План по теме начало холодной войны. Начало холодной войны

ТЕМА § 28. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Учебник История России. XX - начало XXI в. 11 класс. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. (2007, 480с.)

Класс 11

Дата проведения урока 22.03.2015

ЦЕЛИ УРОКА :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ученики должны знать о про тивостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

представлять значение об идеологическом и экономическом аспекте данного конфликта;

понимать значение терминов «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «гонка вооружений».

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формировать личностное отношение к содержанию урока: раскрыть негативные социально- политические последствия, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны»;

РАЗВИВАЮЩАЯ

продолжить формирование следующих умений:

Назвать главные персоналии, показывать на карте локализацию задействованных стран, проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Ученики должны использовать знания для:

понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и конфликтов с США;

высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям.

Организационный план t

    Предварительная организация класса (оргмомент) 1

    Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу 10

    Изучение нового материала 22

    Закрепление. Самостоятельная работа 8

    Подведение итогов 3

    Домашнее задание 1

Форма проведения занятия - урок

Тип урока изучения нового материала

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Компьютер;

    Мультимедиа проектор;

    К. «Политическая карта мира ХХ в»;

    Портреты Черчилля, Трумэна;

    Презентация «Холодная война» ;

    Отрывок Доктрины Трумэна;

    Раздаточный материал для проверки знаний.

Литература для учителя

Литература для учащихся

Кредер А.А. Новейшая история. М., 1996

Доктрина Трумэна

Тесты по истории России. 11 класс. К учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И. и др. - Симонова Е.В. (2011, 174с.)

    ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ: ( Великая Отечественная война )

Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

Содержание вопросов и познавательных заданий

Предполагаемые краткие ответы

Ответы на вопросы тестов, индивидуально.

    (см. Приложения)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

3,2,2,1,4

1,3,1,3,3

2,2, 1943

235, 3, 1

3, 23, 3214

Выставление оценок за опрос

II . ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

На прошлом уроке мы познакомились с таким периодом XX в., с таким явлением в истории международных отношений, с таким понятием из курса всеобщей истории, как «холодная война». Но холодная война это не просто термин, не просто метафора – это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока и самостоятельно проведенную работу, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным.

Сообщение и запись темы урока на доске

Давайте запишем определение понятия «Холодная война» и эпиграф нашего урока - «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
ПЗ: Зафиксировать в тетради этапы «холодной войны» и основные даты;

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Приемы и средства

преподавания

Основные вопросы плана и их краткое содержание

Познавательные задания и вопросы учащимся

1.

Слайд 1. повествование

Слайд 2 - 7. Работа с документами: Чтение отрывка речи Трумэна, «Мускулы мира» Черчилля, План Маршала

2.

Истоки холодной войны (1945-1947гг.)

Давайте начнем с истоков «холодной войны»

1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон

В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».

2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»

Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.

Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий

3. А теперь обратимся к краткой исторической справки о плане Маршалла. Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.

4. И, заглядывая вперед, назовем эту организацию, которая была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран в противовес плану Маршалла.

Западные средства массовой информации назвали это объединение «акционерным обществом нищих»

3.

(учащиеся записывают определение в рабочий лист).

Как вы думаете почему?

Какое событие имеется в виду?

Какова основная идея речи?

Какая организация? (СЭВ – совет экономической взаимопомощи)

Слайд 8. повествование

Чтение учеником доклада

Слайд 9. повествование

Апогей холодной войны (1949-1953гг.)

1. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Это событие считают апогеем «холодной войны», так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.

7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.

В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро.

По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы. Люди были в замешательстве. Шумевшая до утра свадьба направлялась догуливать ее к родителям невесты и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома. Почтальон так и не развез по домам почту, детсад остался без воспитательницы, дирижер не появился на концерте, врач до самого вечера пытался объяснить, что нужен в больнице.

Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы они прыгали из окон на свободную территорию. Западные Берлинцы растягивали палатки и одеяла под окнами и подхватывали прыгавших, но пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать окна. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением. Но мечта о свободе обостряет изобретательность, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершалась удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике.

В октябре 1964 г., прорыв подземный ход длиной 145 м и высотой 60 см, бежали 57 человек: с восточной стороны залезали по трое в ящик, с западной тянули его за веревку. Два друга – электротехник и водитель грузовика – соорудили воздушный шар, посадили жен и детей и ночью перелетели на западную сторону.

    «Железный занавес» появился в Азии.

А об этом, нам подробнее расскажет Хлопонин Андрей.

4. фрагмент «Атомный взрыв»

После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».

Альберт Энштейн сказал: «Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор».

4. Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха.

На эмблеме этой организации, основанной 04.04.1949 г., окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным военным противником СССР и всего социалистического лагеря.

Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»

По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.

Что именно стало таким символом?

Записывают в тетрадь основные даты и параметры возведения стены

Как вы себе представляете атомную войну?

Что такое НАТО? Какие страны входили в состав?

Слайд 10. Опрос по понятиям

Слайд 11. Работа с таблицей: признаки «холодной войны»

III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)

После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…

Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте вспомним из курса 9 класса понятия, характеризующие этот сложный период.

Беседа о содержании понятий

На слайде вы видите правильные понятия, вы справились с этим заданием.

IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)

Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло немного времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в три колонки?

Назовите основные понятия «Холодной войны»:

Карибский кризис

Вьетнамский синдром

Пражская весна

Разрядка

На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»:

Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

Вывод по уроку

Давайте подведем итоги урока:

«Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами. Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, предлагаю вам ответить на вопросы и записать интересное домашнее задание.

IV . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Что такое «Холодная война»?

    Назовите страны, которые были задействованы в войне;

    Что такое НАТО?

    Каким был итог этой войны?

    Назовите главные этапы войны.

    По цепочке продолжите одну из фраз: «Мне понравилось сегодня на уроке…», «Я узнал, что…», «Мне запомнилось…», «Мне не понятно…».

Выставление оценок за урок

V . ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 28 прочитать, выучить основные даты и персоналии, поразмышляйте, Кто являлся поджигателем «Холодной войны». На кого бы вы возложили ответственность? При ответе на вопрос используйте высказывание американского историка Дж. Геддиса: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми». Согласны ли вы с этой точкой зрения. Свой ответ аргументируйте.

Приложения

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Карточка №4

Карточка №5

Холодная война

Холодная война - это военное, политическое, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками. Она стала следствием противоречий между двумя государственными системами: капиталистической и социалистической.

Холодная война сопровождалась усилением гонки вооружений, наличием ядерного оружия, что могло привести к третьей мировой войне.

Термин впервые был употреблён писателем Джорджем Оруэллом 19 октября 1945 года в статье « Ты и атомная бомба».

Период:

1946-1989

Причины холодной войны

Политические

    Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями общества.

    Опасение Запада и США усиления роли СССР.

Экономические

    Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции

    Ослабление экономической и военной мощи противника

Идеологические

    Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий

    Стремление огородить население своих стран с образом жизни в странах противника

Цели сторон

    Закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны.

    Поставить противника в невыгодные политические, экономические и идеологические условия

    Цель СССР : полная и окончательная победа социализма в мировом масштабе

    Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному движению, в будущем – «выбросить социализм на свалку истории». СССР рассматривался как «империя зла».

Вывод: ни одна сторона не была правой, каждая стремилась к мировому господству.

Силы сторон не были равными. СССР вынес на плечах все тяготы войны, а США получил от неё огромную прибыль. Лишь к середине 1970-х годов был достигнут паритет.

Средства холодной войны:

    Гонка вооружений

    Блоковая конфронтация

    Дестабилизация военного и экономического положения противника

    Психологическая война

    Идейное противоборство

    Вмешательство во внутреннюю политику

    Активная деятельность разведки

    Сбор компроматов на политических лидеров и др.

Основные периоды и события

    5 марта, 1946- речь У.Черчилля в Фултоне (США) – начало «холодной войны», в которой была провозглашена идея создания союза для борьбы с коммунизмом. Речь премьер-министра Великобритании в присутствии нового американского президента Трумэна Г.имела две цели:

    Подготовить западную общественность к последующему разрыву между странами победительницами.

    Буквально вытравить из сознания людей чувство благодарности к СССР, которое появилось после победы над фашизмом.

    США поставили пред собой цель: достичь экономического и военного превосходства над СССР

    1947 – «доктрина Трумэна ». Её суть: сдерживание распространения экспансии СССР путём создания зависимых от США региональных военных блоков.

    1947- план Маршалла – программа помощи Европе после Второй мировой войны

    1948-1953 - советско-югославский конфликт по вопросу о путях построения социализма в Югославии.

    Раскол мир на два лагеря: сторонников СССР и сторонников США.

    1949 - раскол Германии на капиталистическую ФРГ, столица - Бонн и советскую ГДР, столица - Берлин.(До этого две зоны назвались Бизония)

    1949 – создание НАТО (Северо- Атлантический военно-политический альянс)

    1949 – создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)

    1949- успешное испытание атомной бомбы в СССР .

    1950 -1953 – война в Корее . США участвовали в ней непосредственно, а СССР – завуалировано, направляя в Корею военных специалистов.

Цель США : предотвратить советское влияние на Дальнем Востоке. Итог : разделение страны на КНДР (Корейскую Народно-Демократическую Республику(столица Пхеньян), установила тесные контакты с СССР, + на Южнокорейское государство (Сеул) -зона американского влияния.

2 период: 1955-1962 (похолодание в отношениях между странами, нарастание противоречий в мировой социалистической системе)

    В данный период мир стоял на грани ядерной катастрофы.

    Антикоммунистические выступления в Венгрии, Польше, события в ГДР, Суэцкий кризис

    1955- создание ОВД- Организации Варшавского договора.

    1955- Женевская конференция глав правительств стран- победительниц.

    1957- разработка и успешное испытание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, что усилило напряжённость в мире.

    4 октября 1957- открылась космическая эра . Запуск первого искусственного спутника земли в СССР.

    1959- победа революции на Кубе (Фидель Кастро).Куба стала одним из самых надёжных партнёров СССР.

    1961- обострение отношений с Китаем.

    1962 – Карибский кризис . Урегулирован Хрущёвым Н.С. И Д. Кеннеди

    Подписание ряда соглашений о нераспространении ядерного оружия.

    Гонка вооружений, которая значительно ослабила экономику стран.

    1962- осложнение отношений с Албанией

    1963-СССР, Великобритания и США подписали первый договор о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

    1968- осложнение отношений с Чехословакией («Пражская весна»).

    Недовольство советской политикой в Венгрии, Польше, ГДР.

    1964-1973- война США во Вьетнаме . СССР оказывал Вьетнаму военную и материальную помощь.

3 период: 1970-1984- полоса разрядки напряжённости

    1970-е годы – СССР предпринимал ряд попыток к усилению «разрядки» международной напряжённости, сокращению вооружений.

    Подписан ряд соглашений об ограничении стратегического вооружения. Так в 1970- договор между ФРГ (В.Бранд) и СССР (Брежнев Л.И.), по которому стороны обязались решать все свои споры исключительно мирным путём.

    Май 1972- приезд в Москву президента Америки Р.Никсона. Подписан договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и ОСВ-1- Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

    Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

    1975- высшая точка разрядки, подписание в августе в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Декларации принципов взаимоотношений между государствами . Подписало 33 государства, в том числе СССР, США, Канада.

    Суверенное равенство, уважение

    Неприменение силы и угрозы силой

    Нерушимость границ

    Территориальная целостность

    Невмешательство во внутренние дела

    Мирное урегулирование споров

    Уважение прав и свобод человека

    Равноправие, право народов распоряжаться своей судьбой

    Сотрудничество между государствами

    Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

    1975 - совместная космическая программа « Союз-Апполон».

    1979- Договор об ограничении наступательных вооружений – ОСВ-2 (Брежнев Л.И. и Картер Д.)

Каковы же эти принципы?

4 период: 1979-1987 - осложнение международной обстановки

    СССР стал воистину великой державой, с которой необходимо было считаться. Разрядка напряжённости носила взаимовыгодный характер.

    Обострение отношений с США в связи с вводом СССР войск в Афганистан в 1979(война длилась с декабря 1979 по февраль 1989).Цель СССР - защитить границы в Средней Азии против проникновения исламского фундаментализма. В итоге - США не ратифицировали ОСВ-2.

    С 1981 году новый президент Рейган Р. развернул программ СОИ – Стратегических оборонных инициатив.

    1983- США размещают баллистические ракеты в Италии, Англии, ФРГ, Бельгии, Дании.

    Разрабатываются системы противокосмической обороны.

    СССР выходит из женевских переговоров.

5 период: 1985-1991 - заключительный этап, смягчение напряжённости.

    Придя к власти в 1985 году, Горбачёв М.С. проводит политику «нового политического мышления».

    Переговоры: 1985- в Женеве, 1986- в Рейкьявике, 1987-в Вашингтоне. Признание существующего миропорядка, расширение экономических связей стран, несмотря на разную идеологию.

    Декабрь 1989- Горбачёв М.С. и Буш на саммите на острове Мальта объявили об окончании «холодной войны». Конец её был вызван экономической слабостью СССР, его неспособностью больше поддерживать гонку вооружений. Кроме того, установились просоветские режимы в странах Восточной Европы, СССР потерял поддержку и в их лице.

    1990- воссоединение Германии. Оно стало своеобразной победой Запада в холодной войне. Падение берлинской стены (существовала с 13 августа 1961 по 9 ноября 1989)

    25 декабря 1991- президент Д.Буш объявил об окончании холодной войны и поздравил соотечественников с победой в ней.

Итоги

    Формирование однополярного мира, в которой лидирующее положение стали занимать США - сверхдержава.

    США и их союзники одержали победу над социалистическим лагерем.

    Начало вестернизации России

    Крах советской экономики, падение её авторитета на международном рынке

    Эмиграция на Запад граждан России, слишком привлекательным казался им образ его жизни.

    Распад СССР и начало образования новой России.

Термины

Паритет – первенство стороны в чём – либо.

