Праведный Иов: образ надежды через страдание. Иов многострадальный

Святой праведнй Иов жил на границе Идумеи и Аравии , в стране Авситидийской , в земле Уц . Священное Писание , согласно переводу Семидесяти , называет его царём над Едомом , и отождествляет с Иовавом, наследником Валака и предшественником Асома (Быт. 36, 33). О происхождении его указано, что он был потомком Авраама в пятом колене, отцом его назван Зареф, "Исавовых сынов сын", матерью - Восорра, женой - некая аравляныня от которой у него был сын Еннон (Иов 42, 17 -20) .

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы , явился между ними и сатана . Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Жизнь и страдания святого Иова описаны в Библии , в Книге Иова . Пострадавший праведник Иов прообразует собой Господа Иисуса Христа , сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25 -27).

Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла.

Святой Иоанн Златоуст говорит:

Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати.

Использованные материалы

  • Житийная справка календаря портала Православие.Ru :

Иов действительно существовал

Есть мнение, будто Иов – вымышленный персонаж из народного предания.

Однако Святое Писание совершенно не разделяет подобного взгляда. Например, в главе 14 Книги пророка Иезекииля Иов упоминается наряду с другими мужами, которые являются историческими личностями, а именно с Ноем и Даниилом. Кроме того, в главе 5 Послания Иакова мы видим, что история Иова приводится в качестве примера преследуемым христианам того времени. И эта история, должно быть, действительно произошла, так как вымышленные рассказы со счастливым концом не помогли бы угнетенным людям.

Поэтому мы считаем, что все описанное в этой книге является правдой.

Где и когда жил Иов?

В определенном смысле этого человека скрывает завеса таинственности. Он жил в земле Уц. То есть не в Ханаане. Однако ни один географический атлас не ответит нам с точностью, где именно находилась эта территория. Одни указывают на Иорданию, другие на Едом. Вероятнее всего, Иов жил недалеко от города, в котором он занимал влиятельное положение (Иова 29:7).

Также нельзя точно сказать, когда именно жил Иов. Любые попытки определить это заканчиваются неудачей. Наиболее вероятно, что события, описанные в этой книге, происходили во времена пребывания израильтян в Египте. Кроме того, вполне возможно, что один из друзей Иова, Вилдад Савхеянин, был потомком Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Более того, есть основания полагать, что предком Елифаза Феманитянина был Исав (Быт. 36:10). Итак, предположительно Иов жил во время, не очень отдаленное от периода патриархов. Однако абсолютной уверенности в этом нет.

Тем не менее подобная неопределенность никак не мешает понять суть данной книги. Мы без всяких сомнений верим, что «…Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 7).

Вот почему мы уверены: в этой книге содержится важная весть, вполне достаточная для того, чтобы пребывающего в растерянности человека нашего времени научить, во что он должен верить в трудные времена, дабы спастись.

Не только богатый, но и благочестивый

Этот человек был благочестивым и праведным, непорочным и справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла. Какая потрясающая характеристика! Выглядит как рекомендация, с радостью выданная церковным советом брату, который собирается сменить место жительства!

Иов был очень богатым человеком. Он владел огромным поголовьем скота. Тем не менее он не полагался на богатство. Несомненно, Иов был благодарен Богу за все это, однако больше всего на свете он ценил общение с Ним. По этой причине Иов и назван благочестивым, непорочным. Это слово явственно указывает на то, что Иов был цельной натурой, обладал сильным характером, искренне любил Бога, Которого считал единственным Источником всех благ.

Иов был крупным предпринимателем, занимался торговлей шерстью и скотом. Он покупал и продавал. Говорят, что в торговле невозможно оставаться честным, однако Иов был праведным, справедливым. Люди доверяли ему.

Богачи запросто могут чувствовать себя независимыми, а следовательно поступать авторитарно. Однако Иов не был таким человеком. Ведь он почитал Господа и был богобоязненным.

Кроме того, Иов не участвовал в злых делах, так как удалялся от всякого рода зла.

Потому что об этом и пойдет речь в данной книге. И в особенности о том, какова цена такой высокой оценки Иова.

Эта характеристика была дана Иову в период великого процветания. Но – и здесь мы несколько забегаем вперед – что произойдет в трудные времена?

Иов был непорочным и справедливым, но также и сказочно богатым. Он был богобоязненным человеком. И Бог чудесным образом благословлял его. Но что случится с верой Иова, когда Бог положит конец его привилегированному положению?

