Мужской монастырь успения пресвятой богородицы калужская свято-тихонова пустынь епархиальный мужской монастырь. Игумен – отец, а братия – духовные дети

В очередной раз убеждаюсь, что случайностей не бывает. 16 июня уже по дороге на Смоленщину неожиданно было принято решение сделать солидный крюк и заехать в Тихонову пустынь в Калужской области. Но сначала мы попали в скит "Живоносный источник". К этому месту никогда не зарастала народная тропа. И сейчас на большой стоянке перед входом в скит оказалось множество машин, было довольно оживлённо. Народ суетился, набирал и возил на тележках большие ёмкости с водой. На воротах стоял серьёзного вида охранник, внимательно наблюдавший за порядком. Но удивительным образом на территории скита уже не было никакой суеты, здесь царили тишина, покой и умиротворение.

1. На внешних воротах в скит висит икона Пресвятой Богородицы "Живоносный источник".


Внешние ворота

2. Эту икону всегда глубоко чтили на Руси, а история её такова. В V веке близ Константинополя в роще, посвящённой Пресвятой Богородице, был заросший источник. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, по велению Богородицы, помазал тиной глаза слепому и тот прозрел. Божия Матерь предсказала Льву, что он станет императором через семь лет. Став императором, Лев Маркел распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ императором был назван «Живоносным источником». Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.
Начиная с XVI столетия и в России утвердился обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

3. Почти сразу за внешними воротами стоит избушка, в которую хочется непременно зайти, ведь там предлагают монастырский чай и хлеб, но оставим это на потом.

4. Всё же на обратном пути мы купили и хлеб, и монастырский мёд.

5. Такого вкусного хлеба я не ела уже очень давно - белый хлеб под названием "Луковый" оказался вкуснее любых пирогов. Его выпекают в монастырской пекарне. А травяной монастырский чай моментально восстанавливает силы.

7. Деревянный пятиглавый крестообразный в плане храм в византийском стиле с прилегающими к нему двумя купальнями был возведён над источником в 1887 году.

8. Храм был разрушен в конце 1920-х, а в 1992-1994 годах выстроен вновь. К кубическому кирпичному объёму с железной крышей сложного профиля, завершённому небольшим деревянным световым восьмериком с главкой, примыкают прямоугольные помещения алтаря и притвора.


Церковь иконы Божией матери "Живоносный источник"

11. Рядом с церковью - две купальни.

15. Немного в стороне находится домик скитоначальника.

16. А рядом - звонница со старинными колоколами.

17. Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из Киева. В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Но через некоторое время, из любви к уединению, он удалился в пустынное место между Калугой и Медынью и поселился в дремучем лесу, в дупле исполинского дуба. Это место находилось на небольшой речке Вепрейки, которая южнее впадает в Угру. Пищей преподобному служили дикорастущие растения, а питьём - вода из целебного колодца.

18. В последние годы жизни преподобного Тихона неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое "стояние на Угре" (1480), положившее конец татарскому игу на Руси.

21. Колодец преподобного Тихона всегда привлекал к себе многочисленных паломников. После закрытия монастыря Успения Пресвятой Богородицы в 1918 году храм на источнике и все постройки были полностью уничтожены, место огорожено забором и обнесено колючей проволокой. Источник замуровали бетоном, но тщетно: он находил выход в других местах. Купальню накрыли бетонными плитами. Но даже в таких условиях, по архивным данным, в 1952 году Свято-Тихонов источник посетило 10000 человек из Калужской, Брянской, Смоленской, Московской, Орловской, Тульской областей. (Из текста на обороте открытки №9 из набора "Храмы земли Калужской. Дзержинский район, 2014" )


Сень над источником

22. Каждую пятницу в скиту "Живоносный источник" совершается утреннее богослужение и водосвятный молебен. Вода считается целебной, очень свежа и вкусна.


Икона преподобного Тихона Калужского на святом источнике

23. Возрождении иноческой жизни на месте подвигов преподобного Тихона началось с этого места.

24. В 1992 году состоялось освящение основания нового храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" и был образован скит, который два с половиной года служил единственным местом жительства для монашеской братии, пока не появилась возможность переселиться на территорию основного монастырского комплекса.

Ихонова пустынь (полное название Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь) основана в XV веке преподобным Тихоном Калужским на берегу р. Вепрейки. Ныне здесь находится село Льва Толстого. В XVI веке монастырь уже пользовался известностью, его вкладчиками были многие видные князья и бояре. В тот период здесь находилась усыпальница князей Воротынских. В Смутное время монастырь был разорен и сожжен (в то время он был целиком дереванным), и восстановился к середине XVII века. В XVII-XVIII в. обитель была довольно бедной. В 1684-1764 гг. она числилось приписной к Донскому монастырю, и лишь в 1764 г. стала самостоятельным заштатным монастырем. Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. К настоящему времени большая часть монастырских сооружений восстановлена. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. В линии западной стены ограды высится монументальный Успенский собор (1892-1904 гг., арх. Б.А. Савицкий), который является, можно сказать, харизматической постройкой, как по отношению к монастырскому ансамблю, так и для русско-византийского стиля в целом. По соседству с собором в 1892-1894 гг. тем же арх. Б.А. Савицким возведена 5-ярусная надвратная 70-метровая колокольня. Третий храм в византийском стиле - трапезная церковь Николая (нач. XX в.). В монастыре есть еще один храм - небольшая церковь Всех Скорбяших (1875 г.), встроенная в больничный корпус. Кирпичная ограда с башнями была построена в начале XIX в. и перестроена в конце того же века. В ХХ в. большая часть ограды была утрачена и к настоящему времени частично восстановлена (за исключением восточной части). В монастырский ансамбль входят также жилые, служебные и хозяйственные постройки. Несколько слов о сооружениях, находяшихся за пределами территории монастыря. К западу (рядом с монастырем) находится монастырский гостиничный комплекс, с северо-западу - здание воскресной школы. В некольких десятках метров к востоку от монастыря недавно восстановлена часовня. В этом месте находился дуб, в дупле которого жил преп. Тихон Калужский. В трех километрах к востоку, у святого источника (исток р. Вепрейки), расположен монастырский

Архимандрит Тихон (Завьялов), наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни

Так считают на Святой Горе Афон. Наместник мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) руководствовался мудрыми наставлениями афонитов с самого начала возрождения обители. И сегодня настоятель убежден, что если в обители административная и духовная власть находятся в одних руках, это плодотворно влияет на духовное возрастание насельников.

Решили начать с закладки фундамента духовного

Батюшка, в начале 90-х годов прошлого века по благословению правящего архиерея – митрополита Калужского и Боровского Климента (в то время архиепископа) – Вы приехали сюда на руины, оставшиеся от святыни. С чего начали?

Очень важно было начать правильно. Вспомним, что говорил Спаситель в Нагорной проповеди о доме, построенном на песке и другом, возведенном на камне. Один дом во время нашествия стихии постигла печальная участь: «...и он упал, и падение его было великое» (Мф.7:24-27). А возведенный на камне устоял! Поэтому мы решили начать с закладки фундамента – твердого непоколебимого основания. Учитывая, какие страшные потрясения пережила наша страна, в которой все было разрушено, в том числе и монашеская жизнь, стали искать этот духовный фундамент, чтобы заложить его на российской стороне. Поначалу я чуть ли не каждый год ездил на Святую Гору Афон и общался там с наместниками монастырей, старцами, духовно опытными монахами. Задавал им конкретные вопросы, напряженно обдумывал, как перенести опыт святогорцев на русскую почву, в наши непростые условия. Правда, в первый свой приезд услышал от некоторых монахов, что когда они мне дают советы, то теряют, а я получаю. Другими словами, мне дали понять, что со мной не хотят говорить. Пришлось проявить настойчивость. Я объяснял им, что наша древняя обитель стоит в руинах, но в ней начинает собираться братство и монастырь возрождается. Просил афонитов проявить христианское милосердие – подробно рассказать о духовной жизни Афона. В результате многие согласились, добавляя, что делают это за послушание, а также – благодаря моей настойчивости. С особым вниманием и доброжелательностью ко мне отнеслись в греческом монастыре Симонопетра, где прошли самые плодотворные беседы.

Побывавший там несколько лет назад паломник из России описывает эту обитель как чудо, с которым, по его мнению, вряд ли сравнятся египетские пирамиды и остальные шесть древних чудес света. Но это скорее эмоциональное впечатление от внешнего вида обители на отвесной скале, «монастыря-скалы ». А Вас что в нем особенно привлекло и поразило?

Прежде всего, духовная зрелость монашествующих. По благословению своего старца-духовника они прибыли сюда с острова Метеоры, заняли этот монастырь, находящийся на высоте 230 метров над уровнем моря, стали его восстанавливать и создали свою школу монашества. В монастыре есть опытные духовники. Мне посчастливилось с ними общаться, причем беседовали мы часами. А когда я продумывал Устав нашей обители и показал им проект, они его утвердили и благословили. Еще чем привлек монастырь Симонопетра, так это прекрасным афонским пением. Есть греческое пение, о котором можно услышать, что оно монотонное, скучное, не соответствует нашему духу. У нас в России есть партесное пение – мелодичное, более чувственное… Поэтому оно нам не подходило. Хотелось найти золотую середину между монотонным греческим пением и партесным. Поскольку в нашем монастыре братство было новое и некоторые братья имели высшее музыкальное образование, то мы поставили задачу изначально создать духовное пение. Нашли искомую «золотую середину» в монастыре Симонопетра и взяли за образец его лучшие песнопения. В настоящее время многие прихожане и паломники отмечают, что, благодаря пению, в нашем монастыре особенная молитва.

Влияние Афона сказалось и в том, что в Свято-Тихоновой пустыни укоренилось пение, которое нравится нам и паломникам обители. Еще братии пришлась по душе практика частого причащения. В нашем монастыре принято причащаться раз в неделю. В посты мы причащаемся два раза в неделю. Если выпадают большие праздники, бывает и чаще. Частое причастие способствует духовному укреплению братии. Не раз замечал: когда кто-либо из братьев по какой-то причине причащается реже, он духовно расслабляется. Каждую неделю у нас проходит братская исповедь. Причащаешься ты или нет, но исповедоваться обязан. Это чрезвычайно важно, потому что грехи накапливаются. Грех можно сравнить с темным стеклом, которое закрывает духовные очи и затемняет сердце человека. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный – больше... Также практикуется откровение помыслов игумену: каким бы плотным ни был у меня распорядок дня, стараюсь находить «окошко», чтобы исполнить эту духовную обязанность. Словом, для правильного устроения монашеской жизни мы многое переняли у Афона, и все же на первое место я поставил бы послушание. На Афоне есть учение, в котором утверждается, что если ты не слушаешься игумена монастыря, значит, ты не слушаешься Христа. Поскольку игумен поставлен священноначалием по воле Божией, то монастырем управляет Сам Христос, говорится в святоотеческом Предании. Так, благодаря духовной связи с Афоном у нас привилось правильное понятие о роли игумена в монастыре.

Свято-Тихонова пустынь – строгий монастырь

По поводу послушаний, отец Тихон: удается ли в вашем монастыре соблюдать баланс между послушаниями и молитвой?

Если подсчитать, сколько в общей сложности у братии уходит времени на молитву, то получится от 8 до 10 часов в сутки. У нас ежедневно совершается Литургия, а чаще всего – две. Во время богослужения в монастыре и на скитах благодать Божия наполняет храмы, и это нельзя не почувствовать. Еще один примечательный момент: поскольку наш монастырь принимает паломников и порой их бывает так много, что братия изрядно устает, на Духовном соборе было принято решение создать скит в честь преподобного Ефрема Сирина. Этот скит особенный, сделан он по афонскому образцу – без электричества и автомобильных дорог. В нем пребывают только насельники обители, а миряне мужского пола могут попасть в него лишь в дни больших праздников. При создании скита преподобного Ефрема Сирина мы исходили из того, что братия должна иметь возможность там успокоиться, отдохнуть, сосредоточиться, помолиться в уединении. Продолжая разговор о балансе, скажу: мы утвердили особый распорядок, напоминающий афонский, где предусматривается время для келейной молитвы. Известно, что в некоторых российских монастырях монашествующие и послушники перегружены общими послушаниями. Огороды, строительство, социальное служение «съедают» большую часть суток, а времени на келейную молитву почти не остается, что, разумеется, неправильно. Молитва – центр жизни монаха. Когда-то мы хотели сделать в обители ночную молитву, но не получили благословения правящего владыки. Поэтому в настоящее время сложился следующий распорядок дня: в половине шестого утра служится братский молебен, полунощница, совершаются часы, Божественная литургия. После Литургии, около часа, можно отдохнуть или почитать молитвенное правило. А в девять утра мы все идем на трапезу, причем трапеза по утрам полная – с первым, вторым, третьим блюдами. По-афонски! Почему это важно? Потому что далее следуют общие послушания, и, чтобы выполнять их, нужны силы. Время общих послушаний длится около четырёх часов. В два часа дня у нас иноческое правило, обязательное для всех. В домовом храме в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» читаются три канона с акафистом и одна кафизма. В три часа дня у братии ужин. Перед вечерней службой образуется часа полтора свободного времени. Как им распорядиться? На Афоне я услышал интересное высказывание: «Хочешь хорошо помолиться, нужно поспать, отдохнуть перед службой». Действительно, сон перед службой придает бодрости, отдохнувший монах – не чета уставшему – принимает самое живое и внимательное участие в богослужении. А после вечерни все пьют чай с вареньем, сухариками, затем совершается малое повечерие, читаются вечерние молитвы, по окончании которых насельники монастыря, молча, расходятся по кельям, совершают в них своё иноческое правило, данное игуменом. Келья – это самое удобное место для молитвенного делания, Иисусовой молитвы, чтения Евангелия, трудов святых Отцов и великих учителей Церкви, исполнения каких-то личных духовных упражнений!

В начале XX века братии в святой обители было 230 человек. А сколько сейчас здесь насельников?

На сегодняшний день в братии около восемнадцати человек. Должен сказать, что вопрос создания братства для нас непростой, мы прошли разные этапы рождения братской общины. Вначале брали всех подряд, поскольку нужно было заполнять монастырь людьми. Чуть позже начался вполне объяснимый процесс отбора. Не всем пришедшим в обитель понравился Устав и далеко не все осознали, что такое монашеская жизнь по своей сути. Начитавшись книг про монашество, некоторые наивно полагали, что они в монастыре получат дар прозорливости, дар исцеления людей от физических и духовных немощей и станут такими, как оптинские старцы. А то, что монашеская жизнь – это большой и кропотливый труд, отречение от своей воли, смирение, понуждение себя во всем, оказалось не под силу усвоить. Такие люди ушли, остался костяк. Крепкий костяк, состоящий из братии, которая подвизается здесь 15 лет и более. Когда приходят новоначальные, они уже видят традицию, сложившуюся в монастыре. Наблюдают опыт монахов-старожилов и потихонечку привыкают к Уставу в Свято-Тихоновой пустыни. Наш монастырь считается строгим, потому что здесь много времени уделяется молитве! Есть строгость и к келейному правилу: мы просим, иногда понуждаем братию неукоснительно исполнять его. Если кто-то не исполнил правло, он должен пойти и покаяться – сказать, по какой причине не смог. Некоторых это напрягает – не все хотят пребывать в таком ритме. Но те, кто многие годы здесь подвизается, полюбили сложившийся распорядок. Братия у нас очень активная, любит трудиться и молиться. Однажды к нам приехал послушник из другого монастыря, побыл какое-то время и засобирался обратно. Я спросил его, почему он не хочет остаться, а в ответ услышал: «У вас столько трудов! В нашем монастыре я день тружусь, два дня отдыхаю. У вас же все дни надо трудиться». Что ж, в крупном монастыре, где более 300 насельников, наверное, можно избежать ежедневной работы с мыслью: пусть кто-то, а не я, проявляет усердие в трудах и послушаниях. Но в нашей обители за чужие спины не спрячешься...

А вот разговор с другим человеком, напротив, вызвал у меня теплые чувства. Знакомый предприниматель из Москвы, прежде приезжал к нам буквально на несколько часов, но как-то я уговорил его приехать с ночевкой (накануне подготовиться к Причастию и причаститься в монастыре). Он так и сделал, после чего пришел ко мне в кабинет и сказал: «Батюшка, объясните, пожалуйста, что за чудо произошло: я пробыл в обители всего лишь сутки, а ощущение такое, будто я тут дней десять нахожусь. При этом чувствую себя отдохнувшим. Знаете, батюшка, подобное чувство у меня бывало, когда я ездил на какой-нибудь заграничный курорт, жил там около десяти дней, затем возвращался домой с новыми силами». Я ответил ему, что объяснение простое – действие благодати Духа Святого. И это дивное чудо практически постоянно происходит на наших глазах: многие паломники и гости приезжают в обитель с «разряженным аккумулятором души», в монастыре «заряжаются», получают силы, благословение, чтобы дома, в миру, направлять эту энергию на свершение добрых дел.

Два разноплановых примера, но оба они свидетельствуют, что за минувшие годы удалось возродить не только стены Свято-Тихоновой пустыни, поражающей нынче красотой своих храмов и ухоженностью монастырских зданий, но и ее дух. Как по Вашим впечатлениям, те, кто стал крепким костяком монашеской семьи, сразу почувствовали святость этого места и величие подвига преподобного Тихона Калужского или потребовалось время?

Господь так мудро устраивает, что мы узнаем историю этого места постепенно. Помню, как поначалу нам хотелось почувствовать дух преподобного Тихона Калужского. Именно дух нашего старца! Ведь Отцы Церкви говорят, что святого нужно прославлять не только торжественными богослужениями в день его памяти, не только красивыми песнопениями или прекрасными застольями во время праздника. Для святого особенно ценно, когда мы подражаем его житию, его добродетелям. Поэтому хотелось понять, как подвижник, не имея ни привычной пищи, ни теплой одежды (а та, что была на нем, обветшала, сносилась), ни, скажем, отопления, мог жить здесь один в суровое время года. Это тайна и, действительно, какой-то особый дух русского монашества, его особая харизма. Взять, допустим, такие страны, как Греция, Египет, Палестина. Там и зимой плюсовая температура. А в нашем краю сорокаградусные морозы были не редкостью! Мы пытались представить себе, как постриженик многолюдного Чудова монастыря в Московском Кремле, стремясь к более строгой подвижнической жизни, по благословению настоятеля удаляется в дремучие леса между Калугой и Медынью, находит на берегу речки Вепрейки исполинский дуб и поселяется в его дупле. Казалось бы, обрекает себя на смерть. И только благодаря всесильной помощи Божией он смог выжить и совершить свой суровый аскетический подвиг в уединении, чтобы затем, по Промыслу Божию, основать на Руси новую обитель, именуемую впоследствии Тихоновой пустынью. В 1992 году Русская Православная Церковь отмечала 500-летие преставления преподобного Тихона чудотворца, и Россия узнала, как много чудес за эти века произошло по предстательству смиренного угодника Божия ко Господу. Думается, возрождение нашего монастыря после свершения кровавой революции и последующих десятилетий тоталитарного строя – одно из этих чудес.

А в 2006 году яркий свет упал на еще одну страницу отечественной истории, связанную с этим святым местом. Ученые – историки и археологи, проводившие изыскания, пришли к мнению, что Великое стояние на Угре в 1480 году, положившее конец монголо-татарскому игу, происходило как раз тут, недалеко от Тихоновой пустыни. Угорские события произошли, когда Преподобный был еще жив и управлял обителью, обучая братию монашеской жизни! Армия великого князя московского Ивана III, противостоящая хану Большой Орды Ахмату, насчитывавшая около 100 тысяч человек, располагалась в двух км от монастыря. Фронт по берегам Угры растянулся приблизительно на шестьдесят километров. В то время люди были другие, Церковь не была отделена от государства, поэтому не могли великие князья, воеводы и рядовые воины идти в бой без молитвы, без исповеди и Причастия. А если кто погибал смертью храбрых, совершалось отпевание, читались заупокойные молитвы. При создании музея-диорамы «Великое Стояние на Угре», ставшего собственностью Церкви, мы постарались отразить участие монахов в столь значимом событии, знаменующим собой зарождение новой Руси – Московской. Роль монахов в нем была едва ли не ключевая...

Батюшка, эта тема настолько объемна, что лучше по ней сделать отдельный материал. Рассказать, почему Угру называют Поясом Пресвятой Богородицы, и по каким причинам Тихонова пустынь взялась за создание уникального музея. Также интересен аспект сотрудничества, точнее, соработничества монастыря с заслуженным художником России калужанином Павлом Рыженко, для которого полотно диорамы «Великое стояние на Угре 1480 года» к прискорбию стало последней работой.

Согласен, что это отдельная тема для разговора.

Еще больше любить, еще больше прощать...

А теперь давайте снова вернемся к вопросу об игуменстве. Исходя из немалого по нынешним меркам опыта управления монастырем (более двух десятилетий), что бы Вы могли посоветовать настоятелям, наместникам, недавно возглавившим обители?

С годами все больше понимаешь, что такое игуменство, а также степень своей ответственности. Мои начальные мысли об игуменстве изменились, опять-таки благодаря Афону. Те духовники-святогорцы, с которыми довелось беседовать на Святой Горе Афон, говорили, что главное – учить братию монашеской жизни не только словами, но, в первую очередь, личным примером, своими делами. Поэтому игумен должен, прежде всего, начать духовное лечение с себя, осознавая, что все мы слабые, все духовно больные, и не следует требовать от братии чего-то чрезмерного. Понятно, что строгость и дисциплина в монастыре нужны, однако в разумных пределах, иначе монашеская община будет разрушена. Что касается дисциплинарных наказаний, их следует давать с любовью. Так что моё пожелание собратьям, настоятелям и наместникам: стараться полюбить братию со всей искренностью и снисходительно относится к ее немощам, по-отечески ее воспитывать. А еще лучше по-матерински. Именно такую задачу я ставлю и перед собой. Ведь кто, как не любящая мать, прощает своих детей, какими бы те ни были, вразумляет и утешает их? Конечно, это особый уровень духовной жизни, для этого нужно иметь большую благодать. У меня пока не очень-то получается, но я к этому стремлюсь.

Мы много с Вами говорили о влиянии Афона на жизнь возрождающейся обители на Калужской земле. Но скажите, отче, можно ли полностью переложить опыт святогорского монашества на русскую почву?

Я поначалу пытался это делать, а теперь отчетливо вижу ошибочность некоторых своих устремлений. Помню, наш правящий владыка митрополит Климент справедливо высказывал замечания в мой адрес: мол, что ты устраиваешь Афон в епархии? Конечно, это милость Божия, что дух Афона передается России, что на наших монашеских форумах последних лет выступают афониты, и все же к этому следует относиться грамотно, без фанатизма. Как большинство российских монастырей, Свято-Тихонова пустынь находится сейчас на младенческом уровне развития монашеской жизни. А младенца, как известно, не кормят твердой пищей – ему дают молоко или жиденькую овсяную кашку. Монастырь, как и человек, взрослеет постепенно. В данный момент мы только учимся жить по-монашески. Кроме того, нельзя забывать, что у нас свой менталитет, своя история, своя самобытная культура. Пока опыт показывает: Афон «в чистом виде» у нас не применим. А вот взять оттуда основу для фундамента можно. Вспомним слова из притчи царя Соломона, что всему свое время: время разбрасывать камни, и время собирать камни. Сейчас у нас время собирания монашеского опыта. Потребуется не один десяток лет, чтобы новоначальные монахи стали духовно опытными. Не одно поколение российских монахов сменится, прежде чем нам удастся достичь уровня афонитов. Для этого нужно неустанно трудиться, нужны условия для развития монашества в России. Сейчас они прекрасные.

Я очень благодарен Синодальному отделу по монастырям и монашеству за организацию международных конференций, на которые приезжают святогорские монахи. Недавно в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений такая конференция (с чрезвычайно важной, поучительной практической частью) прошла в Новоспасском монастыре в Москве. Многое легло на душу. Особо запомнился такой эпизод: после выступления игумена афонского монастыря в честь Святого Павла наши игумены и игуменьи засыпали досточтимого гостя вопросами. Вопросы все были жизненные, актуальные. Когда переводчик попытался перевести ответ на первый вопрос, с места смело поднялась одна игумения и сказала: «Вы неточно переводите слова старца, я – носитель языка и могу перевести его ответы!» Далее мы услышали перевод, отличавшийся от перевода светского человека, который, судя по всему, не был знаком с духовной стороной монашеской жизни.

Сегодня проблема нашей Церкви в том, что не осталось в России старцев, да и опытных духовников все меньше и меньше. Поэтому следует ценить глубокие и мудрые слова монахов со Святой Горы Афон, обращенные к нам, «собирающим камни». Для братии Свято-Тихоновой пустыни памятным событием стала конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности», проводившаяся в нашем монастыре в октябре прошлого года. Увидеть воочию афонита, услышать его доклад (на конференции выступил благочинный Нового Скита монастыря Святого Павла схимонах Иларион) – дорогого стоит.

Отец Тихон, и в заключение нашего разговора можете рассказать о том, как Вы стали монахом, где подвизались?

Я служил диаконом в Свято-Троицком кафедральном соборе Калуги. В 1991 году к нам в собор приехал владыка Климент, и хотя в епархии еще не было ни одного действующего монастыря, я рассказал ему о своем сокровенном желании стать монахом. Вдруг на Светлой седмице, не припомню, в понедельник или во вторник, около одиннадцати часов ночи приезжает машина из епархиального управления. Водитель говорит, что его послали за мной – владыка меня ждет. Сам разговор с архиепископом Климентом много времени не занял. Диалог состоялся приблизительно такой: «У тебя есть мечта стать монахом?» – «Да!» – «Ну вот завтра твоя мечта осуществится. Церкви передали Свято-Пафнутьев Боровский монастырь – ряд его зданий, Ильинский храм. С утра я еду в Москву, по дороге заброшу тебя в обитель. Оставайся там и подвизайся». – «Но мне нужно вещи собрать!» – «А что монаху надо? Молитвослов, зубная щетка и паста. И Евангелие не забудь». В разрушенном Боровском монастыре, где по приезду я не встретил ни души, началась моя подготовка к монашескому постригу. Я стал первым насельником этой древней обители, первым постриженником в нашей епархии. А когда в 1992 году юбилейные торжества, связанные с 500-летием преставления преподобного Тихона Калужского, должен был возглавить Святейший Патриарх Алексий II, и нужно было кого-то направить сюда, в эти развалины, чтобы начать подготовку к празднику, владыка Климент выбрал меня. Видимо, подумал, что коль он при постриге дал мне имя Тихона, в честь святителя Тихона Задонского, значит мне и ехать в Тихонову пустынь. С того времени мы несем крест восстановления и возрождения святой обители. Оглядываясь на прошлое, живя настоящим и думая о будущем, скажу так: я рад, что Господь заметил меня и сделал монахом. Сокровенное желание исполнилось.


Беседовала Нина Ставицкая.

Снимки Владимира Ходакова
и из архива Калужской Свято-Тихоновой пустыни

Изречения
святых отцов

"Бремя, которое наложила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…" Филарет Московский

Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Наместник: архимандрит Тихон (Завьялов)

Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем . Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону . Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту -- в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды -- в 1840-х гг. и 1879-1886 гг. По внутреннему размеру храм занимал -- в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского . В Смутное время они были сокрыты в земле и находились под спудом напротив правого клироса собора. Над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке. По вере и молитвам приходящих, у раки преподобного Тихона совершались исцеления от разных болезней. В храме находилась родовая усыпальница известных благодетелей обители Шепелевых.
Рядом с соборным храмом было построено трапезное здание византийского стиля, в котором находится теплый монастырский храм в честь святителя Николая. Ранее в нем был придел в честь преподобного Тихона .
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.
Над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой.
Колодец преподобного Тихона, как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. Вода в колодце целебная.
С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершал свой подвиг уединения. Благочестивые богомольцы с благоговением брали себе на память частички этого дерева и хранили их как святыню. В 1838 г. на месте этого дуба, сломанного в 1830 г. грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дуба.
Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимница. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.
За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще одна странноприимница, а также кельи для проходящих послушание при странноприимницах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на р. Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями.
В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 г. в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Здание храма имело форму креста. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем.
В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма -- Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.

Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.
В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи».
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон.
При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня.
Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей -- Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.
За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.
В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.

Познать русскую культуру без посещения таких вот старинных мест поистине невозможно. Можно сказать даже больше, сегодня культура нашей великой страны находится в упадке, ее заменяют какими-то рафинированными, выхолощенными понятиями, образами. Сегодня даже обряды соблюдаются как-то без души, механически. И снова почувствовать то, что мы забыли, помогает Тихонова пустынь (Калужская область). Культура нашей страны тесно связана с верой, храмами и монастырями. И великолепным примером этого является пустынь.

Здесь все поражает и восхищает: это величие монастырского комплекса, и осязаемая святость, и совершенно необыкновенная умиротворенная атмосфера. Тихонова пустынь (Калужская область) - это благодатное место.

Места вокруг монастыря

Здесь истинный русский дух, и это чувствуют все. Располагается монастырь недалеко от Калуги. Это до сих пор лесистая местность, можно только гадать, насколько сказочно диким было это место в дни, когда была основана Тихонова пустынь (Калужская область). Обитель стоит на небольшом возвышении правого берега реки, которая красиво обрамляет ограду монастыря. Монахи запрудили речку, и теперь рядом с храмом находятся два живописных пруда.

История монастыря

Основана обитель Тихонова пустынь (Калужская область) в XV веке преподобным Тихоном. Его именовали и чудотворцем. Он принял но больше любил уединение, а потому ушел жить в глухом лесу. По преданию, он поселился в огромном дупле дуба и питался корешками, а также дикими плодами. Вокруг него постепенно собирались люди, праведники, ищущие истину. Они обрабатывали землю и ютились в маленьких хижинах. Жили они в большой бедности, так как неплодородные участки давали небольшой урожай.

Но однажды произошло чудо, которое легло в основу строительства монастыря. Святой встретил князя, который охотился в тех местах. Князь замахнулся на Тихона плетью, но рука его онемела. Лишь когда он попросил у святого прощения, тот молитвами послал ему исцеление. После этого князь внес крупное пожертвование, которое и легло в основу строительства в 1485 году. Умер чудотворец Тихон в 1492 году и был похоронен в деревянном соборе.

До XVI века монастырь рос и развивался, здесь собирались мужчины, которые решили отойти от мирской жизни. Однако в начале века он сильно пострадал от набегов, деревянный храм был сожжен. Правда, уже в 1630 он уже оправился и восстановился. История монастыря Тихонова пустынь (Калужская область) сложная, он отстраивался, а затем в начале XX века разделил горькую судьбу многих. Все здания были осквернены и разграблены, а многие монахи убиты. Лишь в 1991 году обитель начала возрождаться.

Тихонова пустынь (Калужская область): как доехать

Если вы собрались посетить это святое место, то нужно будет добраться до села Льва Толстого. Дорога здесь совсем непримечательная и порадует только тех, кто влюблен в русскую деревню. Но сразу нужно учесть, что монастырь расположен именно в поселке Льва Толстого, который находится в 9 километрах южнее Иначе вы можете попасть в ловушку, которую приготовила Калужская область. Станция «Тихонова пустынь» находится рядом с одноименным поселком, где (как уже было понятно из рассказа) монастыря нет. Ежедневно на этой станции останавливается по несколько электричек. Это не самый удобный маршрут для того, чтобы побывать в старинной обители. Выйдя на остановке, вы не увидите ни автобусов, ни парковки такси. Пешком до села Льва Толстого придется идти около двух часов.

Можно добираться на самолете, но ближайшие аэропорты располагаются в окрестностях Москвы, дальше придется добираться до Киевского вокзала и ехать на электричке. Доезжайте сразу до Калуги, не сходите на станции «Тихонова пустынь». От железнодорожного вокзала этого города каждые 20 минут отправляется автобус, который довезет прямо до поселка Льва Толстого.

Вы легко можете устроить себе уикенд и посмотреть своими глазами, что такое Тихонова пустынь (Калужская область). Как доехать на машине, мы сейчас расскажем. Выезжаете из Москвы по Киевскому шоссе и едете до поворота на Медынь (направо). Калуга остается левее, а вы движетесь до Незадолго до этого указателя вы увидите еще один, налево, он называется «Тихонова пустынь». Это поселок, про который мы уже писали, а ведет к нему ужасная, разбитая дорога. Это похоже на злую шутку работников ГИБДД, но теперь вы предупреждены.

Соборный храм и колокольня монастыря

Сегодня храм полностью реставрирован, это замечательное творение русских мастеров, которое нужно видеть. Вы заезжаете в самый обычный поселок, и вдруг перед вами появляется голубое чудо. Свято-Тихонова пустынь (Калужская область) восхищает своим размером и великолепием. Успенский синеглавый собор и поражающая размерами колокольня - это прекрасный ансамбль, который радует посетителей как снаружи, так и внутри монастырского двора.

Этот величественный красавец словно перенесся сюда по волшебству из столицы. Стены у него внутри белые, пока без росписи. Вход в него с улицы. Колокольня - это отдельное чудо, которым славится Свято-Тихонова пустынь (Калужская область). Ее высота - 75 метров, она выстроена в 5 ярусов.

Храм святителя Николая

Это небольшой храм, выполненный в византийском стиле. Он желтого цвета и встроен в трапезную. Построен он был в начале XX века. Несмотря на то что он гораздо меньше и скромнее величественного Успенского собора, он заслуженно пользуется любовью прихожан.

Земля монахов

Монастырь Тихонова пустынь (Калужская область) включает еще два храма. Первый - Преображенский, он небольшой, в два этажа, но очень красивый.

В нижней церкви сокрыты мощи святого Тихона, основателя этого монастыря. За храмом расположен небольшой некрополь. По центру монастырского двора пролегает роскошная аллея, которая так и располагает к неспешным размышлениям. Наконец, храм в честь иконы Божией Матери можно рассмотреть только издали, паломникам туда нельзя, это земля монахов.

Тихона Преображенского

Он расположен совсем недалеко, в 3 км от обители, в густом лесу. Именно благодаря ему в свое время стал известным монастырь Тихонова пустынь (Калужская область). Источник этот помог спасти много людей от самых различных заболеваний. Возле источника выстроен небольшой храм «Живоносный источник». Здесь все располагает к умиротворению: деревянные скамейки, цветы, бесподобный густой лес. Сюда часто приезжают молодожены - испитие святой воды стало доброй традицией.

Особенно многолюдно здесь бывает в праздник Крещения Господня. Паломниками в эти дни просто забита Тихонова пустынь (Калужская область). Купель с ледяной водой, над которой служится водосвятный молебен, очищает от грехов, придает здоровья и закаляет дух. Надо сказать, что даже в самый жаркий день температура воды в источнике не превышает 4 градусов, после долгой прогулки под солнышком это просто ошеломляет. Окунуться нужно три раза с головой, так велят церковные традиции.

Экскурсия по территории

Здесь достаточно интересная программа, которая может стать еще и познавательной. При монастыре работает Духовно-просветительский центр для взрослых и Можно также поселиться в одной из трех паломнических гостиниц и побыть здесь подольше - проникнуться духом обители и, возможно, что-то поменять в своей жизни. Работает тут и пекарня, где пекут потрясающее количество вкуснейшего хлеба, булочек и разнообразной выпечки. Цены очень низкие. Также есть лавка, где продаются иконы, крестики и христианская литература.

Расписание богослужений

Осталась последняя информация, которая необходима, если вы решили посетить монастырь Тихонова пустынь (Калужская область). Расписание богослужений свидетельствует, что службы здесь проходит ежедневно, согласно уставу. В будний день начало утреннего богослужения в 5:30, а вечернего - в 17:00. По субботам начало литургии в 8:00. В воскресенье и праздничные дни утром начало богослужения в 9:00, а всенощное бдение начинается в 17:00.

Этот чудесный монастырь нужно посетить хотя бы затем, чтобы проникнуться местной атмосферой, остановиться на мгновение и задуматься о жизни, смысле и будущем, о настоящих ценностях и мирской суете. В такие моменты начинаешь понимать, что наши повседневные заботы - это несущественная мелочь, на которую мы тратим самое ценное, что у нас есть - свою жизнь.

Ну, и, конечно, здесь можно вдоволь насмотреться на красоту, которой славится обитель Тихонова пустынь (Калужская область). Фото на территории храма делать не запрещается, так что покажете свое путешествие всем друзьям.