Почему прекращены полеты на Луну и работы по ее освоению? Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды.

Чем в истории запомнилось лето 1969 года? Грандиозным рок-фестивалем в Вудстоке. Выходом фильма "Беспечный ездок", возвестившего конец эры хиппи. Конфликтом СССР и КНР на острове Даманский. Приходом к власти Ричарда Никсона, уничтожением деревни Сонг Ми во Вьетнаме и антивоенными маршами протеста. Отказом Джона Леннона от ордена Рыцаря Британской империи. И событием, сравнимым с первым полетом человека в космос - высадкой американского астронавта на Луну. Нил Армстронг совершил "маленький шаг для одного человека, но огромный прыжок для всего человечества". Луна оказалась покоренной.

Изо всех космических объектов, видимых невооруженным глазом, именно Луна наиболее привлекала к себе внимание человека. Некоторые народы почитали ее выше Солнца, поэты посвящали ей свои строки, астрологи считали, что она влияет на судьбы правителей и жизнь государств. Луне приписывали самые загадочные свойства, вплоть до того, что от ее света молоко коров сворачивается, а у бездетных женщин под ее влиянием рождаются близнецы, причем шестипалые.

Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием (так называемая видимая сторона Луны). Период обращения Луны относительно Солнца составляет 29,53 суток, так что лунный день и лунная ночь длятся почти по 15 суток. В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается; при этом температура на поверхности Луны меняется.

И всегда человек мечтал ступить на Луну. Но Луна - как тот локоть из поговорки, близок, да не укусишь. Мечта обрела зримые очертания во второй половине ХХ века, с началом освоения космоса. В январе 1956 года в Советском Союзе было принято решение о создании искусственного спутника Земли и пилотируемого космического корабля. Началась большая космическая гонка СССР и США.

Вперед, к Луне!

4 октября 1957 года двухступенчатая ракета-носитель Р-7 "Спутник" вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Спутник просуществовал в космосе три месяца. За это время слово sputnik успело войти во многие языки. Американцы ответили тем, что в апреле 1958 года запустили искусственный спутник Земли "Эксплорер-1". В обеих странах интенсивно шла подготовка к полету человека в космос и высадке на Луну.

На первом этапе СССР сумел опередить США. В сентябре 1959 года советская автоматическая станция "Луна-2" впервые достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, а в октябре станция "Луна-3" впервые сфотографировала обратную сторону Луны. В США начали нервничать. Летом 1960 года было объявлено о начале работы над проектом "Аполлон". Проект предусматривал пилотируемый облет Луны и высадку человека на ее поверхность.

Наиболее тщательно исследовалось гравитационное поле Луны. Это объясняется не только потребностями космонавтики, но также дает ученым важную информацию об особенностях строения Луны. Эти исследования выявили нецентральность ее гравитационного поля, обусловленную неоднородностью плотности недр. Ускорение силы тяжести на поверхности Луны составило 1,623 м/с 2 , то есть в 6 раз меньше, чем на Земле.

После того как в космос полетел Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), а позже Алан Шепард (5 мая 1961 года), началась Лунная гонка. В мае 1961 года в США приняли программу покорения Луны. Американцы были крайне раздосадованы тем фактом, что первым человеком, полетевшим в космос, был русский. Поскольку СССР навсегда застолбил за собой место первооткрывателя космоса, в США было решено сделать упор именно на лунную программу.

Президент США Джон Кеннеди очень рассчитывал осуществить высадку человека на Луну до того, как это сделает СССР. Он сумел добиться ассигнований Конгресса на эту программу в размере 25 миллиардов долларов. Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) вплотную приступило к разработке программы. В свою очередь, в СССР 12 апреля 1962 года было впервые официально объявлено о наличии в стране лунной космической программы. Но проект существовал только в стадии намерений. Окончательно он был оформлен лишь к 1964 году.

Американская автоматическая станция "Рейнджер-7" достигла поверхности Луны 31 июля 1964 года. В августе 1964 года генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подписал секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР под номером 655/268 "О работах по исследованию Луны и космического пространства". Космической отрасли поставили конкретное задание: в мае - июне 1967 года облететь Луну, а в сентябре 1968-го совершить на лунную поверхность мягкую посадку и вернуться обратно. По решению правительства была создана так называемая "лунная группа", которую возглавил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов.

Но тут советский лунный проект забуксовал. В октябре 1964 года Хрущев был смещен со своего поста. На его место пришел Леонид Брежнев, а он большого интереса к космонавтике не испытывал. Постепенно лунные проекты перешли из разряда приоритетных в область второстепенных.

  • Экипаж: 3 человека
  • Запуск: July 16, 1969 13:32:00 по Гринвичу с космодрома Кеннеди
  • Прилунение: 20 июля 1969 года в 20:17:40
  • Приземление: 24 июля 1969 года в 16:50:35
  • Количество витков вокруг Луны: 30
  • Длительность нахождения на окололунной орбите: 59 часов 30 минут 25,8секунд
  • Дело осложнялось тем, что две самые видные фигуры советской космонавтики, академики Королев и Челомей, никак не могли договориться о том, каким должен быть ракетоноситель для полета на Луну. Королев предлагал принципиально новый, экологически чистый двигатель "Н-1", который должен был работать на кислороде и водороде. Челомей выступал за многократно проверенные двигатели "Протон". В январе 1966 года Королев умер. После долгого соперничества руководство решило все же остановиться на варианте Челомея. Но на испытаниях раз за разом случались оплошности, приводившие к авариям.

    В конце концов в 1967 году было опубликовано Постановление ЦК и Совета Министров "О неудовлетворительном состоянии "лунной программы"". В СССР поняли, что Лунную гонку выиграть не получится: оставалась еще возможность облететь Луну первыми, но сесть на ее поверхность раньше американцев уже не удастся.

    21 декабря 1968 года американские астронавты Фрэнк Борман, Джим Ловелл и Уильям Андерс стартовали к Луне на борту корабля "Аполлон-8". Это был первый полет за пределы околоземной орбиты. Астронавты первыми из людей увидели обратную сторону Луны. "Аполлон-8" сделал несколько витков на лунной орбите, после чего успешно вернулся на Землю. Первый этап Лунной гонки был выигран США.

    После того как американские астронавты облетели Луну, аналогичная советская программа стала неактуальна. Оставался еще мизерный шанс попытаться опередить США с высадкой на поверхность спутника Земли управляемого аппарата.

    13 июля 1969 года в СССР стартовала автоматическая станция нового поколения "Луна-15", которая должна была доставить образцы лунного грунта на Землю. 16 июля в космос стартовал корабль "Аполлон-11" (экипаж: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин). 20 июля советская автоматическая станция "Луна-15" и лунный модуль совершили посадку на поверхность луны, но "Луна-15" разбилась. И 20 июля в 03:56 по Гринвичу Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на поверхность Луны. Второй этап Лунной гонки также остался за США.