В данном случае мы имеем дело с одним из самых животрепещущих, насущных вопросов современности. Конечно, нам легко полагаться на Бога, когда в нашей жизни все идет гладко. Однако сможем ли мы так же уповать на Отца нашего Небесного, когда Он поколеблет все основания нашей жизни? Что случится с нашей верой в Бога, если Он лишит нас земных радостей?

Насколько же крепким было хваленое благочестие Иова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать еще несколько слов о нем самом.

Иов как отец

Отец несет ответственность, как руководитель семьи. Все об этом хорошо знают. Руководство семьей является частью служения отца как царя. Он ответственен за порядок в своей семье.

Еще более важным является служение отца как пророка. К сожалению, есть отцы, которые лишь изредка говорят со своими детьми о Господе, если вообще делают это. Они никогда не обсуждают с детьми прочитанное из Святого Писания.

Но осознает ли каждый отец то, что он также является и священником в своей семье? Это значит, он должен быть заинтересован в том, чтобы у его детей были личные отношения с Господом, – даже больше, чем в их оценках и успеваемости.

В этой связи об Иове мы слышим лестные отзывы. Семь сыновей Иова устраивали пиры – скорее всего, речь идет о праздниках, посвященных сбору урожая или стрижке овец. Молодые люди гостили друг у друга, вместе праздновали с радостью и веселием. Мы читаем о праздничных пиршествах, о яствах и питье. У них, по всей видимости, были хорошие отношения, так как все они поочередно принимали остальных членов семьи в собственном доме. Также в празднествах участвовали и три их сестры. Все указывает на непринужденную атмосферу семейного единения.

Однако после празднеств сыновья и дочери должны были прийти к отцу. Иов посылал за ними и освящал их, а на следующее утро рано вставал и возносил за каждого всесожжения. В возносящемся к небу дыме и пламени мы видим образ того, что впоследствии произойдет с нашим Господом Иисусом Христом. Живя в ветхозаветном периоде, Иов просил Бога, чтобы Он очистил его детей, что возможно благодаря будущей жертве Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что во время этих празднеств имело место нечто непристойное? Упивались ли там вином?

Об этом ничего не говорится. Тем не менее Иов рассуждал так: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

Возможно, он иногда не доверял своим детям? Может быть, он в чем-то их подозревал? Однако любые критические вопросы неуместны, так как Святое Писание в данном случае одобряет его действия.

Пусть же такая осторожность Иова будет примером как для молодых, так и для пожилых. Иногда родителям очень тяжело принять весть о плохом поведении своих детей. Но разве сами они всегда поступают правильно? Мы должны уметь доверять своим детям, не правда ли?

Как же поступал Иов?

Он понимал, как трудно молодым, полным жизни людям праздновать и веселиться, не нарушив при этом Божьих заповедей. Но Иов не сетовал по поводу «нынешней молодежи» и позволял им устраивать праздники. Он не был придирчивым хлопотуном. Но и не впадал в другую крайность, когда родители совершенно не вмешиваются в жизнь своих детей. Поэтому после празднеств он вел сыновей и дочерей к жертвеннику. Он как бы подводил их к подножию Христова креста. Сжигаемая огнем жертва служила превосходным напоминанием о том, что веселое времяпрепровождение никогда не должно нарушать их отношений с Богом. Поэтому Иов молился о них и приносил жертвы, прежде чем он услышит жалобы. Вероятно, на них это производило глубокое впечатление. Таким способом Иов учил своих детей, чтобы они не забывали Господа – даже во времена празднеств.

Как Бог отзывался об Иове

Характеристика Иова основывалась не только на человеческих суждениях. Люди могут ошибаться и иметь слишком высокое мнение о благочестии того или иного человека. Но в данном случае Сам Бог четко и ясно сказал, что на земле нет более благочестивого человека, чем Иов.

Это произошло во время встречи на небесах. Кроме ангелов на небесном собрании присутствовал также и сатана. Он возвратился после своих странствований по земле.

В Откровении, 12:10, он назван «клеветником братий наших, клеветавшим на них пред Богом нашим день и ночь». Таким образом, нам не нужно ломать голову в догадках, дабы понять, что же он собирался делать на этом небесном собрании. Во время последнего своего путешествия по земле он наблюдал падение отдельных верующих. Собрано достаточно материала для огромного числа обвинений! Вера и христианская нравственность, по его мнению, ничто, пустой фарс.

Итак, обсуждается очень важный вопрос. Сам Господь поднимает его, спрашивая сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иова 1:8). И прежде чем сатана смог что-то сказать, Он добавляет: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

Удивительно слышать такой похвальный отзыв из уст Самого Бога! Иов не был совершенным человеком. Самые святые люди на земле находятся лишь в начале пути совершенного послушания Богу. Тем не менее Сам Бог дал высокую оценку благочестию Иова. Он сказал эти слова прямо в лицо сатане. Таким образом, благочестие Иова было бесспорным. Это факт. Однако мы должны помнить об одной вещи. Бог не превозносил Иова. Он указывал сатане не на деяния благочестивого человека. Ведь верная жизнь Иова в сущности представляла собой результат труда Самого Бога. Господь говорит о «рабе Моем Иове», который находился в самом начале пути послушания Богу. Но и это начало было следствием действия Святого Духа. Поэтому это никакой не фарс. Сатане было бы лучше не высказывать подобную мысль!

Иов был лицемером?

Все указывает на то, что сатана хорошо знал Иова. Во время своего последнего странствования по земле он обратил на Иова внимание, однако не смог найти в нем ничего подозрительного. Он должен был признать, что в жизни Иова не было ничего достойного его критики.

Тем не менее он яростно выступал против Божьей положительной характеристики Иова. Сатана утверждал, будто у Бога неправильное суждение о его праведности, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иова 1:9). Он хотел показать, что Иов – обыкновенный эгоист, и заявлял, что в своем благочестии Иов руководствовался лишь корыстными побуждениями и ничем иным. Этот человек, вне сомнений, был избалован Богом, даровавшим ему замечательную семью, огромное богатство и почет. Чего еще он мог желать? Однако если Бог нарушит счастливое благоденствие Иова, что тогда случится с его любовью к Богу?

Таким образом, сатана представил следующую схему: исчезнет богатство Иова – исчезнет и вера Иова; и то, что Бог считает благочестием, на самом деле является не чем иным, как следствием личных интересов Иова.

Это было весьма серьезное заявление, могущее возыметь ужасные последствия. Сатана таким образом мог нанести сокрушительный удар по характеристикам всех христиан, вынеся им убийственный вердикт. Не забывайте, что, по словам Самого Бога, на земле не было более благочестивого человека, чем Иов. Теперь представьте, что все это благочестие обусловлено обыкновенным эгоизмом и потому является ложным. В таком случае вся христианская жизнь укоренена в эгоизме, а обращение и покаяние представляют собой не что иное, как завуалированный эгоизм. Благочестие и праведность? Все это на самом деле лишь отражение личных интересов.

Эта клевета была попыткой покушения на церковь с ее проповедью, благовестием и миссионерской деятельностью. Если признать истинность такого положения вещей, подлинное благочестие являлось бы лишь выдумкой, фикцией. То, что мы читаем об Аврааме и Моисее, о Петре и Павле не имело бы смысла. Все христиане в таком случае лишь преследовали бы собственные интересы. Таков было бы их единственный стимул.

Наиболее крайнее проявление такого цинизма подразумевает то, что труд Христа был изначально обречен на провал: Он всегда привлекал бы людей, преследующих лишь собственные интересы.

Итак, мы затронули основной вопрос этой книги: могут ли христиане искренне любить Бога, пребывая даже в тяжких испытаниях?

Бог уверен в вере Иова

Господь совершенно серьезно отнесся к обвинениям сатаны. Он мог, например, сказать: «Отойди от меня, сатана, ты лжешь!» На этом и закончилась бы Книга Иова.

Но обвинение нужно было опровергнуть.

Поэтому сатана получил разрешение разрушить жизнь Иова. Бог, будучи полностью уверен в Иове, знал, что сатана потерпит поражение. Откуда же у Него была такая уверенность? Дело в том, что вера Иова была следствием действий не человека, но исключительно Самого Бога. Поэтому Иов мог выстоять против всех нападок сатаны.

Пока еще он живет тихо и спокойно. Однако сатана, подобно льву, уже приготовился наброситься на свою жертву. Над Иовом сгущаются тучи. Но Бог не допустит, чтобы начатое Им дело потерпело крах.

Какое ободрение для нас!

Как мы отреагируем, сможем ли не сдаваться, когда на нас обрушится горе? Горе… Потому что счастье, ради которого стоило жить, исчезло. Горе… Потому что наши сокровенные желания так и не исполнились или потому что угасла наша последняя надежда. Есть ли уверенность в том, что мы с верою сможем преодолеть все это и справиться с трудностями?

В притче о сеятеле Иисус говорит о людях, чья вера до такой степени поверхностна, что при первом же испытании она улетучивается. Но чего ожидать нам, когда мы, несмотря на свои прегрешения, полагаемся на Господа? Сможем ли мы любить Его, когда Он лишит нас благ?

