый борт. Почувствовав, что ничего не мешает, открыл парашют. Приземлился я на нейтральной полосе между немцами и нашими. Только упал, подбегают два солдата, говорят: «Давай, собирай свои портянки. Хватай парашют!» Не успел солдат это сказать, как по нам начал стрелять немец. Мы побежали в сторону…

Цыганков Николай Петрович - 2

Сначала, когда мы начинали воевать, звенья формировались из трёх самолётов, это было очень неудобно. Вот где проблемы были. Позже состав звена комплектовался из 2 пар, т.е. 4 самолётов, тогда стало лучше воевать, было намного удобнее. При сопровождении штурмовиков мы долетали до линии фронта, и начинали использовать приём «ножницы», т.е. начинали ходить над ними парами встречными галсами, ведь скорость у нас была больше, чем у штурмовиков. А так мы держим под контролем и штурмовиков и друг у друга хвост. Это была правильная тактика. А если надо было атакуя пикировать, то собирались четвёркой и так звеном пикировали.

Гордеев Анатолий
Николаевич

В этот день была сплошная слоистая облачность. На какую-то долю секунды я отвлекся, а потом смотрю – ведущего нет. Я завертел головой – куда он делся? Обернулся назад, и вижу – Полегаев и этот «штурмовик» на глубоких виражах крутятся. Я скорее развернулся, и туда, к ним. Гляжу – с правой стороны второй такой «штурмовик» появляется, и я у него на хвосте оказался. Он увидел, и сразу в облака ушел, и второй за ним. Я к Полегаеву подстроился, думаю – что же это такое?

Лукьянов Иван
Петрович

Первой новостью стал для меня второй день войны. Рано утром самолет противника «Ю-88» на небольшой высоте появился над аэродромом и сбросил первую фугасную бомбу. К счастью, она упала в болото за границей взлетного поля и не взорвалась. Не раздумывая, расположенное поблизости подразделение зенитной обороны открыло пулеметный огонь по самолету противника. Со шлейфом огня и дыма, по докладу наблюдателей «Ю-88» упал в морскую акваторию вблизи острова Сескар Финского залива.

Летчики, как и летное средство, делятся на военных и гражданских, их род деятельности соответствует этому разграничению. Летчик – одна из героических профессий, неважно, какое средство передвижения он использует для свершения поступков и подвигов – вертолет или самолет, факт остается фактом.

Возможно, в наше время изменились образы героев для мальчишек и молодых людей, но никогда не будет лишним еще раз вернуться в прошлое и посмотреть на лица настоящих героев. Прочитать статью, узнать о подвигах, совершенных ими, а параллельно познакомиться и с эпохой, в которую жили герои, посвящая свою жизнь людям, живущим в то время, да и сегодня.

Пролистав страницы этой главы можно познакомиться со многими летчиками-героями, которые защищали Родину от врагов, получали неоднократно за это награды, в виде орденов и медалей. Кстати, с образцами орденов и медалей также можно познакомиться в этом разделе, они показаны в конце биографии летчиков.

Конечно, самый активный период по рождению героев это военный период и здесь ничего не поделаешь, но иногда встречаются и летчики, приставленные к наградам и в мирное время, к примеру, за спасение пассажиров.

Именно благодаря таким рубрикам мы не забываем свою историю, чтим людей, внёсших посильную лепту в ее положительный исход. Итак раздел (Летчики герои, пилоты, военные летчики ) представлен ниже.

Страна / Годы

Ф.И.О.

Краткое описание

1916 - 1968 Советский летчик-ас, Герой Советского Союза.
1916-1991

Советский военный деятель, лётчик-истребитель, участник и ветеран Великой Отечественной войны.

1920 - 1991 Генерал-лейтенант авиации. Иван Кожедуб трижды герой советского союза. Военный лётчик первого класса.
1921-1993 Советский лётчик-ас, Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной, советско-японской и Корейской войн.
1922 - 1968 170 успешных боевых вылетов, 19 воздушных боев, 3 сбитых самолета, множество уничтоженной наземной техники и живой силы врага.

Красной Звезды (дважды), Красного Знамени (трижды); награжден медалью «За боевые заслуги»

1923 - 1998 Советский военный летчик, ас. 6 побед.

14 июля 1953 г. за героизм и мужество, проявленные в боевых действиях, майору Бойцову присвоили звание Героя страны

Николай Константинович постоянно берет с собой в полет четвероногого друга.