Конфронтация – противоборство, столкновение двух социальных систем (людей, групп и пр.).

Ратификация – придание документу юридической силы, принятие его.

Вестернизация – заимствование западноевропейского или американского образа жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Методическая разработка урока по теме: «Холодная война»

Подготовила: Короткова Ирина Викторовна,

учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск Республики Мордовия

«Все должно быть изложено так просто, как только возможно,

но не проще».

А. Эйнштейн

Организацию работы над технологией создания и использования опорных планов-конспектов рассмотрим на примере темы «Холодная война» по истории в 9 классе.

Рассмотрим применение метода проекта на уроке истории по теме «Холодная война» в 9 классе. Исторические события, приведшие к «холодной войне» изучаются на протяжении ряда уроков, объем информации достаточно велик, поэтому, когда ученики начинают изучать данную тему, то им приходится возвращаться к пройденному ранее материалу. Это вызывает трудности и проблемы у ряда учащихся. Считаю, что целесообразнее будет составить опорный план-конспект, который систематизирует материал.

Цели и задачи урока:

    выяснить сущность термина «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

    в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

    способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

План урока:

    Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения.

    Актуализация знаний.

    Мотивационно-целевой этап.

    Организационно-деятельностный этап.

    1. Вступительное слово учителя.

      Причины начала «холодной войны».

      Циклы послевоенной мировой политики.

      Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.

      Итоги «холодной войны».

    Рефлексивно-оценочный этап.

    Домашнее задание.

На предыдущих уроках рассматривались события, связанные с «Холодной войной», а теперь их нужно их систематизировать и отразить в опорном плане-конспекте.

В процессе урока учащиеся составляют опорный план-конспект, делают выводы, где отвечают на поставленные вопросы.

Класс делится на группы:

1 группа - систематизирует даты по теме.

2 группа - систематизирует термины и понятия по теме.

3 группа - отвечает на проблемные вопросы:

например:

Почему «Холодная война» получила такое название?

Назовите причины «Холодной войны » (не менее 3 положений)

Назовите последствия «Холодной войны » (не менее 3 положений)

Сформулируйте отрицательные и положительные последствия «холодной войны». (не менее 3 положений)

Когда, по вашему мнению, закончилась «Холодная война» ?

Неизбежна ли была холодная война. Можно ли было ее избежать?

4 группа - эксперты.

Учитель - координатор

Деление класса на группы позволяет дифференцировать обучение.

Материалы к уроку:

После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

После окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения. Главные противоречия были между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Оба государства стали формировать военные блоки (союзы), которые в случае войны выступили бы на их стороне. Противостояние между СССР и США, а также их союзниками получило название холодной войны. Несмотря на то что боевых действия не велись, оба государства находились в состоянии почти непрерывной конфронтации (вражды) с конца 1940-х до середины 1970-х гг., постоянно наращивая свой военный потенциал.

Начало холодной войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Кроме СССР, в нее вступили восточноевропейские страны, входившие в социалистический лагерь.

Одним из символов холодной войны стала расколотая надвое Германия. Граница между двумя лагерями (западным и социалистическим) проходила прямо по городу Берлину, и не символическая, а самая настоящая - в 1961 году город был разделен на две части Берлинской стеной.

Несколько раз за время холодной войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники.

Лишь личные переговоры президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. Наличие у США и Советского Союза атомного оружия сдерживало правительства этих стран от начала настоящей «горячей» войны. В 1970-е годы начался процесс политики разрядки. СССР и США подписали очень важные договоры о нераспространении ядерного оружия, но напряженность между двумя странами сохранялась.

В 1979 году советское правительство ввело войска на территорию Афганистана.

Гонка вооружений поглощала огромные ресурсы обоих блоков. К началу 1980-х годов Советский Союз стал сильно проигрывать в соревновании двух систем. Социалистический лагерь все больше отставал от передовых капиталистических стран Запада.

Отрицательные последствия:

    Раскол мира на 2 системы.

    Создание военных блоков.

Положительные стороны:

(Группы делают выводы).

Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.

Результатом работы учеников предполагается должен стать следующий опорный план-конспект:

Планируемые результаты: Опорный план-конспект «Холодная война»

«Холодная война» - это

1. враждебно-агрессивная политика держав по отношению друг к другу:

2. глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1946–1991 гг. между СССР и союзниками - с одной стороны, и США и их союзниками - с другой;

3. мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

Причины «холодной войны»

1. возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США;

2. неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической;

3. Запад опасался усиления СССР;

4. отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров;

5. после окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения.

Отрицательные последствия:

    Раскол мира на 2 системы.

    Создание военных блоков.

    Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.

    Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.

    Раскол Германии на 2 государства.

    Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.

    «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

Положительные стороны:

    В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.

    Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.

    Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

    Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

п.п

Дата

Событие

Речь бывшего премьер-министра Черчилля в городе Фултоне

1946 – 1991 гг.

Холодная война

План Маршалла

Доктрина Трумэна

Распад Германии на ФРГ и ГДР

Разрыв отношений СССР с Югославией

Создание НАТО

Создание ядерного оружия в СССР

1953 – 1964 гг.

Годы правления Хрущева Н.С.

Водородная бомба в СССР

Организация Варшавского договора

Ввод советских войск в Венгрию

Берлинская стена

Карибский кризис

Подписание Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

1964 – 1982 гг.

Годы правления Брежнева Л.И.

Ввод советских войск в Чехословакию

«Доктрина Брежнева»

Договор ОСВ-1

Хельсинское соглашение

Договор ОСВ-2

1979 – 1989 гг.

Война в Афганистане

Вывод: «Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

Словарь: «Холодная война», «железный занавес», биполярная система, НАТО, ОВД, ОСВ-1, ОСВ-2, «Доктрина Брежнева», разрядка

Опорный план конспект по теме «Холодная война» может быть представлен не только в Microsoft Office Word, но и в JPEG-рисунок (.jpg), что позволяет уменьшить или увеличить его размер, удобнее вклеить в тетрадь, уместить на одной странице и т.д.

И в заключение следует отметить, что любой метод, технология проведения уроков признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

Вместе с тем, следует сказать, что структура современного урока истории не может быть аморфной, безликой, случайной. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения.

Научный директор РВИО Михаил Мягков рассказал о том, как американская программа помощи Европе запустила Холодную войну с СССР.

Путешествуя по просторам иностранной прессы, мы обнаружили одну интересную статью, опубликованную в американской газете The Washington Post. И хотя текст повествует о событиях конца 1940-х годов, автор не оставляет сомнений в том, что эта тема все еще актуальна.

Речь идет о знаменитом плане Маршалла, а точнее - о книге, которая целиком посвящена этой американской программе помощи Европе после Второй мировой войны. Автор статьи - доктор исторических наук, профессор истории Хоуп Харрисон. Ее материал посвящен книге писателя Бенна Стейла (Benn Steil) под названием «План Маршалла: начало холодной войны» (The Marshall Plan: Dawn of the Cold War).

Примечательно то, что в своей статье Харрисон открыто критикует план Маршалла, утверждая, что «подобная инициатива вряд ли снова будет реализована - даже если однажды во главе США снова встанет президент, который сочтет, что ключевые интересы Америки тесно связаны с интересами других стран, и который захочет этим странам помочь».

И автор книги, и историк сходятся во мнении о том, что именно политика госсекретаря Джорджа К. Маршалла, которую Штаты начали реализовывать в апреле 1948 года, запустила механизм холодной войны и обострила отношения с Советским Союзом.

Казалось бы, решив помочь 17 странам Европы восстановить их экономику после Второй мировой войны, Америка проявила благородство, но ряд историков видит в этом совсем другие причины.

О том, какую роль план Маршалла сыграл в холодной войне, чем в этой ситуации руководствовалась Америка и как это связано с разделом Германии на Восток и Запад - читайте в нашем интервью с научным директором Михаилом Мягковым.

Депрессия или холодная война?

- Михаил Юрьевич, расскажите, в чем заключался план Маршалла и для чего он был нужен прежде всего Америке?

План Маршалла - это масштабная экономическая помощь Соединенных Штатов Америки странам Европы (пострадавшим во Второй мировой войне. - Прим. ред. ). Но эта помощь имела двоякую цель. С одной стороны, это действительно была помощь, а с другой - подчинение европейских стран американской экономике, которая, по сути, привязывала европейские страны к промышленной, сельскохозяйственной и финансовой мощи США. Кроме того, это также была возможность для Америки подчинить себе Западную Европу в военно-политическом плане.

Какую роль сыграл план Маршалла в восстановлении экономики стран, пострадавших от войны? И о какой именно помощи шла речь?

Помощь была достаточно существенной: общая сумма ассигнований западноевропейским странам за несколько лет - около 13 миллиардов долларов. Она позволила Европе достаточно быстро нарастить темпы развития своей промышленности и сельского хозяйства. Но не стоит забывать, что план Маршалла прежде всего нужен был самим Соединенным Штатам, поскольку в Америке, так или иначе, боялись послевоенной депрессии.

- И помощь Европе могла эту депрессию предотвратить? Как именно?