    Однако работы по советской лунной программе на этом не остановились. В сентябре 1970 года советская автоматическая станция "Луна-16" привезла на Землю около 100 граммов лунного грунта. Но о запуске к Луне пилотируемых кораблей речь уже не шла. В ноябре того же года на поверхность Луны был доставлен самоходный аппарат "Луноход-1", который проработал там 9 месяцев. Таким образом, СССР взял частичный реванш за поражение в Лунной гонке.

    Но к 1973 году США, выполнив свою лунную программу, переключились на разработку долговременной околоземной орбитальной станции "Скайлаб". СССР, потерпев многократные неудачи с запуском ракет типа Н-1, которые должны были доставлять космонавтов к Луне, также свернул работы в этой области. Как окончание лунной программы в 1973-76 годах в Советском Союзе были осуществлены запуски автоматических станций, в ходе которых на Луну был доставлен "Луноход-2", а на Землю возвращены образцы грунта. Лунная гонка завершилась.

    Ходил ли Армстронг по Луне?

    В середине 1995 года в СМИ начала гулять история о том, что кроме своей всемирно известной фразы Нил Армстронг сказал и другую: "Удачи вам, мистер Горский". Долгое время никто не мог понять, к чему она относилась, и только недавно астронавт якобы раскрыл секрет. Еще будучи мальчиком, он услышал, как жена соседа, фамилия которого была Горский, отказывает тому в интимной близости, обещая ублажить его только тогда, когда соседский мальчишка полетит на Луну. К вящему разочарованию любителей эффектных историй, эта "правдивая" байка - не более чем анекдот. Армстронг никогда не произносил подобной фразы.

    Высадку человека на поверхность Луны наблюдало более полумиллиарда телезрителей на всем земном шаре. Этот рекорд был побит только 4 года спустя - гавайский концерт Элвиса Пресли в 1973 году смотрел миллиард человек. Кроме того, во время лунной экспедиции состоялся самый дорогой в истории человечества телефонный разговор - из Овального кабинета с астронавтами побеседовал лично президент Никсон. Лунная экспедиция буквально всколыхнула мир.

    И почти сразу же появилась теория, что полет на Луну - не более чем искусная фальсификация. Впервые разговоры об этом возникли после того, как журналисты заинтересовались судьбой астронавтов, принимавших участие в лунных полетах по программе "Аполлон" (всего в ней приняло участие 33 астронавта). Едва ли не треть из них погибли в авто- и авиакатастрофах! Тогда же по страницам СМИ начала гулять версия о странных совпадениях. Журналисты задавались вопросом: "Что за странная эпидемия катастроф поражает астронавтов? Может быть корень этого кроется в нарушении ими подписки о секретности полетов?"

    Кадры с поверхности Луны начали внимательно изучаться как профессионалами, так и любителями. Особое удивление вызывал момент установки на поверхности Луны флага США, который реял как на ветру, хотя на Луне атмосферы нет и, следовательно, флаг колыхаться не должен. Сторонники теории инсценировки начали приводить другие доказательства. Астронавты ходят по Луне в надутых скафандрах, в вакууме в таких скафандрах работать было бы невозможно. Сапоги у скафандров оказались запыленными. От ботинка одного из астронавтов на лунном грунте остался подозрительно чёткий отпечаток. Площадка, по которой ходили астронавты, имела микрозернистую структуру поверхности, соответствующую песчаной пустыне, каких на Луне нет.

    Эмблема экспедиции "Аполлон-11". Фото с сайта www.nasa.gov

    Масла в огонь подлил американский фильм "Козерог-1" (1978 год). История о том, как астронавтов, готовившихся к полету на Марс, в последнюю секунду сняли с корабля, а дальнейший полет и высадку имитировали с помощью телевидения, нашла горячее понимание у зрителей. Американцы, пожалуй, более чем кто-либо подвержены воздействию . Практически любое мало-мальски известное событие в США немедля начинает объясняться неким заговором, как правило, руководимым невидимым или теневым правительством. К таким заговорам относится все: высадка инопланетян в 1947 в США, убийство Кеннеди, число 13, присутствующее на американских банкнотах в разных вариациях, война в Ираке, ну и, конечно, высадка астронавтов на Луну.

    Существует даже легенда, что режиссёр фильма "Козерог-1" Питер Хаймс первоначально хотел "послать" своих героев на Луну, но ему настоятельно посоветовали этого не делать. Якобы опасались разоблачения подлинных фактов: пустыни Калифорнии очень хорошо имитируют лунную поверхность.

    "Козерог-1" только укрепил уверенность скептиков в том, что вся лунная эпопея была сымитирована. Многочисленные факты, опровергающие этот "заговор", как правило, во внимание не принимаются. Теория, согласно которой американцы не высаживались на поверхность Луны, очень популярна до сих пор. Причем у нее есть огромное количество сторонников по всему миру. Споры о том, действительно ли Армстронг ходил по Луне, будут продолжаться еще очень долго, и причин тому несколько. Всегда найдется большое количество доверчивых простаков, которым приятно осознавать, что они "на самом деле знают правду". Людей с изощренной фантазией также всегда будет хватать в избытке.

    Но ответ на вопрос, летала ли экспедиция "Аполлон-11" к Луне на самом деле, дан давно. NASA официально опровергло все измышления. Любой желающий способен убедиться в этом, посетив официальный сайт агентства. Документы, подтверждающие неопровержимость пребывания астронавтов на Луне находятся в открытом доступе . В свою очередь, многочисленные независимые экспертизы подвердили подлинность фото- и видео-материалов, относящихся к этому полету. Но людям хочется верить, что в реальности, согласно высказыванию Ежи Леца, "все было не так как на самом деле".

    Давно хотелось написать об этом самом «бессмертном подвиге», о полёте на Луну то есть. Данный полёт давно уже стал символом Америки и плотно вошёл в человеческую историю. Однако вопросы остаются, более того - чем больше времени проходит после окончания последнего полёта, тем больше вопросов возникает. Человечество много чего достигло в том самом 20-м веке, 20-ый век — вообще век достижений. И более того, как вишенка на торте — полёт на Луну.

    Вот с этой «вишенкой» как раз не всё ясно и не всё однозначно. Итак, вернёмся на полвека назад: СССР запустил первый спутник Земли (1957) и первого человека в космос (1961). Для США это было жуткой оплеухой. Американцы однозначно претендовали на мировое лидерство, и тут такое… И что-то с этим надо было делать, и как-то надо было спасать своё реноме. Именно так была поставлена задача президентом Джоном Кеннеди. Опередить русских.

    Самое смешное, что те, кто выбирал цели для этого шоу, явно очень плохо разбирался в космической технике. Иначе они бы не стали заикаться про Луну. На момент принятия программы Аполлон высшим достижением пилотируемой космонавтики был полёт в термосфере вокруг Земли. То есть человечка забрасывали на орбиту, он по ней крутился в «космическом аппарате» и… приземлялся обратно на Землю. Всё, конец шоу.

    Кстати, забегая вперёд, можно сказать, что по сей день все космонавты, астронавты и чайконавты занимаются примерно тем же самым: «Катанием на орбитальной карусели». А вы думали? Наличие неких «орбитальных станций» тут мало что меняет. Ну, человечек на орбите находится дольше: полгода, год… Это интересно с точки зрения медицины, но не с точки зрения пилотируемой космонавтики.

    Много фильмов снято про межзвёздные странствия, много книг написано про чужедальние миры в иных галактиках… И это стало частью нашей с вами культуры и нашего с вами сознания. Мы так долго верили в полёты «человеков» на Марс и к Альфа-Центавре, что забыли о том, что со времён Гагарина пилотируемая космонавтика ушла вперёд не очень далеко. Скорее, топчется на той же околоземной орбите. Всё тот же «весёлый аттракцион». Нет конечно: стыковка/расстыковка на орбите, разные там эволюции, сборка орбитальных станций… Но всё строго на орбите планеты Земля.

    И тут вдруг семь полётов на Луну, из них шесть успешных… Фантастика. Что самое смешное, СССР, при всей его индустриальной и научной мощи, не смог запустить ни одного человека даже вокруг Луны… Позор джунглям! Просто позор и ганьба! А вот американцы «прокатили» вокруг Луны 27 астронавтов (12 из них высадились на Луну)! Если считать от Apollo-10 до Apollo-17, плюс Apollo-8. Девять кораблей с экипажем по три человека. Вот оно, превосходство американских технологий…

    Именно поэтому американская нация — исключительная. Ни один «низкорожденный» иностранец не смог подняться выше низкой орбиты. А двадцать семь американцев облетели вокруг Луны… Поневоле начинаешь завидовать. Вот у нас в основном говорят об Apollo-11, но, простите, этих Аполлонов было просто до чёртиков! Вот меня, как человека с техническим образованием, восхищает именно это. Надёжность и повторяемость разработанной технологии.

    Аполлоны ходили к Луне как рейсовый автобус. Даже скучно становится. И в этом, безусловно, отражается преимущество американских технологий и американского образа жизни. Никто больше этого не смог и даже не приблизился, и даже полвека спустя все остальные могут только мечтать и строить планы. Вот какая была в США технология/демократия в благословенные 60-е. С течением времени американцы сами стали понимать, что «концы с концами не сходятся», и больше упоминается именно первый полёт на Луну. Именно Армстронг. Ну и «до кучи» вспомнили и сняли «муви» про неудачный 13-й. Тринадцатый, какое совпадение! То есть задним числом «необыкновенный успех американских технологий» стремятся несколько приуменьшить. Якобы не всё было так здорово… Были проблемы.

    Любому технически грамотному человеку понятно, что вот такой смелый полёт на Луну на новой, неопробованной технике — это очень рисково. И слово «рисково» тут не совсем подходит, скорее авантюра. Сам по себе пилотируемый полёт вокруг Луны — это уже гигантское достижение, которое никто до сих пор не повторил и не дерзает повторить. Прошло почти пятьдесят лет. Без малого полвека. И тем не менее: те самые 27 американцев остались уникальными героями, облетевшими вокруг спутника Земли.

    Только они, больше никто . А ведь полёт вокруг Луны, без высадки на неё, по идее на порядок проще путешествия на Луну. Расстыковка на лунной орбите, посадка лунного модуля, после чего старт этого модуля, стыковка… и благополучное возвращение. Как-то слишком красиво. Так не бывает. На уровне технологий 60-х годов (по сути послевоенных). Да и сегодня это достаточно рискованное предприятие.

    Вот почему-то все сразу говорят о полёте на Луну. Вот так сразу на Луну (вспомнился почему-то «Полёт над гнездом кукушки» и ключевая фраза одного из больных). О строительстве обитаемых лунных модулей судачат, картинки рисуют… Почему никто не предлагает запустить одного русского/китайца/японца вокруг Луны? Это ведь гораздо проще, и это будет уже достижением.

    Но нет. Только Луна. А как уже было сказано, по сей день все герои-астронавты болтаются на низкой орбите термосферы. Героические термонавты… И только американцы смогли разорвать этот порочный круг. И то в конце 60-х - начале 70-х. И мало кто из тех «героев» дожил до дня сегодняшнего. Не хочу сказать плохого о тех, кто летает в космос, но, по сути, они как болтались, так и болтаются над нашими головами в верхних слоях атмосферы планеты Земля и иногда рассуждают о дальних галактических странствиях.

    Почему сегодня резко падает интерес к «пилотируемой космонавтике»? А было уже всё. Всё уже было… Неоднократно. И что такое космонавт сегодня? Вот полвека назад — это да! Как раз тогда, когда американцы активно покидали поле тяготения Земли и устремлялись к кратерам Луны… славное было времечко, героическое.

    Почему-то никто по их стопам не пошёл, что странно. Они, простите, что, эту Луну приватизировали? По праву первопроходцев? Apollo-8, декабрь 68 года, первый полёт вокруг Луны. Прошло почти полвека, но никто больше: ни Россия, ни Европа, ни Китай не мечтает послать космонавта в орбитальный полёт вокруг Луны. Почему я постоянно говорю о таком малозначимом событии? Да потому, что полёт человека вокруг Луны — это уже настоящий подвиг и величайшее инженерное достижение.

    За это уже можно давать медали, ордена и навечно вносить в списки. Полёт разных там беспилотных объектов — это совсем не то. Они (эти наглые «беспилотники») уже выбрались за пределы Солнечной системы. А американцы только до Луны добрались. Зато каким составом! «Крутануть» живых чайко/космо/астронавтов вокруг Луны и вернуть их на Землю живыми — это серьёзнейшая инженерная задача. Сама по себе, без всяких высадок.

    Тем более она была интересной в 60-е годы, когда были серьёзные опасения, что наши советские космонавты, совершив орбитальный полёт, могут приземлиться не на территории СССР и даже не на территории соц. содружества (по ошибке, а не из злого умысла!). И люди чесали репу, обмозговывая, что делать в таком случае. А американцы уже тогда могли доставить человека на поверхность Луны и забрать его оттуда… Сравните уровень технологий.

