В каких городах есть суворовское военное училище. Какие экзамены необходимо сдать, чтобы поступить в Суворовское училище? Московское суворовское военное училище

Или СВУ, представляют собой интереснейший проект – их воспитанники получают особое образование. Согласитесь: нечасто встретишь учебное заведение, выпускники которого порой дорастают до генералов! Сегодня суворовские училища переживают благоприятный период: если совсем недавно их количество было вдвое меньше, чем в СССР, то теперь планируется открытие новых СВУ (к примеру, в Иркутске). Впрочем, история говорит о том, что даже тяжелая обстановка не препятствовала их созданию: многие из училищ, существовавших в Советском Союзе, формировались в разгар войны (1943–1944 г.), и туда брали 8–13-летних детей погибших бойцов. А впоследствии суворовцами нередко становились сыновья профессиональных военных, с малых лет привыкшие к строгой дисциплине и порядку. В наши дни, когда младшее поколение в основном не стремится продолжать родительский выбор, что, кстати, спокойно воспринимается и самими старшими, эффективное следование противоположной стратегии как минимум заслуживает внимательного изучения. И всё же даже отпрыск военного в третьем поколении, собираясь стать суворовцем, делает собственный выбор. В чем же состоят тут раздумья?

Ваш выбор

Конкретное училище вам выбирать не придется: система приема устроена так, что вы будете учиться ближе к дому, насколько это возможно в большой стране. Так что сосредоточьтесь на выборе именно самого типа учебного заведения. Куда вам интереснее пойти учиться – в суворовское училище или, может быть, в обычный ссуз? Готовы ли вы вообще получать военное образование? Хотите ли стать военным – или не хотите? Собираетесь ли защищать Родину? Наконец, о чем вам говорит имя Александра Васильевича Суворова, выделяете ли вы этого генералиссимуса среди тех, кто вершил российскую военную историю? Вот о чем нужно серьезно поразмыслить.

А приемная комиссия, со своей стороны, определит вашу готовность по нескольким критериям.

  1. Во-первых, это состояние физического здоровья. Кандидата в суворовцы обязаны осмотреть педиатр, офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, детский кардиолог, хирург, ортопед, детский эндокринолог, стоматолог и фтизиатр.
  2. Во-вторых, человеку, чья профессия будет связана с оружием, понадобится здоровье психологическое – есть ли оно у вас, определит соответствующий специалист.
  3. В-третьих, потребуется ровная хорошая учеба на протяжении периода, предшествующего поступлению; а это значит, что предаваться безделью, а потом в спешке нагонять материал было бы совсем не по-суворовски.
  4. И, в-четвертых, нужно будет обладать физкультурно-спортивными талантами. Если вы принципиально не желаете бегать стометровку, в СВУ вам делать нечего: нагрузки там серьезные, а сотрудники училища несут за вас ответственность.

Особое требование – желательна родительская моральная поддержка. Если в обычный техникум вчерашний школьник может отправиться безо всякого сопровождения и теоретически способен поступить туда вообще в секрете от домашних, то с суворовским училищем такой номер не пройдет. Работе с родителями в СВУ уделяется важнейшее внимание на всех этапах – и на предшествующих приему собеседованиях, и в течение всех учебных лет. Так что если взаимное непонимание поколений успело проникнуть в вашу семью – вы хотите стать военным, а мама или папа против этого, – вам придется нелегко.