1922 - 1995 Военный летчик, Герой Советского Союза.
1923 - н.д. Летчик, Герой страны, генерал-майор авиации.
1924 - 1981 Участник Корейского конфликта, замком авиаполка.
1937-1973 Замком эскадрильи 982-го авиаполка 34-й истребительной армии Закавказского округа, капитан. Герой Советского Союза.
1923 - 1951 Воевал в Корее, был асом. Сбил большое количество истребителей.
1923-2009 Командир, старший лейтенант, Герой Советского Союза.
1919-1998 Окончил Качинскую авиационную школу. Работал летчиком-инструктором. Участвовал в Отечественной войне. Занимался воздушной разведкой.
1921-1996 Был командиром пулеметного взвода. Окончил авиационную школу. Вскоре стал капитаном.
1923-1986 Рекордсмен в воздушных боях на реактивной технике. За месяц сбил 5 американских самолетов.
20-е - 1953 После окончания аэроклуба стал курсантом Одесской школы пилотов. Одержал дебютную победу, сбив F-86.
1954-80-е Учился в военно-авиационном училище. Второй советский летчик.Получил звание Героя Страны.
1920-00-е Обучался в Ленинградской авиационно-техническом училище. Окончил Бирскую военную школу летчиков. За свои заслуги и достижения получил звание Героя Страны.
1918-90-е Окончил один курс Омского технического техникума. Поступил в Одесскую авиационную школу. Герой страны.
1922-10-е Обучался в аэроклубе. Окончил Качинскую авиационную школу. Участвовал в 60-ти воздушных схватках. Получил много орденов и медалей, а также звание Героя Страны.

1935 - 2013

Бригадный генерал. Получил награды за сражение во время индо-пакистанской войны 1965 год и Советской войны в Афганистане.


50-е - 80-е
Самый результативный летчик Пакистана, сбив четыре вражеских самолета f-16 .

20-е-1956
Произвел 20 вылетов на штурм войск в Индии. Уничтожил несколько десятков боевой техники противников.

20-е-1965
Совершил 8 результативных вылетов. Сбил самолет индийцев.

1951-1971
Во время полетов совершил много результативных поступков. За героизм Рашид был награжден Президентом Пакистана почетной медалью

50-е - 80-е
Один из молодых пилотов во время индо-пакистанской войны. Во время боевых действий совершал полеты на "хантере".

1935 - 1967
Индийский летчик. Был сбит истребителем вместе со своим напарником.

1919 - н.д.

Награжден орденом Падма Вибхушан, получил звание маршала авиации.


1930-1966
Хорошо подготовленный пилот, участний Корейской войны. Одержал первую победу на реактивном истребителе.

1925-1954
Штурман бомбардировщика во время войны с фашистами. Вскоре стал выдающимся асом в Корейском конфликте.
1930-1965 Сбил несколько истребителей в Китае. Ас. Последним боеприпасом сбил судно противника. Участвовал в битвах во Вьетнаме.
1922-2007 Бригадный генерал, руководитель Академии ВВС США.
1942-н.д. Во время боевых действий сбил несколько МиГов. После ухода с должности в 1974 году занимался политической деятельностью.
50-е - 00-е Военный Ас. Сбивал самолеты противников. После войны стал инструктором, занимался военным планированием.
30-е-1979 Служил в американских частях ВВС, расположенных в Израиле. Получил прозвище "Спасатель летчиков".
1921-н.д. Американский герой. После отбора в число астронавтов он побывал в космосе.
30-е - 00-е Летчик. Сбил несколько самолетов противников. После летной деятельности организовал собственную авиакомнпанию. Стал тренером, снял фильм.
1925-1994 Закончил летную школу. Совершал вылеты в Корею с авиабазы, на которую попал по распределению. Был взят в плен китайскими солдатами.
1922-1952 Во время первых полетов сбил семь японских истребителей, награжден Серебряной Звездой. Получил звание майора. Был сбит в бою в возрасте 30 лет.

1946 - н.д.
Замком эскадрильи, сбил несколько сирийских МиГов. В 1976 году был снят с полетов.

1928-2002
Один из лучших израильских летчиков. Был назначен командиром авиабазы. После окончания летной карьеры Бени стал директором одного из крупных предприятий.

40-е-00-е
Один из самых известных северо-вьетнамских асов. За период летной деятельности было одержано 7 побед над американцами.

1940 - 1970
Вьетнамский ас, за время войны сбил семь самолетов.

1947-н.д.
Служил техником в авиации. Окончил военно-воздушную академию.

20-е-90-е
Летал в составе 411-й эскадрильи, одержал много побед над противниками. После прекращения летной деятельности вернулся в Канаду и работал пилотом в лесной охране.
20-е-90-е Сбил немецкие Bf-109. После войны вступил в резерв ВВС, Служил инструктором в 421-й авиадивизии.

20-е-1948
Участвовал в первом вылете израильских ВВС. Летал на небольшом транспортнике. Во время одного из полетов Эдди ошибся аэродром и приземлился на тот, который был захвачен противниками.
20-е-80-е Сид, бросив медицинское образование, вступил в южноафриканские ВВС. Летал в составе 4-й эскадрильи.

50-е-90-е
В 1989 году стал героем Филиппин, получил офицерское звание.

40-й-1974
Командир 9-й эскадрильи, совершил 5 героических заходов на цель. Награжден звездой за храбрость.

