Зачем вам искупительные жертвы? Смерть иисуса христа, как искупительная жертва.

Центральным местом во всём христианском вероучении является – Жертва Христа. Главный её смысл в том – что Христос взял на себя грехи всœего мира. Точнее – наказание за грехи всœего мира! Соответственно, Бог освободил людей от наказания за их собственные грехи! И тот, кто верит, что его грехи и наказание за них понёс Христос, раскаявшись после понимания этого, освобождается от своих грехов и кары за них. Лукавый поворот у сомневающихся – дескать, теперь греши сколько хочешь?.. – грехи-то прощены. При этом это очевидно не так из Писания. Ибо тот, кто верует в искупление Христом его личных грехов принимает с этой верою и остальное учение Христа͵ по которому ученик Христа – уже ʼʼне может грешитьʼʼ, ибо облёкся во Христа͵ и родился свыше в новом телœе – во Христе – для Бога, как сосуд святой для Него.

Когда я верю, что Христос умер за мои грехи и взял моё наказание на Себя – Бог освобождает меня от моих грехов и возмездия за них, ибо грехи прощены! В этом искупительное и мессианское значение Жертвы Христа. В этом открылась любовь Бога Создателя – к Своему Творению. Прощение грехов – даётся не по заслугам, а как дар , уверовавшему в Него, о чём прямо говорит Писание.

А теперь более детально остановимся на существе вопроса. Бог сотворил Человека по своему Образу и Подобию. Бог – свят. Свят должен быть и человек. Бог и сотворил Человека святым от начала. Но человек согрешил, имея свободную волю. Грех настолько противен Богу, что Он взыскивает за него – смертью. Наказание за грех – смерть (Римлянам 6-23). Зачем нужен Богу такой сосуд, который не выполняет своего предназначения? – ты же Мой образ. А Человеку нечем платить за совершённые грехи. Закон Божий требует наказания и смерти грешника. Но любовь – которая есть сущность самого Бога – не даёт человеку погибнуть! И не смотря на дьявольскую силу, склоняющую людей к греху, Бог даровал человеку свободу: человек может выбирать, как ему поступить: по своей воли или по Божьей.

Ветхий Завет – раскрывает наличие двух природ в Боге Отце – святости и любви . Святость – карает за грех (ни один грех не войдёт в присутствие Божье), любовь – не позволяет погибнуть Своему творению. Любовь Божья – проявилась в Ветхозаветную эпоху в законе о заместительных жертвах, данных в еврейском народе, вместо человека за грех – умерщвлялось животное. Бог дал через Моисея Закон о снятии греха! Жертвоприношение животного – в качестве искупления за грех, как очистительная жертва. Согрешил – значит, ты должен умереть, или вместо себя принœеси животное на смерть (Левит 9-8 ʼʼИ приступил Аарон к жертвеннику и заколол тельца, который за него в жертву за грехʼʼ). Не бывает завета без Крови. И Ветхий и Новый Завет – были на Крови. Кровь - ϶ᴛᴏ граница между жизнью и смертью (ʼʼ душа и кровь нераздвоимыʼʼ). У человека там, где есть кровь, всœегда больно, ибо там жизнь. Как не вспомнить слова героини фильма ʼʼКавказская пленницаʼʼ Нины: ʼʼгрехи не прощаются, они смываются кровьюʼʼ.

Первый завет Бога с еврейским народом был с кровью. Моисей окропил кровью жертвенного животного священную Книгу и, стоявших рядом, людей. Также при жертвоприношении животного священник кропил кровью сам жертвенник, где заклалось животное, и кропил кровью животного самого грешника. Через пролитие крови животного осуществлялось прощение греха! В Ветхом Завете даются указания о крайне важно сти кропить кровью даже всœе крайние точки тела человека: правое ухо, большой палец правой руки и большой палец правой ноги, что символизировало полное покрытие грешника жертвенной кровью! Предвестником еврейской Пасхи послужило событие, во времена которого евреи находились ещё в рабстве в Египте. Бог повелœел через Моисея, чтобы в еврейских жилищах окропили косяки и перекладины дверей домов кровью закланного жертвенного агнца; и Бог пройдёт мимо тех домов, на которых будет жертвенная кровь, а в домах, на которых Бог не найдёт жертвенной крови, – поразит всœех первенцев от человека до скота. ʼʼИ будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскуюʼʼ. Исход 12:13. ʼʼИ пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладинœе и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для пораженияʼʼ. Исход 12:23. На египетских же домах – не было крови. ʼʼИ встал фараон ночью сам и всœе рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль по земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвецаʼʼ. Исход 12:30. Отсюда произошёл еврейский праздник – Пасха (от ʼʼпесахʼʼ – пройти мимо).

По богословским толкованиям – Кровь, пролитая Христом, сродни ʼʼкрови на косяках дверейʼʼ. На ком Кровь Христа – по вере человека – Божий карающий Закон Суда – проходит мимо такой души и губительные наказания её минуют. Христос - ϶ᴛᴏ новая Пасха! Жертва – закланная за мир! На ком Кровь Христа – тот милуется на Божьем суде и жив будет , ʼʼкровь жеʼʼ – по вере человека.

Новый завет был тоже на Крови. На Крови Иисуса Христа. Крест - ϶ᴛᴏ жертвенник, по которому текла Его Кровь. Иисус на Кресте, взяв грехи всœего человеческого рода, сделался грешником, на Которого вылился весь Божий гнев за грехи всœего мира! Но Иисус даже в страданиях хотел чувствовать рядом Отца.

При этом Бог оставил Своего Сына, отошёл в сторону, чтобы всё наказание целиком пало на Христа. Иисус взывал к Отцу: ʼʼБоже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?ʼʼ Матфей 27-46.

В случае если бы каждый человек понимал, что совершалось на Кресте! – Искупление всœего человеческого рода…

Трогательный прообраз Голгофской трагедии – небольшой рассказ в Ветхом завете Библии о принœесении Авраамом в жертву Богу своего любимого сына Исаака, книга Бытиё гл. 22. Требование Бога в данном местописании может показаться нелœепым и даже жестоким, на первый взгляд, в случае если не знать, почему эта история в этой книге существует. Посмотрим: ʼʼИ было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принœеси его во всœесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром… взял с собою… Исаака, сына своего; наколол дров для всœесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог… И взял Авраам дрова для всœесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всœесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всœесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принœес его во всœесожжение вместо (Исаака), сына своегоʼʼ.

Исследователи находят в данном повествовании прообраз евангельской драмы – отданного на смерть Христа – единственного Сына Отца. Ибо Отец не пожалел Своего Сына, а в данном примере, Бог пожалел сына Авраамова! Вот, как человек дорог Богу! Цена Человека - ϶ᴛᴏ цена Иисуса Христа! Бог в данном рассказе хотел сказать, что я не пожалею Собственного Сына!

Итак, в случае если в Ветхом завете, заключённым с еврейским народом, Бог вменял человеку – исполнение заповедей, данных через Моисея, то в Новом завете, заключённым Богом со всœеми людьми, Бог вменяет человеку – веру во Христа. Веру во Христа – как Спасителя , как Искупителя , как Сына Божьего! Ибо, как пишет апостол Павел, ʼʼтеперь уже никто не оправдывается исполнением закона (то есть, ветхозаветных заповедей!), но только – верою в Иисуса Христа ʼʼ. Верою, которая находит подтверждение в делах, – уточняет Евангелие, – ибо вера без дел мертва есть! Итак ʼʼвсœе мыʼʼ, не бывшие под Заветом Бога с семенем Аврамовым, через веру во Христа – сделались таковыми, а ʼʼбывшие под Заветомʼʼ в семени Авраамовом и, не принявшие Христа͵ лишились и отпали от этого Завета. Ибо Бог – через Христа – заключил завет со всœеми людьми Христос – стал новым закланным агнцем в жертву за грехи людей. Кто верит в Христа – на том, кровь Христа! По этой причине – Божий суд, карающий, – должен проходить мимо, в случае если найдёт на душе, представленной перед Его Престолом, – Кровь Христа. Именно Кровь Христа –смывает человеческие грехи. Также и в таинстве церковного причастия человек соединяется со Христом, принимая в себя Его плоть и кровь, – не в переносном, а в прямом смысле этого слова (в православном его понимании).

Согласно, не подтверждённому точно, преданию Адам - по промыслу Божьему - был перезахоронен на Голгофской горе; таким образом, искупляющая Кровь Христа текла по Кресту на землю, в которой лежали останки первого человека - Адама, - смывая, таким образом, и его грехи, - как корня всœего человеческого рода! По этой причине на некоторых иконах - можно встретить изображение черепа Адама - под Крестом в земле...

Адам был первый человек, а Иисус был вторым Адамом, Кровь которого должна была "омыть" первого человека... чтобы искуплен был весь человеческий род! Иисус - это второй Адама, который стал, как первый, возвратив всœе благословения потомкам и даже больше, ибо, облекаясь в Христа͵ облекаются в - Бога!

Искупительная жертва - концепция о прощении греха в иудаизме и христианстве, посредством искупления, жертвоприношения , через пролитие крови жертвы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Народ Израиля познал своё первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти египетских фараонов. Слова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. ) воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего» (Пс. ) О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.

    Жертва

    Роль в истории и культуре

    С древнейших времён жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.

    По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель , Каин , Ной , Авраам , Исаак , Иаков , Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.

    Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность, а также кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертв, а также порядок их принесения. К важнейшим видам жертв относятся: жертва всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), жертва благодарности, или мирная жертва (Лев 3), а также жертва за грех (Лев 4:1 - 5:13) и жертва повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов жертвы только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (напр., жертва за грех, жертва благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).

    Ветхозаветные жертвы

    1. Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), которую приносили во искупление непреднамеренных проступков (Лев 4:2).

    Различаются четыре вида таких жертв: жертва за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), жертва за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.

    Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

    • представление жертвы (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертвенное животное следовало привести к дверям скинии . Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
    • возложение руки. Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
    • заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего её собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
    • помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
    • после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
    Библейская энциклопедия
  • диакон Андрей
  • иерей
  • архим.
  • прот. Джеймс Бернстайн
  • Же́ртва -
    1) священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
    2) приношение кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демонам, осуществляемое в рамках языческих или демонических культов;
    3) то же, что жертвоприношение;
    4) внутренний добровольный отказ человека от чего-либо во имя Единого и Истинного Бога;
    5) добровольный отказ человека от чего-либо во имя кого-либо, не обладающего Божественным достоинством;
    6) Искупительные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте; Сам Господь Иисус Христос.

    В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или от царства животных. При этом обряд жертвоприношения не подменял и не затмевал собой смысл религии. Внешняя жертва не исключала собой внутренней жертвы. На протяжении всей пророческой эпохи пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветные жертвоприношения способствовали подготовке человеческого рода к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.

    Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека , заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной . Святой сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об , «предопределенном прежде основания мира» () и даже «закланном от создания мира» ().

    Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно , явлена нам на Литургии, потому что на является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.

    Бескровная Жертва – одно из названий .

    Прот. Валериан Кречетов :
    Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
    Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель , ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
    Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.

    «И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной» (Иоанн.17:19).

    Иисус принес Себя в жертву за вас!

    Некто молился: «Господи! Помоги нам взойти на гору вечности, туда, где веет ветер истины!» Этот ветер истины уносит копоть и гарь этого мира, которыми нам приходится дышать в греховной долине. И как бы хотелось оставаться на этой «вершине вечности» как можно дольше!

    Вот оно, тихое дуновение ветра истины — Христос посвятил Себя за вас!

    Слово «посвящать» в Библии означает что-то отделить, обособить, сделать предметом особого почитания и заботы. Это понятие относилось к предметам, дням, людям, которых отделяли для Господа. Так, Господь освятил седьмой день . Это значит, что Бог выделил его из всех дней, чтобы в этот день люди не занимались обычными делами, а сосредотачивались на Нем и Его слове.

    Когда Господь освятил храм , это значило, что теперь весь храм и вся храмовая утварь должны служить одной цели – для совершения богослужения.

    Когда Господь освятил Себе левитов , Он сказал, что они не имеют права заниматься земледелием или торговлей – их призвание служить Богу в храме

    Когда Господь сказал, что Он посвящает Себя , это значит, что Христос посвятил Себя одной цели – быть нашим Спасителем. А без Голгофского креста быть нашим Спасителем невозможно.

    1. Посвящение Христа было сознательным .

    «И за них Я посвящаю Себя», - молился Спаситель. Он знал, за кого шел умирать.

    Если говорить о знании Христа вообще, то оно поразительно всеобъемлюще. Иисус единственный, Кто в полноте знает Отца Небесного. Он знает ангелов. Он знает демонов. Он знает имя каждого небожителя, знает имя каждой звёзды. Он знает каждый атом в материальных объектах Вселенной. Христос знает, сколько людей живёт на нашей планете, и сколько волос у них на голове Пророк Давид восхищался полным знанием Бога: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1-4).

    В народе говорят: чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Для нас наш ближний — подчас загадка. Мы что-то знаем о нем, но не его. Христу не было необходимости даже знакомиться с человеком. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). На тайной вечере Господь скажет то же самое: « Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18). Христу не нужно было никаких дополнительных свидетельств о людях. Он шёл на крестную смерть, зная, кто они, сколько они нагрешили, каковы их недостатки или достоинства. Он шел, говоря: «И за них Я посвящаю Себя …»

    Для нас полное знание людской подноготной обернулось бы катастрофой. Вам известно очень верное, исполненное горькой иронии высказывание Уинстона Черчилля: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю свою собаку». Обычно во время брачной церемонии супруги посвящают себя друг другу «вслепую». Они предполагают, что их возлюбленный такой, каким они его себе нарисовали. Фактически они сочетаются не друг с другом, а со своим вымыслом. И когда наступает прозрение, и они узнают о неприятных чертах характера своих «половинок» — их любовь мало-помалу начинает истощаться. Приходят горечь и разочарование. Закручивается спираль конфликта: желание становится требованием; требование – потребностью; потребность формирует ожидание; неисполненное ожидание приводит к разочарованию; разочарование к гневу; гнев к наказанию. А уж наказывать мы умеем! Молчание, критика, обидные сравнения, насмешки, битье посуды, физическое насилие, разрыв отношений – вот неполный перечень «орудий возмездия».

    Однако не так было со Христом! Господь в совершенстве знал греховность каждого человека. Он четко представлял Себе облик грешника, неприглядные черты которого изображены в пятой главе послания к Римлянам:

    • люди немощны .

    Это значит – больные и слабые. Когда , оно не подразумевает их прикованности к инвалидным коляскам или к постелям. Речь идёт о немощи духовного свойства. Один из служителей верно заметил: «Большинство своего свободного времени мы свободны делать то, что хотим. Однако мы не свободны делать то, что нужно». Люди не делают нужного для спасения души, они не радуют Бога.

    • люди нечестивы .

    Слово «нечестивы» означает «кощунники», те, кто неуважительно относится к святыне. Это порочные и развратные люди. Они сейчас на плаву. Александр Гордон сетовал: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу — разрешают» . И ему вторит писательница Нина Чагадаева: «Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны, Шнуров, в течение десяти лет развращал нашу молодежь. Не все, конечно, знают, что в уголовном кодексе есть статья за сквернословие, но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему, в Петербурге, представлялись лучшие концертные площадки ». Разносчики нечестия только потому не сидят без работы и преуспевают, что их товар без труда находит потребителя. Как говорится, спрос рождает предложение.

    • люди грешны

    Грех – это осознанное или неосознанное нарушение Божьего закона. Французский эссеист Мишель Монтень сказал: «любой порядочный человек, представь он все свои мысли и действия перед законом, заслужил бы быть повешенным десять раз в своей жизни» Люди грешат не только по необходимости, но из-за пристрастия к греху. Любовь к греху нашла свое выражение в народных поговорках: «грехи любезны, доводят до бездны», «благословясь не грех, сказал убийца», «быть на свадьбе, да не быть пьяну – грешно».

    • люди враждебны

    Они враги истины, враги Бога, враги Христа, враги церкви. Все их помышления, слова действия — это злой вызов Богу и вражда против Него. (Римл. 8, 7) Конечный результат эволюции всякого греха – Богоубийство: «Распни Его!»

    Спаситель очень хорошо знал библейскую правду о людях. И для нас остаётся величайшей загадкой, как мог пресвятой, пламенно преданный истине, безмерно ненавидящий грех Христос возлюбить мир и принести Себя в жертву за его спасение?! «Мой ум смолкает, но сердце мне твердит, любовь великое свершает и в малом дивное творит!»

    Любовь Христа – абсолютно осознанная, и оттого стойкая и неизменная. Она не знает взлетов и падений, не знает усталости, не испытывает разочарований. Она всегда на максимуме! Она вечна!

    Не прячьтесь от Божьей любви, говоря: «моих грехов слишком много, чтобы быть возлюбленным и прощенным Богом». Христос знает каждую клеточку вашего тела и каждый закоулок вашей души. Вы для Него не сюрприз. Дело не столько в вашем нечестии, сколько в Его осознанном решении спасти вас и простить. Поэтому выйдите из берлоги невежества и самооправдания, вручите себя Тому, Кто посвятил Себя вам!

    Ионафан неоднократно признавался Давиду в своей любви (1Цар.20:17). Признавайтесь в любви к вашему Небесному Давиду! Не измеряйте Его любовь вашим жалким опытом! В минуты духовных падений не рассуждайте: «если моя любовь способна обратиться в ненависть, то же самое может произойти и с Божьей любовью» Нет и нет! Господь постоянно обращён к вам Своим лицом, Своими очами, Своими устами, Своими руками! Он говорит: «приди ко Мне, усталый и обременённый, — Я успокою тебя».

    Мы должны крепко ухватиться руками веры за сознательную посвященность Иисуса Христа нам. Не выпрашивайте никаких дополнительных подтверждений любви Господа. Никогда не говорите: «Господи! Если Ты любишь меня, пусть, произойдёт то или другое. И, тогда, я смогу убедиться в Твоей любви». Никогда не произносите таких дерзких и глупых молитв, ибо они уничижают крест! Лучшего доказательства, чем Голгофский крест Бог вам предложить не может! «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

    2. Посвящение Иисуса Христа было полным

    «И за них Я посвящаю Себя» . Христос приносил в жертву не безгрешного херувима, не жертвенное животное, не золото или бриллианты, но Себя Самого. Это великая жертва!

    Господь назван Альфой и Омегой! Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Ветхий Завет относит это выражение к Иегове (Ис.48:12), Новый Завет относит его ко Христу (Откр. 1:10), подчеркивая равенство Отца и Сына. Как не существует никаких букв до Альфы, так никого не существовало до Христа. И как не существует никаких букв после Омеги, так ничто не может существовать после Христа. Он – полновластный владыка вселенной! Он начало и конец всему! Апостол Павел очень хорошо выразил значимость Христа: «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17).

    Царь царей и Господь господствующих пожертвовал Собой ради блага подданных! Творец умирает за жалкое творение, которое было бы проще уничтожить, чем перевоспитывать. Какое полное посвящение!

    Чем мы заслужили подобное отношение? Ничем! «Он выбрал крест и гвозди, чтобы завоевать твое сердце!» (М. Лукадо)

    Дорогой брат и сестра! Если эта жертва так значима, если так полно, то как вы можете сомневаться в спасении, будто оно – результат ваших усилий, а не труда, совершаемого в вас Христом? Если эта жертва так значима, то как вы можете все дальше пренебрегать ею и не пользоваться ее плодами? Послушайте: «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него?» (Евр.2:2-3).

    В житиях святых есть рассказ о том, как два пустынника ушли в город продавать свое изделие с тем, чтобы купить хлеба и вернуться в пустыню. За те несколько часов, которые они провели там, один из них согрешил, и другой пал. Когда они встретились, один сказал: Я в пустыню с тобой не вернусь, мне там больше нет места: я согрешил, я оскверню наше братство… Другой ему сказал: Бежим в пустыню, будем каяться – и Бог нас очистит!.. Он его убедил. И оба вернулись. Признались всему братству в своих грехах; им было велено в течение сорока дней, запершись в кельях, умолять Бога. И братья приходили к их окнам и дверям, и прислушивались. Первый – день и ночь исповедовал свой грех, плакал над собою, говорил Богу, что нет ему уже надежды на спасение. И братья изумлялись такой силе раскаянья. А у кельи другого они стояли в недоумении, потому что после первого исповедания подвижник стал петь пасхальные песнопения. Благодарить Бога за Его любовь, за Его милосердие, за то, что Он – спасение. Они отходили, покачивая головой: этому, верно, не спастись, он не умеет каяться… Прошло сорок дней, и оба вышли из своего келейного заточения. Первый сказал, что за эти сорок дней он до глубины познал свое недостоинство, понимает, что ему нет места в братстве, посвященном чистоте, подвигам и Богу. И он ушел из пустыни и погряз в грехе. А другой вышел с сияющим взором: он говорил о том, что Бог – его Спаситель, что все возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. И он остался, и долголетним подвигом вырос далеко за ту меру, от которой он отпал… Он спасся надеждой, он спасся той искрой радости, которая отличает надежду как предвкушение, от веры, являющейся лишь убеждением». (Митрополит Антоний Сурожский)

    И если Христос отдал Себя нам полностью , также не будем ничего в нашей жизни считать своей безраздельной собственностью. Пусть Ему принадлежат ваши душа и тело, пусть Его славе служат ваши средства, семья, и работа. Господь! Всё отдаем Тебе в ответ на Твое полное посвящение!

    3. Посвящение Иисуса Христа было целенаправленным .

    «И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной ». Конечная цель посвящения Спасителя – наше освящение. Спаситель не шел на крест вслепую – «будь, что будет». Иоанн пишет: «Иисус же, зная все, что с Ним будет…» (Иоан.18:4). Он знал, кто будет допрашивать его во дворе первосвященника, кто нанесет ему первый удар по голове. Он знал, как поиздевается над ним Ирод, как Пилат будет выкручиваться из щекотливой ситуации; Он знал, сколько ударов плетьми обрушится на Его спину, и какой тяжести взвалят на Него крест. Он знал, сколько шагов Он пройдет до Голгофы, и с какой болью отзовутся Его руки и ноги на пригвождение ко древу Креста. Он знал, сколь горькой окажется чаша временной разлуки с Отцом. Он знал, также и цель подвига - освящение учеников.

    Эта желанная цель всегда была у Него перед глазами: «Предназначение человека не в счастье, не в здоровье, а в святости. Святость — это непорочное хождение ногами, непорочная речь устами, непорочное мышление мозгами. Для человека важно только одно — примет ли он такого Бога, Который хочет его сделать святым. Бог — это не машина для того, чтобы навечно благословлять людей. Он пришел не для того, чтобы спасти людей от погибели из жалости к ним, Он пришел, чтобы спасти людей от погибели, потому что создал их для святости». (Чемберс)

    И вновь Господь подчеркивает, что средством освящения является истина. Как часто верующие забывают это! Они стремятся достичь освящения через покаяние, через жесткую дисциплину, через запреты, но не через познание истины. Отсюда и возникают печальные искажения.

    Как-то я был приглашен на библейскую конференцию. Я сел в первом ряду возле незнакомого мне брата. Мы поприветствовали друг друга, познакомились. И без вступительных слов он рассказал мне свою печальную историю. «Было это на Украине в годы активного разделения в братстве ЕХБ. Я был ответственным за молодежь в общине Совета Церквей. Мы посещали с благовестием церкви, в том числе и регистрированные. Старшие братья дали нам наказ: «Пресвитеров регистрированных церквей не приветствуйте!»

    Итак, мы прибыли в регистрированную общину, где нам любезно предоставили возможность петь и проповедовать. После служения пресвитер церкви, отсидевший при Сталине десять лет за веру, подошел ко мне и, протянув руку, сказал: «Приветствую, брат!» Взглянув на него, я спрятал руку за спину и сказал: «Нам нельзя приветствоваться с вами!» Старец растерялся. Слезы покатились из его глаз на белую бороду, а рука повисла в воздухе. После недолгого замешательства он произнес: «Да благословит тебя, Господь!»

    Брат окончил свой рассказ. Видно было, что, несмотря на прошедшие десятилетия, его глубоко печалил поступок активной юности. А я думал, как же легко бывает в пылу борьбы за чистоту веры пренебречь Писанием и придумать свои способы освящения – «регистрированных пресвитеров не приветствуйте». А где ? А где же уважение к автономии церкви, которая имеет право решать, кого приветствовать, а кого нет? И еще я понял, как милостив Господь! В моем брате-собеседнике живет Христос. Когда-то Он нежно обличил эту неправедную горячность, это пренебрежение словом Божьим. Подлинное освящение возможно только от могущественного воздействия Библии. За нашу преданность Слову и возрастающее от него освящение Христос взошел на крест!

    Виктор Семенович Рягузов г.Самара

    - Отец Сергий, сущность искупительной Жертвы Христа - это тайна, непостижимая даже для ангелов (1 Пет. 1,12). Причем, сия тайна постигается больше сердцем, чем умом. Не потому ли единого, "официального" (по словам о. Олега Давыденко) учения об Искуплении в православном богословии пока нет?

    - Небольшое уточнение: словосочетание "искупительная Жертва" надо применять очень осторожно, так как на понятие "искупление" делается основной упор в католическом вероучении. Даже богословы, цитируя одни и те же места из Священного Писания, могут прийти к совершенно разным выводам. Всё зависит от того, с какой точки зрения они будут рассматривать Слова Божии. К примеру, борец с западной юридической теорией спасения - святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже употреблял это понятие в своих поучениях: "Сын человеческий... имел право прощать все грехи человекам как принесший Себя, всесовершенного Бога, в искупительную жертву за человечество и уничтоживший все грехи человеков, и малозначительные, и многозначащие необъятным, безмерным значением искупительной цены... Всех грешников, принявших искупление при посредстве покаяния и веры, Спаситель оправдал, хотя человеки и осуждали; напротив того, всех, отвергших искупление чрез отвержение покаяния и веры, осудил, хотя человеки признавали их праведными, достойными и уважения и наград"...

    Итак, что же произошло почти две тысячи лет назад? Сам Бог пришел на Землю. Тайна, не постижимая никогда - как Бог мог воплотиться? Ни в одной религии мира нет такого, чтобы Сам Создатель пришел ради твари (человека). Что значит Искупительная Жертва? Если сказать просто, то особенно ярко смысл этих слов раскрывается в празднике Крещения Господня... Христос пришел на воду Иорданскую, где Иоанн крестил людей, говоря: "Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное". Люди каялись и принимали крещение в Иордане. Разрешения от грехов, конечно же, не получали, но это было подготовкой к появлению Спасителя. И вот приходит креститься Сам Господь. "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"... Людям же Предтеча говорил: не подумайте ничего плохого про этого Человека - "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". Обратите внимание: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29). И Он крестится от Иоанна как простой человек.

    Приведу очень грубую параллель: судят банду хулиганов, а один невиновный человек, присутствующий в зале суда, встает и говорит: "Я это сделал, всю вину беру на себя..." Все преступления (грехи) на него вешаются, его сажают в тюрьму, а остальных отпускают... По сути дела, тут происходит то же самое.

    То есть Господь, Сам будучи безгрешен, пришел креститься от Иоанна Предтечи. И в ответ на недоумение Крестителя говорит ему: "...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). А Правда эта заключается в том, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, на Иоанне Крестителе завершается Ветхий Завет: то есть всё, что надо было исполнить по Ветхому Завету, Господь исполнил - и с Иоанна же начинается Новый Завет. Преемственность Ветхого и Нового Завета содержится в следующих словах Иоанна Предтечи, который говорил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Господь, выйдя на проповедь роду человеческому, сказал то же самое слово: "Покайтесь...", - то есть Его учение не было другим. Вот связующая точка. Поэтому, когда мы говорим о Жертве Христовой, то имеем в виду, прежде всего, то, что Господь, будучи непорочен и свят, взял на Себя нашу больную, зараженную грехом природу и исцелил её в Себе Самом.

    Превосходство духа над плотью Господь показал нам на Горе искушений. Помните из Евангелия сорокадневный пост Спасителя?.. Когда плоть Христа была измождена уже до предела, к Нему приступил диавол, говоря: "...если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Господь же ему сказал - вот, насколько дух выше тела! - "...написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Мечом Слова Божия Христос победил лукавого и в последующих двух искушениях. Спаситель сумел, находясь в немощи, противостоять всем искушениям. Чтоб яснее это представить, надо побывать в Иудейской пустыне.

    Жуть неописуемая! Ночью там холод, днем - испепеляющая жара. Это я ощутил на себе, в поездке по Святой Земле, когда размыло дорогу и наш автобус не смог двигаться дальше. Около четырех часов мы были вынуждены бродить по пустыне. С утра было свежо: конец ноября, практически, зима. Потом солнце взошло и стало, мягко говоря, жарковато. И это-то зимой, а летом что там творится?.. Это же ужас! Хорошо один раз увидеть те места, погулять там часика четыре. Но постоянно там находиться!.. Это жутко. Тот, у кого слабая фантазия, может почитать первые главы Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" о том, как люди под пытками - бессонница, голод, холод - подписывали любые бумажки против себя. А тут Господь страшнейшие испытания - по плоти - переносил по Собственной воле, с поразительным мужеством, совершенно не думая при этом о Себе. Когда мы поднялись на Гору искушений, мысль была только одна: как Господь все это претерпевал?.. Об этом замечательно написал протоиерей Глеб Каледа: "Горячая южная страна. По своему опыту могу засвидетельствовать, что, когда в тени 44? С, кажется, что твой организм уже не принадлежит тебе. На камни, раскаленные под лучами солнца до 50-60? и даже до 70? С, нельзя сесть в обычной одежде. Как-то мы шли ущельем среди черных камней, и собака стала подвывать: тропа обжигала ей лапы. Пришлось ее взять на седло. Если попытаешься взять железный предмет, сразу разжимаешь пальцы: жжет.

    А представьте себе, что, переходя от селения к селению, из города в город, надо подниматься на горы и спускаться с них. Высота гор в Палестине достигает 1 км и более... А у Иисуса Христа это были не единичные маршруты, после которых Его ожидал отдых у какой-нибудь речушки или ручейка, а постоянный труд изо дня в день. После переходов Его ждали встречи и беседы с людьми; больные, слепые, немые, бесноватые и прокаженные жаждали исцеления... Его последний переход из Иерихона в Иерусалим это шесть часов под палящими лучами солнца по ничем не затененным тропинкам, через нагромождения скал, когда приходилось преодолевать восхождение более чем на 1000 метров. Это требует больших усилий... Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его". Воистину, яркий пример жертвенной любви Спасителя к людям!..
    Духовность - это работа над духом, не над плотью, а именно над духом. Плоть должна подчиняться духу.

    - Отец Сергий, как бы Вы объяснили цель и суть искупительной жертвы Спасителя и каковы спасительные плоды Искупления?

    - Цель проста. Как говорят наши богословы, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. А суть именно в исцелении нашей природы. Разумеется, это исцеление происходит не автоматически, а в зависимости от наших трудов и жизни по заповедям Божиим. Насколько мы обращаемся к Нему, настолько же и Он приближается к нам. Как говорит апостол Иаков: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4:8)... Насколько мы обретем Бога, настолько же мы примем исцеление и обожимся. Бог стал человеком, а человек должен обожиться. Мне очень понравилось одно сравнение: почему крещенская вода не портится? - потому что в нее сошел Христос. Вот и человеческая душа не испортится, если в нее сойдет Христос. А не испортится, значит, сохранится. Сохранится для вечной жизни.

    Суть искупительной Жертвы Спасителя, к счастью нашему, весьма очевидна: "...Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин. 5:19). Господь показал нам пример, дал Евангелие. А плоды заключаются в том, что все мы можем и обязаны побороть грех, распять свою плоть, "потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе..." (Рим. 3:23-24). "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:1). Вот и всё. Другие плоды искупления, а вернее, спасения - здоровье, богатство, красота и т.д. - второстепенны: мы зачастую болеем, мы и умираем, мы страстные и так далее. Совершенное же исцеление человека происходит постепенно, завершаясь в "жизни будущего века".

    - От священников приходилось слышать, что некоторые верующие причащаются, не понимая смысла Голгофской Жертвы Спасителя. И апостол Павел говорил о том, что многие причащаются, "не рассуждая о Теле и Крови Христовой". Хотя в Писании и святоотеческой литературе об оправдании Кровью Агнца сказано многократно (св. Василий Великий даже учил: "Цена человека есть Кровь Христова").
    Почему же среди широких масс верующих пока нет осознания величайшего значения Крови Христа для нашего спасения?

    Потому что, к сожалению, многие в причастии ищут только чувственные ощущения и переживания. Святитель Серафим (Звездинский) писал о необходимости осознания того, ЧТО Господь совершил ради нашего спасения, пролив за нас Свою Кровь: "Блаженный Августин, так восклицает: "...Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии". И вот почему: в литургии Христос отдаёт Себя верным - Тело Своё и Кровь Свою Животворящую. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело, Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они перед нею... Новый Завет, установленный Христом Спасителем, великую радость внёс в жизнь людей. Вкусив Тела и Крови Христа, люди приобщались Божественному естеству, впервые вошёл в дом их души Господь. Душа людей стала храмом Божиим. О, какое это бесконечное, великое счастье".

    И наша жизнь должна быть целиком приготовлением к причащению, к Литургии. Литургией мир держится. Конечно, у нас есть Великий Пост, время сугубой работы над собой. Но если как следует готовиться к Причастию только в этот период, то этого слишком мало. Мы должны жить ради причащения, ради соединения с Богом. Это необходимо сделать правилом нашей жизни. И при том большое значение имеет то, как нами воспринимается Сама Жертва, Страдание Христово.

    Сейчас в церковных кругах идет много разговоров о том, как часто нужно причащаться. Здесь также, надо различать духовность и душевность. Как опять же говорил святитель Серафим: "Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь". А что происходит у нас? Например, приходит ко мне человек и говорит: "Меня старец благословил каждую неделю причащаться". Я начинаю уточнять: "Слушай, похоже, что-то здесь, не так. Старец, наверное, благословил тебя не каждую неделю причащаться, а жить так свято, чтобы ты мог каждую неделю причащаться. Это значит жить внимательно по отношению к себе. Правильно?.." А то живут, как поросята, и говорят: "У меня есть благословение старца на частое причащение". Вечером у них телевизор, днем работа, беготня по магазинам, бессмысленные и пустые разговоры... На скорую руку вычитали "Правило..." и идут причащаться со спокойной совестью: старец благословил. Выходит, старец, давший то благословение, берет на себя ответственность за людскую бездуховность. Так же получается?..

    Значит, когда говорим о частоте причащения, надо иметь в виду, прежде всего, то, как ты к этому готовишься. Если у тебя есть благоговейное желание, уповая на бесконечное милосердие Божие, воссоединиться с Богом - пожалуйста. При этом, конечно же, ты понимаешь, что не все в твоей душе гладко и ровно. Когда, желая выздороветь, мы обращаемся к врачу, то исполняем и его предписания: лекарство пьем, воздерживаемся от чего-то. Точно так и здесь: нужно не просто стремиться к Богу, с грязными лапищами-то... Главное - душу приготовить для Великого Гостя, очищаясь от своих страстей. Ведь Причастие - не просто какое-то экзальтированное желание: "Ох, хочу причаститься!" А это Средство, которое мне сугубо помогает побороть свои немощи, укрепить дух, сделать шаг навстречу к Богу. Это надо ставить на первый план. Кто-то причащается раз в год, кто-то - раз в полгода. Есть средний путь: причащаются через два воскресенья на третье. Или, грубо говоря, один раз в месяц. Но, опять-таки, при условии внимательного отношения к себе, трезвения. Потом можно прибегать к Таинству почаще. Но почаще, зачастую, не получается из-за нашей суетной жизни.

    Поэтому хочется больше говорить о Таинстве исповеди, чтобы люди не забывали, что к нему нужно прибегать как можно чаще. Причащаться - раз в месяц, а исповедоваться желательно каждую неделю. Именно исповедоваться, а не просто перечислять грехи, которые натворил. Повторюсь: именно каяться. В Троице-Сергиевой Лавре у некоторых монахов есть традиция - исповедоваться ежедневно. Это страшно, тяжело, но такова работа над собой... Да, некоторые говорят, что священство причащается за каждой Литургией. Мол, а чем миряне хуже?.. Но почему бы этим ревнителям частого причащения не вспомнить и предостерегающие слова свт. Иоанна Златоуста о том, что священнику практически невозможно спастись!.. Кто-то сказал, что священник должен быть чище солнечных лучей. И если кое-кто из пресвитеров сему не соответствует, то это не значит, что у всех так должно быть. Священник обязан постоянно духовно возрастать, а не опускаться.

    - Благодаря искупительной Жертве Христа, апостол Петр смог сказать христианам: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел..." (1 Петра 2:9). Как эти слова правильно понимать воцерковленным мирянам?

    - Это замечательный вопрос. Здесь сказано о Церкви Христовой. Церковь - это Тело Христово, а уды от части (а порознь - члены (1Кор. 12:27)). "Род избранный", мы отсечены "от дикой по природе маслины и не по природе привились к хорошей маслине" (Рим. 11:24); "Царственное священство", то есть наш Царь и Господь - Царь славы; народ святый - Он искупил нас Своей Кровью. "Народ святый" - Церковь Святая, не просто какие-то люди, а народ, то есть Тело свято... Понятно, что мы говорим о Церкви, именно как о Теле Христовом. И здесь очень важно понимать, что же это такое.

    - В Новом Завете сказано, что "Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона..." (Гал. 3:13). Как видим, Христос искупил нас от проклятия закона. А что такое "проклятие закона" можно узнать, обратившись к Пятикнижию, первым пяти книгам Библии. Ознакомившись с ними - или законом, - мы узнаем, что проклятие или наказание за нарушение заповедей Божиих тройное: богооставленность и духовная смерть, полное расстройство земных дел ("Прокляты будут житницы твои и кладовые твои" (ст. 17)), а также телесной крепости и здравия (см. Второзак. 28:15-22, 27-29, 35, 58-61). Можно ли говорить, что благодаря Искуплению, Господь открыл нам путь не только к спасению души, но и, вместе с тем, к богатству (на всякое доброе дело (см. 2 Кор. 9,8)) и к телесному здравию (во славу Божию)?

    - Закон дан по причине преступлений людей перед Богом, и он существует для того, чтобы оградить грех. Это как бы заборчик: ограничивает территорию, куда уже нельзя ходить. Господь же Своим Воскресением эти установления исполнил, наполнил, довел до совершенства. Новый Завет - Новое Евангелие. И то, к чему должен теперь стремиться человек, каким он должен быть, стало несравненно выше. Об этом говорится в Нагорной проповеди.

    Обратимся к Евангелию от Матфея. Христос дал учение о Заповедях блаженства (Глава 5). И дальше начинаются интересные вещи. Господь посылает Своих учеников на проповедь, говоря им, что они будут бесов изгонять, исцелять болезни. А потом Спаситель дает им обещание о награде. Какая же это была награда? Много денег? - Нет! Христос обещает апостолам страшную награду: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков" (Мф. 10:16) То есть не обещает им Господь ни богатства, ни телесного здравия. Он говорит: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20), "ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего" (Мф. 10:24). Господь показывает, что будет с теми, кто решится последовать за Ним. Нигде не сказано, что на тебя сразу свалятся все земные блага. Единственное, что мы знаем: Господь дает нам только всё полезное для нашего спасения. Если нам будет полезно богатство, оно будет, но, разумеется, к нему нельзя привязываться; если телесное здравие послужит нам пользу - будет и оно. По словам иеромонаха Иова (Гумерова), "Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни".

    А монахам, считается, лучше всегда немножко болеть, чтобы не расслабляться. Поэтому тут спасение души и телесное здравие вступают в противоречие...

    - Пророк Исаия сказал о Христе: "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились". (Ис. 53) Можно ли здесь под словом "исцелились" понимать как духовное исцеление, так и физическое?

    - Духовное, можно подразумевать, - физическое отчасти. Почему? Потому что от любого греха страдает тело. Переедаем - получаем соответствующий результат; нервничаем - тоже самое. Если же человек смиренный, спокойный, живет по воле Божией, понимая, что всё в руках Божиих, то, конечно же, это будет сказываться и на его организме. То, что есть прямая зависимость физического от духовного, - ни у кого не вызывает сомнения.

    - О высоком достоинстве человека во Христе говорили многие святые, например: преп. Макарий Великий, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский. Почему же сейчас на эту тему мало кто из священников проповедует? Почему практически никто не призывает православных мирян быть сильными в Боге, в основном же, акцент ставится только на немощах и скорбях, хотя свт. Феофан Затворник учил: "Слово "не могу" - не христианское, все могу, но не сам по себе, а в "укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4)".

    - Нет, тут я не соглашусь, что акцент ставится только на немощах и скорбях. Каждый раз, во время совершения Таинства Елеосвящения, мы цитируем послание Апостола Павла, обращаясь именно к больным и немощным: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных" (Рим. 15:1) Это неслучайно включено в Таинство Елеосвящения, ведь немощь - это состояние души...

    Мы сильны не сами по себе, а в Боге. Проповедуя Господа, мы поем: "Воскресение Христово видевше..." Мы живем в надежде, имея неиссякаемый источник Божией помощи, оптимизма, энергии - назовите это, как хотите. Да, у нас - конкретно, у меня - силы нет, но я же - часть Тела Христова. Глава - Христос, а Церковь - Тело. Если у меня чего-то нет, то в Церкви, у Бога есть. Без Бога я - ничто, я - немощь, я - тлен. А с Богом я всё могу, "всё могу, - как сказал Апостол Павел, - в укрепляющем меня Христе".

    Почему Вы считаете, что о "высоком достоинстве человека во Христе" мало говорят? Это совсем не так. Написано: "Малым чим умалил от ангел ", - то есть мы мало чем отличаемся от ангелов. Про Богородицу вообще говорят: выше ангелов, Херувимов превысши. И человек - это очень высоко. Всем сердцем ищущие Бога приближаются к обожению... По этому поводу хорошо сказал иеромонах Иов (Гумеров): "Достоинство человека состоит, прежде всего, в его богоподобии, ибо Господь Творец почтил его Своим образом и подобием. После грехопадения человек умалил это достоинство, но не лишился его окончательно. Цель Боговоплощения и спасительной Жертвы Сына Божия заключается в том, чтобы возвести человека в первое его достоинство... Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим" (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке). Чувство собственного достоинства человека возникает на основе сознания своего высокого звания и назначения... Восприятие своего христианского достоинства уверовавшему человеку не приходит сразу, а лишь по мере полноты веры и духовного преуспеяния. Используя мысль одного древнего философа, можно провести такое сравнение. Если бы кого-либо усыновил царь, то на какую бы степень поднялось его чувство собственного достоинства и положения. Однако всех нас усыновил Небесный Царь! А много ли среди нас тех, для кого это стало источником всепобеждающей радости. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь (2Пет.1:10)".

    - Батюшка, объясните, пожалуйста, попроще для наших читателей, что такое обожение?

    - Обожение - это процесс, на земле он вполне не завершается, это происходит только по земном отшествии. Что такое обожение - соединение с Богом, что означает быть с Богом всегда. То есть приобрести ангельское состояние, при котором человеку возможно постоянно быть в добре, не грешить. И здесь надо сделать выбор в пользу добра или зла. Ведь борьба этих двух начал идет всю жизнь. Либо мы выбираем Жизнь, либо смерть. Причем, это можно сделать, только будучи в теле, на земле. Грубо говоря, по отшествии в мир иной я уже ни обозваться, ни подраться не смогу, и сделать добро или покаяться там тоже будет невозможно... Мера святости человека - не в том, насколько он был побежден грехом, а в том, насколько упорно он с ним боролся. Упал - вставай. И речь тут идет не о том, чтобы совсем не падать, но чтобы вставать и продолжать бороться. Поэтому нельзя сказать: всё, с сегодняшнего дня я достиг... обожения! В Патерике полно примеров, когда, приходя в такое состояние, многие падали.

    Иногда говорят: "Человек - это звучит гордо!" Но это действительно так лишь в том случае, когда личность что-то значит. А значить, опять-таки, она может, только пребывая с Богом. Без Бога она - ноль, "ю" без палочки получается, ничто. "Гомо сапиенс", "человек разумный" - принято говорить обо всех. Мне же кажется: если ты - человек разумный, то для начала подумай, кто ты, что с тобой будет дальше, какова цель твоей жизни, что будет с тобой за гробом, что происходит у тебя в душе? Ответь себе на эти вопросы - и будешь по-настоящему разумным. Беда в том, что мы в большинстве своем - не "гомо сапиенс". Принимая какие-то решения, надо же поразмыслить: что мы делаем, с точки зрения Вечности? Но обычно мы так не поступаем... Человек создан по образу и подобию Божию, и эту красоту надо в себе открыть, сохранить и пронести через всю свою жизнь. Человек - это, в первую очередь, дух, а не тело. Это тот ларец, в котором живет Дух Божий, ведь "Царство Божие внутри нас есть".

    - О чем еще Вы хотели бы сказать по теме Искупления, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

    Тело Христово - это живой организм. Образно говоря, кто-то - ушко, кто-то - пальчик, кто-то - рука... Как объясняет апостол Павел: "...членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны" (1 Кор. 12:20-21). Если один из членов страдает, то все тело болеет... Мы - единое целое и должны заботиться друг о друге. Мы - неделимый, живой организм, Церковь Божия, Тело Христово... А поскольку мы - живой организм, то не можем мыслить в отрыве друг от друга, отдельно от головы - Христа, от Церкви, от единства Евангелия, единства учения, от единства веры. Не можем. В организме человека всё взаимосвязано: нервная система, сердце и т.д. Так же и в Церкви. Находясь в ней, мы - в Теле. Повторюсь, когда мы молимся друг за друга, то делимся как бы своим духовным иммунитетом.

    Любая молитва - дело любви. Если же при этом мы ничего не делаем, ничем не жертвуем, то такая молитва не имеет силы. Это с одной стороны. С другой - молиться надо за всех: и за врагов, в том числе. Основные же условия молитвы - внимание и покаяние. Молитва должна произрастать на почве покаяния, веры. Ведь если нет покаяния, нет и веры...
    Беседовал Андрей Сигутин
    Впервые опубликовано в Калужском епархиальном журнале "Православный христианин"

    Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

    Другие способы помощи

    Комментариев 12

    Комментарии

    12. Агапит : Вере и Василию на комм. 10 и 11.
    2010-01-05 в 21:44

    Архим. Рафаил (Карелин)- ученик и сотаинник Глинских старцев, преп. Саввы Остапенко, митр. Зиновия (Мажуга) и сонма Кавказских подвижников-прекрасно разоблачает неообновленцев, в т. ч. по части сотериологии. Спасибо, Василий, за ссылку.
    Вера! Книгу Гнедича читал "на бумаге", да я бы глаза пожёг, если бы прочёл всё это с экрана монитора. Зайдите, если интересуетесь, на сайт о. Рафаила, и там найдёте много интересного. Обещаю, не пожалеете!
    Паки и паки с Сочельником и Рождеством!

    10. Вера. : 9. Агапиту
    2010-01-05 в 19:51

    Жаль, что Вы не цитируете П. Гнедича.
    Мне не приходились ещё слышать об этой "нравственной" теории спасения.
    Не знаете, в сети выложен этот труд?
    Очень хорошо сказал прор. Исаия: "наказание мира нашего было на Нём, и язвами Его мы исцелились."
    А уж с "ветхим человеком" в себе многие хорошо знакомы, увы...
    Вас, тоже, с наступающим Рождеством Христовым!

    9. Агапит : Вере на комм. 8
    2010-01-05 в 18:26

    "В труде прот. П. Гнедича есть конкретные ссылки на авторов подобной теории?"

    Да, прежде всего этот объёмный труд носит посвящение патр. Сергию (Страгородскому) с его "Православным учением о спасении", также идёт подробный разбор монографий: Антония Храповицкого, Илариона Троицкого, М. Тареева, А. Туберовского, Е. Трубецкого, Хомякова и Несмелова.
    Книга написана очень простым, увлекательным языком так, что автор достиг обратного эффекта: лишний раз убедил меня в том, что "юридическая" и "нравственная" теории истинны лишь в своём диалектическом единстве, но никак не в противопоставлении.
    По-моему, подобным образом излагает это свт. Григорий Богослов в знаменитом "Слове на Пасху".
    С наступающим Спасовым Рождеством! Удачи!

    8. Вера. : Агапиту
    2010-01-05 в 17:03

    "Модернисты всех мастей придерживаются т. наз. "нравственной" теории спасения, в которой Крестная смерть является лишь закономерным итогом служения Христа на земле. Понятие "жертва" приземляется до уровня человека, совершившего подвиг и тем самым принесшего себя в жертву за идею. Ей придаётся назидательно-педагогический смысл."
    ---
    В труде прот. П. Гнедича есть конкретные ссылки на авторов подобной теории?

    7. Агапит : В защиту Юридической теории
    2010-01-05 в 16:24

    Вот, недавно прочёл труд прот. П. Гнедича: "Догмат искупления в русской богословской науке."
    Модернисты всех мастей придерживаются т. наз. "нравственной" теории спасения, в которой Крестная смерть является лишь закономерным итогом служения Христа на земле. Понятие "жертва" приземляется до уровня человека, совершившего подвиг и тем самым принесшего себя в жертву за идею. Ей придаётся назидательно-педагогический смысл.
    На самом деле, нашему Спасению служит вся жизнь Богочеловека, от Воплощения в чреве Богоматери и Рождества, до Воскресения, Вознесения, ниспослания Св. Духа и основания Церкви, где мы и спасаемся.
    На Голгофе Христос принёс искупительную Жертву Св. Троице за грехи мира. Прор. Исаия пишет: "наказание мира нашего было на Нём, и язвами Его мы исцелились."
    Следует заметить, что "юридическая теория" лишь в доступных человеческому разуму формах излагает тайну Искупления, непостижимую, как Сам Господь.
    PS: Христос суть второй Адам, но первый, "ветхий" Адам сидит в каждом из нас также прочно, как и в дохристианские времена.

    6. Вера. : о славе
    2010-01-05 в 15:41

    Raminus Pollus укажите, пожалуйста, разделы в книге Патриарха, за которые Богу не слава.

    Митрополит Кирилл «СЛОВО ПАСТЫРЯ»
    БОГ И ЧЕЛОВЕК. ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ
    БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

    Cодержание

    · К читателю «Слова пастыря»
    · О вере
    · О Богопознании
    · О Божественном Откровении
    · О Священном Писании
    · Как нужно читать Библию
    · Что мы знаем о Боге из Библии
    · О соединении с Богом
    · О сотворении мира
    · О двусоставной природе человека
    · О предназначении человека и нравственном законе
    · О грехопадении
    · О наследовании первородного греха
    · О Священной истории
    · Авраам. Ветхий Завет
    · О племени Авраама
    · Исаак, Иаков, Иосиф
    · Моисей. Ветхозаветная Пасха
    · Исход евреев из Египта. Десять заповедей
    · О судьях, царях и пророках
    · О Богочеловечестве
    · О Святой Троице
    · Исторические свидетельства об Иисусе Христе
    · О происхождении Евангелия
    · О достоверности Евангелия
    · О Благовещении Пресвятой Богородицы
    · О Рождестве Христовом
    · О Богоявлении - Крещении Господнем
    · Начало общественного служения Иисуса Христа
    · Искушение Христа в пустыне
    · О Заповедях Блаженств
    · Нагорная проповедь.
    Соотношение Ветхого и Нового Заветов
    · Нагорная проповедь.

    непротивление злу и любовь к врагам
    · Нагорная проповедь.
    Молитва Господня
    · Нагорная проповедь.
    Основные положения христианской этики:
    о посте
    · Нагорная проповедь.
    Основные положения христианской этики:
    нравственные приоритеты в жизни
    · Нагорная проповедь.
    Основные положения христианской этики:
    неосуждение ближнего
    · Нагорная проповедь.
    Основные положения христианской этики:
    два пути в жизни
    · Чудо. Чудеса Христовы
    · Чудо в современном мире
    · Притчи Спасителя
    · Палестина - земное отечество Иисуса Христа
    Иордан - Галилея - Иерусалим
    · Основные этапы земной жизни Иисуса Христа:
    Самария - Назарет - Капернаум - Иерусалим
    · Возвращение в Галилею
    · Призвание апостолов на проповедь
    · Пророческое служение Иоанна Крестителя
    · Чудо насыщения пяти тысяч
    · Проповедь Спасителя о Хлебе Жизни
    · Христос в Сирофиникии
    · Окончание общественного служения Иисуса Христа в Галилее
    · Слово о Кресте
    · Преображение Господне
    · Последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
    Избрание семидесяти апостолов
    · Иисус Христос на празднике Кущей в Иерусалиме
    · Иисус Христос в Иудее.
    Притча о милосердном самарянине
    · Марфа и Мария.
    Иисус Христос на празднике Обновления храма
    Учение о загробной жизни
    · Иисус Христос о конце света.
    Притча о мытаре и фарисее
    · Возвращение Иисуса Христа в Иудею.
    Воскрешение Лазаря
    · Иисус Христос и дети
    · Иисус Христос в Заиорданской области.
    Притча о богатом юноше
    · Возвращение в Иудею. Иисус Христос в Вифании. Шесть дней до Пасхи
    · Торжественный вход Господа в Иерусалим
    · Иисус Христос в Иерусалиме
    · Страстная неделя.
    Предсказание о разрушении Иерусалима и кончине мира
    · Страстная неделя.
    Иисус Христос о Втором Пришествии и Страшном суде
    · Страстная неделя.
    Предательство Иуды
    · Страстная неделя.
    Великий четверг
    · Страстная неделя.
    Тайная вечеря
    · Страстная неделя.
    Прощальная беседа с учениками
    · Страстная неделя.
    Первосвященническая молитва
    · Молитва Спасителя в Гефсиманском саду
    · Взятие Спасителя под стражу
    · Суд Синедриона
    · Отречение Петра и смерть Иуды
    · Иисус Христос перед Пилатом. Распятие
    · Крестная смерть Спасителя
    · Воскресение Христово
    · Пасха Христова
    · Явление Иисуса Христа ученикам
    · Вознесение Господне
    · Иисус Христос Богочеловек
    · Иисус Христос - Новый Адам
    · Об искуплении
    · О Матери Божией
    · Об ангелах
    · О спасении и Царстве Божием