Развитие воображения (7 упражнений). Как развить воображение у взрослых: семь эффективных способов

При визуализации своей мечты , когда Вам необходимо очень ярко представить момент исполнения этого желания, важную роль играет хорошо развитое творческое . Умение представлять свое желание в конечной точке – важная составляющая исполнения Вашего желания. Вот о том, как развить свое воображение , и пойдет разговор в данной статье.

К сожалению, не у всех получается . А некоторые даже считают, что им это не дано, потому что попробовал один раз и ничего не увидев, разочаровываются и никогда больше не возвращаются к такому хорошему помощнику по достижении желаемого. Между тем, совершенно точно доказано, что воображением наделены абсолютно все. Просто, у тех, кто не пользуется воображение, эта функция нашего организма атрофируется, но может быть снова «возвращена к жизни».

Развивая свое умение визуализировать , Вы развиваете и свое . Требуется понять, что нет идеального способа научиться представлять что-то в своем воображении. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому и способ надо подбирать такой, который более подойдет Вам и Вашим ощущениям. Попробуйте применить несложные способы, описанные ниже. Вполне возможно, что они окажутся подходящими именно для Вас.

Упражнения на развитие воображения:

1. Расслабьтесь, закройте глаза, и представьте перед собой цифру 1 – красного цвета , постепенно она сменяется на цифру 2 оранжевого цвета , после этого появляется цифра 3 желтого цвета . Цифра 4 будет зеленой , а цифра 5 –голубой , затем следует цифра 6, которая будет синей , и последняя цифра 7 фиолетового цвета .

Такое расположение цвета в цифрах соответствует порядку расположения цвета в чакрах. Для того, чтобы легко было запомнить эти цвета, воспользуйтесь подсказкой, знакомой всем с детства: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан. Это расположение цветов в радуге.

2. Возьмите в руки какой-нибудь простой предмет. Это может быть , блокнот, блюдце, носовой платок, спица, пластиковая бутылка, мобильный телефон и т.д. Внимательно рассмотрите его и запомните, как он ощущается в руках, то есть запомнить надо именно Ваши ощущения от прикосновения к этому предмету. Теперь положите его и, закрыв глаза, постарайтесь представить его в своем воображении как сможете. Откройте глаза и рассмотрите те детали предмета, которые не удалось представить с первого раза.

Очень часто бывает так, что мы смотрим на предмет, но потом не можем его описать, потому что мы воспринимаем предмет целиком, не останавливаясь на мелочах. Снова закройте глаза и попробуйте представить предмет с теми нюансами, которые Вы не заметили сначала. Я думаю, смысл упражнения Вам понятен. Это упражнение проделывайте несколько раз в течении дня с разными предметами. Выделяйте для этого по 3-4 минуты между делами.

3. Теперь немного усложним задачу. Упражнение не только для развития воображения, но и памяти. Надо взять 2-3 простых предмета, положить их перед собой и запомнить расположение. Закрыв глаза, представить эти предметы. Когда будет хорошо получаться представлять эти предметы, можно брать предметы, у которых много мелких деталей, расцветок или узора.

4. Это упражнение также относится к более сложным. Надо представить любую геометрическую фигуру: круг, квадрат, пятиугольник, просто линия. Когда у Вас получилось представить эту фигуру, попробуйте ее раскрутить. Потом остановите и раскручивайте в другую сторону. Тут важно не создание предмета в своем воображении, а раскручивание и остановка уже существующей в Вашем воображении фигуры.
Попробуйте рассмотреть эту фигуру со всех сторон в тот момент, когда она крутится. Если Вы делаете это без особого труда, то окрасьте каждую из сторон в определенный цвет и покрутите фигуру.

5. Это способ, когда упражнения Вы придумываете себе сами. Предположим, Вы едете в общественном транспорте. Займите свой ум развитием воображения . Здесь представлять можно что угодно.

Можно представить, как будет выглядеть Ваша гостиная, если диван переставить на середину комнаты, а телевизор с тумбочки поднять на стену. Вот комнату с такой перестановкой Вы и должны увидеть. Или представьте свою гостиную в другой цветовой гамме.

Если Вы собираетесь куда-нибудь пойти, то сначала представьте себя в той одежде, в которой Вы уже решили идти. А потом представьте, как Вы будете выглядеть, если оденете другую блузку. После того, как Вы научитесь выполнять первые четыре упражнения, делать это упражнение будет просто. Тем более, что выбор одежды для выхода, происходит исходя из предположений о том, как Вы в ней будете выглядеть, то есть воображение уже работает.

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Шеф поручил творческое задание, а вы не знаете, с какого конца к нему подойти? Дети просят рассказать сказку, но кроме «Колобка» в голову ничего не приходит? Девушка хочет сюрпризов, а вы не можете понять, что это значит?

Самое время начать искать информацию о том, как развить воображение у взрослых . Ведь именно с его отсутствием связаны все трудности, которые могут возникнуть в описанных выше и еще многих других ситуациях.

Но не стоит расстраиваться и штудировать тонны информации: из этой статьи вы узнаете самые эффективные, но при этом простые техники развития воображения у взрослого человека. Приготовьтесь к путешествию в мир фантазий!

Для начала разберемся, что такое воображение и почему у многих людей его нет. Итак, что же означает это слово?

Воображением называется способность человека генерировать в своем сознании различные образы, идеи и представления. Оно бывает активным, когда вы специально что-то представляете, а бывает пассивным, то есть неосознанным.

Например, если вы почувствовали голод, и ваш мозг сразу выдал картинку аппетитного бургера или жареного мяса – подключилось воображение; если вы просматривали фото из отпуска и вспомнили, как хорошо было лежать на пляже – сработало оно же.

Таким образом, если человек говорит, что у него нет воображения, то это совсем не так. Эта способность есть у каждого, но развита она по-разному. И как любую другую способность или навык, воображение можно развить.

Активнее всего данная способность проявляется у маленьких детей, подростков и юношей. Именно в эти периоды жизни мы познаем мир, мечтаем, строим грандиозные планы. С возрастом человек обычно углубляется в определенные мысли, учебу, работу, обращает внимание лишь на реальные вещи и насущные проблемы.

И если вы являетесь не творческим человеком, у которого вся жизнь связана с образами, а серьезным программистом или менеджером продаж, то придумывать яркие идеи с каждым годом становится все сложнее. Человек начинает думать стереотипами и видит мир слишком буквально.

Следствием этого становятся скучные разговоры, неумение делать мир вокруг себя красивым и красочным. Как же с этим бороться?

На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.

Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.

1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации

Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.

Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.

2. Развиваем воображение, читая книги

Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.

Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.

3. Играем в ассоциации

Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.

4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек

Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.

Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.

5. Приобщаемся к искусству

На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.

Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.

Поделись статьей с другом:

7 упражнений на "Развитие воображения " из книги Бореева Г. "Сознательные выходы из тела. Девять практических методов. (Техники достижения физического бессмертия)".

Развитие воображения - Первое упражнение

Выберите предмет на уровне глаз на расстоянии 1 - 3 метра. Предмет для начала должен быть очень простым: книжка, ручка, спичечный коробок. Закройте глаза, представьте себе белое, пустое светящееся пространство. Держите его четкий образ перед мысленным взором 3 - 5 минут. Потом откройте глаза и 3 - 5 минут созерцайте предмет. При этом не думайте о нем, а просто смотрите сквозь него, как будто вы смотрите вдаль, пытаясь охватить предмет в целом. Закройте глаза и представьте себе этот предмет в воображении, поместив его в белое светящееся пространство на 3 - 5 минут. Упражнение нужно проделать 5 - 8 раз, стараясь выполнять его спокойно, не напрягаясь, без усилий воли.

Развитие воображения - Второе упражнение

Лежа в постели, перед сном, закройте глаза и представьте себе черную букву «А» на белом фоне. Держите в воображении образ буквы несколько минут. Буква может изменяться в форме, уплывать, уменьшаться - спокойно возвращайте ее на прежнее место в первоначальном виде. На следующий день таким же образом представьте букву «Б». Держите букву в своем воображении до тех пор, пока образ не будет четко фиксироваться. На следующем этапе этого упражнения удерживайте сочетания букв «АБ», потом «ВГ» и так далее. Потом удерживайте в своем воображении уже три буквы. Некоторым сразу удается удерживать на мысленном экране 5 и более букв. Работайте дальше, доведите количество удерживаемых в воображении букв до десяти. Упражнение способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти.

Развитие воображения - Третье упражнение

Представьте себе небольшой красный квадрат, зафиксируйте его в воображении. Теперь представьте, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед вами красное пространство, созерцайте его. На следующий день проделайте такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейдите к более сложным вещам. Представьте себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад. Потом представьте себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой - и так до фиолетового. Затем она опять постепенно становится красной.

Развитие воображения - Четвертое упражнение

Представьте себе яблоко. Начинайте вращать его в пространстве по часовой стрелке. Представьте, как оно вылетает из вашей головы и летает по комнате. Разместите яблоко напротив вашей переносицы, смотрите на него. Осторожно попытайтесь мысленно войти в него, почувствовать себя в его размере, форме. Затем отлетите в яблоке от тела на один метр вверх и смотрите на мир с этой точки. Вы должны увидеть внизу свое тело, стены комнаты, мебель, близкий потолок. Это упражнение нужно проделывать сидя в кресле или лежа на кровати, так как возможен непроизвольный выход в астральный мир. Крайне важно во время упражнения не терять контроля над собой. Почуяв неладное, сразу же открывайте глаза.