70-е-00-е
Сбил истребители F-15, принадлежащие Ираку. Атаковал войска коалиции.

1928-90-е
Поступил в пехотную школу, закончив ее, отправился учиться в летное училище. Проходил переобучение на реактивных самолетах. Получил лейтенантское звание.

30-е-1961
Окончил школу пилотов. Во время войны с немцами выполнял патрульные полеты. После победы возглавил эскадрилью B-26.

Герои пилоты

Профессия - пилот – это не только романтические истории, воспевание ее в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока.

Каждый из них имеет право быть названным и узнаваемым, но не хватит просторов рунета, чтобы отдать им всем должное. Но можно в лице нескольких современников вспомнить каждого героя со времен первого поднявшегося в небеса.

В конце прошлого столетия Шарпатов Владимир - пилот и командир экипажа самолета Ил-76, имеет награду от президента за смелость и героизм, проявленный им при побеге из Афганистана, где он и его команда были пленными целый год.

Владимир Шарпатов получил «Героя Российской Федерации» и «Золотую Звезду», Героем Российской Федерации стал и его коллега по штурвалу Газинур Хайруллин, второй пилот. Его команда - Штурман Здора Александр, бортрадист Вшивцев, ведущие инженеры Бутузов Сергей, Рязанов Виктор, бортинженер Аббязов Асхат были отмечены за заслуги перед отечеством орденом Мужества.

Еще одно легендарное имя пилота героя России - Апаки́дзе Тиму́р – заслуженный военный летчик России, первым среди пилотов морской авиации получивший свою награду Героя России. Погиб 12 лет назад на 85-летнем юбилей морской авиации, при парадных выступлениях. Награжден – «Золотой звездой» героя Российской Федерации, орденом третий степени за службу «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» и «За личное мужество», медалью «За боевые заслуги», его именем названы улицы.

Казалась бы, фраза пилоты - герои навеки связанна с войной и в мирное время ей просто нет места, но и в наши дни есть такие пилоты, которым достались звания почетных "Героев России. Это те пилоты, которые в трудной ситуации, благодаря невозможным усилиям, забыв о себе, действовали в интересах жизни людей.

Каждый год таких героев насчитывается все больше и больше. С одной стороны – это, конечно же, к счастью - для тех людей, которые находились на тот момент в самолете, а с другой - из-за технических неполадок воздушных машин, героизм становится каким-то вынужденным.

Например, в республике Коми, крылатая машина Ту-154, была обязана совершить экстренную посадку и благодаря пилотам и доблестной команде, никто из людей не пострадал, хотя на борту находилось более семидесяти пассажиров. Пилотам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову , присвоены звания Героев России, а члены команды получили ордена Мужества. К такой ситуации привели проблемы с бортовыми аккумуляторами, самолет должен был совершить путь из аэропорта "Полярный" в московский аэропорт "Домодедово", но не успел.

К сожалению, награда находит не всех пилотов живыми и в добром здравии.

23 июня 2012 года прошлого года во время испытательных работ истребителя МиГ-29КУБ не вернулись домой пилоты - герои Александр Кружалин и Олег Спичка . Последние испытания они проводили в Астраханской области, за что и получили звания Героев России, посмертно. Свой последний самолет они посадили вблизи от населенного пункта, при этом, не нанеся физического урона ни одной живой душе. Вечная им память.

А сколько оставшихся в живых пилотов не получили награды, которые благодаря своей мужественности и высокому мастерству сажали самолеты в экстренных ситуациях. Или такие пилоты, которые боролись, но не смогли, к сожалению, помочь ни себе, ни пассажирам. Не хватит страниц, чтобы перечислить всех и вспомнить все ситуации, которые, как кинолента летят годами – ….1999, 2000, 2001, 2002…городами и фамилиями. Командир-капитан Андрей Чурбанов и летчик-оператор старший лейтенант Олег Тумаков погибли…. Недалеко от Итум-Кале, погибли Герой России подполковник Юрий Николаевич Якименко и капитан Олег Анатольевич Подситков … Самолёт Су-17М3 разбился при испытаниях, два летчика, которые его испытывали... На тренировочных полетах погиб летчик Дмитрий Хребтов …

Фамилиям летчиков испытателей не будет конца, ценой своих жизней они проверяют надежность стальных птиц, чтобы кто-то другой, уже на более совершенной модели имел возможность не только летать, но и жить. К великому сожалению, после 2013 вновь будет стоять многоточие…

Личности в мире авиации

1908-1984 Люлька Архип Михайлович Крупный ученый, конструктор авиационных двигателей
1911-1971

Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!". Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета. Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться. Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» - заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет - враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом. Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам. Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели». Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.

Николай Дмитриевич Гулаев

Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде. В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе. Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.

Григорий Андреевич Речкалов

Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны. Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно. Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион. Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!». В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство. Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Маресьев Алексей Петрович

Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии. В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо. Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.

Попков Виталий Иванович

Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе. В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.