Таинства католической церкви. Значение слова «конфирмация

Конфирмация - это многозначный термин, к которому относятся несколько определений. Чаще слово употребляется применимо к сфере религии и учению церкви. Его значение несколько меняется в зависимости от конкретной ветви или направления: в католицизме, иудаизме, протестантизме конфирмация имеет свои характерные черты. Термин также применяют в судебной и юридической практике.

Таинства в христианстве

В христианской религии (а конкретно - в католичестве) под конфирмацией чаще всего понимают одно из семи таинств, иначе именуемое как миропомазание. Сами таинства подразумевают некоторые действия, в результате которых человек получает благодать от Бога. Первым из них является крещение. В православии одновременно с ним осуществляется и миропомазание. Потому отдельно термин «конфирмация» в этой ветви религии не применяется.

К остальным таинствам христианской церкви относятся причащение, покаяние, священство (или возведение в чин священнослужителя), брак и соборование. Все они представляют собой некие обряды или действия, тесно взаимосвязанные и имеющие большое значение для верующего. Их смысл заключается в спасении души человека еще при жизни, получении божественной помощи, приобщении к церкви.

В католичестве конфирмации уделяется особое место. Этот обряд совершается не в младенчестве, а в уже осознанном возрасте человека, как правило, с 7 до 12 лет. Суть его в приобщении к церкви и утверждении в вере. Таинство совершает епископ, являющийся посредником между мирянином и Богом.

В католической религии конфирмация - это укрепление в вере уже крещеного человека. Внешнее ее проявление в помазании особым благовонным маслом - миром. В его составе оливковое масло и белое вино, а также ароматные смолы и душистые травы. Миро используется еще со времен Ветхого Завета. Его применяют не только в конфирмации, но и для освящения храмов.

Миропомазание появилось в результате умножения числа последователей христианства. Изначально обрядами приобщения к Богу и церкви были личная встреча мирянина с епископом, возложение рук и благословение. Вследствие роста количества христиан это стало невозможным, и стали использовать специальное освященное масло миро.

Как совершается обряд

Обряд конфирмации совершается единожды в жизни человека. Епископ предварительно долгими молитвами освящает миро. Это происходит в отдельный день недели - Великий четверг. В разных западных странах допускают к обряду детей определенного возраста. В Польше это только в 14 лет, в Испании же - в 9. Допустим обряд и в более позднем возрасте, в 18 и 20 лет. У каждого человека зрелость наступает в разное время.

Получив разрешение от епископа, обряд может совершать священник. В процессе конфирмации священнослужитель возлагает руки на голову подростка. Далее осуществляется помазание миром лобной зоны. Священнослужитель при этом говорит определенные молитвенные слова. Завершаться обряд может напутственным шлепком по щеке. Такой жест именуется алапой. Он не обязателен, иногда может представлять собой простое прикосновение к плечу.

Конфирмация это таинство Святого Духа, придающее сил человеку, очищающее его мысли, делающее веру еще крепче.

У протестантов

В протестантской церкви конфирмация - это не таинство, а некая церемония приобщения подростков к церкви. Для нее используют определенные одежды. Процесс подготовки к церемонии занимает довольно длительное время.

В Германии дети по несколько лет готовятся к конфирмации, чтобы осознать всю важность действия. Они изучают Библию, посещают лекции отцов церкви. Обряд совершается в подростковом возрасте, и в результате у молодых людей появляются новые права. Теперь они могут становиться крестными и голосовать на выборах в общине. К проведению обряда готовится и пастор, в обязанность которого входит дать напутствие юным последователям.

Процесс помазания миром отсутствует. Пройдя обряд конфирмации, человек может быть допущен к причащению. Одежду для церемонии выбирают либо праздничную (белую, но обязательно чистую и опрятную), либо более простую - черных и синих цветов. В одном из ответвлений протестантизма, баптизме, конфирмация осуществляется перед крещением, которое происходит в зрелом возрасте.

Обряд имеет большое значение для протестантов, потому на него приглашают родственников и друзей. Прошедшему обряд дарят подарки, а после устраивают праздничный обед или ужин в семейном кругу.

В иудаизме

В иудаизме также существует свой обряд конфирмации. Это связано с достижением подростком гражданского (а не религиозного) совершеннолетия. Обряд был введен только в XIX веке и не повсеместно. Совершается действие в праздник дарования Торы - Шавуот. К церемонии допускают как юноши, так и девушек.

В юридической практике

В юридической практике конфирмация - это согласие сторон принять все условия соглашения. Понятие применяется и в международном праве. Конфирмация договора фактически означает его утверждение, одобрение. Существует отдельный документ об утверждении, который подписывает уполномоченное лицо. В международном праве эта обязанность возлагается на министра иностранных дел.

В судебной практике конфирмацией называют утверждение приговора заключенному одной из высших инстанций. Обычно термин в данном значении применяют в буржуазных странах.

Пришедшим из латинского языка словом «конфирмация» называют понятия из разных областей знаний. Значение слова существенно меняется, но основная суть остается в утверждении, принятии каких-либо основ или законов.

Конфирмация - это понятие можно встретить в разных сферах человеческой деятельности. Наиболее часто это слово употребляют в религиозном контексте, однако можно его встретить и в экономике, международном и торговом праве, в военном деле. Разберёмся с тем, что представляет собой конфирмация.

Этимология

Итак, что значит "конфирмация"? Это слово переводится с латинского как "упрочение", "утверждение" или "подтверждение". Иными словами, речь идёт о том, что принимается окончательное решение о каком-либо важном вопросе.

В военной сфере под конфирмацией понимается окончательное принятие решения по судебному делу. Иногда так называли сам приговор. В дореволюционной России существовало понятие конфирмации приговора. В этом случае речь шла о процедуре утверждения его высшим начальством.

В экономике этим словом называют процедуру принятия договора, когда одна из сторон полностью принимает условия, предлагаемые второй. Международное право использует понятие для характеристики процесса утверждения какого-либо документа высшим органом, к компетенции которого он относится.

Понятие конфирмации в религии

Это священнодействие в христианстве относится к таинствам. Это означает, что в этом случае человеку подаётся божественная благодать особым образом, тайно, то есть невидимо. Таинство знаменует собой встречу человека с Господом, которая открывает путь, позволяющий уподобиться Творцу, приблизиться к нему духовно. В христианстве считается, что священнодействия обладают чудесной преображающей силой, приближающей человека к Богу. Свершителем всех таинств является Господь, а священнослужитель выступает лишь проводником, своеобразным инструментом совершения Божьей воли.

Истоки конфирмации

Таинство конфирмации, или миропомазания, представляет собой получение печати Духа Святого, этого особого дара, который являет собой начало новой жизни, утверждающейся после крещения. Этот дар первые христиане получали через рукоположение от самих апостолов. С увеличением числа желающих принять священный дар таинство стало совершаться священниками.

В католичестве первоначально использовалось лишь возложение рук, и лишь в тринадцатом веке оно заменяется помазанием миром. Невзирая на некоторые изменения, которые произошли в форме обряда, право его совершения до настоящего времени принадлежит лишь епископам.

Различия в религиозном понимании

Конфирмация (это понятие, как уже отмечалось, встречается у христиан и являет собой таинство) совершается священнослужителем. Он произносит определенные молитвы с возлаганием рук на голову посвящаемого и помазыванием его миром. Конфирмация - это название, которое используется у католиков и протестантов. У определяется словом "миропомазание".

Этимологические отличия отражают суть различий в правилах совершении обрядов. Их несколько. Первое - это период совершения. В православии миропомазание следует сразу же за крещением.

Конфирмация в происходит позже, по достижении ребёнком сознательного возраста или, как говорят католики, "возраста понимания", когда человек уже может сделать сознательный выбор. Как правило, возраст этот начинается с семи лет, однако здесь нет жёстких установленных каноном рамок.

Второе - конфирмация у католиков требует специальной подготовки, которая проходит в виде занятий. Далее происходит что-то вроде экзамена на знание закона Божия. А потом епископ совершает само таинство.

У православных такой подготовительной практики нет, поскольку, как правило, миропомазание происходит в младенческом возрасте.

Также есть различие в том, кто совершает таинство. В католической традиции В православии за ним сохранилось право приготовления мира для помазания. Как правило, его готовит либо Патриарх, либо епископ по его благословению. Саму процедуру таинства может совершать не только епископ, но и священник (иерей, протоиерей).

Католическая конфирмация

Внешне все этапы подготовки к таинству, его поведение и празднование представляют собой процедуру приобщения подростка к церкви. Это особый праздник в жизни католиков, который сдержанно празднуется всей семьёй. Предшествует таинству достаточно длительная подготовка, в ходе которой подросток учит молитвы, псалмы, фрагменты евангельских текстов.

Служба, на которой совершается конфирмация, не совмещается в мессой, а проходит в отдельное время. На ней, как правило, присутствуют близкие родственники и друзья. Иногда священнодействие проводится для нескольких семей сразу. Его совершает епископ. По совершению таинства помазанный получает особый документ, символизирующий его приобщение к церкви.

Прохождение таинства конфирмации у католиков торжественно празднуется. Здесь нет каких-то особых традиций. Все определяется желанием родителей сделать особенным этот день в памяти ребёнка, принявшего таинство.

Конфирмация в лютеранстве

Проводится, как и в католичестве, уже в более зрелом возрасте. С той лишь разницей, что здесь к ней допускаются к лица, достигшие 14 лет. В протестантизме конфирмация не относится к таинствам, а определяется как обряд, демонстрирующий сознательное исповедование человеком той веры, которую он принимает.

Процедура происходит подобно католической. Предшествует ей тщательная подготовка, которая предполагает изучение Писания, заучивание наизусть молитв, гимнов, отдельных фрагментов, истории протестантизма. Знания подростки демонстрируют на воскресной службе, на которой проходит процедура конфирмации. даёт возможность убедиться в том, человек исповедует учение той церкви, к которой он присоединяется.

После её прохождения вручается особый документ, который является именным. Здесь указывается дата рождения, крещения, место и время конфирмации. После совершения этого обряда следуют поздравления и особое празднование.

Существует ли в Православной Церкви обряд конфирмации? Если да, то что стоит за ним, если нет, то что он значит в Католической Церкви?

Алексей

Уважаемый Алексей!

Конфирмацией (от лат. con firmatio – укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания.

Современная практика (как православная, так и католическая) признает всего семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Священство, Брак, Соборование (Елеосвящение) и Покаяние. Остальные священнодействия именуются обрядами. Поскольку Церковь в христианском понимании есть Мистическое Тело Христа, то считается, что в церковных таинствах людям особым образом преподается божественная благодать, созидающая Церковь. В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, которому открывается путь к обожению, к уподоблению Творцу. Христиане полагают, что таинства обладают преображающей силой приобщения христианина к Божественному естеству. Однако приобщение это невозможно, если сам человек не жаждет изменения, поэтому церковное Таинство не есть какой-то магический обряд или заклинание, способное изменить человека, независимо от его желания.

По учению Православной Церкви, подлинным совершителем всех Таинств является Сам Бог, священник же есть лишь сосуд, инструмент совершения Таинства. А в некоторых особых случаях – например, "страха ради смертного" православная традиция допускает совершение Таинства Крещения даже мирянином.

В раннехристианской Церкви учения о семи Таинствах не существовало, первые христиане не фиксировали количество Таинств, а также не проводили жесткого деления на Таинство и обряд (действительно, сложно назвать Таинство Брака более благодатным, чем обряд монашеского пострига). Учение о семи Таинствах сформировалось в Православии не без влияния Католической Церкви, что, конечно, ни в коей мере не умаляет значения самих Таинств.

Таинство Миропомазания, о котором Вы спрашиваете, знаменует собой дар Святого Духа, печать Святого Духа (утверждение в новой жизни, начавшейся Крещением), который первые христиане получали от апостолов или первых епископов через возложение рук. Впоследствии, когда число крещаемых значительно возросло, присутствие епископа на всех крестинах стало невозможным. В Восточной Церкви Миропомазание стали совершать священники, хотя миро (благовонное масло, состоящее из более чем 64-х элементов) приготовлялось только епископом. В современной православной практике приготовление мира обычно осуществляется главой автокефальной (поместной) Церкви. То есть в Русской Православной Церкви чин мироварения совершает Патриарх или епископ – по благословению Патриарха. Происходит это один раз в году, после чего освященное миро раздастся на приходы.

В отличие от Православной Церкви, в которой Таинство Миоомазания совершается священником одновременно с Крещением, в Католической Церкви Таинство Миропомазания совершает только епископ и не вместе с крещением ребенка, а в более поздние годы, по достижении так называемого "возраста распознания" (или "возраста разумения"), т.е. возраста, когда человек, как полагают католики, способен делать сознательный выбор. Чаще всего "возрастом распознания" считается достижение ребенком полных семи лет, однако эта цифра не является жестким каноническим предписанием.

Традиционно Священнодействие посредством помазания миром стало практиковаться в западной Церкви позже, чем на востоке: приблизительно до XI века consignatio (печать; термин, также использующийся для наименования данного таинства) совершалось преимущественно возложением рук. Появившееся в западной практике на рубеже IV-V веков помазание миром повсеместно распространяется лишь к XIII веку, а Флорентийским собором 1439 года окончательно утверждается замещение обряда: "Вместо возложения рук в Церкви совершается Конфирмация". Несмотря на ряд изменений в форме Таинства, право его совершения в католической практике до сих пор сохраняется за епископами. Традиционно в католическом мире причастие впервые принималось после совершения Таинства Конфирмации. Однако сегодня данный порядок последования Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение) не является столь жестким. Поэтому Конфирмация может совершаться и после первого причастия (впервые такая практика стала применяться во Франции в середине XIX века).

Литература:

1. Архиепископ Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб, 1857. Т.2.

2. Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва – Клин, 1996.

3. Теста Б. О Таинствах Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 2000.

4. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 1999.

5. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М., 1995. Т.2.

Словарь Ушакова

Конфирмация

конфирма ция , конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книж. ).

1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар. ). Конфирмация приговора.

2. У протестантов - обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков - т.н. таинство миропомазания (церк. ).

Архитектурный словарь

Конфирмация

Утверждение проекта верховной властью.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Педагогический терминологический словарь

Конфирмация

так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)

Вестминстерский словарь теологических терминов

Конфирмация

♦ (ENG confirmation)

(лат. confïrmare - укрепление)

формальное подтверждение человеком взятых на себя во время крещения обетов веры. В римско-католической традиции (и в других) конфирмация - это таинство . В протестантизме конфирмация таинством не считается.

Энциклопедический словарь

Конфирмация

(от лат. confirmatio - утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.

Словарь Ожегова

КОНФИРМА ЦИЯ, и, ж.

1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви.

2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду.

| прил. конфирмационный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Конфирмация

  1. ж.
    1. :
      1. Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью (в некоторых странах).
      2. Судебный приговор, утвержденный высшей государственной властью.
    2. Обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста (в католической и протестантской церкви).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Конфирмация

У католиков этим именем называется таинство миропомазания (см.), совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества (см. Католическая церковь). У протестантов, которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы К. была совершаема каждый раз суперинтендентом; в англиканской церкви многие требуют, чтобы она была совершаема самими епископами. Большинство восстает против таких требований, видя в них шаг к католицизму.