Россия и средневековые государства европы и азии. Научная инфраструктура стран зарубежной азии Общая характеристика стран зарубежной Азии

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально

употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX

веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков

лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в

древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов

феодальные отношения зарождались в результате разложения

первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в

Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и

путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием

названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое

возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение

длительного времени, что определялось характером и медленным темпом

развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных

отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм»

не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья

феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным

укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период

приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по

сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к

феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся

индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития

производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в

его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на

практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю



и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством

производства, и феодальная собственность давала возможность

эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла

социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую

часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней

самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая

часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента

для земледельца была единственным способом получения дохода от его

земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование

землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина) ,

продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но

не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда,

сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В

западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин

считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян

к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы

(например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме

преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся

центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-

денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный

характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с

помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на

натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы:

купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и

зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов -

пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия,

каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные

функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и

ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав

предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так,

воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы

земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои

обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В

духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической

церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и

сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи.

Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации,

ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря,

священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет

средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и

неодновременно в разных странах мира.

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально

употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX

веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков

лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в

древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов

феодальные отношения зарождались в результате разложения

первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в

Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и

путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием

названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое

возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение

длительного времени, что определялось характером и медленным темпом

развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных

отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм»

не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья

феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным

укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период

приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по

сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к

феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся

индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития

производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в

его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на

практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю

и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством

производства, и феодальная собственность давала возможность

эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла

социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую

часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней

самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая

часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента

для земледельца была единственным способом получения дохода от его

земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование

землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина) ,

продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но

не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда,

сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В

западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин

считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян

к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы

(например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме

преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся

центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-

денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный

характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с

помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на

натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы:

купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и

зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов -

пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия,

каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные

функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и

ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав

предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так,

воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы

земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои

обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В

духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической

церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и

сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи.

Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации,

ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря,

священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет

средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и

неодновременно в разных странах мира.

Ответ на вопрос 10:Россия при Иване 4 .Ревормы избранной рады и Опричнина.

Молодой Иван IV, прозванный Грозным, был помазан на царство в январе 1547 г. в Успенском соборе митрополитом Макарием. Вокруг царя сложился кружок единомышленников, ставивших своей целью разработку и проведение реформ (Избранная рада). В 1549 г. впервые был созван Земский собор - представительный орган при царе, который одобрил намеченную программу реформ.

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были "мужи разумные и совершенные”. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

3. В 1549 г. был созван первый Земский собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов - бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

> военная;Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. Одновременно было решено "испоместить” в Московском уезде "избранную тысячу”, т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 "приказов” (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства.

> судебная - был принят новый общерусский Судебник 1550 годаБыли ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и "суд Божий” (поединок между спорящими, "за правыми сила”). Вводилась смертная казнь "за разбой”. При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и "целовальников”, которые избирались из посадских людей и черного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер "пожилого”. В 1581 г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год.;

> церковная;В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород.

Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность.

> реформы центрального и местного управлений. В середине 50-х годов была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам. Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система "кормлений” наместников (1555), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти.

А. Накануне опричнины

1. Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налога разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели "на государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву.

Б. События начала января 1565 г.

1. В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, "гневная”, грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, "слезная”, - "посаду, всем людям” и читалась "в собрании народа велегласно”. В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство - в зловредном пособничестве боярам; в другом послании - заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней - царем и народом. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В общем виде они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников "опалою, смертию, лишением достоинств”...

В. Опричная политика 1565-1572 гг.

1. 2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Вопричнину (от слова "опричь” - кроме, особо), подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. Из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне и приказные люди, если они добровольно не записывались опричниками; все это сопровождалось грабежами, убийствами со стороны опричников. Противников опричнины уничтожали: были казнены 200 депутатов Земского собора 1566 г., митрополит Ефим Колычев, богатейший боярин Иван Федоров, известный дипломат Иван Висковатый, отравлен князь Владимир Старицкий и многие, многие другие.

2. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, сначала из одной тысячи, потом оно было доведено до пяти тысяч человек. Когда была отобрана первая тысяча опричников, они в присутствии митрополита, всего кремлевского духовенства и бояр дали клятву быть верными государю великому князю и его государству, искоренять "крамолу” и сообщать обо всем дурном, что замышляется против царя и его государства. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили.

3. Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе. В это время появился "подметный” донос, что новгородцы замышляют измену и хотят "отдаться” под власть Литовского княжества. В 1570 г. под предлогом борьбы с изменой была проведена карательная экспедиция против

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово. Были вновь объединены опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди. Восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские бояре получили обратно свои вотчины, но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.

причнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;

> была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел "заповедные годы” - временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;

> опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне

Ответ на вопрос 11:Смута:16-начала 17 в.Причины.Основные этапы.Последствия.

Зарождение Смуты связано с угасанием династии Рюриковичей. Сын Ивана IV Федор (1584–1598) был неспособен к управлению государством. Он скончался бездетным, его младший брат, малолетний Дмитрий, умер при весьма загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 г. Династия потомков Ивана Калиты пресеклась. Вопрос о престолонаследии решался Земским собором, который избрал на царство шурина усопшего царя, боярина Бориса Годунова (1598–1605). Это был первый случай в истории Московского царства. До Годунова не избирался ни один царь, поэтому естественным представляется стремление нового царя всячески подчеркивать свою связь с прежней династией. Он пустил в ход даже явный вымысел о завещании Ивана IV, который якобы «отказал» Годунову московский престол.Внутренняя политика Годунова, реформаторская по содержанию, была направлена на стабилизацию положения в стране, доведенной до кризисного состояния опричниной

Улучшение экономического положения только намечалось, а к выходу из кризиса шли крепостническим путем. Для удержания крестьян на землях прежних владельцев, по предположению ряда исследователей, в 1592 г. издается указ о запрещении крестьянских переходов, в 1597 г. – указ «об урочных летах»: праве владельца разыскивать беглых в течение пяти лет. Все это усиливало недовольство в крестьянской среде. А тут пришли неурожаи и страшный голод 1601–1603 гг.

Обострились внутрисословные разногласия между разными слоями боярства, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной. В борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все. К этому добавилось представление народа о том, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», представителю династии Рюриковичей. Таким образом, династический кризис с железной необходимостью порождал самозванчество. Самозванец превращался в ожидаемого героя, способного избавить народ от угнетения и социальной несправедливости. Самозванцев в своих целях будут использовать разные социально-политические силы страны. Самозванчество станет удобной формой организации массового антиправительственного движения. Первый из самозванцев «беглый монах Чудова монастыря, «расстрига» Гришка Отрепьев» объявит себя сыном Ивана IV Дмитрием, якобы чудом спасшимся. Помогла самозванцу и смерть Бориса Годунова в апреле 1605 г. Уже в мае воеводы признали самозванца законным царем, их примеру последовала значительная часть армии, затем – московские бояре.Двадцатого июня 1605 г. он торжественно въехал в Москву. Еще до этого были убиты все родственники Бориса Годунова, включая и наследовавшего ему сына Федора.

Почему победил человек, явившийся в Русское государство в окружении иноземцев и иноверцев – «латинян» да непопулярных в московских владениях казаков?

Основные причины победы Лжедмитрия I следующие:

1. Общественный кризис, из которого не был найден выход.

2. Слабая легитимация власти Годунова, из чего следовали непопулярность его самого и его семьи, сомнение в законности на престол его сына Федора.

3. Вера народа в «доброго царя», в том числе и вера в историю о чудесном спасении царевича, превратившая в итоге в народную утопию, в политическую интригу.

4. Антигодуновские настроения части московских бояр, большинства столичных купцов и посадских людей.

На импровизированном Земском соборе царем был «выкликнут» князь Василий Шуйский. Он впервые в истории России присягнул подданным – дал «запись» (обязательство), соблюдение которой закрепил целованием креста. В «подкрестной записи» были зафиксированы обязательства, дававшие подданным определенные гарантии от произвола. Конечно, нужно иметь в виду, что этот интриган, отплативший заговором помиловавшему его Лжедмитрию, руководствовался политиканствующими соображениями, тем не менее это был «первый опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти». Когда в пределах Московского царства объявился Лжедмитрий II, страна разделилась: одни были за царя Василия, другие – за нового претендента на престол, который расположился далеко от Москвы, в Тушино. Не видя иного способа справиться с тушинцами, которых негласно поддерживал польский король Сигизмунд III, Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. Тот прислал вспомогательный отряд. Это стало для Польши удобным предлогом для вмешательства в русские дела. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск. В декабре Лжедмитрий II бежал из Тушинского лагеря в Калугу (там он будет убит князем Петром Урусовым). В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым, разочаровавшись в «тушинском царьке», заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава. Документ предусматривал гарантии России от поглощения Речью Посполитой, отражал личные права подданных.

Мысль о призвании королевича Владислава на русский престол нашла своих сторонников и в Москве. Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр («семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава. Некоторые историки считают, что таким образом появилась возможность укрепить связи России с Европой, не реализованная из-за католической веры королевича. Другая точка зрения сводится к тому, что те бояре, которые присягнули Владиславу и впустили в ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска во главе с гетманом Гонсевским в Москву, совершившим акт национальной измены.Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелымпотрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным инаиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустениестраны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминаетсямножество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошлибезвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскимилюдьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшееослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях

Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью моральнодеградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" исвоим союзом с врагами государства.В отношении политическом смутное время - когда Россия, собравшись ссилами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию,что государство Московское не было созданием и "вотчиною" своего

"хозяина" - государя, но было общим делом и общим созданием "всехгородов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".

Ответ на вопрос 12:Первые Романовы на Российском престоле:Михаил и Алексей Романовы.

304 года правила Россией династия Романовых. За это время возникло одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российская Империя. Великой она была не только своей территорией, своим природным и хозяйственным потенциалом, но прежде всего духовной мощью, высочайшей культурой и замечательным взлетом научной мысли. Огромный вклад в создание этой уникальной цивилизации внесли представители рода Романовых. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Семнадцатилетний Михаил Фёдорович венчался на царство летом 1613 г. Венчал его царским венцом казанский митрополит Ефрем. Мягкость и доброта нового царя, отмечаемая источниками того времени, подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Правда, все знали, что без бояр, их совета царь Михаил шагу не сможет сделать. Действительно, царь Михаил перепоручил все дела Романовым, Черкасским, Салтыковым, Шереметевым, Лыковым, Репниным. Они распоряжались всем, даже «гнушались» царём, а тот смотрел на все их хитрости, проделки, неправдивые дела сквозь пальцы. При дворе царили живость, лихоимство, корыстолюбие. Летом 1619 г. из польского плена вернулся отец Михаила Федоровича, Филарет. По прибытии в столицу, полторы недели спустя, иерусалимский патриарх Феофан, прибывший в Россию за милостыней, и русские иерархи предложили Филарету патриарший престол – «он достоин такого сана, особенно потому же, что он был царский отец по плоти; да будет царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидимым предстатель» 1 . Началось двоевластие – молодого царя и умудрённого жизнью, опытом патриарха Московского, и всея Руси, двух «великих государей», как их именовали официальные грамоты. В управлении государством вместе с ними участвовали Боярская дума и Земский собор. Современники сообщают, что «великие государи» вместе выслушивали доклады по делам, выносили по ним решения, принимали послов, давали двойные грамоты, двойные дары.

После смерти Филарета в 1633 г. Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметев).

Военный союз со Швецией не состоялся, сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мир; прежняя граница была объявлена «вечной», а король Владислав IV отказался от своих прав на русский престол.В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие - охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ , русский царь из династии Романовых. Занял трон в 1645 г. после смерти отца, царя Михаила Федоровича.

В первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов («дядька», воспитатель царя). В 1646 г. были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными населению, а у торговцев гнил залежавшийся товар. В 1647 г. налог отменили, но, дабы возместить потери, решили сократить жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт 1648 г., во время которого погибли родственники царя Л. С. Плещеев и П. Т. Траханиотов, а Морозов чудом остался жив. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 г. Земский собор утвердил свод законов - Уложение, подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, как считается, при участии Алексея Михайловича. Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян по Уложению утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян - бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием «белых» слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государское здоровье». Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 г. продолжали действовать до начала XIX века.

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине XVII в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 г. Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653 г.) и Новоторговый (1667 г.) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Сложившись на местной «гомеровской» основе, но заимствовав кое‑что и извне (в частности, ориентируясь на финикийский эталон), античное общество сформировалось прежде всего на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. То и другое, вкупе с благоприятными географическими условиями, сыграло, видимо, свою роль в архаической революции, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от нее античную. Трудно сказать, что явилось причиной архаической революции, которую смело можно уподобить своего рода социальной мутации, ибо во всей истории человечества она была единственной и потому уникальной по характеру и результатам. Одно несомненно: главным итогом трансформации структуры был выход на передний план почти неизвестных или по крайней мере слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города‑государства (полиса). После реформ Солона (начало VI в. до н. э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах (римский термин res publica как раз и означает «общественное дело»), в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, не говоря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и т. п. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно‑институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно‑частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае в сколько‑нибудь заметном объеме, никогда не было.