В Штатах существовало определенное перепроизводство товаров, которые необходимо было куда-то сбывать, и этот сбыт должен был производиться именно в страны Европы. Это давало возможность американской промышленности и сельскому хозяйству не потерять темпы своего развития после войны, поскольку война дала американской промышленности мощный импульс. И правительство США опасалось, что после войны прекратится сбыт товаров и повторится то, что было во время Великой депрессии 1929 - 1930-х годов. Чтобы избежать этого, необходимо было открыть себе рынки сбыта в Европе. Соответственно, Европа должна была экономически подчиниться Соединенным Штатам. И второй целью, как я уже сказал, было посредством этой масштабной помощи подчинить себе Европу и в военно-политическом плане. К примеру, заранее обговаривалось, что из правительств стран, которым оказывается поддержка, должны быть удалены левые силы. Это был своего рода механизм холодной войны, которая тогда уже разгоралась.

О разделе Германии думали еще во время войны

- В статье The Washington Post есть фраза, которая, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует позицию США в этой истории. Правда, выглядит она скорее как оправдание: «Поначалу Америка полагала, что программа экономической помощи позволит стабилизировать Европу и даст США возможность в какой-то момент уйти оттуда, чтобы сконцентрироваться на своих собственных делах. Однако беспокойство европейцев по поводу возможного восстановления мощи Германии требовало от США сохранить их присутствие в Европе». Как вы думаете, можно ли верить в то, что Америка действительно собиралась «уйти» из Европы?

Что бы там американский президент Ф. Рузвельт ни заявлял во время Второй мировой войны, после войны Соединенные Штаты, естественно, хотели остаться в Европе. Им необходимо было присутствие там для того, чтобы в первую очередь открыть для себя рынки государств Европы и через их экономику еще больше проникнуть в разбросанные по всему миру колонии европейских стран, подчинить их себе в экономическом и политическом плане.

А возрождения мощи Германии тогда действительно боялись? И связан ли план Маршалла с процессом разделения Германии на ГДР и ФРГ?

План Маршалла, безусловно, повлиял на раздел Германии, поскольку Соединенные Штаты были так или иначе заинтересованы в том, чтобы Германия экономически была подчинена прежде всего именно американскому капиталу. Американцы имели возможность доступа к углю, к стали, производственным мощностям западной части Германии. Все это позволило бы США не только подчинить себе Западную Германию, но и противопоставить ее ресурсы Советскому Союзу. Заметно то, что американцы в условиях уже разгоравшейся холодной войны пытались усилить свои военные и экономические возможности в том числе за счет Западной Германии. И понятно, что такого рода поддержка, естественно, могла привести только к разделению страны.

Одной из предпосылок плана Маршалла иногда называют провал плана Моргентау, который тоже представлял собой программу по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны. В чем разница между этими двумя концепциями?

План Моргентау, по сути, говорил о превращении Германии в аграрную страну. Такие мысли действительно высказывались, были такие проекты. У Франклина Рузвельта еще в годы войны были планы по разделению Германии на несколько государств. Но в условиях уже начавшейся холодной войны, когда Соединенные Штаты взяли курс на эскалацию конфронтации с Советским Союзом, опасения по поводу возможного возрождения мощи западной части Германии уступали место желанию использовать ее потенциал против СССР. Западная Германия учитывалась уже в планах войны против Советского Союза.

Низвести Россию до подчиненной державы

- Как советское руководство отреагировало на такую политику американцев?

Существует мнение о том, что Советский Союз сразу же отверг план Маршалла. Но, с другой стороны, также известно, что в 1947 году велись переговоры между СССР, Англией и Францией, на которых от СССР присутствовал В. М. Молотов, где первоначально обсуждались вопросы американской помощи пострадавшим от войны европейским странам. С другой стороны, когда четко стало понятно, что план Маршалла направлен прежде всего на подчинение европейских государств американской экономике и политике, отношение Советского Союза к нему, конечно, стало однозначно отрицательным.

Американцы вели свою игру, и СССР не желал, чтобы экономическое, а затем и военно-политическое влияние США проникло в страны Восточной Европы. Тогда Советский Союз вместо пояса безопасности на своих границах мог вновь получить пояс недружественных государств. Угроза от потенциального противника вплотную приблизилась бы к нашей территории (как это случилось в 1990-2000-е годы, когда в НАТО стали входить восточноевропейские страны). В любом случае в Москве было понятно, что Соединенные Штаты Америки мыслят прежде всего категориями ослабления СССР.

Вам не кажется странным, что и статья, и книга, которой она посвящена, были опубликованы не где-нибудь за рубежом, а в США, то есть на родине плана Маршалла? Ведь и журналист, и историк, книга которой там анализируется, довольно открыто критикуют такую политику Штатов. Может быть, это знак того, что Америка готова к сближению с Россией, а не развязыванию новой холодной войны? Да и сыграл ли план Маршалла такую уж большую роль в этом конфликте?

Я думаю, что план Маршалла для американского руководства был именно механизмом эскалации холодной войны. При этом американцы были заинтересованы в том, чтобы как можно больше стран попало в их орбиту. Они хотели, чтобы и восточноевропейские страны, которые в те годы находились под влиянием Советского Союза, тоже вошли в сферу их влияния. Соответственно, Европа и тогда, и сегодня занимает важнейшее место в стратегических планах США - как экономических, так и политических. То есть чем больше европейских стран входит в орбиту США, тем легче Штатам будет проводить в жизнь свои различные военно-политические планы, в том числе - окружение России военными базами, увеличение санкций против нее, другие способы, направленные на подрыв нашей обороноспособности и экономического развития. Если американцы тогда использовали для этого все свои экономические и политические возможности, то они будут делать это и сегодня. Сколько бы там ни критиковали план Маршалла, важнейшие основы, которые были заложены тогда, по сути, продолжают действовать и сегодня. И раньше Штаты стремились подчинить себе Европу и использовать ее ресурсы против СССР. И сегодня Вашингтон желает по-прежнему экономически и военно-политически доминировать над Европейским континентом и использовать его потенциал против России.


Тема 1. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

ПЛАН

I. Коренные изменения в мире после Второй Мировой войны. Великие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы результаты Второй Мировой войны?

Некоторые точки зрения:

а) Окончание Второй Мировой войны привело к преобладающей позиции Советского Союза в мире.

б) Вторая Мировая война привела к лидерству США в послевоенном мире.

в) Вторая Мировая окончилась паритетом социалистической и капиталистической систем.

2. Было ли неизбежно столкновение двух систем?

Некоторые точки зрения:

а) Две системы всегда были настроены непримиримо и бескомпромиссно друг к другу.

б) Создание антигитлеровской коалиции привело к взаимовыгодному сосуществованию двух систем , которое могло быть продолжено в послевоенном мире.

в) Социалистическая и капиталистическая системы могли находить компромиссы, но перестраховывались, готовясь к военным действиям.
II. Сущность, причины и начало «холодной войны».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «холодная война»?

Некоторые точки зрения:

а) «холодная война» - военно-политическая конфронтация.

б) «холодная война» - культурно-идеологическое соперничество.

в) «холодная война» - экономическое соперничество.

2. Кто развязал «холодную войну» и когда она началась?

Некоторые точки зрения:

а) «Холодную войну» развязал СССР.

б) В начале «холодной войны» виноваты США.

в) Обе системы внесли одинаковый вклад в начало «холодной войны».
III. Этапы «холодной войны». Ухудшение советско-американских отношений в конце 1970-х – первой половине 80 - х годов

Вопросы для обсуждения:

1. Какой критерий периодизации «холодной войны» наиболее объективен?

Некоторые точки зрения:

а) периодизация «холодной войны» зависит от времени нахождения у власти того или иного советского лидера.

б) периодизация «холодной войны» зависит от доктрин американской администрации.

в) периодизация «холодной войны» должна соответствовать этапам эскалации напряженности и разрядки между двумя странами.

г) периодизация «холодной войны» должна вестись согласно развитию гонки вооружений.

2. С чем связаны периоды «разрядки» в годы «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) «Разрядка» - отражение слабости одной из сторон «холодной войны».

б) «Разрядка» - проявление усталости общества от «холодной войны».

в) «Разрядка» - следствие субъективных факторов «холодной войны».
IV. Кризисы и локальные конфликты периода «холодной войны»: Берлинский кризис 1948 г., Карибский кризис 1962 г., Вьетнамская война. Советско-американские отношения в период других кризисов и локальных конфликтов

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль кризисов в период «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) Кризисы и локальные конфликты – наиболее горячие точки «холодной войны», способные привести к реальному столкновению.

б) Кризисы и локальные конфликты – попытки продемонстрировать силу , не имеющие целью развязывание войны.

в) Кризисы способствовали преодолению напряженности в советско-американских отношениях и вели к последующей разрядке.
V. Окончание «холодной войны»: причины и последствия. Дискуссия об окончании «холодной войны» в историографии.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто победил в «холодной войне»?

Некоторые точки зрения:

а) В «холодной войне» победили США.

б) СССР не проиграл «холодную войну», но не справился с внутренними проблемами.

в) В «холодной войне» не было победителей и проигравших.

2. Закончилась ли «холодная война»?

а) «Холодная война» закончилась с распадом СССР.

б) «Холодная война» между СССР (Россией) и США перешла в новую стадию.

в) «Холодная война» продолжается, но основные соперники поменялись.

ТЕМЫ ДЛЯ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

"Образ врага" в США и СССР.

ЦРУ и КГБ в холодной войне.

Создание НАТО.

«Русский вопрос» во внешнеполитических доктринах США 40–50-х гг.

Биполярная структура мира и ее исторические пределы.

Изменение оценок холодной войны в отечественной историографии и публицистике в 80-90-е гг.
ИСТОЧНИКИ

Восточная Европа в документах российских архивов. Т. 2. 1949–1953. М.–Новосибирск. 1998.

Добрынин А.Ф. Карибский кризис: свидетельство участника //Международная жизнь, 1992. #7.

Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные, материалы о выступлении У.Черчилля 5 марта 1946 г.// ННИ. 2000. # 2. С. 156-169.

Карибский кризис: вспоминают военные//Латинская Америка. 1993. # 4. С. 25-45.

Корниенко Г.М. Новое о карибском кризисе //ННИ. 1991. # 3. С.77-84.

Первые письма с "холодной войны" (Служебная записка Дж. Кеннана и аналитический обзор Н. Новикова)// Международная жизнь. 1990. # 11. С. 138-154.

Стеганцев М.В. Архивные документы о карибском кризисе 1962 // Отечественные архивы. 1995. # 1.

Фултонская речь У. Черчилля// Источник. 1998. # 1. С. 88-102.

Холодная война. Новые подходы, новые документы. - М., 1995.

Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы.: В 3-х т. М., 1960. Т. 3. Ч. 1. С. 57–72, 408–409, 412–421, 437–439.

Хрестоматия по новейшей истории. Пособие для учителей. Ч. 2 (1945–1974). М., 1976. С. 124–125, 242–246.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.И. Карибский кризис, как это было // Открывая новые страницы... М., 1989.

Будс Р.Б. Бреттон-вудская конференция объединённых наций в 1944 г. // ННИ, 1992, №2.

Ванден Берге И. Историческое недоразумение? "Холодная война": 1917-1990. М., 1996.

Гэддис Дж.Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния//ННИ. 1991. #3. С.56-62. Дементьев В., Олевская Е. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал (РЭЖ), 1993, №8.

Докучаев А. Тайны операции "Анадырь": карибский кризис 1962 г. // Молодая гвардия. 1994. # 10

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки (под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2000.

Загладин Н.В. Почему завершилась "холодная война"?//Кентавр. 1992. # 1/2. С. 45-60.

Злобин Н.В. По пути усиления "холодной" войны // ВИ. 2000. # 9. С. 134-145.

Киссинджер Г. Дипломатия. М. 1997.

Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//ННИ. 1990.#6.

Кочкин Н.В. Англо-советский договор 1942 г. и начало "холодной войны"// ВИ.2000.#1.С.92-101.

Марушкин Б.И. Феномен Холодной войны // ХХ в. Многообразие, противоречивость, целостность. - М., 1996.

Мартынов Б. Были ли "победители" в "холодной войне"?//Свободная мысль. 1996.#12.С.3-10.

Перкинс Б. "Холодная война" закончилась. Что дальше? // Американский ежегодник , 1994. М.: Наука, 1995. С. 162-179. Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по “русскому вопросу” в 1945 г. // ННИ. 1997. № 1.

Ржешевский О. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 года // Новая и новейшая история.-1999. - N3.-С.98-123.

Рихтер Дж. Гендерная идеология и “холодная война” // Общественные науки и современность. (ОНС). 1999. № 1

Рощупкин В.Т. В двух шагах от ядерной катастрофы: неизвестные страницы Карибского кризиса //Латинская Америка. 1993. # 12. С.50-56.

СССР и холодная война. М.: Мосгорархив, 1995.

Филитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. - М., 1991.

Фурсов А. Колокола истории: слово в защиту "холодной войны" // Рубежи. 1996. #7. С. 3-32.

Хорьков А.Г. Уроки "холодной войны" // Свободная мысль. 1995. # 12. С. 67-80.

Чубаръян А.О. Происхождение "холодной войны" в историографии Востока и Запада//НИИ. 1991. #З.С,63-67.

Шепова Н.Я. Карибский кризис и холодная война //"Кентавр. 1995. # 1. С. 3-8.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. Гл. 1 -4,7,8.

Эдельман Дж.Р, Прелюдия холодной войны:, к.истории советско-американских отношений// ВИ. 1991.#6.-С."16-25.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ БИБЛИОТЕКИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

J.P.D.Dunbabin. The Post-Imperial Age. The Great Powers and the Wider World. Longman, L.&N.Y., 1994. J.P.D. Dunbabin The Cold War: The Great Powers and their Allies. Longman, L.&N.Y, 1994.

Michael Dockrill. The Cold war 1945 -1963. Macmillan Education ltd, L. 1993

Charles Messenger. The Century of Warfare. Worldwide Conflict from 1900 to the Present Day. Harper Collinns Publishes," 1995.
СОКРАЩЕНИЯ

ВИ-Вопросы истории

МЖ - Международная жизнь

МЭИМО-Мировая экономика и международные отношения