Процедура поступления и зачисления

Прием в суворовцы осуществляется в соответствии с ежегодными приказами министра обороны и рассчитан с военной точностью. С 15 апреля по 1 июня родители или их законные представители, а также вы сами должны написать заявления на имя начальника выбранного училища. Подаваемые документы не сводятся к паре листков. Напротив, бумаг нужно подготовить много:

  • заверить копию свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве (для лиц старше 14 лет – также заверить копии 2-й, 3-й, 5-й страниц паспорта);
  • собственноручно написать автобиографию;
  • заверить гербовой печатью школы каждую страницу копии вашего личного дела с оценками за каждый год обучения;
  • получить выписку из табеля успеваемости с оценками за 3-ю учебную четверть, подписанную классным руководителем и директором;
  • подготовить ведомость об уровне вашей физической подготовленности (подтягивание, бег на 60 м и бег на 1 км), подписанную учителем физкультуры и директором школы;
  • получить педагогическую характеристику, подписанную классным руководителем и директором;
  • получить психологическую характеристику с обоснованием целесообразности вашего поступления в училище, подписанную педагогом-психологом и директором;
  • сфотографироваться и получить 4 цветных фотографии размером 3 на 4 см с местом для оттиска печати в правом нижнем углу;
  • снять копию с вашего медицинского страхового полиса;
  • снять копию с вашей медицинской карты на поступление в училище Ф 086/У и заверить ее печатью поликлиники;
  • сделать выписку из амбулаторной карты о состоянии вашего здоровья и перенесенных заболеваниях и заверить ее в поликлинике по месту жительства;
  • перечислить сведения о профилактических прививках в справке № 063/У и снять с нее копию.
  • попросить родителей получить копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги с места регистрации;
  • попросить родителей скопировать свидетельство о вашей регистрации по месту жительства (либо по месту пребывания);
  • попросить родителей нотариально заверить копию всех страниц паспорта;
  • попросить родителей или их законных представителей получить справку с места работы, где характеризовалась бы их трудовая деятельность;
  • измерить и записать свой рост, размер одежды, и головного убора – это называется антропометрическими данными и нужно для того, чтобы форма хорошо на вас сидела;
  • а также, если у вас есть льготы, нужно собрать документы, подтверждающие ваше право на них. Если вы сирота или остались без попечения родителей, то в приемную комиссию представляются заверенные копии свидетельства о смерти единственного или обоих родителей, копия решения суда об установлении опеки или попечительства; заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя) и рекомендация для поступления от комиссии по делам несовершеннолетних по месту вашего проживания. Сегодня, к примеру, в Казанском СВУ более 40% воспитанников – именно сироты, альтернативой такому училищу для которых был бы детдом;
  • если же у вас есть право на внеконкурсное зачисление, то вы подтверждаете его особыми документами вашего родителя-военнослужащего. В зависимости от его судьбы варианты документов разные. Если он, увы, погиб при исполнении обязанностей военной службы или умер вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, тут нужна справка или выписка из личного дела об исключении из списков воинской части и копия свидетельства о смерти. Если он действующий профессиональный военный, предоставляется справка о его работе в воинской части или организации Вооруженных Сил РФ, заверенная гербовой печатью, справка о выслуге лет (20 лет и более), заверенная гербовой печатью, или заверенная копия удостоверения «Ветеран военной службы». Если же это военный пенсионер, нужна выписка из приказа об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (общая продолжительность военной службы снова должна составлять в календарном исчислении 20 лет и более), заверенная гербовой печатью.

Не собрали всех обязательных документов? Вас не допустят к экзаменам. Хотите подать еще больше документов? Пожалуйста! Будут рассматриваться копии грамот, дипломов, похвальных листов, свидетельств, сертификатов участника зональных, городских, региональных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и других документов, свидетельствующих о ваших общественных, творческих и спортивных достижениях. Но слишком старых грамот показывать не надо: актуальными считаются только награды за последнюю пару лет.

А теперь внимание: множество копий не означает, что подлинники документов никого не интересуют! Подтверждение льгот, медицинскую книжку и выписку о школьной успеваемости с оценками за 3-ю четверть с обязательным указанием изучаемого иностранного языка вы предъявите по прибытии в приемную комиссию.

Кстати, помимо приемной комиссии самого училища существует еще и централизованная приемная комиссия. Ее состав утверждает сам министр обороны. Это обязывает отнестись к поступлению в СВУ со всей ответственностью. Конечно, есть власть в этом вопросе и непосредственно у руководителя училища. Он учреждает состав местной приемной комиссии и порядок ее работы. Комиссия существует до того момента, как министр обороны издаст приказ о том, что вы приняты в ряды суворовцев. Помимо того, что комиссия ведет прием на местах, она осуществляет и выезды в другие регионы: вдруг именно там растут мальчишки, которые станут самыми талантливыми военными! И она же составляет весьма важный список – из тех ребят, которые допущены к экзаменам. До 10 июня этот список попадает в центральную приемную комиссию. По всей форме поступают и с теми, кто к экзаменам не допущен: причины недопуска сообщают родителям абитуриентов в соответствующем письменном извещении. Несогласные вправе подавать апелляцию – однако этого нельзя сделать по результатам самих приемных испытаний. А через 10 дней списки возвращаются в училища. Правда, за это время поступающих обязательно перетасуют в зависимости от места жительства.

1 июля уже начинаются экзамены – продолжаться они будут полмесяца. Мальчишкам предстоит определение их психологической и физической готовности к обучению и, конечно же, вступительные испытания по общеобразовательным предметам (русский язык, математика, иногда – иностранный язык). И за все это выставляется единая балльная оценка. Она заносится в лист учета конкурсных вступительных испытаний и в конкурсный список. Но в первую очередь зачисляются те, кто поступает вне конкурса. А конкурсные списки кандидатов в срок до 25 июля направляются в центральную приемную комиссию, и ребятам остается ждать появления списков зачисленных кандидатов на сайте Минобороны, а родителям – извещения о зачислении их отпрыска за подписью председателя приемной комиссии с указанием даты прибытия новоиспеченного суворовца в училище.

Слишком «взрослые» условия? Как посмотреть: ведь если в большинство ссузов другого типа можно поступать и во взрослом возрасте, то сюда, в СВУ, могут поступить только несовершеннолетние.

Учеба

Сама необходимость поступать в суворовские училища не «после 9-го или 11-го класса», а раньше указывает на необходимость дать их воспитанникам качественное среднее образование. Жизнь военного (напоминаем, что часто именно профессиональные военные являются родителями суворовцев) – это сплошные переезды, и перевод его детей из школы в школу не всегда способствует росту их успеваемости. Педагоги суворовских училищ – преподавать вам будут в основном генерал-майоры – в курсе этой ситуации и знают, как в ней действовать. Для начала все ребята должны стартовать с единого уровня подготовки. Поскольку они поступают из разных школ, различия в уровне знаний неизбежны – несмотря на строгий отбор. Пробелы ликвидируются в короткие сроки – и начинается учеба по-военному слаженного коллектива!

Допустим, перед поступлением вы поняли, что военное дело – это ваше. Но ведь понять это предлагается тогда, когда основная масса школьников еще вовсю путается в возможных профилях подготовки! Заметим: военный характер образования в СВУ не означает, что все воспитанники в споре «физиков и лириков» однозначно на стороне «физиков». Педагоги не будут закрывать глаза на явное гуманитарное дарование суворовца и подскажут, как ему можно реализовать себя. К примеру, они могут обратить его внимание на сферу военного права. А изучение, скажем, военной истории мотивирует суворовца углублять свои познания и о других сферах военного дела. Кроме того, в ряде училищ ребята учат китайский язык: вот что способно завладеть вниманием гуманитария!

Кроме содержательной мотивации, в СВУ используют и материальное поощрение учащихся. Так, отличники учебы могут претендовать на стипендию Минобороны и другие виды именных стипендий (тогда как обычные суворовцы получают обычную стипендию). Но не останутся без внимания и неуспевающие: в расписаниях предусмотрены часы на индивидуальную работу с преподавателями.

Раньше курсы училища назывались ротами, и это символично. Количество ребят на курсе будет сравнимо с числом студентов на вузовском потоке – товарищей вы найдете много. А четкий распорядок дня структурирует ваше общение в новом «братстве». Время найдется и на учебу, и на труд, и на отдых, и на лечебно-оздоровительные мероприятия, и на разные виды спорта, и на жизнь в стенах училища, и на отпуск в увольнение по выходным – ведь такое расписание подлежит согласованию с Министерством обороны.

Требования к инфраструктуре училищ меняются со временем, и эти учреждения стараются соответствовать современным вызовам. Перемены происходят на всех уровнях – закупаются новые тренажеры, единая училищная сеть обеспечивает доступ к электронной библиотеке книг и учебников, оборудуются новые классы-лаборатории по общеобразовательным предметам, преподаватели организуют проектную деятельность, а психологическая служба отвечает на актуальные запросы воспитанников.

Дополнительное образование в СВУ тоже построено по-суворовски – оно четко разделено по профильным направлениям, в рамках которых реализуются соответствующие образовательные программы – а для самой молодежи, конечно, всё это выглядит как широкий выбор секций, кружков и творческих объединений.

Ребята выпускаются из училища в том звании, до которого они дослужились: допустим, вице-сержанта – но еще долгие годы, уже сделав карьеру, они помнят о том, что когда-то звались суворовцами. Это качественное образование: помимо знания основ военной профессии выпускники обладают высокими шансами на поступление в военные и гражданские вузы, ответственностью и потенциально высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Очевидно: в СВУ умеют вести педагогическую работу. Поэтому неудивительно, что в перспективе ожидается создание суворовских училищ в каждом российском регионе.

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 сентября 2016 г. примет первых воспитанников воссозданное Тульское суворовское военное училище (действовало в СССР в 1944-1960 гг.).

Суворовские военные училища (СВУ) - специализированные средние военно-учебные заведения для молодежи школьного возраста. Входят в сеть довузовских учебных заведений Минобороны России наряду с президентскими кадетскими училищами, кадетскими корпусами и др.

Из истории училищ

Впервые суворовские военные училища были образованы в Советском Союзе в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" от 21 августа 1943 г.

Документ предусматривал формирование девяти суворовских военных училищ "типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом" для подготовки молодежи к обучению в высших военных училищах. Свое название СВУ получили в честь русского полководца Александра Суворова (1730-1800).

В СВУ принимались мальчики с десятилетнего возраста, срок обучения составлял семь лет. Кроме того, существовали подготовительные классы для детей 8-10 лет.

Помимо подготовки к военной службе и обучению в военных училищах, СВУ давали общее среднее образование. Среди первых суворовцев были и участники боевых действий, некоторые из них имели правительственные награды. Воспитанники СВУ проживали при училищах и находились на полном пансионе за счет государства. В частности, им выдавалась специальная форма одежды военного образца - черного цвета, с алыми погонами, напоминавшими погоны царских кадетских корпусов.

В первый год было открыто 11 СВУ, из них девять - при Наркомате обороны (Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Калининградское, Орловское, Ставропольское). В них принимали детей военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и партизан, а также сирот, родители которых погибли во время войны.

Для обучения детей пограничников были созданы Ташкентское и Кутаисское училища. В 1944 г. были образованы еще шесть СВУ - Казанское, Куйбышевское, Горьковское (ныне - Московское), Саратовское, Тамбовское и Тульское. С 1950 г. в суворовские училища стали принимать мальчиков, окончивших 3 класса обычной школы, прием в подготовительные классы прекратился.

В 1953 г. было дополнительно образовано Минское, а в 1955 г. - Ленинградское СВУ.

С 1956 г. возраст поступающих был увеличен до 11 лет. Выпускников СВУ принимали без экзаменов на 2-й курс высших военных командных училищ.

В 1964 г. срок обучения в СВУ был сокращен до 3 лет, с 1969 г. - до двух (9-й и 10-й классы).

После распада СССР российские СВУ в 1992 г. вновь перешли на трехлетнее обучение. В конце 1990-х гг. в них был введен семилетний образовательный цикл. В 2009 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков уволил из армии работавших в училищах офицеров-воспитателей и отстранил суворовцев от участия в парадах Победы 9 мая, мотивируя это тем, что марш отвлекает их от учебной деятельности. Однако возглавивший оборонное ведомство в ноябре 2012 г. Сергей Шойгу эти решения отменил.

Текущее состояние

В настоящее время в России существуют десять суворовских военных училищ Минобороны РФ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Московское военно- музыкальное, Пермское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское (Владикавказ, Северная Осетия - Алания), Тверское, Ульяновское, Уссурийское (Приморский край), а также шесть суворовских училищ Министерства внутренних дел РФ - Астраханское, Грозненское (Чечня), Елабужское (Татарстан), Новочеркасское (Ростовская обл.), Санкт- Петербургское, Читинское (Забайкальский край).

До 2009 г. поступить в эти учебные заведения могли только молодые люди, после возможность обучаться получили и девушки.

В СВУ поступают дети с 5 класса, срок обучения составляет 7 лет. Как и прежде, суворовцы проживают в училище.

В 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу изменил правила поступления в СВУ. Прием проводится на конкурсной основе при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Были отменены льготы для детей военных, внуков Героев России, а также для внуков и правнуков Героев СССР. В случае одинаковых показателей на вступительных экзаменах предпочтение все же отдается детям военнослужащих и ветеранов военной службы.

Кроме того, правом внеконкурсного зачисления пользуются дети-сироты и дети военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.

В настоящее время дети военнослужащих составляют около 70% от всех слушателей, остальные попадают в училища по социальным нормам, как дети-сироты. Поступающих в училища оценивают по состоянию здоровья - дети должны суметь пройти физическую подготовку. По данным СМИ, в 2016 г. самый большой конкурс на поступление был в Екатеринбургском СВУ - пять человек на место.

Известные выпускники

За более чем 70 лет своей работы СВУ выпустили свыше 100 тыс. воспитанников. В числе выпускников - бывший глава МИД РФ и Совбеза РФ Игорь Иванов, директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков, председатель ДОСААФ России Александр Колмаков, начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, летчики-космонавты Герои Советского Союза Юрий Глазков и Владимир Джанибеков; режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов, народный артист РФ Александр Пашутин, музыкант Стас Намин, тяжелоатлет Юрий Власов и др.

В других странах

Помимо России, СВУ в настоящее время действует в Белоруссии (Минское суворовское военное училище).

Тульское СВУ

Суворовское училище в Туле было образовано 7 июля 1944 г. Занимало в Туле комплекс зданий на ул. Свердлова (ныне - Староникитинская), до 1918 г. принадлежавший духовной семинарии.

Расформировано 10 сентября 1960 г. на основе постановления Совмина СССР и директивы Главнокомандующего сухопутных войск ВС СССР. Вместо училища была создана школа-интернат, проработавшая до августа 2001 г. Из более 900 выпускников училища 16 стали генералами, 132 - полковниками, около 150 - защитили докторские и кандидатские диссертации.

Решение о воссоздании училища принял в марте 2016 г. президент РФ Владимир Путин. 1 сентября 2016 г. училище, возведенное на юго-востоке города силами "Оборонстроя" и Главного управления обустройства, примет 240 суворовцев пятых, шестых и седьмых классов.

После завершения всех очередей строительства в новом СВУ будут жить и учиться порядка 560 детей. С 2016 г. начальником училища является полковник запаса Дмитрий Саксеев.

История вопроса

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».

В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?

21 комментарий на «“Стоит ли поступать в суворовские училища и кадетские корпуса?”»

    Добрый день, Геннадий! Во время прочтения Вашей статьи узнала «в лицо» многие факты из жизни Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, где уже 2 года учится мой сын. Все 2 года нас обоих терзают сомнения, а именно, для чего все эти тяготы и лишения, а так же унижение и, нередко, равнодушие. Нахожусь в подвешенном состоянии, решение о продолжении или возвращении сына домой не приняла.

    Всем — Добрый день! Геннадий, спасибо за статью! Я — мама кадета. Полностью согласна с Вашим негодованием в отношении фальсификации » элитности» нынешнего кадетского образования. Причем дело касается как уровня подготовленности кадет по общеобразовательным предметам, так и военно-патриотической подготовки. К сожалению, кадетское образование, каким оно увиделось нашими глазами,скорее можно назвать декоративным, чем основательным. Современные виды презентационных публичных предоставлений информации рисуют красивую, привлекательную обложку несовершенному содержанию и качеству кадетского образования. За современным фасадом и напичканной модными интерактивными средствами обучения инфраструктуры училища, к сожалению, абсолютно неосвоенные и неработающие технологии дифференцированного обучения, способные обеспечивать эффективное образовательное и воспитательное развитие. К тому же, отсутствие заботы о дальнейшей судьбе кадет после окончания училища, тем самым, снимает ответственность с учреждения за качество результатов. И получается, что период пребывания в училище больше напоминает срок отбывания в воспитательной колонии, где отсутствие должной свободы для полноценного самосовершенствования замещается массовым приобщением к строгой субординационной дисциплине, которая если и пригодится, то только для службы в армии. Вы правы, говоря о том, что невысок и уровень физической подготовки. Большое разнообразие спортивных секций впечатляют только на бумаге. На самом же деле, этот ресурс не служит для решения задачи -выстраивание индивидуальной траектории физического совершенствования, а служит лишь для того, чтобы красиво презентовать училище как элитное, где все якобы плавают, борются,бегают, прыгают, стреляют…Ничего подобного! Кто-то плавает, потому что уже умел плавать, кто-то бегает, потому что уже хорошо бегал и т.д.. А кто особо не отличается мастерством, ходят на уроки физкультуры 2-3 раза в неделю и заняты каким-нибудь доп-ом типа «шахматы», в лучшем случае, или «бальные танцы», что «очень полезно» для общего культурного развития кадета! А многие — как не умели подтягиваться, так и не умеют, как не умели плавать, так и не умеют… Так и в чем же тогда элитность и качество? Ну, а если кто-то желает возразить: — А что ж он у вас ничего не умеет? Так я отвечу вопросом:- А кто и где должен научить мальчика тому, что необходимо ему для того, чтобы стать защитником и патриотом своей страны? Я, по своей родительской наивности, предполагала, что государство, готовя достойное молодое поколение, способное к гражданской самоотдаче, будет заинтересовано в хороших, а не в удовлетворительных результатах. А получается, что пребывание в кадетке — ради пребывания.Но мне совсем не хочется, чтобы мой ребенок, имеющий хороший интеллектуальный и физический потенциал,научился лишь хорошо заправлять кровать, рапортовать,маршировать и на выходе был неконкурентноспособен. А столкнувшись с реальным фактом очень посредственных знаний кадета 8 курса по математике и русскому языку, я пришла в ужас от того, что отбирая по конкурсу ребят при поступлении, после окончания обучения выдают, в основном, кандидатов, пригодных лишь для прохождения службы в армии.И в чем тот самый заявленный » на порядок выше»? Тогда получается прав Геннадий спрашивая, для чего проводить семь лет в казарме. Я вот тоже задумываюсь над этим вопросом. Интересно, а волнует этот вопрос государство, финансирующих всю эту бутафорию?

    Сложилось впечатление, что у автора был неудачный опыт поступления в СВУ, либо комплекс, возникший на первых курсах ВВУ в отношении того, что кадеты все-таки «каста» в хорошем смысле этого слова. Ведь многие доводы, с помощью котрых он пытается подтолкнуть к мысли о том, что учеба в СВУ(КК)- это потерянное время+изменение психики и личности, для многих является лишь плюсом.

    Геннадий, добрый день!

    Вы очень аргументированно рассуждаете. Что бы Вы могли сказать об Оренбургском президентском военном училище? У нас стоит мучительный выбор между Московским Суворовским и Оренбургским. Ребенок идет в разнос. Отец не занимается совершенно, я работаю. Потратили целое состояние на репетиторов, тренеров и пр. И самостоятельность давали, и контроль. Все пробовали. Я вижу, что он стремится к дисциплине, организованному распорядку, уважает силу. Кругом преподаватели и даже большинство тренеров по секциям и кружкам женщины! Когда давали самостоятельность, уроки сделаны из рук вон плохо, за пять минут, и весь день перед телевизором. В доме отключены все антенны, убраны компьютеры… Физически уже с сыном просто не справляюсь (даже до этого, к сожалению, доходит)…

    • Добрый день.

      В отношении Оренбургского ПКУ информации у меня немного.
      Оно было самым первым из создававшихся ПКУ, поэтому в него было вложено много денег, со всей области собрали лучших учителей etc. Учебно-материальная база намного лучше, чем в Московском СВУ. Опять же, начальник не отставной генерал, а вполне себе гражданское лицо, профессор истории Машковская Т. О. В меньшей степени представлена «военщина». По результатам прошлого года Оренбургское ПКУ стало вторым в рейтинге довузовских образовательных учреждений Минобороны, уступив только Пансиону воспитанниц МО.
      Однако идея, что в кадетском или суворовском училище воспитают настоящего мужчину — достаточно спорная. Армейская дисциплина основана на слепом подчинении — приказы не обсуждают, их выполняют. Такое отсутствие выбора приводит к отсутствию самостоятельности и ответственности в принятии решений. Та же самая история с распорядком дня: тебя разбудят, накормят, приведут в строю на занятия. И вообще: «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!» И стремление родителей определить ребёнка в такую своеобразную «продлёнку» с режимом 24/7 — это страх перед тем, что в обычной гражданской жизни ему придётся совершать самостоятельный выбор и отвечать за свои решения и свои ошибки. Но ведь без сформированного чувства ответственности не может вырасти настоящий мужчина!

      Добавлю свежие результаты по ЕГЭ в 2015 году.

      Средние баллы по ЕГЭ в Московском суворовском военном училище:
      — русский язык — 63 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 37 (РФ — 49,6);
      — физика — 49 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 53 (РФ — 53,3);
      — история — 49 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 50 (РФ — 64,8).

      Таким образом, результаты (по сравнению со среднероссийскими) ещё хуже, чем в прошлом году.
      По математике, например 80% суворовцев-выпускников показали результаты ниже среднероссийского уровня, по физике, русскому языку и английскому языку таких было по 66%. Говоря простым языком, уровень общеобразовательной подготовки большинства выпускников Московского СВУ в 2015 году хуже, чем у среднего российского школьника.

      Неудивительно, что лишь 10% выпускников Московского СВУ поступало в те военные вузы, где требуются фундаментальные знания в той или иной области: Военно-космическая академия, ВА РВСН, филиал Военно-воздушной академии, Военно-медицинская академия, Академия ФСБ России.
      Около 30% выпускников по-честному направилось в Рязанское воздушно-десантное и Московское общевойсковое.
      А остальные приняли мужественное решение защищать Родину в глубоком тылу: 40% было направлено в Военный университет, другие — в училища тыла и Таможенную академию.

      Средние баллы по ЕГЭ в Казанском суворовском военном училище отличаются непринципиально:
      — русский язык — 55,5 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 46,6 (РФ — 49,6);
      — физика — 36 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 54 (РФ — 53,3);
      — история — 58 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 45 (РФ — 64,8).

      А тем временем законодатели озабочены: в мае с.г., выступая на круглом столе в Первом московском кадетском корпусе, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил вернуться к ранее действовавшей системе поступления суворовцев в вузы (в командные училища во времена СССР они принимались без экзаменов).

      Я Вам никак не хамила в своем комментарии, а писала свою объективную оценку из собственного опыта!!! Если у Вас не сложилась жизнь и карьера то это не значит, что кто-то кроме Вас в том виноват. Нужно просто больше трудится, и не завидовать другим. Может быть Вас в детстве мама не долюбила?

      • Обиженный тон, обилие восклицательных знаков и ответ в стиле «сам дурак» являются верным признаком того, что реальное положение дел я описал предельно точно.
        Повторюсь, что Ваши иллюзии собраны из экранных сюжетов и общей радостной истерии вокруг ВС России.
        Удалась ли моя карьера? Сказать сложно — уволился подполковником, не самое высокое звание. А вот содержания в моей службе хватит на троих: службу начал рядовым по призыву; военное училище окончил с отличием; сменил девять мест службы, в том числе два за пределами России; служил и в ВДВ, и в Пограничных войсках; пять с половиной лет в «горячих точках»; 36 лет выслуги.
        А зависть мне присуща, как и остальные шесть «смертных грехов». Но я с этим борюсь.

    • Бездоказательная оценка, не содержащая ни единого аргумента.
      Про Краснодарское ПКУ мне ничего известно не было, поэтому ознакомился с результатами самообследования КПКУ (доступны на его официальном сайте). Впечатление – тихий ужас.
      В ноябре 2013 года была проведена независимая ВНЕШНЯЯ экспертиза качества знаний воспитанников КПКУ. По физике из 119 проверенных восьмиклассников 21 воспитанник получил «двойки», 64 – «тройки». И ни одной «пятёрки».
      Ещё печальнее результаты по английскому языку: из 124 проверенных восьмиклассников «двойки» получили 66 человек, а «тройки» — 32.
      У пятиклассников результаты оказались получше, но это школьный багаж, а никак не заслуга училища, в котором они на тот момент отучились всего два месяца.
      Конечно, учебно-материальная база КПКУ впечатляет, особенно на фоне сельских школ. Новые спальные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, ледовый каток. Однако 14 спортивных секций не очень-то и способствуют высокому уровню физподготовки воспитанников: уровень физподготовки 25% кадет оценивается как низкий.
      Офицером командир у Вашего племянника быть никак не может, ибо военнослужащих в штате КПКУ, как и других кадетских и суворовских училищ МО РФ, нет.
      Говорить о качестве образования в кадетской IT-школе в Санкт-Петербурге пока рано, т.к. она не только не выпустила ни одного человека, но ещё и не начинала занятия. Результат увидим только через два года, но мне почему-то кажется, что он будет таким же, как и в кадетских классах школы № 145 Санкт-Петербурга, которая с 1997 года работает в тесном сотрудничестве с Военной Академией связи им.Буденного (по результатам ЕГЭ — 36 место из 47 школ Калининского района).
      Так что мой Вам совет – не отвлекайтесь от просмотра сериалов по телевизору, благо никто Вам теперь не мешает.

      С авторам статьи во многом не согласна. Говорю об этом из собственного опыта: племяник отучился уже 1 год в Краснродарском кдетском президентском корпусе, сын поступил в IT-школу при академии связи Санкт-Петербург. Уровень обучения в Краскодарской кадетке очень высок. В отличие от большинства государственных школ есть все предметы: и физика и химия. Ни для кого не секрет, что даже в Москве в некоторых школах нет этих предметов…. А что говорить про сельские школы!!! Командир у племяника молодой офицер. Очень грамотный, заботливый и отвественный. Есть также классная руководитльница: женщина, она им там как мама …. Для того что бы поступить в кадетку Краснодар и Санкт-Петербурга нам не понадобились не связи, ни деньги. А отдали мы их туда не для того, что бы сложить с себя отвественость, а для того чтобы мальчишки получили хорошее, качественное образование, что бы они стали просто хорошими людьми… А то можно подумать автор статьи не знает, что твориться в старших классах наших школ и на улицах ….

    • Привет, Артем! Именно такой вывод и я сделал. Статья не моя честно говоря. Геннадий помогает.
      А вот с кнопками косяк вышел, они через 21 день появятся только. Мой косяк. Они теперь плагином выводятся. Придется таки в файлы новой темы лезть. Спасибо, что заметил!