Развитие воображения - Пятое упражнение

Посмотрите внимательно на любой предмет. Закройте глаза, попытайтесь увидеть тот же предмет на том же месте. Откройте глаза, сравните воображаемый объект с настоящим. Опять закройте глаза. Откройте. Добивайтесь максимального тождества физическогои воображаемого. По мере продвижения вперед в своих занятиях, рассматриваемые предметы должны становиться все сложнее. Затем начинайте так глядеть на животных и людей. После полного освоения этого упражнения вы сможете смотреть на человека с закрытыми глазами и видеть ауру и внутренние органы его тела.

Развитие воображения - Шестое упражнение

Учитесь с открытыми глазами создавать в пространстве какой-нибудь мыслеобраз. Например, представьте, что у вас на столе стоит ваза с разными цветами. Постарайтесь увидеть ее там.

Развитие воображения - Седьмое упражнение

Совершайте мысленные путешествия. Представьте, как вы прошлись по комнате, залу, кухне, вышли в коридор, вернулись. Представьте, как вы вышли из дому, идете по улице, садитесь в автобус, едете в лес, на речку, купаетесь и так далее.

Одной из важнейших форм отражения окружающей действительности является воображение. Cпособность к образному мышлению, к мысленному воссозданию какого-либо предмета или явления, к решению задач без непосредственных практических действий, к абстрактному моделированию – вот что такое воображение.

Как развить воображение или фантазию?

Для начала разберемся, когда человеку необходима такая способность. Человеческая память и игра, творчество и планирование, мечты о будущем, воспоминания о прошлом, даже элементарное отражение видимого глазами мира и преобразование в образы конкретных внешних предметов – все эти психические процессы невозможны без воображения, они и есть собственно воображение. Что произойдет с человеком, лишенным дара мыслить образно? Вероятно, он сможет жить только по заранее выстроенным для него шаблонам. Домыслить ситуацию, додумать хоть на шаг вперед - для него невозможно. Лишенный абстрактного мышления, он не сумеет понимать искусство, наслаждаться музыкой или стихами, даже снов не будет видеть. Мир, лишенный красок – разве не ужасающая перспектива? Как и любую способность, даже врожденную, воображение можно и нужно формировать.

Развитие воображения – процесс творческий, интересный и сложный. Мы уже отметили, что образ и мысль – неразрывное целое, а само человеческое воображение связано с мышлением теснейшими узами. Следовательно, любое упражнение, направленное на развитие мышления, поможет и становлению воображения. Творческое же воображение подразумевает еще и воспитание самостоятельной личности, ибо предполагает создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов вещей, образов или признаков.

Способы развития творческого воображения

  • накопление ярких образов путем вдумчивого общения с природой и фиксирования результатов наблюдений в словесной форме, в рисунках и поделках;
  • попытку воображаемых "путешествий" по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте;
  • внимательное чтение книг с "погружением" в подробности описаний внешности героев, интерьеров и ландшафтов, с целенаправленным стремлением воссоздавать в воображении то, что описывают авторы;
  • формирование воображения в играх: ролевых, со словами, с фантастическими предлагаемыми обстоятельствами.

Игры на развитие воображения

С самого раннего возраста имеет смысл обращать внимание на развитие воображения у детей. Здесь больше всего подойдет игровой, развлекательный способ, например, задания-игры

  • придумывание загадок о земных предметах для инопланетян, которые никогда не слышали об этих объектах и не видели их;
  • сочинение стихов и сказок на произвольные темы;
  • рисование и лепка фантастических животных, растений, камней;
  • игра в фантастические предположения, начинающиеся с вопроса: что случилось бы, если бы…
  • словесная игра: выбирают слово и каждую его букву делают началом нового слова, а затем из полученных слов составляют строки с рифмами или на основе их придумывают историю.

Психологи утверждают, что уже к трем годам ребенок накапливает достаточный опыт и демонстрирует первые проявления воображения. Развитие воображения у детей дошкольного возраста – задача очень деликатная и важная. Малыши часто смешивают действительное и воображаемое, а если не помочь ребенку вовремя, не направить его фантазию в правильное русло, он может начать жить в придуманном мире, уходя от реальности. Исключительное значение педагоги придают ролевым играм, когда, принимая на себя какую-либо роль, дети стремятся к наиболее точному сходству придуманных образов с действительно существующими персонажами. Изобразительное творчество (лепка, рисование), строительно-конструктивная деятельность, сопровождаемые рассказами и объяснениями ребенка – все это дает простор детскому воображению и развивает сознательное мышление.