Поэтому нам и надо узнать, как закончилась история Иова. Ведь он прошел испытание. И это дает нам надежду. Но почему? Разве можем мы сравниться с Иовом? Мы же не он! И это правда. Возможно, нам и не сравниться с ним в его терпении и стойкости. Тем не менее, как мы надеемся, нас с Иовом связывает то, что мы слеплены из одного теста. Поэтому наше упование зиждется на том факте, что Бог Иова является также и нашим Богом. Стойкость, которую Бог даровал Иову, Он также даст и нам.

Ведь эта история не представляет собой описание личных заслуг Иова. Это повествование отражает благую весть, которую Бог несет всем, кто на Него уповает: «Я помогу тебе выстоять, пройти через все это». Вот поэтому все то, о чем говорится в Книге Иова, имеет такое большое значение для нас.

(евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон, по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали Lee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).

  • - так передается в русской Библии, согласно с греческой транскрипцией, еврейское имя Бат-шеба, означающее "дочь клятвы" или "дочь семи" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи, раскрывающей перед нами живые картины патриархального быта. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его,...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - слуга Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова. Давид, взяв к себе Мемфивосфея, велел С. со всем своим домом служить ему и обрабатывать его землю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Формы слова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БИ́БЛИЯ, -и, ж. . Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии. Христианская часть Библии...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда...

    Толковый словарь Ушакова

  • - библе́йский прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для неё. 3. Входящий в состав Библии. 4. Упоминаемый в Библии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - библ"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся к Библии...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - прил., кол-во синонимов: 1 библейный...

    Словарь синонимов

"Иов, библейский персонаж" в книгах

Рассказчик-персонаж

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Рассказчик-персонаж Но не менее часто и в спектаклях нашего театра и в других кукольных театрах человек принимает участие в действии как определенный персонаж. Иногда при этом сохраняя роль ведущего. Таким персонажем был актер Сперанский, исполнявший роль шарманщика в

4 Тот самый персонаж

Из книги Вера (Миссис Владимир Набоков) автора Шифф Стейси

4 Тот самый персонаж Будущее может создать каждый, но только мудрец способен создать прошлое. Набоков. Под знаком

Новый персонаж

Из книги автора

Новый персонаж Звали его Абрам Моисеевич Краснощёк. Родился он в 1880-ом в небольшом украинском городке Чернобыле в семье приказчика. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он поехал в Киев – готовиться к поступлению в университет. Судьба распорядилась так, что репетитором его

Персонаж

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Персонаж «15 ноября прошлого года (на самом деле – 17-го ноября. – АД.), – писала газета «Завтра» в номере от 10.07.2001, – над Ригой взвились красные флаги: трое российских национал-большевиков захватили самое высокое здание в городе, башню собора Святого Петра. Их подвиг

Персонаж

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Персонаж «А мы все гадаем, откуда знаем имя Сергей Арно, – пишет по «аське» главный редактор «Шико» Юрий Иванов, – а потом я догадался – это же персонаж «Предсказания»! Юля, вы что, сначала персонаж придумываете, а потом от его имени книги пишете?»Забавно, с Сергеем Арно

Персонаж

Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

Персонаж Антропология высоких технологий начинается с понимания людей, которые будут использовать созданное нами программное обеспечение. Мы должны найти этих людей в их родной среде, потому что дизайн является контекстно зависимым. Фокус-группы не работают для этих

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Персонаж ergatis’a

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Персонаж ergatis’a Обязанности экономки не освобождают жену от выполнения основных домашних работ, естественно присущих женскому полу. Женщина трудится, но это в некотором роде труд, который не считается трудом. Ни отцами, ни мужьями. Не то чтобы он не был необходимым! Но это

Двойственный персонаж

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Двойственный персонаж В конце концов, какая разница, был ли Александр III Македонский (356–323 годы) существом сверхчеловеческим, гением, если не сказать воплощением Диониса, «непобедимым богом», как официально он стал именовать себя в 325 году, или кровавым завоевателем, с

Фольклорный персонаж.

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Фольклорный персонаж. Характеризуя источники сведений о божествах древних славян, Б. А. Рыбаков перечисляет в книге о славянском язычестве пять видов этих источников: древнерусские тексты (записи в летописях и поучениях против язычества), донесения католических

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу»

Из книги автора

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Персонаж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Глава 17. Персонаж

Из книги автора

Персонаж и контент

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Персонаж и контент От того, как вы построите процесс продаж, зависит эффективность работы всего сайта. При разработке каркаса вы создаете структуру системы взаимодействия с пользователем, определяете, как веб-страницы соотносятся друг с другом. Все созданные персонажи

Персонаж

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при

Значение ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ

(евр. "удрученный, гонимый") ? имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". ? Этот рассказ изложен в особой библейской книге? "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим? в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим? Соломон, по иным? неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги? в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах? все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе? капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880?87).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ
    (евр. "удрученный, гонимый") — имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не …
  • ’ИОВ в Библейском словаре:
    — а) (Быт.46:13) — см. Иашув,а; б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского …
  • ИОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (угнетенный, или враждебно преследуемый) - имя двух лиц: Быт 46:13 - третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1Пар …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на …
  • ПЕРСОНАЖ в Литературной энциклопедии:
    в художественной лит-ре действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной лит-ре образы, отражающие людей …
  • ИОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и …
  • ПЕРСОНАЖ
    (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных …
  • ИОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [год рождения неизвестен - умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову …
  • ИОВ РЧ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток р. …
  • ИОВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕРСОНАЖ
    [французское personnage, от латинского persona лицо] действующее лицо в произведении искусства (в драме, романе, кинокартине, опере и …
  • ИОВ в Энциклопедическом словарике:
    в Библии страдающий праведник главный персонаж книги Иова (5 - 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия …
  • ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. и неодуш. Действующее лицо в художественном произведении, а также человек как объект жанровой живописи. Персонажи Л. Толстого. …
  • ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи …
  • ИОВ
    И́ОВ (в миру Иван) (?-1607), первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Сторонник избрания на царство Бориса Годунова. Основал Донской …
  • ИОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОВ, в Библии праведник (наряду с Даниилом и …
  • ПЕРСОНАЖ
    персона"ж, персона"жи, персона"жа, персона"жей, персона"жу, персона"жам, персона"жа, персона"жей, персона"жем, персона"жами, персона"же, …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    библе"йский, библе"йская, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йской, библе"йского, библе"йских, библе"йскому, библе"йской, библе"йскому, библе"йским, библе"йский, библе"йскую, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йскую, библе"йское, библе"йских, …
  • ПЕРСОНАЖ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи. Комический персонаж. Отрицательный персонаж. Персонажи Чехова. Персонажи русских народных …
  • ИОВ
    Библейский …
  • ИОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПЕРСОНАЖ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. persona личность, лицо) действующее лицо в художественном …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре иностранных выражений:
    [ действующее лицо в художественном …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПЕРСОНАЖ
    авсень, агамемнон, андромаха, антигона, антиной, ариадна, арлекин, герой, гиацинт, гиперион, деянира, как, киноперсонаж, клитемнестра, купала, лаокоон, одиссей, онан, пандора, панталоне, …
  • ИОВ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ПЕРСОНАЖ
    м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ
    персон`аж, -а, тв. …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ИОВ в Словаре русского языка Лопатина:
    `Иов, -а (библ.): `Иов Многострад`альный; б`еден, как …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонаж, -а, тв. …
  • ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иов, (Иович, …
  • ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иов, -а (библ.): Иов Многострадальный; беден, как …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ПЕРСОНАЖ в Орфографическом словаре:
    персон`аж, -а, тв. …
  • ИОВ в Орфографическом словаре:
    `иов, -а (библ.): `иов многострад`альный; б`еден, как …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ИОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). - (?-1607) , первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонажа, вин. мн. жей и жи, м. (фр. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    библейская, библейское. Прил. к библия. Библейский текст. Библейская …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонаж м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    библейский прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2. устар. то же, что персона …

Иов библейский персонаж (евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон , по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин , Григорий Великий , блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Иов библейский персонаж" в других словарях:

    Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов, букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову.… … Википедия

    - (евр. удрученный, гонимый) имя известной библейско исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, был непорочен,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иов мужское имя древнееврейского происхождния. Известные носители: Иов Многострадальный библейский персонаж, герой Книги Иова, которую, согласно традиции, написал Моисей. Иов (ок. 1525 1607) первый Патриарх Московский и всея… … Википедия

    Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов (Iyyov, ʾIyyôḇ), букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал … Википедия

    ИОВ - [евр. , араб. ; греч. ᾿Ιώβ], ветхозаветный праотец, о к ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В… … Православная энциклопедия

    ИММУНОДЕФИЦИТЫ - мед. Иммунодефициты самостоятельные заболевания (нозологические формы) и сопутствующие синдромы, характеризующиеся недостаточностью иммунной системы. Частота 1 из 500 младенцев рождается с дефектом иммунной системы Значительно большее… … Справочник по болезням

    Следующий список мест погребения относится к библейским личностям. согласно различным религиозным и местным традициям. Для того, чтобы воздать должное, праздновать, а также скорбеть о великих людях Библии, гробницы и монументы были установлены на … Википедия

    - (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия