Где родился сергий. Икона Сергия Радонежского

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Родился 3 мая 1314 года в селении в окрестностях Ростова Великого. При рождении был назван Варфоломеем (имя Сергий он получил позже при пострижении в иноки).

Св. Сергий Радонежский. Картины Николая Рериха.

Варницы - родина Сергия Радонежского.






Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Родители Варфоломея - бояре Кирилл и Мария Иванчины - слыли людьми простыми, несмотря на свое богатство и знатный род. Очень часто в их доме останавливались странники и нищие. Тогда допоздна велись беседы о Боге, вере, о том, что интересного произошло в мире.


Св. прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Городке (Павлов-Посад)

Варфоломей был нежным, ласковым и стеснительным ребенком. Ему совсем не давалась грамота, и это обстоятельство служило причиной насмешек со стороны других детей. В таких случаях Варфоломей уходил в сторонку и не мог ничего возразить.

Вечерами в их семье было принято читать Священное Писание, делали это все по очереди, кроме Варфоломея. И вот однажды у них остановился на ночлег проходивший мимо селения монах. Вечером, как обычно, после ужина вся семья собралась в большой зале и принялась читать Евангелие от Иоанна. Прочитав немного, дети передавали Писание друг другу, пока очередь не дошла до Варфоломея. «А что же ты не читаешь?» - спросил монах ребенка. «Я не умею», - робко ответил мальчик. «Ты будешь читать. Возьми книгу в руки!» Монах подал смущенному Варфоломею книгу и положил свою руку на голову ребенка.


Отрок Варфоломей и монах. Нестеров М.В.

Из-за набегов татар и междоусобных войн отец Варфоломея вместе с семейством перебрался в село Радонежское в семидесяти верстах от Москвы. Произошло это в 1330 г. Родители и брат Варфоломея Степан стали монахами в Хотьковском монастыре .




Хотьковский женский монастырь

Самому же Варфоломею жизнь в монастыре казалась слишком суетной, поэтому он уговорил брата уйти вдвоем в глухую чащу и там создать себе обитель в 1337 г.

На месте будущей Троице-Сергиевой лавры они построили часовню и келью и стали жить в полном одиночестве. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Жизнь в одиночестве его устраивала, он много читал и молился. Да Сергий и не чувствовал себя одиноким, лесной мир был полон жизни - там белочка прыгнула с ветки на ветку, там заяц вышел на охоту на мышку, а уже за ним пробежала лисица, сотни птиц щебетали с утра до позднего вечера на разные голоса. Сергий прикормил птичек и двух белочек, и они совсем перестали бояться человека, стали брать еду прямо с его рук.
Неподалеку от его кельи была целая плантация с лесной ягодой, юный инок собирал ягоду, засушивал ее на долгую холодную зиму. Однажды, услышав с противоположной стороны поляны шум, присмотревшись, Сергий увидел среди кустов дикого медведя.


Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Ни человек, ни животное не спешили бросать свое занятие. Зверь изредка поднимался на задние лапы, как бы прислушиваясь, но не уходил.

На следующий день повторилось то же самое, а еще через день медведь, когда Сергий пошел домой, побрел следом за человеком, держась от него на небольшом расстоянии. И теперь, куда бы Сергий ни шел, он неотступно шагал за ним, как будто охраняя.

Около трех лет прожил Сергий один. Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких… И вскоре их стало двенадцать человек.

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Кельи стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную.

Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Был первым и на службах.


Труды преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
- Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
- Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви - воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В 1344 г. тридцатилетний Сергий получил сан игумена.

В 1355 г. в монастыре был введён новый, общежитийный устав.
Он не переставая работал - носил воду из родника, колол дрова для всех монахов, пахал «как раб купленный». Сам при этом питался только хлебом и водой, а силу имел за двоих.
Когда совсем не было еды, Сергий, взяв топор, шел и работал в соседнем селе - кому-то построил сени, кому-то дом, часто оплатой за его труд был кусок хлеба.
Этим он показал пример терпимости и послушания. Своим монахам Сергий запрещал просить милостыню в соседних деревнях, считая, что лучше еду заработать, чем выпрашивать.
За водой приходилось ходить далеко, и путь обратный был в гору, это занимало много времени и сил. И тут Сергий заметил, что после дождя в одном месте вода долго не высыхает, он помолился, взял в руки кирку и ударил несколько раз в этом месте. Из земли забил источник со святой водой, который действует и по сегодняшний день.
Кстати, вода в этом источнике имеет совершенно разный вкус, в зависимости от того, когда ее набирать. Если вы набрали ее до восхода солнца, она сладковатая, после захода - с горчинкой, а днем она не похожа по вкусу ни на одну, ни на другую. И вкус не меняется, сколько бы вода ни стояла, не важно, где она стоит и в какой посуде.

В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон - первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью - но никак не в разговорах.

Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей - лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах - масле и т. п.
В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня - зароптали.
- Вот, - сказал преподобному инок от лица всех, - мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.

Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
- Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:
- Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.


Троице-Сергиева лавра. Лисснер Э.

Вскоре в обители поселился слепой монах, и Сергий стал лечить его водой из источника и молитвой. Монах прозрел!!! А слава о чудесном исцелении разнеслась далеко за пределы близлежащих деревень.
Отовсюду потянулись к Сергию нуждающиеся в помощи, и он стал заниматься исцелением людей от множества болезней. Однажды к нему привезли бездыханного мальчика, обезумевшие от горя родители просили вернуть им сына. Сергий смог помочь ребенку, который от высокой температуры впал в кому и уснул летаргическим сном.

Сергий шил себе рясу из простой ткани и ходил в ней, пока ткань не превращалась в лохмотья, подавая пример скромности. Другие монахи носили одежды намного богаче, чем у их игумена, и за это многие паломники не признавали Сергия за главного.

Епископ Константинопольский - грек - не верил, что в России могут быть такие святые люди. Он решил сам убедиться, так ли это.
Но епископ избрал путь обмана - чего святой Сергий не любил. Грек переодел своего сопровождающего в собственную одежду, решив тем самым проверить Сергия, который не только теперь лечил людей, но и мог читать мысли человеческие и предвидеть будущее.
Когда свита стала подъезжать к Сергиевской обители, глаза епископа неожиданно стали слезиться и страшно гореть, последние метры пути были страшно мучительными. Сергий сразу узнал о подмене и указал на это епископу. Возложением рук святой снял боль у приехавшего гостя, и тот смог открыть глаза.

Один богач забрал у бедняка свиную тушу. На уговоры Сергия вернуть тушу обратно он ответил отказом. А когда утром богач посмотрел на эту тушу, то увидел, что ее едят черви, хотя на улице стоял крепкий мороз и туша была вся обледеневшая.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.
Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.
Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.
Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосией Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.
Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.
Одним из первых келарей Лавры был , позже игумен.


Преподобный Савва Сторожевский

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. Савва Сторожевский , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел «клиросное послушание» и хранил Богослужебные книги.
Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры в 1358 г. преподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач.

Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти - до 1392 года.Роман Киржачский , причисленный Церковью к лику святых, считается первым игуменом монастыря.

Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского.


Благовещенский собор в Киржаче

В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.
См. Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь.

Сергий постоянно мирил друг с другом русских князей, которые вели междоусобные войны.
18 августа 1380 года Димитрий Донской с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру.
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
- Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.
20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

После этой победы Сергий Радонежский стал считаться покровителем русского воинства.

25 сентября 1392 года, на семьдесят восьмом году жизни, святой Сергий Радонежский отошел в мир иной.


Икона - обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Рака с его нетленными мощами сейчас находится в Троице-Сергиевой лавре, основанной им самим. У мощей святого происходят чудеса исцеления.


Рака с мощами преп. Сергия Радонежского в Троицком соборе

Троицкий Собор

Рака с мощами преподобного Сергия

Получив в 1432 году в Орде ярлык на великое княжение, князь Василий II приехал на богомолье «к Троице», тем самым положив начало традиции «государевых богомолий». С тех пор все до единого российские венценосцы молились у раки преподобного Сергия о благополучии порученного им Богом Отечества.

Преподобный Сергий Радонежский дожил до глубокой старости. За полгода до смерти, предвидя скорую кончину, святой игумен поручил обитель управлению своего ученика Никона, а сам предался совершенному безмолвию. В сентябре 1392 года он тяжко заболел, призвал братию и заповедал им любить друг друга нелицемерно, хранить единомыслие, чистоту душевную и телесную, учиться смирению. Перед самой кончиной, 25 сентября, преподобный причастился и предал свою душу Господу. Тотчас же келья наполнилась благоуханьем, а лик богоносного старца просиял дивным светом.

Осиротевшие ученики погребли праведника в Троицкой церкви. Игуменом обители стал преподобный Никон Радонежский - «совершенный ученик совершенного учителя». При нем монастырь, сожженный в Едигеево нашествие, буквально возродился из пепла. 25 сентября 1412 года, в день памяти преподобного Сергия, был освящен деревянный Троицкий собор. Спустя десять лет, 5 июля 1422 года, при копании рвов под фундамент нового каменного собора были обретены святые мощи преподобного Сергия. Когда открыли гроб, вокруг распространилось благоухание и все увидели, что тление не коснулось не только тела, но и облачения преподобного. Святые мощи положили в раку и поставили в Троицком храме.

На месте погребения преподобного искусные зодчие выстроили прекрасный белокаменный Троицкий собор, для росписи которого из Спасо-Андроникова монастыря были вызваны Даниил Черный и Андрей Рублев. Рублев написал здесь свой знаменитый храмовый образ Святой Троицы - одну из самых почитаемых на Руси чудотворных икон.
После освящения нового Троицкого собора туда были перенесены святые мощи устроителя обители. Слава Троице-Сергиева монастыря привлекала могущественных паломников и благотворителей. Не прошло и полувека после кончины Сергия, а обитель уже стала главной святыней Московского княжества.
В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло более 25 пудов серебра.
У раки преподобного находились иконы его «моления», то есть келейные, - Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. Здесь же хранились принадлежавшие ему священническая риза, епитрахиль, поручи, деревянный посох, аналав от схимы, ножик с влагалищем и ложка.


Сергий Радонежский. Фрагмент покрова Святых мощей. 1420-е гг.

Сергий Радонежский оказывает небесное покровительство людям рождённым 8 октября (нов. ст.). Младенцев мужского пола в этот можно называть Сергеями.
Сергия Радонежского просят о помощи в трудном учении, об избавлении от гордости.

Память

5/18 июля - память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца,
8 октября - обретение честных мощей (1422 г.),
23 июня/6 июля в ,
- в Соборе Радонежских святых.


Церковь во имя Сергия Радонежского в Муроме


Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле

Нижний Тагил, Урал, Храм Преподобного Сергия Радонежского

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приблживыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасити рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающая. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не промолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горЕ, на Небеси; мы на земли, низУ, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Престояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помози, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Аминь.


Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец
Тихомиров В.А. Дерево, левкас, темпера, лак

СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ

История установления Собора Радонежских святых восходит к сер. XVII в. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен Преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых.
Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей Преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба Преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX вв. сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского – 19 июля.
19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого Преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к нач. XXI в. в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:
Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1392; память 5 июля, 25 сентября).
Сродники Прп. Сергия :
Прпп. Кирилл и Мария, родители († 1337; память 18 января, 28 сентября);
Прп. Стефан, брат (XIV-XV вв.; память 14 июля);
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник († 1394; память 28 ноября);
Ученики Прп. Сергия :
Прп. Авраамий Галичский, Чухломский († 1375; память 20 июля);
Прп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля);
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет († 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября);
Прп. Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля);
Прп. Илия келарь († 1384, память 29 мая);
Прп. Михей († 1385, память 6 мая);
Прп. Исаакий Молчальник († 1388; память 30 мая);
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие († ок. 1388; память 25 сентября, 26 ноября);
Прп. Василий Сухий († до 1392; память 1 января);
Прп. Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4 июня);
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский († до 1392; память 10 мая);
Прп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 июня, 14 июня);
Прп. († 1392; память 29 июля);
Прп. Савва Стромынский († 1392; память 20 июля);
Прп. Игнатий († после 1392; память 20 декабря);
Прп. Макарий († после 1392; память 19 января);
Прп. Симон екклисиарх († после 1392; память 10 мая);
Прп. Андроник Московский († ок. 1395-1404; память 13 июня);
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня);
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня);
Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября);
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля);
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября);
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря);
Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября);
Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля);
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января);
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая);
Прпп. Афанасий Старший († после 1401) и Афанасий Младший († 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября);
Прп. Савва Сторожевский , Звенигородский († 1406; память 19 января, 3 декабря);
Прп. Савва Московский († ок. 1410; память 13 июня);
Прп. Никифор Боровский († до 1414; память 9 февраля);
Прп. Епифаний Премудрый († ок. 1418-1422; память 12 мая);
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский († 1421; память 7 октября);
Прп. Никита Боровский († после 1421; память 1 мая);
Прп. , иконописец, Московский († 1426; память 4 июля);
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский († 1426; память 13 июня);
Прп. и всея России чудотворец († 1426, память 17 ноября);
Прп. Александр Московский († после 1427; память 13 июня);
Прп. Павел Комельский, Обнорский († 1429; память 10 января);
Прп. Иаков Железноборовский († 1442; память 11 апреля, 5 мая).
Собеседники Прп. Сергия :
Свт. , митр. Киевский и всея Руси († 1385; память 26 июня, 15 октября);
Блгв. вел. кн. († 1389; память 19 мая);
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские († 1392; память 15 июня);
Прп. († 1392; память 11 февраля, 3 июня);
Свт. Стефан, еп. Великопермский († 1396; память 26 апреля);
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402; память 28 ноября);
Прп. († 1404; память 1 апреля, 4 июля);
Прп. († 1406; память 14 июля);
Прп. княгиня († 1407; память 6 июля);
Прпп. Феодор († 1409) и Павел († после 1409) Ростовские (память 22 октября);
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий († 1426; память 27 мая, 27 декабря);
Прп. Кирилл Белозерский († 1427; память 9 июня).
Святые иноки Троице-Сергиевой обители :
Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский († 1481; память 23 марта);
Прп. Мартиниан Белозерский († 1483; память 12 января, 7 октября);
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта);
Прп. Арсений Комельский († 1550; память 24 августа);
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси († 1555; память 27 июля);
Прп. Максим Грек († 1556; память 21 января, 21 июня);
Сщмч. Иоасаф Боровский († 1610; память 12 января);
Прп. Иринарх пономарь († 1621; память 12 января, 28 ноября);
Прп. Дорофей книгохранитель († 1622; память 5 июня);
Прп. Дионисий Радонежский († 1633; память 12 мая);
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 1754; память 4 сентября, 10 декабря);
Прп. Антоний (Медведев), архим. († 1877; память 12 мая, 3 октября);
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879; память 31 марта, 23 сентября);
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. († 1906; память 17 февраля)


Copyright © 2015 Любовь безусловная

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Именная икона преподобного Сергея Радонежского.

Он является основателем Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Святой Сергий Радонежский .

В истории иногда прослеживаются такие факты, что будущие выдающиеся личности в детстве не получают от Бога элементарных даров: памяти и способности осваивать учение. Они стараются изо всех сил, но результаты плачевные. Их подвергают наказанию, над ними смеются. Доведённые до крайнего отчаяния, некоторые всю ночь с плачем и мольбой просят у Бога помощи. И, внезапно, получают уникальный дар. Так было, например, с Иоанном Кронштадтским. Нечто подобное случилось с Варфоломеем, будущим Сергием Радонежским.

Родившись в семье знатных, но не очень богатых бояр, простых, спокойных, трудолюбивых людей, мальчик тоже всегда был при деле. Умел обращаться с лошадьми, гонял их в поле, домой, в ночное.

Мучения начались в 7 лет с учёбой в церковной школе, где учёба совершенно не давалась, несмотря на огромное упорство и старание. Учитель наказывает, ребята смеются над ним, родители пытаются подействовать на совесть. Он плачет в одиночестве.

Мальчик любил одиночество, мечтать на природе, но при этом добросовестно исполнял любое порученное ему дело. Это характерная черта всей его жизни.

Однажды, совершенно опечаленный неудачами, он бродил по полям, лесу, разыскивая жеребят, и наткнулся на стоящего у дуба старца. Черноризец, видя опечаленного мальчика, спросил, чем он так расстроен. Варфоломей со слезами рассказал о своём горе и просил, чтобы старец молитвой попросил Бога помочь преуспеть ему в грамоте.

Пресвитер (такой был у него сан) молился у дуба, а мальчик стоял рядом. После молитвы старец, частицей просфоры благословив Варфоломея, сказал съесть, прибавив, что это знак благодати и для понимания Священного Писания, что грамотою он овладеет лучше товарищей. Кириллу и Марии, родителям, старец, приглашённый мальчиком в дом, сказал о великом будущем их сына перед Богом и страной. Родители тут же вспомнили, что священник тоже говорил, что ребёнок будет слугой Святой Троицы, так как, будучи в утробе матери, он во время богослужения три раза громко прокричал, напугав окружающих.

Поститься и молиться по ночам Варфоломей стал уже через несколько лет, ходил в церковь. В это время семья переехала в Радонеж. Через некоторое время родители ушли в монастыри, а вскоре умерли.

После смерти родителей Варфоломей уговорил брата Стефана, который был иноком в Покровском монастыре, пойти с ним в пустынное место. В глухом лесу они построили не только себе жилище, но и церковь во имя Святой Троице, которую освятил митрополит Киевский. Но Стефан вскоре ушёл, а Варфоломей был пострижен в монахи, приняв имя «Сергий», после его причастия церковь наполнилась благоуханием. Ему было около 23-х лет, он жил один в пустыньке, на него нападали бесы, пугали, угрожали, но он изгонял их крестом и молитвой.

К Сергию приходили монахи, некоторые оставались и строили себе кельи. Когда их стало 12 человек, то после долгих уговоров и велению епископа Афанасия из Переславля, Сергий стал игуменом Троицкого монастыря (Троице- Сергиева лавра под Москвой), наставлял братьев, заботился о них, выполнял все работы, ходил в ветхой старой одежде. Он обладал уникальными способностями. Поблизости монастыря не было воды. По его молитве возник целебный источник.

Как-то вечером Сергий увидел в ярком свете на небе множество птиц, голос произнёс, что скоро в монастыре будет много иноков. Предсказание сбылось, так как с согласия русского митрополита в обитель пришли греки. Кроме того, в обители находили приют странники и нищие.

Однажды в обители закончился хлеб. Сергий призвал расстроенных братьев молиться. Не успели они закончить молитву, как услышали стук в ворота: въехали несколько подвод с тёплым хлебом. Возчики не знали, кто им поручил вести хлеб.

Во время одной службы в Троицкой обители вместе с игуменом литургию служил человек в блистающих одеждах, и от него самого шло сияние. Игумен долго не хотел говорить, кто это. Потом признался, что это был Божий ангел. Многие братья с помощью Сергия организовывали свои монастыри.

Дмитрий Донской получил благословение на битву с татарами от Сергия. В минуту сомнения русских при виде огромного татарского войска, появился гонец от преподобного, который их подбодрил. Русские победили. Сергий видел все события на поле брани, кто и сколько погиб. В честь победы построили Успенский монастырь, игуменом назначили ученика Сергия Савву. Князь Дмитрий попросил построить Богоявленский монастырь в Голутвино. Сам Сергий выбрал место, построил церковь, оставив там ученика Григория.

Князь Дмитрий Серпуховский попросил Сергия в его вотчине основать монастырь, что было выполнено. В Зачатьевском монастыре преподобный оставил своего ученика Афанасия.

Сергий Радонежский был не только основателем и устроителем монастырей, изрядным чудотворцем, великим подвижником, но и целителем. К нему приходило много людей за исцелением.

Крестьянин принёс больного мальчика в келью Сергия, но мальчик тут же умер. Расстроенный отец пошёл за гробом, вернувшись, он увидел сына здоровым. Сергий молитвой воскресил мальчика, просил не говорить о чуде. Узнали об этом от ученика.

Один вельможа страдал от беса. Его силой привели в монастырь. Бес был изгнан.

Бедняк пожаловался, что у него богатый сосед отнял борова, не заплатив за него. Богач обещал игумену отдать деньги бедняку, но обещания не выполнил. Однако, войдя в кладовую, обнаружил совершенно сгнившую тушу, хотя был мороз. Это чудо напугало его, он отдал деньги.

Епископ из Царьграда, не веря в уникальные способности Сергия, пришёл на него посмотреть. Войдя в монастырь, он тотчас ослеп. Прозрел после исцеления, совершённого «святителем». Всех чудес, помощи и исцелений не перечислить в одной статье.

После того, как к Сергию явилась Богородица с апостолами, пообещав, что не оставит своей заботой Троицкий монастырь, преподобный понял, что ему скоро придётся покинуть землю. Это было за шесть месяцев до кончины.

В помещении распространилось благоухание. Несмотря на его завещание похоронить его с братьями вне церкви, по благословлению митрополита Кирилла, его положили в церкви. К нему приходило и приезжало много народу, в том числе князей, бояр, священников, иноков.

Спустя 30 лет при игумене Никоне строили на месте деревянного новый храм «Живоначальной Троицы». Одному жителю явился преподобный и просил передать игумену, чтобы вытащили гроб, вокруг которого вода, что стесняет тело. Гроб нашли в воде, но невредимыми было тело и одежды. Произошло это 5(18) июля 1422г. В этот день Церковь отмечает его память.

Мощи Сергия Радонежского находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он создал. Раньше назывался «Загорск», сейчас «Сергиевой Посад» под Москвой. Кроме того, в Москве в нескольких храмах есть частички мощей.

Иконы святого с частицами мощей есть в храмах:

  • Троицы Живоначальной (подворье Троице-Сергиевой Лавры);
  • Святителя Николая в Кленниках;
  • Илии Обыденного.

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове находится знаменитая чудотворная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Её нашли в лесу в 1995 г. вернее тёмную доску, от которой в храме по ночам исходило свечение. Постепенно она самообновилась.

Молитвы к Сергию Радонежскому помогают взрослым и детям, защитят от жизненных проблем. Детей защитят от неудач в учёбе. Помогут наказать обидчиков, выиграть судебное дело. Святой прекрасный целитель.

Православная Церковь считает дату рождения Сергия Радонежского 3 мая (по н. ст.) 1314 г. В связи с 700-летием рождения великого подвижника, основателя Троице-Сергиевой Лавры, проектируется грандиозное празднование в 2014 году в Лавре и Сергиевом Посаде.

В Петербурге уже открыта выставка, посвящённая Святому, в Государственном музее истории религии. Представлены редкие иконы.

Икона Сергия Радонежского является одной из самых почитаемых православных святынь. Житие святого - пример истинного и верного пути, который в конечном итоге ведет к Богу. Образ праведника помогает каждому, кто желает попросить помощи у Господа.

Сергий Радонежский — одна из самых значимых фигур в православии. Его имя известно каждому верующему человеку. Ему молятся всем миром, уповая на его поддержку и покровительство для избавления всех проблем на пути духовного роста. Нет ни одного православного человека, который, предавшись искренним молитвам подле иконы мученика, не получил бы благодатную помощь.

История иконы

Русская православная церковь относит Сергия Радонежского к числу самых уважаемых и чтимых святых. Преподобный Сергий жил в 14 веке, посвятил всего себя служению Господу. Он жил в благочестии, соблюдая все Библейские заповеди. Святой строго придерживался поста и не нарушал законы Божии, наставляя своим примером праведных людей. Сергий не признавал леность, всегда усердно работал. Он был добр ко всем людям, помогал неимущим и бедным.

Будучи юношей, Сергий Радонежский отправился в лес в одиночестве. Вдали от города и людей он построил жилище, где долгое время жил и ежедневно молился Господу. Его молитвы были посланы Богу с просьбами о защите земель Русских и поддержке русского народа. Святой многократно отказывался от предложенной ему работы в митрополии российского государства, так как с презрением относился к политике. Он жил уединенной жизнью и служил лишь Богу.

При жизни монах помог многим нуждающимся людям, возродил в них веру во Христа, стал поддержкой и опорой в трудные минуты. Благодаря своей преданности Господу и непоколебимой вере, он заслужил любовь православного народа и уважение церкви. После смерти Сергий Радонежский вошел в число святейших.

Где находятся мощи и икона Сергия Радонежского

Огромное количество храмов по всей России названо в честь святого мученика Сергия Радонежского. Святыни с образом благочестивого Сергия можно обнаружить в каждой церкви нашей Родины. Чаще всего христиане со всех уголков мира съезжаются в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где хранится самая ранняя икона Сергия Радонежского и мощи святителя, обладающие чудотворной силой.

Описание иконы Сергия Радонежского

Традиционно на святыне иконописцы изображают самого Сергия Радонежского, святого старца, в полный рост или по пояс. Его плечи покрывает одеяние монаха. Ряса послушника обычно изображена в черном или красном цвете. В левой руке инок держит развернутый свиток, символизирующий тягу к познанию, а другой рукой монах жестом благословляет верующих людей. Всем своим видом мученик призывает к стойкости духа, преданности вере, к кротости и усердию. Даже при взгляде на святыню можно побороть гордыню и стать лучше , встав на путь духовного роста.

В чем помогает святой образ

Перед ликом святого люди молятся об избавлении от тщеславия, самолюбия и эгоизма. Мученик помогает побороть один самых тяжких смертных грехов — гордыню. Христиане просят в молитвах у Сергия помощи в каких-либо земных потребностях и нуждах. Часто святой помогает разрешить жизненные трудности, дает благодетельные советы и наставляет на путь истинный. Также православные люди молят мученика об исцелении недугов, о выздоровлении от различных болезней и о помощи в учебе .

Дни празднования

Официально для почитания святого отведено 4 дня в году, согласно календарю праздников русской православной церкви.

  • Первым днем считается 8 октября (по старому стилю 25 сентября). В этот день святой завершил жизнь земную.
  • Вторым днем принято считать 18 июля (5 июля по старому стилю). Эта дата считается особенной для православных верующих, так как в этот день были обретены мощи Сергия .
  • 5 июня (23 мая) — третий день, когда христиане почитают мученика. Ежегодно 5 июня люди отдают дань уважения всем святым, кто прошел свой путь праведный на Ростово-Ярославских землях, в том числе и Сергию Радонежскому.
  • Четвертое празднование в честь святого проводится 19 июля (по старому стилю 6 июля). Этот день известен как «День на честь Радонежского собора». Он празднуется на следующий день после обретения мощей Сергия.

Молитва перед иконой

«О, преподобный Сергий! Услышь молитвы наши искренние, помолись за души наши перед Господом и попроси об опущении грехов наших. Избавь нас от горя и страданий, наставь на путь праведный и не позволь сойти с дороги, ведущей к лучшей жизни. Стань для нас щитом и мечом. Не дай страху и сомнениям поглотить нас. Отгони прочь от нас гордыню и тщеславие. Исцели тела наши от болезней, а души наши освободи от злобы и печали. Каемся и просим поддержки твоей. Да прославим мы имя твое. Да будет на все воля Божья. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

Сергий Радонежский — заступник всего православного народа. Даже после своей кончины он остался в памяти людей как человек, совершивший подвиг веры, достигнувший единства с Господом. Молитвы, обращенные к нему и другим святым , станут своего рода проводниками ваших слов к Богу. Встретившись с трудностями лицом к лицу, вы можете положиться на помощь Высших сил. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Без преувеличения можно сказать, что имя Преподобного Сергия Радонежского известно каждому, кто знает о славянах, о русском народе и церкви. У образа преподобного старца молятся многие страждущие, к нему обращаются с просьбами, и каждый получает помощь в своей мольбе - такой великой силой наделена его икона.

Преподобный Сергий Радонежский

Это один из наиболее почитаемых святых, о его нравственном совершенстве, благочестии и самоотверженном подвижничестве известно далеко за пределами православной России. Его жизнь и деятельность протекали в годы великих бедствий и тяжких испытаний, когда решался вопрос, быть или не быть Московской Руси государством. Сергий Радонежский волей божьей оказался в центре будущей истории Российского государства, и его живое участие, и молитвы воодушевили русичей на бесстрашную и великую борьбу с татаро-монгольским игом.

Но не только за этот подвиг почитает его народ. Заступник и защитник русской земли, он был глубоко верующим, светлым и добрым человеком, и его душевные качества притягивали к нему людей. старец, великий чудотворец, Игумен земли русской примером своего целомудрия воспитал целую плеяду духовных единомышленников. Он основал Троице-Сергиевскую лавру и другие монастыри, в которых на самоотверженной и беззаветной любви к Господу выковалось русское православие. К нему приходили с просьбами и скорбями, за советом и утешением, и великий старец никого не оставил без помощи и внимания. Вот потому и сегодня любима и почитаема икона Сергия Радонежского. Она постоянно напоминает верующим о необходимости хранить свою душу в чистоте и смирении, уклоняться от искушений бесовских, укрощать гордыню.

В чем помогает чудотворная икона

Сергий Радонежский в юные годы испытывал трудности в учебе и горячо молился о помощи. Господь послал ему ангела в обличье старца и благословил на учение. Преподобный стал мудрейшим святым старцем, и теперь, представ пред Богом, помогает родителям, молящимся о своих чадах, когда им не дается учение. Если в доме с малыми детьми есть его икона, Сергий Радонежский по молитвам перед ней следит за ребятишками - за учебой и вниманием, послушанием, помогает вразумить непокорное чадо, особенно в переходном возрасте. Школьники и студенты при затруднениях в овладении наукой или сдачей экзаменов также прибегают к помощи святого, и молитва перед образом помогает им в сложностях познания. Икона «Сергий Радонежский» помогает в судебных делах, когда к ней обращаются те, чье дело праведное, защищает и от и от обидчиков.

Где находятся иконы

До наших времен сохранился первый образ преподобного Сергия, вышитый на покрове после его смерти. На житийной иконе он появился одновременно с первым словесным описанием его жизни где-то около 1422 года.

За прошедшие семь веков разными иконописцами создано множество икон святого старца, изображающих его благородный строгий лик, и картин из его жизни. Это изображение игумена земли русской, припадающего к Христу на Спасской башне, древняя иконография «Видения отроку Варфоломею», икона «Серий Радонежский с житием» и многие другие. Большинство из них находится в церковных собраниях, монастырях, музеях. Редчайшая икона явления Божьей матери Сергию Радонежскому находится в Архангельском -Тюрикове (храм Успения Пресвятой Богородицы»). Она считается чудотворной. В Троице-Сергиевской лавре также хранится икона «Сергий Радонежский». Там же находится и частица его мощей. Список храмов, имеющих иконы Сергия Радонежского, велик.

Трудно переоценить значение личности Сергия Радонежского - так много сделано им для русского Он был автором идеи о Святой Троице - символе единства, на ее основе впоследствии живописцем Андреем Рублевым была написана знаменитая икона. Сергий Радонежский и образ Святой Троицы неразрывно связаны в

С иконы от образа преподобного старца веет строгостью, мудростью и добротой. Узкое, благообразное лицо, правая рука благословляет страждущих, в левой - свиток, символизирующий совершенство познания. К его доброте и мудрости прибегают многие и многие…