Полковой комиссар фомин. Комиссар брестской крепости

Внеклассное мероприятие «Правила этикета»

Цель: привитие правил поведения в обществе.

Задачи:

- воспитывать культуру поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям;

Развивать творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

Сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость;

Прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Литература:

Ход мероприятия

Эпиграфы:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут

себя во время ссоры».

Бернард Шоу

    Орг. Момент. Класс делится на две группы.

(Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

Если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно, при Петре I . В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.)

Итак, мы начинаем. Разберем несколько ситуаций.

    Сценка «День рождения » ( ученики обыгрывают ситуацию ).

Одноклассники собрались на день рождения к своей подруге. Приготовили подарки. Подошли к квартире, звонят в дверь. Нина открывает дверь.

Здравствуй, Нина! Поздравляем тебя с днем рождения, желаем тебе……

Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас паркет! А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, ничего не говоря.

Тоже мне подарки! Да книг у меня целая полка, мягких игрушек тоже много. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к дверям.

Подождите, вы куда?

Но ребята ушли.

Идет обсуждение ситуации.

Игра «Вежливые слова»

Ученики встают в круг. По очереди кидают мячик товарищу и называют вежливые слова, а они, в свою очередь тоже называют вежливые слова и кидают его обратно другому ученику. Кто не называет, выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в кругу.

    Вопрос про дружбу, друзей.

Сценка из рассказа «Горький апельсин»

Алена сидела на лавочке и в руках у нее было что-то похожее на маленькую дыньку. Она отщипывала кожуру и бросала на землю.

Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

Разве не видишь – буркнула Алена.

Мандарин! – обрадовался Сережа. Мне папа тоже покупал и я тебя угощал….

А вот и не отгадал.

А что же?

А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

А мне дашь попробывать?

Да он невкусный, горький и кислый.

Да ничего, дай хоть долечку!

Говорю тебе, он плохой, - и соскочила с лавочки. В этот момент апельсин падает. Алена ойкнула и заплакала .

Что ты плачешь? Он же плохой!

Обсуждения : 1) Права ли Алена? 2) Что она сделала не так? 3) Что бы вы сделали на ее месте?

Затем первая группа формулирует правила о дружбе, а вторая – правила вежливости. Ученики зачитывают свои правила . Например:

Правила о дружбе
1. С друзьями разговаривай вежливо, приветливо
2. Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи
3. Поделись с другом
4. Останови товарища, если он поступает плохо
5. Надо искренне радоваться успехам товарища
6. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

Правила вежливости
1. Надо уметь вежливо принимать гостей
2. Хозяин должен быть внимательным (уделять каждому внимание), приветливым
3. За поздравления и подарки благодарят
4. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

    Правила поведения за столом.

( Идет беседа, а некоторые моменты ученики демонстрируют )

Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке. Другие, набив полный рот кусками мяса, откидываются на спинку стула и, заразительно смеясь, пытаются рассказать смешную историю. Пища может выпасть изо рта, в худшем случае - попасть в дыхательное горло. Приходится задыхающегося и раскрасневшегося человека стучать по спине у всех на виду, чтобы, не дай Бог, не задохнулся.

За обеденным столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

Не сгибайся при еде низко над тарелкой. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно. Нельзя ковыряться в зубах после сытного обеда - это делают, когда находятся в одиночестве.

Со стороны гостей будет нетактично, если они будут критиковать подаваемое блюдо или закуску. Не следует также вспоминать, что когда-то, где-то подавали вкусное блюдо, необыкновенный торт или восхитительный напиток.

Если ты вдруг опрокинул стакан на одежду соседа, не впадай в длинные объяснения, почему это произошло, не вздыхай весь вечер по поводу своей неловкости. Не привлекай к данному инциденту внимание окружающих. Извинись перед соседом и передай ему солонку.

Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.

Воспользовавшись общим блюдом, сахарницей, солонкой, тут же поставь их на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует за столом играть приборами, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Подавая нож соседу по столу, протягивай его ручкой, а не острием. Ножи и вилки нужно держать за конец ручки, а не у самого лезвия ножа или развилки. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот.

Каждый ученик отвечает на вопросы ( презентация «Правила поведения за столом»), после подсчитываем очки и подводим итоги.

Чем занять гостей

Предложить гостям смотреть телевизор - не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно - главная забота хозяев. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми из них мы и познакомимся сегодня.

Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетах различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось. Примеры заданий: прочитать любимое стихотворение, спеть песню, частушку, загадать загадку и т.д.

Гостей можно разбить на команды и устроить интеллектуальное соревнование. Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок.

1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Названия художественных произведений:

1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)

2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)

3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)

4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье...»)

Каждая группа называет пословицы, поговорки о дружбе, вежливости, правилах этикета.

Работа в парах: «Собери пословицу». Ученикам предлагается собрать пословицу о правилах поведения из разрезанных частей. Например:

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы! Наше мероприятие закончилось.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

«Хорошими манерами
обладает тот,
кто наименьшее
количество людей
ставит
в неловкое положение».

Дж. Свифт.

Вступительная часть: Выступление учащихся.

Агния Барто

Чтение стихотворения.

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» -

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

3 ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

Какая тема сегодняшнего нашего мероприятия? Для чего оно нам нужно? Какие цели нашего мероприятия?

Цели: 1. Познакомить детей с сущностью и видами этикета.

2. Развивать этические навыки, формировать полезные привычки.

3. Воспитание умений работать в малой группе и коллективе.

Представление каждой команды: Название, Девиз, командир.

Что такое этикет? История возникновения в Средневековье и в России.

Слово «этикет» появилось при короле Людвике ХIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки называли «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет в средневековья.

Многие правила сохранились в средневековья. Снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей (если ему нечего опасаться) снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, дворянин снимал или приподнимал шляпу при приветствии. Позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин приветствовали всегда, снимая головной убор. Этот ретуал сохранился и в ХIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

В России слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался, как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I , который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I

В 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    Что такое вежливость?

(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

Разминка вежливости. Закончите фразу, которую я буду читать.

    Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

    Мальчик, вежливый и развитый. Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощанье говорят всем…(до свидание).

Первый тур «Вежливая команда ». За каждый верный ответ 1 балл.

Задания на листочках. Задание нужно выполнить в течении 5 минут. Выделите правильный ответ.

I команда. Название __________________________________

    Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребляемые?

А) доброе утро;

Б) здорово;

В) привет;

Г) здравствуйте;

    Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова правильно произнесли при этом?

А) простите меня, я выхожу!

Б) разрешите пройти.

В) извините, можно пройти?

Г) расступись, я иду.

    Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведешь себя ты?

А) заявлю, что больше мы не друзья.

Б) выскажу свое отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.

В) скажу, что не заметил.

Г) промолчу.

    Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

А) Позовите Катю.

Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

В) Здравствуйте, позовите Катю.

Г) здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать ее к телефону?

    Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

А) Скажите, сколько сейчас часов?

Б) Вы не подскажите, который час?

В) Скажите, пожалуйста, который час?

Г) Эй! Сколько времени?

    Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?

В) можно, но не обязательно.

Г) можно, заменить слова улыбкой.

Второй тур. «Культура поведения в общественный местах». Домашнее задание.

Каждая команда выступает с трехминутной сценкой в разных местах, ситуациях. И каждый герой введет себя, не соблюдая правила этикета. Те команды, которые обратят внимание на не вежливое поведение, за разговор речи участников, которые показывают сценки, выдается 1 балл.

Команда 1. Сценка «Разговор по телефону».

Команда 2. Сценка «В театре».

Команда 3. Сценка «В автобусе».

Команда 4. Сценка «Общение с учителем».

Команда 5. Сценка «В музее».

Третий тур «Да- нет»

Командам по очереди задает учитель вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ – 1балл.

    За столом ведут громкие разговоры? (нет)

    Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

    Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

    На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

    Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Четвертый тур «Викторина вежливости». «Задание для командиров»

Из каждой команды выходят командиры и для них приготовлены вопросы на листочках они выбирают и советуются с командой. Повторяется вопрос, на который нужно ответить правильно. Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ -1балл.

    Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

    Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

    Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

    Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

    Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

    Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

    Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

    Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

    Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

    Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

Пятый тур «Найди отличия вежливости».

На слайдах показаны картинки и нужно сказать, где герои ведут себя правильно, а где нет. На верный ответ- 1балл

За столом.


В общественном транспорте.

Шестой тур «Пословица за пословицей». Что означает пословица? За правильный ответ 1 бал.

Правила поведения присущие тому или иному народу,нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    Даренному коню в зубы не смотрят.

    Семеро одного не ждут.

    Худой мир лучше доброй ссоры

    Не бросай камня в чужой огород.

    Яйца курицу не учат.

    Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

    Всяк сверчок знай свой шесток.

    Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Как проживешь, так и прослывешь.

    Худо жить без ласкового слова.

    Не мудрен привет, а сердце покоряет.

    Ласковое слово лучше мягкого пирога.

    Спасибо – великое дело.

    Встречают по одежке, провожают по уму.

Подведение итогов. Подсчет баллов. Объявление результатов.

      Так что такое этикет?

      Что такое вежливость?

      Какие слова мы говорим при встрече?

      За помощь всегда говорим «Спасибо!».

Будьте терпимыми, вежливыми, сдержанными, скромными!

И хочется закончить наш урок такой пословицей

«Относитесь к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»!

МК ОУ «Санаторная школа-интернат № 82»

Сценарий

заседания клуба «Крепыш»

«В гостях у Этикета»

(1-4 классы)

воспитатель МКООУ «Санаторная школа-интернат № 82»

Костырина Валентина Сергеевна,

учитель Андрич Елизавета Викторовна.

Время проведения 1 час.

г. Новокузнецк, 2015

«Формирование здорового образа жизни нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова.

Диагностика ситуации:

Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека его здоровьем, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязаны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и общественных местах.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, в детском саду. Более систематическим оно может быть в школе, где осуществляется определенная воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного формирования личности повышение уровня воспитанности, т.е. воспитание культуры поведения. Одновременно учитель формирует у детей бережное отношение к собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества в какой-то мере воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.

Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и.т.д. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности избранной темы.

Цели:

Формировать знания и представления о здоровом образе жизни, о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.

Создать мотивацию правильного поведения.

Задачи :

    Формировать навыки здорового образа жизни;

    Показать ребёнку нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками;

    Раскрыть понятие «культура поведения» для детей младшего школьного возраста;

    Научить вежливому поведению в общественных местах, в быту;

    Развивать у младших школьников духовно-нравственных качеств;

    Развивать коммуникативные навыки, речь;

    Формировать навыки культуры поведения младших школьников в повседневной жизни;

    Побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию.

    Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Перед праздником был проведён

«День столового этикета»

Все столы были покрыты скатертями. На столах стояли салфетки, в вазах цветы, гроздь рябины, трава с белыми полосками, на стенах оформление плакаты «Руки мой перед едой», «Как правильно питаться», «Что полезно есть».

Советом школы был разработан перечень для оценки класса, во время обеда эти ребята оценивали каждый класс по следующим критериям:

Гигиена рук

Поведение во время приема пищи

Посадка за столы

Чистота столов после обеда

Конкурс был разработан для младших и для старших (1-смена, 2-смена).

    Как правильно сервировать стол (тарелка, ложка, вилка, нож, стокан).

    Что должно быть на столе во время обеда.

    Правила поведения за столом.

    Подчеркни вредные продукты (картошка фри, чипсы, кока-кола, лапша, конфеты, борщ, салат …)

Знатоки этикета.

    Что такое этикет?

Прочитайте основные правила сервировки стола. Определите как должно быть правильно, подчеркнув справа (слева).

Столовый нож около тарелки кладут (справа, слева), лезвием к тарелке, а вилку (слева, справа) вверх зубцами.

За тарелкой кладут (ложку, нож, десертную ложку)

Справа (слева) от тарелки ставят бокал для напитков или чашку слева (справа), тарелочки для хлеба слева (справа) может лежать салфетка.

Проверь себя - хорошо ли ты помнишь правила столового этикета.

Ответь на вопросы.

    Для того, чтобы посолить блюдо у себя в тарелке можно:

А) достать соль из солонки руками;

Б) достать соль из солонки своей ложкой или вилкой;

В) достать соль из солонки специальной ложечкой

    У тебя в чашке очень горячий чай, чтобы остудить его можно:

А) налить в блюдце и пить из блюдца;

Б) дуть на него и помешивать ложечкой;

В) немного подождать, чай остынет.

    Длинные макароны, можно есть с помощью:

А) ножа и вилки;

Б) вилки и ложки;

В) вилки и кусочка хлеба

    Арбуз едят с помощью:

Б) ножа и вилки;

В) ножа и кусочка хлеба.

    Пирожное едят:

А) руками;

Б) с помощью десертной ложки;

В) с помощью ножа.

А) откусывать от целого;

Б) откусывать от половинки;

В) отрезать десерт ножом.

    Жареную рыбу:

А) специальным ножом и вилкой;

Б) вилкой и ножом;

В) вилкой и кусочком хлеба.

Звучит классическая музыка.

Входит господин «этикет»: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я господин Этикет! Что такое этикет? Знать должны вы с детских лет. Это нормы поведения (4 кл) Как ходить на день рожденья?(3 Б) Как вести себя в театре?

(2 А) Как знакомиться?

(1 Б) Как есть?

(2 Б) Как звонить?

(1 Б) Как вставать, собраться в школу?

(3 А) Как сесть? (за стол)

Как здороваться со взрослым?

-много разных есть вопросов

И на них даёт ответ

Этот самый Этикет

Сегодня мы должны дать ответы на эти вопросы

Особое внимание обратим на этикет.

(на экране) «В гостях у этикета»

ДТП, беспорядок в доме, бегают в школе - зачем нам нужны правила?

Представьте себе и посмотрите, что было бы, если бы не было правил?

Так, где нам необходимы правила?

Подготовил ученик - В жизни: в школе, в больнице, в столовой, театре, спальне, куда бы мы ни пошли – без правил не обойтись!

Этикет Ваши учителя и воспитатели с первых дней рассказывали вам о правилах поведения в школе, но не все их помнят и соблюдают! Давайте же сегодня повторим эти правила.

Сценка № 1.

Конец урока

учитель Борко Милена: - Дети, запишите домашнее задание. Вы хорошо поработали на уроке, наш урок окончен.

Звонок (на перемену)

Милена Стих «Перемена»

Перемена, перемена!-

Заливается звонок

Первый Сёма непременно

Вылетает на порог

Вылетает на порог

Всех сбивает с ног

Кристина Неужели это Сёма

Продремавший весь урок?

Неужели это Сёма

5 минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то несомненно,

С ним большая перемена

Дарина Не угонишься за Сёмой!

Ой, гляди какой бедовый!

Он за 5 минут успел

Переделать кучу дел.

Он подставил три подножки

Сашке, Кольке и Серёжке.

Аня Л . Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи,-

Словом, сделал всё, что мог!

Звонок с перемены

Таня Ну а тут – опять звонок

Сема в класс поплёлся снова

Бедный! Нет лица на нём

«Ничего- вздыхает Сёма-

На уроке отдохнём!»

Частушки

Мы весёлые частушки

Пропоём лдя вас сейчас

О себе, о лружбе нашей

И о кое-ком из нас.(хором вместе)

Целых 45 минут

Ждём мы перемены,

Только зазвенел звонок

Затрясутся стены.

Николай пример решал

А Сергей ему мешал

Вот, ребята, вам пример

Как нельзя решать пример.

Попросила я мальчишку

Показать свой грузовик,

А мальчишка, как мартышка

Показал в ответ язык.

Федя ссорится с друзьями

В ход пускает кулаки-

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Говорит лентяйке мать:

« Ты заправь свою кровать!»,

А лентяйка: « Маменька,

Я же ещё маленька!

Все частушки перепели,

Думаем, что хороши,

Так похлопайте дружнее

Мы старались от души.(хором вместе)

Этикет: Долгожданный звонок прозвенел, как набат!

Возвращаются в класс, кто в поту, а кто в мыле.

Извините, дети, но кажется мне, что что-то важное вы забыли.

Какие правила поведения на перемене мы можем сформулировать?

Ответ учеников - Можно играть в спокойные игры, читать, рисовать.

Не бегать. Не кататься на перилах, не толкать друг друга, не драться.

Этикет - Чтобы в нашей школе не происходило плохих поступков,вы

должны знать и строго выполнять следующие правила:

ПРАВИЛА НА ЭКРАНЕ

Читает взрослый

    В школу надо проходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу не толкайся, не спеши опередить всех.

    Перед входом, хорошо вытри ноги. Приноси с собой сменную обувь. Мальчики при входе в школу снимают шапки.

    Когда входишь в класс, поздоровайся. Идя по школе, здоровайся со всеми преподавателями и техническими работниками.

    Берегите свою парту, не ломай её, ничего на ней не пиши, не царапай, не порть острым предметом.

    На перемене в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают класс и выполняют распоряжения учителя.

    В перемену не забудьте зайти в туалетную комнату, не отпрашивайся с урока. После посещения туалета вымойте руки.

Сценка № 2.

«Так ли надо в школу собираться»

Этикет: К нам пришли гости из лесной школы. Они покажут, как надо собираться в школу.

Мишка в школу собирался.

Собирался Мишка в класс,

Взял он мёда про запас

Взял учебники, тетрадки,

Положил в портфель пенал,

Ручку, краски, книжку взял.

Положил карандаши

И точилку тоже.

Взял он куклу и волчка

Сунул осторожно.

Положил в портфель альбом

Кисточку, машинки.

И блестящий туесок полненький малинки.

И довольный очень Мишка щелкнул весело замком

В школу побежал вприпрыжку он берёзовым леском.

Этикет: А так ли надо в школу собираться?

ПРАВИЛА НА ЭКРАНЕ.

    Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Вы должны уметь сами: чистить свои брюки и ботинки; пришивать пуговицы, штопать носки; иметь всегда чистый носовой платок расчёску.

    У любой вещи должно быть своё место.

Отдыхаем игра «Вежливые слова с залом»

Этикет: Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ….(любезны)
Будьте ….(добры)

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ….(извините)

Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:...(благодарю)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл:
…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Сценка №3.

«Правильно- неправильно»

Приветствие.

А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первыми не когда не помешает.

Здравствуйте, привет, доброе утро

А со взрослыми «Здравствуйте».

С детских лет должны мы знать древнюю науку. Первым должен подавать старший младшим руку.

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день! " и "Добрый вечер! ",
"До свиданья! ", "Будь здоров! ",
"Я вас рада видеть очень ",
"Мы не виделись сто лет ",
"Как дела? ", "Спокойной ночи ",
"Всем пока ", "Прощай ", "Привет ",
"Буду рад вас видеть снова ",
"Не прощаюсь! ", "До утра! ",
"Всем удачи! ", "Будь здорова !"
И "Ни пуха, ни пера! ".

А умеете ли вы, ребята, говорить по телефону?

Сценка « Телефонные страдания»

1.Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть,

От пустых ненужных слов

Волком хочется завыть!

2.Создан я для нужных дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, мой удел-

Дать возможность лишь болтать!

3.Пухнет трубка от тоски,

Бесконечных «да» и «ну»,

Как не плавятся мозги,

Ничего я не пойму…

А использовать меня,

Не назвавшись самому,

Это грубая ошибка

Не нужна ведь никому!

5.Не смешно, а грустно мне

Злые шутки изрекать,

И обиднее вдвойне

О лживых фактах сообщать!

6.Разговоры ни о чём,

Я от них с ума схожу!

Ой, я бедный телефон,

Помогите мне, прошу!

7.Дайте, люди, отдохну,

Номер мой прошу забыть,

Хоть минуточку одну

Умоляю не звонить!

Выходят семь учеников и дают правильные совет

1.Телефоный аппарат-не игрушка для ребят!

2.Вы с подружками без толку не болтайте слишком долго!

3.Если ты кому-то позвонила, вежливо представься: «Это-Мила!»

4.Если кто-то случайно твой номер набрал, объясни про ошибку без гнева.

5.Когда эвенит не вовремя звонок, бросать не стоит трубку без ответа.

« Я вам перезвоню через часок»-, пообещай и не забудь про это.

6.Два гудка… Четыре…Десять… Вновь и вновь звонок звенит…Трубку лучше бы повесить-, друг, наверно, крепко спит.

7.Ранним утром и вечером поздним звонить без особых причин запрещается.

Приглашаем всех в театр.

Когда мне было

Восемь лет,

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится по сцене -

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени -

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала -

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала -

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет,

Ребятам я сказала.

Правила поведения в театре и кино:

Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса. Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок, поправить платье и причёску.

Нельзя в театре и кино занимать чужие места. Проходя на своё место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

В зрительном зале нельзя: вертеться, свистеть, громко разговаривать, топать, шуршать бумагой. Не есть и сорить во время действий спектакля

У вас есть друзья? А кто такой друг? Спросим у мудрой книги:

«Тот, кто связан с каким ни будь взаимным доверием, преданностью, любовью, предлагаю спеть песню «О друге».

Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Там где трудно одному
Там где трудно одному
Справлюсь вместе с вами
Где чего-то не пойму
Где чего-то не пойму
Разберем с друзьями

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

На медведя я друзья,
На медведя я друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Ура! Мы идём в гости.

На день рождения, в гости.

Когда дети дружат, они приглашают друг друга в гости.

Сценка «В гостях у друга».

Ребята, вы ходите друг к другу в гости?

А знаете ли вы правила поведения в гостях?

1. Не опаздывай в гости, но не приходи слишком рано. На день рождения приятно приходить с подарком. В подарке главное не стоимость, а внимание к человеку. В гостях будь приветлив и весел. Выходя из-за стола, надо сказать «спасибо».

2. Если к тебе придут гости, то подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь предложить им. Умей приветливо встретить и проводить гостей. Выйди в прихожую, помоги им раздеться и одеться.

3. Есть надо без торопливости, но не слишком медленно, не отставать от других. Некрасиво оставлять пищу в тарелке. Не следует читать во время еды.

Серёжа 5 раз в день мы приходим в нашу столовую и очень важно соблюдать этикет в столовой. Через неделю у нас будет проходить День столового этикета, где члены актива школы будут наблюдать, какой класс лучше выполняет правила этикета в столовой, поэтому особенно внимательно посмотрите и запомните эти действия

(Практика. Мастер-класс).

Милена Чтобы гостей встречать, надо правила много знать Этикет и эстетику соблюдать.

Кристина Прежде чем гостей за стол усадить надо скатерть застелить.

Столовый прибор правильно установить.

Серёжа Что с начала, что потом разберёмся мы втроём.

Кристина Очень важно чтоб всегда была вкусная, полезная еда, т.к от хорошего правильного питания зависит здоровье.

Милена Но для еды нужна чистая, красивая посуда, без неё не обойтись.

Сережа

1) В центре стола ставят хлеб – т.к. «Хлеб-всему голова», для украшения стола и создания хорошего настроения и аппетита в центр ставят цветы и салфетки, чтобы ими вытирать губы и руки во время еды и после.

А) ставим 1 блюдо для супа.

Б) для второго рыбного или мясного

В) для третьего бокал

Ложка справа, вилка слева. Ложка выпуклостью вниз, вилка кончиками вверх.

Нож-справа, лезвием к тарелке.

Милена Быстро мы накрыли стол, вот уже обед готов. Что бы правильно поесть ты должен на минуточку присесть и послушать наш наказ, который уже целый мир потряс.

Выходит «Этикет» - и читает выдержку из книги «Юности честное зерцало».

Культура поведения за столом.

Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

    Когда, что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

    Руки твои не лежат на столе, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей пока пищу, не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Ешь, что перед тобой лежит, а нигде не хватай. Не чавкай как свинья и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба. Руками по столу не колобродить, есть смирно.

Такие правила поведения за столом были более 300 лет назад. А мы с вами посмотрим как надо сидеть за столом сейчас.

(видео урок)

Во время заседания клуба «Крепыш» мы думаем, вы с дружились и получили для себя много полезной информации, которую примените с пользой для себя, будете помнить правила этикета и их выполнять Дадим клятву этикету!

(группа детей читает)

Клянёмся вежливыми быть

Всегда спасибо говорить

Клянемся

Добрый день и до свиданья

Нет в мире лучшего знанья

Все клянёмся

Клянёмся добрыми мы быть

А лень и грубость позабыть

Клянемся

Учиться этикету

Науку помнить эту

Клянемся

Клянёмся добрыми мы быть!

Дружбой, миром дорожить

Клянемся

Вот вы и сами ответили на мои вопросы. Я доволен вашими ответами.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .