Задержка дыхания при плаче у ребенка. Клиника, механизмы развития и лечение детских аффективно-респираторных приступов

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания» . У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

К большому сожалению, родители не могут уберечь своего ребенка от всех бед и болезней, как бы ни старались ухаживать за ним с максимальной заботой, ограждать от всяческих угроз и рисков. Аффективно-респираторные приступы у ребенка вызывают сильную тревогу, а иногда и настоящий шок у взрослых. Малыш начинает синеть или бледнеть, неметь, задыхаться, в чем причины такого состояния и что делать – неизвестно.

Аффективно-респираторные приступы у детей – это такое состояние, при котором после сильного эмоционального стресса, испуга, гнева, обиды происходит неконтролируемая остановка дыхания. Обычно это случается на максимальном вдохе.

Чтобы понять причины возникновения такого состояния у ребенка, следует просто внимательно вслушаться и вдуматься в название патологии. Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск любого характера, контролировать который человек не может.

«Респираторные » – обозначает дыхательные. То есть проблема затрагивает не только эмоции, но и органы дыхания. Ну а что такое приступы, объяснять не нужно. У взрослых подобное состояние отмечается очень редко, намного чаще встречается оно у детей раннего возраста. Лечение ребенка необходимо, чем опасны АРП, ниже рассмотрим более подробно.

Приступы, сопровождающиеся остановкой дыхания у ребенка могут возникать не только при истерике, есть и другие провоцирующие факторы:

  • падение;
  • сильная боль;
  • неожиданность, испуг.

От взрослых требуется вовремя обратить внимание на состояние малыша и помочь ему – нередко родители считают, что ребенок притворяется, ругают его и оставляют один на один со страшной патологией.

Как распознать патологию

Подобные приступы у ребенка почти всегда начинаются с плача. Точнее, вначале разыгрывается сцена, в ходе которой происходит нечто неприемлемое и нетерпимое для малыша. Он начинает плакать, кричать, может топать ногами, отбрасывать от себя мелкие предметы и отталкивать взрослых.

Такие приступы у ребенка сами по себе еще не пугают, распространенная реакция взрослых в этом случае – нашлепать несговорчивого, непослушного и невоспитанного кроху.

И вот тут чаще всего и случается АРП:


  1. Набрав полные легкие воздуха для очередного захода истерического плача, малыш внезапно замолкает и замирает.
  2. Ротик ребенка может открываться и закрываться, но при этом не издается ни звука.
  3. Подобные приступы могут длиться до одной минуты, при этом личико крохи бледнеет или синеет – цвет кожных покровов определяют причины, по которым возник приступ. При испуге или боли кожа бледнеет, при ярости и гневе – синеет.

Иногда во время припадка тело ребенка сильно напрягается, буквально выгибаясь дугой. А иногда малыш обмякает и просто «сползает » на руки взрослым. Такие симптомы доводят до истерики уже родителей. Хотя малыш зачастую спустя некоторое время приходит в себя самостоятельно.

Причины возникновения

Все люди делятся по темпераменту и эмоциональному складу на различные типы. Кто-то остается хладнокровным и апатичным даже в чрезвычайных ситуациях, другим достаточно мелочи, чтобы вспыхнуть, как спичка, и выйти из равновесия. У ребенка все эмоции и переживания выражаются ярче, чем у взрослых. Судить о характере человека можно уже по его поведению в младенческом возрасте.

Если у ребенка импульсивный, вспыльчивый характер, если он бурно реагирует на выпавшую соску, не вовремя поданную бутылочку с едой или запоздалую смену памперса, родители должны быть очень внимательны и осторожны. Аффективно-респираторные приступы обычно возникают у тех детей в возрасте от 1 месяцев и до двух лет, которые избалованы и легко возбудимы. Для взрослых детская истерика без особого повода должна стать тревожным звоночком – у ребенка склонность к АРП.

Нельзя сказать, что лечение нужно начинать незамедлительно. Но если малыш не научится держать себя в руках, мириться с отказом взрослых купить конфету или нежеланием друга по песочнице делиться игрушкой, очень скоро лечение будет необходимо – подобные приступы могут привести к очень серьезным последствиям для ребенка.

Основные методы лечения

Медикаментозное лечение, несмотря на то, что взрослых такое детское состояние очень пугает, требуется только в том случае, если АРП беспокоят каждые 5-7 дней. Тогда приступы считаются патологией и требуют наблюдения у невропатолога.

Но маленькому капризуле нужно неотложное лечение, если произошел сильный, продолжительный приступ. Помочь крохе родители могут таким образом:

  • взять малыша на руки, посадить себе на колени;
  • похлопать его по щечкам, легонько подуть в личико;
  • осторожно и легко пощекотать ребенка вдоль тела;
  • обрызгать его прохладной водой – не окатить так, чтобы полилось ручьем.


Важно растормошить ребенка, привести его в чувство, не допустить затяжного припадка. А затем, когда он снова сможет вдохнуть и выдохнуть воздух, нужно ласково поговорить с ним, успокоить, приласкать. Ни в коем случае нельзя рассказывать малышу, как сильно он вас пугает, и, тем более, ругать его и кричать.

Медикаментозное лечение требуется, если приступы становятся очень частыми и дыхание исчезает больше чем на одну минуту. В этом случае из-за кислородного голодания мозга вначале ребенок падает в обморок. Это ужасно пугает родителей, но на самом деле таким способом организм пытается защитить себя и обезопасить.

Когда человек теряет сознание, все его органы и ткани потребляют намного меньше кислорода. Потому при гипоксии зачастую происходит обморок – медики в этом случае диагностируют атонический приступ неэпилептического характера, специальное лечение которого не требуется.

Спустя некоторое время атоническое состояние переходит в тоническое. То есть все мышечные ткани напрягаются. Тело ребенка вытягивается стрункой, а затем начинают конвульсивно сокращаться конечности. Состояние ребенка очень напоминает припадок эпилепсии, но это не он – согласно статистике, лишь в 7% случаев АРП в раннем возрасте приводит к развитию эпилепсии у школьников.

В этот же период времени в крови начинает скапливаться углекислый газ. Это вызывает рефлекс, расслабляющий гладкую мускулатуру гортани, которая при АРП находится в состоянии спазма. Ребенок бессознательно делает вдох – и приходит в себя. Примечательно, что после аффективно-рефлекторного приступа малыш почти тотчас же засыпает и крепко спит не менее часа.

Также лечение лекарственными средствами и физиопроцедурами требуется, если при частых АРП была выявлена какая-либо патология со стороны нервной системы. В любом случае консультация и обследование у невролога необходимы.

Народная медицина при АРП

Сразу нужно сказать — лечение народными средствами при такой патологии малоэффективно. Некоторые педиатры и фитотерапевты рекомендуют малышам курс гомеопатических препаратов седативного действия. Подойдут и домашние лекарства – например, отвары валерианы, мелиссы, пустырника. Но, как показывает практика, лечение у психотерапевта и правильное поведение родителей в данной ситуации куда действенней.

Профилактические мероприятия


Приступы не повторятся и лечение медикаментами или народными средствами не понадобится, если родители осознают – в большинстве случаев причина АРП у ребенка кроется в его неудовлетворенности эмоциональной обстановкой в семье. Конфликты между родителями, постоянные наказания от мамы или папы или же, наоборот, чрезмерная опека и вседозволенность – именно такие факторы становятся причиной нестабильного состояния крохи и его неадекватного поведения в нестандартной, выходящей за рамки привычной, ситуации.

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.

Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.

Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. Большинство других симптомов являются вторичными или легко объясняются на фоне изменений настроения и активности. Такие расстройства чаще всего имеют тенденцию к рецидивированию, причем начало отдельного эпизода нередко может связываться со стрессовыми событиями и ситуациями.

Все подрубрики этой трехзначной рубрики должны использоваться только для единственного эпизода. Гипоманиакальный или маниакальный эпизоды в случаях, когда в прошлом уже имели место один или несколько аффективных эпизодов (депрессивный, гипоманиакальный, маниакальный или смешанного характера), должны кодироваться как биполярное аффективное расстройство (F31.-)

Включено: биполярное расстройство, одиночный маниакальный эпизод

Расстройство, характеризующееся двумя или более эпизодами, при которых настроение и уровень активности пациента значительно нарушены. Эти нарушения представляют собой случаи подъема настроения, прилива энергии и усиления активности (гипомания или мания) и случаи падения настроения и резкого снижения энергичности и активности (депрессия). Повторные эпизоды только гипомании или мании классифицируются как биполярные.

Включены:

  • маниакальная депрессия
  • маниакально-депрессивное(ый)(ая):
    • заболевание
    • психоз
    • реакция

Исключены:

  • биполярное расстройство, единственный маниакальный эпизод (F30.-)
  • циклотимия (F34.0)

последние изменения: январь 2015

В легких, средних или тяжелых типичных случаях депрессивных эпизодов у больного отмечаются пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности. Снижена способность радоваться, получать удовольствие, интересоваться, сосредоточиваться. Обычным является выраженная усталость даже после минимальных усилий. Обычно нарушен сон и снижен аппетит. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены, даже при легких формах заболевания. Часто присутствуют мысли о собственной виновности и бесполезности. Пониженное настроение, мало меняющееся день ото дня, не зависит от обстоятельств и может сопровождаться так называемыми соматическими симптомами, такими, как потеря интереса к окружающему и утрата ощущений, доставляющих удовольствие, пробуждение по утрам на несколько часов раньше обычного времени, усиление депрессии по утрам, выраженная психомоторная заторможенность, тревожность, потеря аппетита, похудание и снижение либидо. В зависимости от числа и тяжести симптомов депрессивный эпизод может классифицироваться как легкий, умеренно выраженный и тяжелый.

Включены: одиночный эпизод:

  • депрессивной реакции
  • психогенной депрессии
  • реактивной депрессии

Исключены:

  • расстройство приспособительных реакций (F43.2)
  • рекуррентное депрессивное расстройство (F33.-)
  • депрессивный эпизод, связанный с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.- (F92.0)

Расстройство, характеризующееся повторными эпизодами депрессии, соответствующими описанию депрессивного эпизода (F32.-), без наличия в анамнезе самостоятельных эпизодов подъема настроения и прилива энергии (мании). Однако могут быть краткие эпизоды легкого подъема настроения и гиперактивности (гипомания) сразу же после депрессивного эпизода, иногда вызванные лечением антидепрессантами. Наиболее тяжелые формы рекуррентного депрессивного расстройства (F33.2 и F33.3) имеют много общего с прежними понятиями, такими, как маниакально-депрессивная депрессия, меланхолия, витальная депрессия и эндогенная депрессия. Первый эпизод может возникнуть в любом возрасте, начиная с детства и до старости. Начало его может быть острым или незаметным, а продолжительность - от нескольких недель до многих месяцев. Никогда полностью не исчезает опасность того, что у больного рекуррентным депрессивным расстройством не возникнет маниакального эпизода. Если такое произойдет, диагноз должен быть изменен на биполярное аффективное расстройство (

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания