Усадьба чернышевых. Ярополец

Мы решили провести в окрестностях Волоколамска. 100 с лишним километров машинка перенесла довольно бодро, в потоке к ней относились уважительно (или снисходительно), а расход топлива превзошел самые смелые мои ожидания:)

Усадьба Гончаровых в Яропольце - наша первая остановка. Это единственная восстановленная и поддерживаемая в приличном состоянии усадьба в этих краях.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту), а в самой усадьбе открыт дом отдыха со странным ценообразованием: 600 рублей за номер без удобств и 1500 за номер с удобствами. Зато кормят аж трижды в день.

На территории усадьбы живет какое-то нереальное количество котов:

Несмотря на то, что усадьба не заброшена, ходить никуда нельзя - все либо заперто, либо выгонит бдительная вахтерша.
Поэтому едем дальше, буквально в 300 метрах от усадьбы Гончаровых находится усадьба Чернышевых с очень необычной историей. Когда-то родовое имение генерал-губернатора Захара Чернышево считалось богатейшим в Подмосковье и его нередко называли "русским Версалем".
Формально, усадьба, находящаяся на балансе того же МАИ, охраняется, но на деле все ограничивается листком бумаги:

Увы, сейчас от былого величия мало, что осталось - усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.

В зияющие проемы вставлены решетки и железные двери, но на большее сил не хватило:

Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.

Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия:

Внутри даже с учетом многолетнего разрушения и разграбления - фантастически красиво:

Усыпальницу генерал-губернатора вандалы тоже не пощадили - отломали все, что смогли и даже залезли в нее. Скоты:

Говорят, во время Великой Отечественной войны в церковь попал немецкий снаряд, пробил пол, но не взорвался:

За церковью-театром находится колокольня, видимо, построенная уже позже. Сейчас вместо купола ее венчает водонапорный бак:

Такое запустение, конечно, приводит в уныние. Неравнодушные граждане пририсовали к формально висящей табличке "Охраняется государством" кроваво-красный вопросительный знак. Другие надписи неравнодушных граждан показывать нельзя из соображений цензуры:

Возвращаемся в усадьбу. За ней, в былые времена был разбит многоуровневый парк.

Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка:

За много веков деревья выросли, причудливо изгибаясь:

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец











Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.