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры – европейская и неевропейская, причем вторая (по времени появления – первая) была представлена многими вариантами, различавшимися в разных районах мира, но принципиально сходными, однотипными в главном: ей не были знакомы ни господствующая роль частной собственности, ни античное «гражданское общество». Но так ли уж это важно? Не следует ли считать античную Грецию лишь несколько отличной от других модификаций единого общего пути, как на том подчас настаивают специалисты?

Здесь важно заметить, что речь идет не только о разных типах социальной структуры. Гораздо важнее с точки зрения исторического процесса много более важным результатом происшедшей в древнегреческом обществе революции‑мутации было то, что античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные. Путем более быстрым, динамичным и результативным. Именно на основе греческой античности были достигнуты в Древнем Риме впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуры. И когда наступила эпоха длительного кризиса, связанного с падением Рима и варварскими завоеваниями, что затем привело, как известно, к появлению средневекового феодализма, отнюдь не все эти достижения остались втуне. Как раз напротив: пройдя через полосу кризиса, на что ушло несколько долгих веков, средневековая Европа начала быстро и энергично возрождать античные нормы, принципы и институты (вспомним торговые республики типа Венеции или Генуи, города в средневековой Европе со всеми их привилегиями и нормами самоуправления в период господства феодальных порядков), чем была заложена социально‑экономическая основа эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, означала создание условий для быстрого и энергичного восстановления некоторых античных порядков, элементов античной структуры. И именно последовавшее вскоре за этим, после Великих географических открытий, первоначальное накопление капитала создало материальную базу для вызревания в Европе капитализма. Капитализм в этом смысле – детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности (а не феодализма, как то подчас по инерции кое‑кто себе представляет).

Итак, европейский путь развития – это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая), при которых частнособственническая активность, хотя временами, в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете была ведущей и структурообразующей. Именно господство частной собственности, огражденное системой соответствующих политических, правовых и социокультурных институтов, породило капитализм и тем заложило основу бурного экономического развития не только Европы, но и всего остального мира. Без господства частнособственнических отношений капитализм не мог возникнуть – и в этом принципиальное отличие исторического пути всех неевропейских обществ от европейского, по крайней мере до эпохи колониализма, когда неевропейские страны одна за другой были втянуты капиталистической Европой в единое мировое рыночное хозяйство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских стран? И что же следует в этой связи считать Востоком?

Если одна структура ведет к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая, отличная от нее, в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это и создает не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию, о которой уже упоминалось. Иными словами, противостояние Восток – Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток уже не просто географический Восток, как его воспринимали античные греки и римляне, но в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках, что, впрочем, тоже было хорошо известно уже древним грекам – достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко‑персидских войн, подробно описанных, в частности, Геродотом.

Таким образом, с античности уже была известна разница между европейским античным обществом и неевропейским миром, олицетворенным в то время хорошо известным грекам Востоком, будь то Египет, Вавилон или Персия. Заслуживает внимания, что эту разницу, впоследствии заложившую основы востоковедения, ощущали и анализировали именно европейцы, античные греки и их наследники, порвавшие с традиционной восточного типа структурой и обитавшие в рамках новой, принципиально иной структуры, но не жители стран Востока, культура которых в те времена, да и позже, не была заметно ниже европейской, нередко бывала равна ей, а порой кое в чем и превосходила ее. И хотя эта формула не абсолютна (известно, что питавшая пристрастие к историописанию китайская традиция стремилась дать характеристику далеких народов, даже европейских, но она при этом обычно не выходила за рамки скупого описания), факт остается фактом: анализ разницы между европейским и неевропейским обществами первыми дали и впоследствии стремились углубить именно европейцы, что и легло со временем, как упоминалось, в фундамент современного востоковедения.

Тема 4. Государства Западной Европы и Востока в Средние века

Периодизация истории Средних веков. Характеристика раннего средневековья в Западной Европе в VI-IX вв.: упадок земледелия, ремесел, торговли и обмена; преобладание натурального хозяйства. Становление феодальных отношений. Аллод. Бенефиций. Феод (лен). Классы феодального общества. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Рождение германского мира и начало его самостоятельного исторического движения.

Начало складывания основ национальных государств в Западной Европе. Проблема светской и церковной власти в европейской политической и духовной жизни. Образование и культура в жизни средневековой Европы.

Раннефеодальные государства. Феодальная раздробленность. Сословная структура средневекового общества. Система вассалитета. Иммунитет. Королевская власть в эпоху феодальной раздробленности. Межфеодальные отношения. Средневековые города. Торговля. Цеховая организация ремесла. Развитие товарно-денежных отношений в Европе. Формирование буржуазии – основы централизации европейских государств. Борьба королевской власти с крупными феодалами. Социальная опора королевской власти. Сословно-представительная монархия.

2. Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура

Географическое положение и этнический состав Византии. Византия – стык Востока и Запада. Византия и наследие античной культуры. Роль государства в византийской цивилизации. Корпоративный характер общественной системы. Взаимоотношения общества и власти. Византийское христианство - православие. Культура Византии. Кризис византийской цивилизации и падение Византии.

Формирование религиозного самосознания Западной Европы

Христианство. Средневековая картина мира. Католическая Церковь и ереси в эпоху Средневековья. Крестовые походы и их роль в развитии этнического и религиозного самосознания Западной Европы, европейского православия и мусульманского Востока. Крестовые походы. Социальный состав крестоносцев. Результаты и значение крестовых походов. Христианство как духовная основа европейской цивилизации. Особенности организации католической церкви. Разделение православной и католической церквей. Борьба светской и церковной властей. Возвышение папства в XII-XIII вв.

Периодизация истории средневекового Востока. Восточные цивилизации. Восточные цивилизации в эпоху Средневековья. Особенности восточных цивилизаций: Коллективистский, харизматический характер общественных отношений. Преимущественно сословно-корпоративный характер общественной иерархии. Вертикальный характер общественных связей. Слабое развитие частной собственности. Этатизм. Традиционность, статичность.

Мусульманская цивилизация. Ислам как ее духовная основа. Возникновение ислама и объединение арабов. Цивилизационное значение арабской культуры. Суннизм и шиизм. Активность и традиционализм мусульманской цивилизации.

Государство и общинно-кастовый строй Индии. Индия под властью мусульманских правителей. Появление в Индии европейцев.

Конфуцианская цивилизация. Бюрократические монархии. Превосходство средневековой китайской культуры над европейской. Япония Рождение государства (III–сер. VII вв.).

Материалы составлены на основе учебников:

1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

2. Самыгин П.С С 17 История / П.С.Самыгин и др. - Изд. 7-е. - Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

Особенности развития стран Востока в Средние века

Особенности развития стран Востока в Средние века

Арабский халифат

Индия (VII – XVIII вв.)

Раджпутский период (VII-XII вв.) . Как было показано в гл.2, в IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обособления районов страны и упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII-Х вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.) В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство-Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование – амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)1 Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.

Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – владельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами).

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широкие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному суннитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Китай (III – XVII вв.)

Эпоха раздробленности (III-VI вв.). С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходитсмена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре.

Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии. Укрепление централизованной власти происходит в 20-х годах V в. на юге после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х годах V в. – на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к восстановлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил от власти императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после 400-летнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны с кардинальными сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена сюнну, саньбийцев, цянов, цзе, ди оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения (юэ, мяо, ли, и, мань и яо) шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка. Северяне называли жителями срединного государства, то есть китайцами, лишь себя, а южан именовали людьми У.

Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйственной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь), которая сказалась на типе организации общества и способе управления им. Ее существо состояло в закреплении за каждым работником, отнесенным к сословию лично-свободных простолюдинов, прав на получение участка земли определенных размеров и установлении фиксированных налогов с него.

Надельной системе противостоял процесс роста частных земельных участков так называемых «сильных домов» («да цзя»), который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Введение государственной надельной системы, борьба власти против экспансии крупного частного землевладения длились на всем протяжении средневековой истории Китая и сказались на оформлении уникального аграрного и общественного строя страны.

Процесс официальной дифференциации шел на основе разложения и перерождения общины. Это нашло выражение в формальном объединении крестьянских хозяйств в пятидворки и двадцатипятидворки, которые поощрялись властями в целях налоговой выгоды. Все неполноправные слои в государстве обобщенно именовались «подлым людом» (цзяньжэнь) и противопоставлялись «доброму народу» (лянминь). Ярким проявлением социальных сдвигов стало повышение роли аристократии. Знатность определялась принадлежностью к старым кланам. Родовитость закреплялась в списках знатных фамилий, первый общий реестр которых был составлен в III в. Еще одной отличительной чертой общественной жизни III-VI вв. было усиление личностных отношений. Принцип личного долга младшего перед старшим занял ведущее место среди моральных ценностей.

Имперский период (конеч VI-XIII вв )В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновно-бюрократического аппарата. В годы владычества династии Тан (618-907) складывается классический китайский тип имперского управления. В стране происходили мятежи военных губернаторов, крестьянская война 874-883 гг., длительная борьба с тибетцами, уйгурами и тангутами на севере страны, военное противостояние южно-китайскому государству Наньчжао. Все это привело к агонии Танского режима.

В середине Х в. из хаоса родилось государство Позднее Чжоу, ставшее новым ядром политического объединения страны. Воссоединение земель было завершено в 960 г. основателем династии Сун Чжао Куаньинем со столицей Кайфэн. В этом же веке на политической карте северо-восточного Китая появляется государство Ляо. В 1038 г. на северо-западных рубежах империи Сун была провозглашена тангутская империя Западная Ся. С середины XI в. между Сун, Ляо и Ся сохраняется примерное равновесие сил, которое в начале XII в. было нарушено с появлением нового быстро растущего государства чжурчжэней (одна из ветвей тунгусских племен), сформировавшегося в Маньчжурии и провозгласившего себя в 1115 г. империей Цзинь. Оно вскоре завоевало государство Ляо, захватило столицу Сун вместе с императором. Однако брату захваченного императора удалось создать империю Южная Сун со столицей в Линьане (Ханьчжоу), распространявшую влияние на южные районы страны.

Таким образом накануне монгольского нашествия Китай вновь оказался расколотым на две части северную, включающую империю Цзинь, и южную территория империи Южная Сун.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., уже в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Численность населения страны в Х-XIII вв. составляла 80-100 млн. человек.

В империях Тан и Сун складываются совершенные для своего времени управленческие системы, которые копировались другими государствами Все военные соединения страны с 963 г. стали подчиняться непосредственно императору, а военные чины на местах назначались из числа гражданских служащих столицы. Это усилило власть императора. Вырос бюрократический аппарат до 25 тысяч. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Надельная система, достигшая апогея в VI-VIII вв., к концу Х в. исчезла. В сунском Китае система землепользования уже включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Порядок налогообложения может быть назван тотальным. Главным был поземельный двухразовый натуральный налог, составляющий 20 % урожая, дополнявшийся промысловой податью и отработками. Для учета налогоплательщиков каждые три года составлялись подворные реестры.

Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов. Если в VIII в. их насчитывалось 25 с населением около 500 тысяч человек, то в Х-XII вв., в период урбанизации, городское население стало составлять 10 % общей численности страны.

Урбанизация была тесно связана с ростом ремесленного производства. Особое развитие в городах получили такие направления казенного ремесла, как шелкоткачество, керамическое производство, деревообработка, выделка бумаги и крашение. Формой частного ремесла, подъем которого сдерживали мощная конкуренция казенного производства и всесторонний контроль имперской власти над городской экономикой, была семейная мастерская лавка. Торгово-ремесленные организации, а также лавки представляли собой основную часть городского ремесла. Постепенно совершенствовалась техника ремесла, менялась его организация появлялись крупные мастерские, оснащенные станками и применявшие наемный труд.

Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов. Увеличение добычи металлов позволило правительству Сун выпустить наибольшее за всю историю китайского средневековья количество звонкой монеты. Активизация внешней торговли приходилась на VII-VIII вв. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией. Сухопутная торговля шла по Великому шелковому пути через территорию Центральной Азии, вдоль которого были устроены караван-сараи.

В китайском средневековом обществе домонгольской эпохи размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Первым генеалогическим перечнем 637 г. было зафиксировано 293 фамилии и 1654 семьи. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

«Золотым веком» чиновничества было время Сун. Служебная пирамида насчитывала 9 рангов и 30 степеней, а принадлежность к ней открывала путь к обогащению. Основным каналом проникновения в среду чиновников были государственные экзамены, способствовавшие расширению социальной базы служилых людей.

Около 60 % населения составляли крестьяне, юридически сохранившие права на землю, но фактически не имевшие возможности ею свободно распоряжаться, оставлять необработанной или бросать. С IX в. шел процесс исчезновения лично-неполноправных сословий (цзяньжэней): государственных крепостных (гуаньху), казенных ремесленников (гун) и музыкантов (юэ), частных и зависимых безземельных работников (буцой). Особую прослойку общества составляли члены буддийских и даосских монастырей, насчитывавших в 20-е годы XI в. 400 тыс. человек.

Города, в которых появляется люмпенский слой, становятся центрами антиправительственных восстаний. Самым крупным движением, направленным против произвола властей, было восстание под руководством Фан Ла в юго-восточном районе Китая в 1120-1122 гг. На территории же империи Цзинь вплоть до ее падения в XIII в. действовали национально-освободительные отряды «красных курток» и «черного знамени».

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата – канонического сочинения даосизма Лаоцзы (IV-III вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия. Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга.

Итак, к началу XIII в. в китайском обществе приобретают законченную форму и закрепляются многие черты и институты, которые впоследствии будут претерпевать лишь частичные изменения. Приближаются к классическим образцам политическая, экономическая и социальная системы, изменения в идеологии приводят к выдвижению на первый план неоконфуцианства.

Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.) Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. В 1215 г. был взят. Пекин, а в 1280 г. Китай полностью оказлся во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) великоханская ставка была перенесена в Пекин. Наряду с ним равноправными столицами считались Каракорум и Шандун. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось немногим более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.

Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью социальной структуры было разделение страны на четыре неравные по правам категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев.

Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон не менее 1000 человек, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости от юаньского дворца находились Тибет и Корё (Корея). Попытки вторжения в Японию, Бирму, Вьетнам и Яву, предпринятые в 70-80-е годы XIII в., не принесли монголам успеха. Впервые юаньский Китай посетили купцы и миссионеры из Европы, которые оставили о своих путешествиях записки: Марко Поло (около 1254-1324), Арнольд из Кельна и другие.

Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покоренных земель, со второй половины XII в. все больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуатации населения. Первоначально была упорядочена и централизована система налогообложения. Сбор налогов был изъят из рук местных властей, была проведена всеобщая перепись населения, составлены налоговые реестры, введены подушный и поземельный зерновые налоги и подворный налог, взимавшийся шелком и серебром.

Действующими законами была определена система поземельных отношений, в рамках которой выделялись частные земли, казенные земли, земли общественного пользования и удельные наделы. Устойчивой тенденцией в сельском хозяйстве с начала XIV в. становится увеличение частных земельных владений и расширение арендных отношений. Избыток порабощенного населения и военнопленных позволял широко применять их труд на государственных землях и на землях воинов в военных поселениях. Наряду с рабами казенные земли обрабатывались государственными арендаторами. Широко, как никогда прежде, распространялось храмовое землевладение, пополняемое как за счет государственных дарений, так и за счет покупок и прямого захвата полей. Такие угодья считались вечным владением и обрабатывались братией и арендаторами.

Городская жизнь начала возрождаться лишь к концу XIII в. В реестровых списках 1279 г. числилось около 420 тыс. мастеров. По примеру китайцев монголы учредили монопольное право казны на распоряжение солью, железом, металлом чаем, вином и уксусом, установили торговый налог в размере одной тридцатой стоимости товара. В связи с инфляцией бумажных денег в конце XIII в. в торговле стал доминировать натуральный обмен, возросла роль драгоценных металлов, расцвело ростовщичество.

С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм – тибетская разновидность буддизма. Характерной особенностью периода было появление тайных религиозных сект. Прежнее ведущее положение конфунцианства восстановлено не было, хотя открытие в 1287 г. Академии сынов отечества, кузницы высших конфуцианских кадров, свидетельствовало о принятии ханом Хубилаем имперской конфуцианской доктрины.

Минский Китай(1368-1644). Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам. Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Т

Социальная структура зарубежной Азии

Жилищная политика и жилищное хозяйство в разных странах АТР - различны. Наибольших успехов добились Израиль, Япония, Сингапур, Турция, Казахстан, Австралия и Новая Зеландия. Большая часть населения в этих странах проживает в городах. Но во многих странах люди живут в лачугах (Афганистан, Непал, Вьетнам, Камбоджа и др.). До недавнего времени (при колониальной зависимости) уровень здравоохранения был очень низким. В ряде стран, например, Индии, Китае и Непале, традиционно развита народная медицина. В большинстве стран народная медицина сохраняет свои позиции и в настоящий период. Развитые страны внедряют специальные системы здравоохранения и добились впечатляющих результатов: в Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 75 лет, женщин - 81 год.

Многие страны развивают инфраструктуру просвещения. Однако в большинстве стран в Западной и Южной Азии просвещение развито слабо, в результате чего преобладающая часть самостоятельного населения - неграмотна. Неразвитость системы просвещения проявляется в остром недостатке квалифицированных кадров для промышленности и других отраслей народного хозяйства. Поэтому эти страны обучают своих студентов по всему миру.

По уровню образования в Восточной Азии, Юго-восточной Азии и Австралии выделяют три группы стран, в которые входят:

Корея, Япония и Китай;

Филиппины, Сингапур, Малайзия, Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд и Индонезия;

Вьетнам и Новая Зеландия.

Первая группа отличается тем, что в течение тысячелетия в ней доминирует Китайская культура; страны второй группы (за исключением Таиланда) были колониями европейских стран; в третьей группе унаследована британская культура. Наиболее передовой системой обладает Япония, имеющая самый высокий уровень грамотности в мире. Так, в 1988 г.94,3% выпускников неполных средних школ продолжили обучение в полной средней школе, а 37,2% выпускников полной средней школы поступили в вузы. Японские учебные заведения тесно взаимодействуют с учебными заведениями США и в АТР. В большинстве штатов Австралии школу обязаны посещать дети 6 - 15 лет. И хотя 75% австралийских школ - государственные, родители несут некоторую ответственность по обеспечению школ оборудованием. Частные школы в большинстве принадлежат церковным организациям (как правило, католическим), обучение в них - платное, раздельное для мальчиков и девочек, но подготовка - более солидная. Дети аборигенов, как правило, получают гораздо более слабую подготовку, чем дети "белых" австралийцев.

В стране имеется 18 университетов. Самый крупный их них Сиднейский, основанный 1850 г. В Австралии почти нет неграмотных, поскольку посещение школ - обязательное.

Научная инфраструктура стран зарубежной Азии

Научная инфраструктура в наибольшей степени развита в Японии, Израиле, бывших азиатских республиках СССР, в Индии, Пакистане, Китае, Австралии и некоторых других странах. Наиболее активно научные исследования ведут страны, стремящиеся проводить самостоятельную политику: Пакистан, Индия, Иран, Ирак и др. Многовековые традиции развития имеет индийская наука. В древности и в средние века славилась индийская медицина и философия. До настоящего времени дошли трактаты по астрономии, математике, праву, архитектуре, созданные за несколько веков до н.э. Важнейшее государственное научное учреждение современной Индии - Совет научных и промышленных исследований, координирующий работу десятков лабораторий и научных учреждений. Больше внимание уделяется развитию фундаментальных естественных наук: теоретической физики, астрофизики, биофизики, биохимии и др.

В Японии научно-исследовательская работа ведется в основном при университетах. В лабораториях крупных компаний она носит прикладной характер. Успехи промышленности Японии во многом предопределены своевременной массовой закупкой европейских и американских лицензий, доведенных затем до более высокого уровня и быстро внедренных в производство. В Японии очень высок социальный престиж ученого, поскольку со времен средневековья в концепции ценностей видное место отводится учености. Научно-техническая политика Японии строится на трех основных принципах:

доверие к частному сектору;

быстрое распространение новшеств;

конкуренция между компаниями.

Япония является одним из активных создателей "технополисов", которые на планомерной основе равномерно располагаются по территории страны. Технополисы также создаются в Сингапуре, Таиланде, Австралии и Китае.

Научно-исследовательская работа в Австралии ведется в университетах и вузах, а также в государственных специальных учреждениях, частных научных организациях и профессиональных обществах. Из государственных научных учреждений важнейшую роль играет организация научных и промышленных исследований Австралийского Союза, находящаяся в ведении федерального министерства науки. Интенсивно проводятся исследования, связанные с сельским хозяйством, уделяется внимание геологическому изучению страны. Успехи австралийских ученых заметны в новых отраслях науки, например, таких, как астрономия, радиофизика, спектроскопия, вирусология и иммунология.

Страны с высокоразвитой наукой в Азиатско-Тихоокеанском регионе соседствуют со странами, где научная инфраструктура практически отсутствует. Однако при этом большинство стран осознает важность развития науки и знакомо с множеством экономических, этнических и социальных проблем.

Производитель использует в качестве производственного ресурса землю и продаёт продукт на конкурентном рынке. Дополнительные единицы конечного продукта реализуют по предыдущей цене - 1180 рублей. Показать условия максимизации прибыли для производителя. Предложение земли в долгосрочном периоде принять очень эластичным. Проанализировать предложение земли и равновесный уровень ренты.

В долгосрочном периоде предложение земли для различных целей ее использования предполагается очень эластичным, но эта эластичность ограничена при жестких ограничителях на целевое использование земельных ресурсов или если экономическое использование земли сдерживается природными условиями. В реальности предложение земли в значительной степени зависит от ситуации, существующей на земельном рынке в каждом отдельно взятом регионе. При предположении, что в долгосрочном периоде предложение земли не является совершенно эластичным, но не отличается и высокой эластичностью, кривая предложения отклоняется от вертикали вправо (рисунок 1).

Когда производитель использует землю в качестве продукта и продает свой товар на совершенно конкурентном рынке, то реальная цена земли на уровне R x соответствует рисунке 1. Пользователь земли максимизирует свою прибыль и при условиях МС = MRP возникает равновесие, уровень ренты при котором R x . Ситуация с несовершенной конкуренцией, которая также может иметь место, для этого пользователя может характеризоваться взаимной монополией (монополией или монопсонией), и равновесное значение ренты устанавливается в точке R x , соответствующей пересечению кривых МС и MRP.