    Причём даже спустя полвека этот уровень технологий не перекрыт никем. Кстати, в этом и засада: после первого рывка Колумба в Новый Свет (если он, конечно, был первым) десятки кораблей очень быстро повторили его маршрут. А риску было не меньше: опыта океанских плаваний у европейцев не было, навигация в зачаточном состоянии, корабли убогие (флагман Колумба — 200 тонн водоизмещения). И тем не менее, очень скоро на атлантических маршрутах стало жарковато.

    То же самое касается ещё более сложных и дальних плаваний в Индию (флагман Васко да Гамы ещё меньше колумбового). На каком уровне технологий и как всё закипело! Буквально забурлило. Корабли один за другим потянулись к берегам Ост-Индии и Вест-Индии. Буквально стаями. Откуда что взялось… Сидели на берегу плоской Земли, сидели… и вдруг. Причём сказать, что технологическое развитие в Европе XVI-го века шло семимильными шагами, никак нельзя.

    Подвиг Магеллана никем очень долго не был повторён? Так как бы и не надо… Можно было плавать и не вокруг света до любой точки планеты.

    А подвиг американских астронавтов остался неповторённым. А ведь современные технологии и технологии 60-х годов — это две большие разницы. Компьютерная техника и электроника ушли вперёд просто неимоверно. Вот если даже сравнить мощность компьютера, на котором набирается эта статья, и вычислительные мощности хьюстонского космического центра, тогда в 68 году…

    Реактивная техника тоже не стоит на месте. Как и материаловедение. Ну и в области станкостроения произошла настоящая революция. Тогда станки с ЧПУ делали свои первые, неуверенные шаги. А сегодня… громадные машины, обеспечивающие на многометровых деталях точность в несколько микронов. Человечество ушло далеко вперёд. Возможности по изготовлению космических кораблей сейчас несравнимы с тем, что было тогда. И возможности по проектированию этих самых кораблей сегодня совсем другие (благодаря тем же компьютерам и автоматизированным системам проектирования).

    То есть сегодня «сваять» систему, аналогичную легендарным APOLLO, на порядок проще и дешевле. Да и возможности расчета траекторий полётов сегодня совсем другие. Ну сколько вы не злобствуйте, что «нонеча не так, как давеча», по факту возможности для полётов к Луне сегодня на порядок больше. Однако их никто не спешит использовать, все больше в музей APOLLO ломятся. Посмотреть, пофоткать, восхититься «беспримерным подвигом» астронавтов 60-х…

    Вот когда телевизоры были такими, а ни айфонов, ни смартфонов не было даже у семейки Рокфеллеров, люди летали на Луну. Сегодня сложно в это поверить, но это именно так!

    Вот тут сразу начинают объяснять, что американцы, шесть раз слетав на Луну, сняли в этом вопросе все сливки. И тут сразу встречный вопрос: «А зачем шесть раз?» К чему это? Что это доказывает? Ведь вопрос был именно в том, кто первый ступит на пыльную поверхность Луны. Вроде первым был Армстронг. Вопрос был закрыт Apollo-11. Все сливки сняли уже тогда. Каждый полёт стоит денег, больших денег. Но эти черти продолжали сновать на Луну как в лавку в пятницу вечером.

    А ведь каждый полёт — это не только большие деньги, но и большой риск. В космосе всякое может случиться, и «техничку» на Луну не пришлёшь… Ну один раз, ну максимум два. И всё — пить, обмывать победу… Но нет, они летали и летали… как за казённый счёт в Сочи летом… Что там, на Луне, мёдом намазано? Мне кажется, именно из-за настойчивости американцев на Луну заглянуть стоит. Что-то они там нарыли… Золото Колчака?

    Видите, в чём фокус: вся эта история «беспримерного подвига американского народа» полна нестыковок и ляпов — до программы APOLLO американцы явно уступали нам в пилотируемой космонавтике. Потом яркий прорыв! Потом… ничего. Только шаттл, который «поломался». А ведь так не бывает. И куда «испарился» тот самый ракетоноситель Saturn-5? Движок от Сатурна? Автор не является специалистом по ракетно-комической технике, но «чудо на Луне» не может не вызывать вопросы.

    Шесть раз провернуть «кордебалет» с выходом на земную орбиту, полётом к Луне, пересборкой, расстыковкой, безаварийной посадкой на неисследованную планету, стартом с лунной поверхности, стыковкой на лунной орбите, стартом с лунной орбиты к Земле, приводнением в океан рядом с авианосцем (со второй космической скорости!)… Да на американских инженеров молиться надо! Вы-таки знаете: сама по себе посадка на Землю со второй космической — это уже очень непростая задача для пилотируемой космонавтики. Недетская задача, даже сегодня.

    Нет, как компьютерная симуляция это не так интересно, но вот воплотить всё это в металле… Ещё раз: тот, кто ставил задачу (полететь на Луну!), был явным дилетантом. Потому что и сегодня не ясно, достижимо ли это вообще (то есть слетать туда и вернуться обратно , живым вернуться). Почему это взывало такой бурный «энтузиазизм» у космических конструкторов? А дело в том, что их «увлечение» — весьма дорогостоящее. А под «Лунную программу» можно было получить миллиарды. И развивать космонавтику изо всех сил.

    При этом обмана как такового тут не было: Луна теоретически достижима для человека с помощью ракетной техники. Нужно только носитель помощнее забодяжить… чем и занимались русские/американцы. И кстати, у русских и у американцев возникли серьезные проблемы с носителем.

    «В начале мая 1966 года были проведены первые испытания по запуску «Сатурна» в открытый космос, которые не увенчались успехом - в момент запуска вторая ступень ракеты вышла из строя и была полностью разрушена. После этого было принято решение данную ракету отправить на необходимую доработку и ориентировочно в начале 1967 года провести повторные испытания по её запуску. Но в итоге ракета пробыла на ремонтных работах значительно дольше, чем было изначально запланировано, и только 9 ноября 1967 года смогла осуществить повторную попытку беспилотного полёта, которая на этот раз оказалась весьма успешной.

    Следующий полет, состоявшийся 4 апреля 1968 года, должен был подтвердить отлаженную работоспособность ракеты и быть заключительным в череде запланированных испытаний, но потерпел провал из-за отказа двигателей второй ступени, а третью ступень в момент пуска вообще разорвало на части. В общем, проблем было множество, и для их решения были запланированы долгие ремонтные работы. Спустя всего 8 месяцев после грандиозного провала 4 апреля 1968 года, «Сатурн-5» стартовала уже с людьми на борту, направляясь прямо к Луне . В результате чего уже 20 июля 1969 года американские астронавты впервые за всю историю человечества высадились на поверхность Луны»

    Почему такая длинная цитата — о наших «страданиях» при создании носителя все наслышаны (дискуссий в инете море, иногда на повышенных тонах!), а вот что касается американцев… все почему-то думают, что у них всё было «пучком». Читаешь, значит, как у нас всё плохо и рвётся на старте (обсуждают ракетчики — на протяжении десятков страниц форума), и горе, и позор, и ганьба… и тут внезапно (когда мы, обхватив голову руками, сидим у обломков сгоревшего носителя!) новость — американцы уже гуляют по Луне… И мы поняли, что мы ВСЁ проиграли. Напиться и застрелиться…

    Основные причины «зрады» приводятся следующие: раздоры между Королёвым, Челомеем и Янгелем (Берии на них уже не было!); а также «недостаточное финансирование»: якобы США ассигновали на «лунный проект» 25 миллиардов «зелёных», а СССР только 2,5 миллиарда «деревянных» — отсюда и результат, вернее его отсутствие. Якобы в США было НАСА, а у нас НАСА не было — отсюда разброд и шатания и грызня между конкурирующими фирмами.

    Говорите что угодно, но СССР был гораздо более централизованной системой, чем США. И даже в космосе. Насчёт денег — они не всегда всё решают. Деньги — это только один из ресурсов. Не менее важны люди . И совсем уж критично время . Чтобы освоить деньги (не распилить!), нужно время и квалифицированные специалисты. Завалив проект деньгами, мы проблемы не решим. Как это ни странно звучит. Потом (по ходу дела) выяснится, что «тут ребят надо подготовить», то есть ребята толковые, но их надо готовить , потом выяснится, что на сами НИОКР нужны не только деньги, но и время .

    Внезапно. То есть сначала «гениальный/генеральный конструктор» выбьет деньги, людей и оборудование, а потом… потом мы выясним, что не всё так просто. Процесс пошёл, но до результата ещё далеко. И Америка тут от России мало чем отличается. Итак, в 66-68 годах рвутся Сатурны в Америке, а в 1969 начинают рваться Н-1 в СССР. Лепота…

    Вот вы знаете, коллеги, смотрю я на всё это безобразие (ретроспективно) и делаю один несмешной вывод: не по плечу был землянам полёт на Луну в конце 60-х… Не по плечу. Нет, пробовать и экспериментировать, безусловно, можно, этого никто не запрещает. Но вот до реального полёта до Луны и обратно… как до той же Луны пешком. С полётами космонавтов на низкой околоземной орбите сравнивать просто бессмысленно. Разные вещи, несравнимые ни разу.

    Космическая программа упёрлась в технический/экономический/временной потолок. Но как же американцы с их 25 «лярдами» (в ценах конца 60-х!)? У них-то потолок был выше? Ну есть у вас нерабочий ракетоноситель и куча бабла рядом с ним. Легче стало? Вот присутствует такая «кольцевая» логика. Почему американцы смогли решить технические проблемы с ракетоносителем? Потому что они были более продвинуты в технологиях. А почему они более продвинуты в технологиях? Ну как же, они же совершили высадку на Луне! Это даже дети знают!

    Почему-то все исходят из того, что США могли доставить человека на Луну (две штуки сразу!), а СССР — нет (даже одного)! Исходят из того, что Нил Армстронг 20 июля 1969 года… и это всеми признано… Ну круто же! Лунная дорожка блистает серебром… Людям нравится верить в чудеса, им нравятся волшебные сказки про принцесс и драконов. Знаете, как сказал один старый одесский еврей: «Врачу бывает сложно поверить в непорочное зачатие».

    Ещё в начале 60-х США отставали от СССР в космических технологиях. Обитаемые капсулы СССР имели толстые прочные стенки, и с созданием внутренней атмосферы проблем не было. У Gemini проблемы были как раз с прочными стенками и с атмосферой. Кстати да, американцы горели в кислородной атмосфере в начале 60-х, но и у нас был такой прецедент. Как много было общего в наших космических программах… А потом, внезапно , американцы совершили гигантский скачок вперёд. Буквально через восемь лет после полёта Гагарина.

    С чего бы это вдруг? Какие к тому были предпосылки? Кстати, Н-1 мы-таки допиливали уже в начале 70-х и так и не допилили… А вот у американцев денег было много… И что вам это даст, когда носитель взрывается, а сроки горят? Нет, если речь идёт о планомерной долгосрочной работе на перспективу (к середине 70-х, может к концу, полететь), то да — деньги становятся решающим фактором. А вот когда лететь надо уже завтра, но ни у русских, ни у их американских «конкурентов» нет рабочего тяжёлого ракетоносителя для выхода на орбиту…

    Что вам даст «квадриллиард денех» в такой ситуации? Купить забористой дури на всю команду? Отказ СССР от «Лунной гонки» — одно из самых разумных решений «партии и правительства». Нет, впряглись, прикинули, как всё сложно и дорого… и отказались. «Квадриллиард» нам был нужен для других целей. Одна из причин отказа — высокие риски для экипажа. Правильнее сказать — запредельные. Потеря автоматической станции — это всего лишь потеря автоматической станции. Рисковать людьми — совсем другое.

    А вот американцы не побоялись и рискнули… и выиграли. Вот, знаете, именно это и наводит на серьезные размышления — этот выигрыш в «русскую рулетку». Как удачно всё у них сложилось, сколько они ни крутили барабан револьвера… А в барабане были патроны? Больно уж весело скачут американцы по поверхности чужой враждебной планеты. Они ещё багги туда притащили и гоняли на багги. Какая эта Луна близкая и домашняя… как пляж в Калифорнии.

    Тут дело не в трусости/храбрости, просто окружающая обстановка накладывает серьезные ограничения. В реале астронавты на Луне — это смертники. Очень велик шанс не вернуться — техника абсолютно новая и необкатанная. Любой сбой, ошибка и… всё, привет. Гимнасты под куполом цирка без страховки. Но как они уверены в себе! И как уверено в себе руководство программы полётов… Раз за разом посылая людей на «минное поле».

    Как выяснилось много позже, с полётом Гагарина было всё не так гладко, как и с выходом Леонова в открытый космос…

    «Во время полёта Гагарина было зафиксировано 11 нештатных ситуаций»

    «Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на два с половиной месяца раньше американцев. Это знают все. Но очень мало кому известно, что в полете корабля "Восход-2", на борту которого находились Павел Беляев (командир) и Алексей Леонов (второй пилот), было несколько серьёзных нештатных ситуаций. И три или четыре из них - смертельные».

    «28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да ещё и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было)».

    И это всё творилось при полётах на орбиту планеты Земля. Техника новая, риск смертельный. Так что насчёт того, что: «Гагарин в космос летал, Бога не видал…», не соглашусь. В штормовом море не бывает атеистов. А тут люди гуляют совсем рядом со смертью. Так что наверняка и Гагарин Бога на орбите вспоминал неоднократно, и Леонов, когда торчал в шлюзовой камере.

    А вот у американцев уже в конце 60-х с техникой (гораздо более сложной) всё было хорошо. Проблемы? Никаких проблем!

    А ведь и наша, и их космическая техника была во многом аналогична и примерно одного уровня. Откуда такой разрыв в результатах? Результаты более мощного финансирования сказались бы... лет через десять-пятнадцать. Если же техническое решение не разработано, то купить его невозможно, сколько ты на это денег ни ассигнуй.

    Самое смешное, что далее, вместо развития Сатурнов, американцы создали Шаттлы. Которые стали активно взрываться, и от которых пришлось отказаться. Как раз на правду очень похоже. И сейчас они летают на российских носителях (наследники славы армстронговой…).

    О «лунной афере» написано очень много: первые публикации появились уже в начале 70-х и именно в США. Всё просто: технически грамотные люди стали сомневаться. Сомневаться в самой возможности полёта на Луну на уровне тех технологий. Автор эти сомнения разделяет: лететь на Луну, базируясь на технологиях, не гарантирующих безопасность полётов на орбиту Земли, невозможно абсолютно. От слова совсем.

    Анализ фото с Луны… это что-то с чем-то, но оставим это специалистам по фотографической технике. Но вот недавно выяснилось, что плёнка, на которой зафиксирована первая высадка на Луну, куда-то запропастилась… Да много что из архивов исчезло по недосмотру. Но не только.

    «Так вот, на протяжении полутора суток полёта между Землёй и Луной, когда делать экипажу было в общем-то нечего, кинороликов и фотографий Земли и Луны… практически нет. Есть, конечно, забавные эпизоды американского оригинального жанра «игровой документалистики» внутри тесного помещения «Аполлона» длительностью не более 40 секунд, которые запросто могут быть сняты на борту падающего по параболе самолёта, но не более того. А где же уникальные кадры удаляющейся и вращающейся Земли или приближающейся и вращающейся Луны, которые нигде и никогда больше невозможно было бы снять с рук, кроме как в таких полётах? Таких записей нет.»

    Из комичного: недавно выяснилось, что у американцев нет надёжной модели «космического сортира». То, что было на МКС, — поломалось…

    А первые реальные американские «космосортиры» были воздвигнуты на Шаттлах, но были они неудачные. Дьявол, как говорится, в мелочах. Но как же они летали к Луне, без сортира? Хороший вопрос…

    Забавно: с момента первого полёта прошло почти полвека, а споры продолжаются. Были или не были? Автор, не являясь специалистом по ядерной физике, проблему поясов Ван-Аллена оставляет в стороне.

    Нет, безусловно, по этой «героической теме» теме существуют масса великолепных исследований, конкурировать тут очень сложно. Но если просто спокойно на досуге проанализировать общеизвестные факты, не углубляясь в исследования… то и тогда поверить в «икспедицию» будет крайне сложно. То есть поверить в Армстронга, «танцующего» на Луне, ещё как-то можно (все мы в детстве читали сказки), но поверить в полёт «туда и обратно» шесть раз на технике 60-х годов, невероятно проблематично. Вот если бы он был хоббитом…

    Хотя Остап Ибрагимович проект, безусловно бы, оценил.

    Экипаж

    Экипаж «Аполлона-11»

    • Командир - Нил Армстронг (слева)
    • Пилот командного модуля - Майкл Коллинз (в центре)
    • Пилот лунного модуля - Эдвин E. Олдрин младший (справа)

    Общие сведения

    Эмблема полёта «Аполлон-11»

    Корабль включал в себя командный модуль (образец 107) и лунный модуль (образец LM-5). Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Колумбия» («Columbia»), для лунного модуля - «Игл» («Eagle» - Орёл). Вес корабля 43,9 т. «Колумбия» - название статуи на здании Конгресса в Вашингтоне и корабля, в котором летели на Луну герои Жюль Верна . Эмблема полёта - орёл над поверхностью Луны, держащий в когтях оливковую ветвь. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-506). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю »

    Задачи полёта

    Предусматривали посадку на Луну в западной части Моря Спокойствия (База Спокойствия), сбор образцов лунного грунта , фотографирование на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов , проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.

    Предстартовая подготовка и старт

    За шесть суток до расчётной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов сжатого гелия, размещённых в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне , ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон ».

    В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал бывший президент США Джонсон , вице-президент Агню и пионер немецкой ракетной техники 75-летний Герман Оберт . На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдало около миллиона человек, а телевизионную трансляцию старта смотрел примерно один миллиард человек в различных странах мира.

    Корабль Аполлон-11 стартовал 16 июля г. в 13 часов 32 минуты по Гринвичу на 724 мс позже расчётного времени.

    Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.

    Второй старт и полёт к Луне

    После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем.

    Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полётного времени и проработал 347 секунд.

    В 3 часа 26 минут полётного времени начался манёвр перестроения отсеков, который завершился с первой попытки через семь минут.

    В 4 часа 30 минут полётного времени корабль (командный и лунный модуль) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от неё на безопасное расстояние и начал самостоятельный полёт к Луне.

    По команде с Земли был произведён слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

    Во время телевизионного сеанса, начавшегося примерно на 55 часу полёта, Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль для первой проверки бортовых систем.

    Посадка на Луну

    Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовится к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.

    Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. В принципе было возможно использование автоматических программ вплоть до момента посадки, однако Армстронг ещё до полёта принял решение, что на высоте примерно ста метров над лунной поверхностью он перейдёт на полуавтоматическую программу управления посадкой объяснив своё решение следующей фразой: «Автоматика не знает как выбирать посадочные площадки». По данной программе автоматика регулирует вертикальную составляющую скорости модуля, изменяя тягу посадочного двигателя по сигналам радиовысотомера, в то время как астронавт управляет осевым положением кабины, и, соответственно, горизонтальной составляющей скорости. Фактически Армстронг перешёл на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой, и всё время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания (позже оператор, принявший решение несмотря на аварийные сигналы, не отказываться от посадки на Луну, получил специальную награду NASA).

    Послеполётный анализ показал, что перегрузка компьютера была вызвана тем, что, помимо управления посадкой, требовавшей 90 % мощности компьютера, на него было возложено управление радиолокатором , обеспечивающим встречу с командным модулем на орбите, что требовало ещё 14 % мощности. Для последующих полётов лунных экспедиций по программе «Аполлон » логика компьютера была изменена.

    Необходимость перехода на полуавтоматическую программу управления возникла ещё и потому, что автоматическая программа вела лунный модуль на посадку в кратер диаметром около 180 метров, заполненный камнями. Армстронг принял решение перелететь кратер, опасаясь, что лунный модуль перевернётся при посадке.

    Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу . В момент посадки Армстронг передал: «Хьюстон , говорит База Спокойствия . „Орёл“ сел». Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: «Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!»

    Пребывание на Луне

    Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Ещё в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полёта дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, всё равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.

    Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу . Спустившись на поверхность Луны он произнёс следующую фразу:

    Первый шаг человека на Луне

    Олдрин вскоре вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга. Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. Затем астронавты установили флаг Соединённых Штатов Америки (Конгресс США до полёта отверг предложение NASA установить на Луне флаг ООН вместо национального), провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном , произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометр и отражатель лазерного излучения). Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счёте астронавт горизонтировал его «на глаз» и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную.

    Олдрин у сейсмометра. На заднем плане видны лунный модуль, флаг США, снабжённый проволочным каркасом, чтобы предотвратить обвисание, и камера на штативе

    После установки приборов, астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю - 24,9 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль.

    При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов, Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг - примерно два часа и десять минут.

    После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны показала этот процесс и вскоре после этого была выключена.

    После проверки бортовых систем и приёма пищи, астронавты спали примерно семь часов (Олдрин - свернувшись на полу кабины, Армстронг - в гамаке, подвешенном над кожухом основного двигателя взлётной ступени лунной кабины).

    Старт с Луны и возвращение на Землю

    После ещё одного приёма пищи астронавтами, на сто двадцать пятом часу полёта состоялся старт с Луны взлётной ступени лунного модуля.

    Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны: 21 час 36 минут.

    На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества». Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11» и президента Никсона.

    Мемориальная табличка на посадочной ступени лунного модуля корабля «Аполлон-11»

    После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту, она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы собранные на Луне и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована, командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта. Она была необходима из-за плохих метеорологических условий в запланированном изначально районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного изначально. Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества.

    Отсек экипажа приводнился в Тихом океане примерно в двадцати километрах от авианосца «Хорнет»(CV-12) (англ. Hornet (CV-12)) через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции в точке с координатами 13.5 , 169.25 13°30′ с. ш. 169°15′ в. д.  /  13.5° с. ш. 169.25° в. д. (G) .

    На воде отсек экипажа первоначально установился в нерасчётном положении (днищем вверх), однако через несколько минут при помощи надувных баллонов-поплавков был перевёрнут в расчётное положение.

    С вертолёта были сброшены три лёгких водолаза, которые подвели понтон под отсек экипажа и привели в готовность две надувные лодки. Один из водолазов в скафандре биологической защиты открыл люк отсека экипажа, передал экипажу три таких же скафандра и снова закрыл люк. Астронавты надели скафандры и через 35 минут после приводнения перешли на надувную лодку. Водолаз обработал скафандры астронавтов и внешнюю поверхность отсека неорганическим соединением йода . Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Астронавты прямо из вертолёта перешли в карантинный фургон, где их ожидали врач и техник.

    Президент Никсон общается с экипажем «Аполлона-11», находящимся в карантинном фургоне

    На авианосец для встречи астронавтов прибыли президент Никсон, директор NASA Томас Пейн, а также астронавт Фрэнк Борман . Никсон обратился к находящимся в карантинном фургоне астронавтам с краткой приветственной речью.

    Ровно 40 лет назад 20 июля 1969 года команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом осуществила первый полет на Месяц.


    И все же интересно почему за 40 лет больше не было полетов?
    Почему США и СССР одновременно прекратили полеты на Луну?

    Еще более непонятным был дальнейший отказ от этого способа исследований вовсе. Что скрывается за таким решением? Может быть, чья-то конкретная угроза? Этого мы не знаем. Однако в скором времени и американцы прекратили полеты на Луну, хотя вроде бы недалеки были от постройки лунного городка и лунного космодрома… Непонятные вещи творятся и с аппаратами, запускаемыми на Марс. Точность старта и возможность корректировки направления полета теперь, казалось бы, вещи сами собою разумеющиеся. Однако одна за другой станции проходят в немыслимой дали от пункта назначения, в другом случае - перед самым ответственным моментом (выходом к планете) - вдруг навсегда пропадает связь… Американцы тоже прочувствовали это в экспедициях на Марс и Венеру.

    Кое-что стало понятным после откровений бывших работников НАСА - известного космического конструктора Мориса Шатлена, а также академика Берже и профессора Валле… Первый издал книгу «Наши предки, прибывшие из космоса», а профессор и академик -«Книгу таинственностей»… В свое время имелись теории (значительная часть которых была высосана из пальца) о том, что лунные кратеры - это бывшие города и прочие искусственные сооружения. На них мы останавливаться не станем, а вот авторитетное заявление известного астронома Сагана, сделанное им в начале 60-х годов, стоит упомянуть. Ученый считал, что обнаруженные под поверхностью Луны полости, одна из которых составляет 100 кубических километров (!), вполне пригодны для существования и развития биологических видов.

    В 1963 году американские астрономы обнаружили на Луне гигантские светящиеся и движущиеся объекты, размеры которых впечатляют: длина 5 километров, ширина - 300 метров. Таких объектов Флэгстафская обсерватория зафиксировала 31! И множество объектов поменьше. Впрочем, еще в 1968 году (до полета «Аполлона-II» само НАСА опубликовало справочник лунных аномалий, где упомянуты возникающие и исчезающие, точно сами собой, гигантские купола, кратеры, стены, траншеи, движущиеся геометрические фигуры различных «расцветок» и так далее. Всего названо 579 необъяснимых наблюдений, анализ четырехвековой работы с Луной ученых и любителей. О геометрических фигурах упоминал еще британский астроном Бирт в 1871 году в собственном каталоге загадок Луны.

    Таким образом, после памятного «маленького шага» Нейла Армстронга Луна стала не ближе к нам, а гораздо дальше.

    Политика правительств в отношении хранения в секрете правды об НЛО от широкой общественности великолепно описана и задокументирована в нескольких книгах известных астрономов, таких, например, как Аллен Хайнек (Allen Hynek) (консультант ВВС США по проблеме НЛО), майор Дональд Кейхой (Donald Keyhoe), Тимоти Гуд (Timothy Good) (его книга “Совершенно секретно”и многих других профессиональных исследователей. Один из неоспоримых экспертов, которому мы можем доверять - Кристофер Крафт (Christopher Kraft), в прошлом директор NASA. Он передал нам следующую запись (после того как оставил свой пост в NASA), сделанную в Хьюстоне во время лунной миссии Аполлона-11:

    АСТРОНАВТЫ НЭЙЛ АРМСТРОНГ (NEIL ARMSTRONG) и БАЗ ОЛДРИН (BUZZ ALDRIN) говорят с Луны: «Это гигантские штуковины. Нет, нет, нет… Это не оптическая иллюзия. В этом не может быть сомнения!»

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ (ЦЕНТР В ХЬЮСТОНЕ): “Что… что… что? Какого черта там у вас происходит? Что случилось?”

    АСТРОНАВТЫ: «Они - здесь под поверхностью.”

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: „Что - там? Связь прерывалась… центр управления вызывает Аполлон 11.“

    АСТРОНАВТЫ: „Мы видели нескольких гостей (visitors). Они были там некоторое время, проверяли оборудование.“

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Повторите ваше последнее сообщение.”

    АСТРОНАВТЫ: „Я говорю, что здесь другие космические корабли. Они стоят ровной линией по другую сторону кратера.“

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Повторите… повторите!”

    АСТРОНАВТЫ: „Позвольте нам зондировать эту сферу… 625 к 5… автоматическое реле соединил… Мои руки дрожат так сильно, что я не могу ничего делать. Снять это? Боже мой, если эти проклятые камеры заснимут что-нибудь… что тогда?“

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Можете ли вы заснять что-нибудь?”

    АСТРОНАВТЫ: „У меня больше нет пленки под рукой. Три выстрела с “тарелки”, или как там эта штука называется, испортили пленку.“

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: „Восстановите контроль! Они перед вами? Слышны какие-либо шумы с НЛО?”

    АСТРОНАВТЫ: “Они приземлились здесь! Они здесь и они наблюдают за нами!”

    УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Зеркала, зеркала… можете ли вы отрегулировать их?»

    АСТРОНАВТЫ: «Да, они находятся в нужном месте. Но те кто построили эти корабли могут прибыть завтра и убрать их. Раз и навсегда.”

    Вполне логично, что если правительственные агентства обнаружили секретные базы НЛО, то они должны хранить это в тайне от общественности, а также разработать “историю прикрытия”, дабы скрыть правду о Луне. Однако, проблема состояла в том, что свидетели “говорили” с нашим Отделом относительно инопланетных дел.

    Среди экспертов, сообщивших нам о жизни на Луне и открытиях астронавтов, были Фарида Искиовет (Farida Iskiovet), бывший консультант по вопросам НЛО при президенте ООН, таинственный господин Английский (mr. English), который делал совершенно секретную фотографию для NASA и лунных астронавтов, бывший командующий военно-морской разведки (Naval Intelligence) Марк Хабер (Mark Huber), знавший большое количество совершенно секретных данных, сержант Виллард Ваннал (Willard Wannal), служивший в военной разведке (Army Intelligence), майор Вэйн Ахо (Wayne S. Aho), служа в военной разведке предоставил на рассмотрение Конгрессу материалы исследований по НЛО, доктор Джеймс Харра (dr. James Hurrah) из космической программы NASA, и другие кто имеют секретные допуски. Я лично разговаривал со всеми вышеупомянутыми исследователями.

    Усиленные интерес к жизни на Луне захватил общественное мнение после сообщений по радио об опытах Маркони Тесла (Marconi Tesla), пытавшегося передавать на Луну радиосигналы и получить на них ответ, это действительно имело место. После этого американские, британские и французские астрономы сообщили о вспышках света, мерцающих и даже движущихся огнях на поверхности Луны. В течение 20-30 годов можно обнаружить многочисленные сообщения о подобного рода явлениях в самых разных газетах и журналах, которые до сих пор можно найти в библиотеках. Этот интерес достиг своего апогея, когда видный эксперт в воздушных явлениях Палитзер Приз (Pulitzer Prize), победивший астронома Джона О’Нилла (John O’Neill), публично заявил об обнаружении на Луне “моста” искусственного происхождения. Были и другие свидетели, которые наблюдали “мост” длиной в 12 миль, которого ранее не было на этом месте и который позднее исчез по неизвестным причинам (было это слишком заметно?). Этот инцидент произошел в раннем 1950-ом.

    Многие астронавты Джемени и Аполлонов рассказывали, что видели НЛО во время своих полетов. Так, астронавт Гордон Купер (Gordon Cooper) публично признал, что наблюдал управляемое судно внеземного происхождения (мы видели его фотографии НЛО). Джеймс МакДивитт (James McDivitt) тоже сделал фотографии НЛО во время полота вокруг Земли, мы видели их. то время как орбитальная Земля и мы видели их также. Советская космическая программа в 1960-х годах, предназначенная для установления нового рекорда времени пребывания на орбите, была странным образом прервана после того как корабль занял свою позицию. Частные исследователи с мощным радиооборудованием утверждали, что советские космонавты сопровождались на орбиту НЛО, которые окружили их и начали швырять их назад и вперед, как будто советское судно было мячом. Космонавтам, впашим в панику, было приказано немедленно возвращаться обратно на Землю.

    В течение 50-х годов большое количество НЛО, замеченных на Земле, возвращались на Луну. Их траектории были отслежены секретными правительственными комплексами наблюдений, расположенными в пустынях Аризона и Невада, а также в подземных базах, расположенных внутри гор. У НАС ИМЕЕТСЯ ФОТОГРАФИЯ СУДНА В ФОРМЕ ТАРЕЛКИ, ЛЕТЯЩЕГО НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛУНЫ, выполненная гражданским астрономом. Сержант Виллард Ваннаил, расследовавший приземление НЛО в Оаху (Oahu) во время службы в военной разведке, показывал нам 8 или 10 четких глянцевых фотографий серебристого космического корабля, парящего над лунной поверхностью. Его размеры оценивались в несколько миль и говорили за то, что это КОРАБЛЬ-МАТКА (БАЗОВЫЙ КОРАБЛЬ), предназначенный для транспортировки многих тысяч людей между солнечными системами или галактиками в течение длительных периодов времени в условиях полного самообечпечения (автономном режиме)!

    В период с 1950 по 60-е г.г. гражданскими астрономами были замечены новые перемещения на Луне, световые аномалии, постоянные источники света, располагающиеся обычно внутри кратеров, наряду с таинственными крестообразными вспышками.

    Советские и американские космические корабли (расположенные на орбите Луны) начали фотографировать таинственные структуры на Луне, обнаруженные NASA. Нашлись ученые, такие например как Фред Стеклинг (Fred Steckling), потребовавшие объяснений от так называемого “гражданского агенства”. Просто удивительно как NASA могло выпустить эти фотографии БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ! Многие структуры могли быть заметны только при большем увеличении.

    Американский космический корабль RANGER II прислал 200 фотографий кратеров Луны с куполами внутри. Эти куполы не были новинкой. Они были сообщены в средствах массовой информации французскими астрономами приблизительно 48 лет назад. 33 фотографии купола на Луне, присланные Lunar Orbitter 2 были выпущены без комментариев в Вашингтоне D.C. в 1967. 1 июля 1966 года NASA в средствах массовой информации официально признало, что астронавты видели НЛО, однако, позднее опровергло эту информацию (для тех кто собирает официальные отчеты по НЛО не составит труда найти большое количество противоречивых утверждений, доказывающих сокрытие правды). Все это не остановило астронавта Гордона Купера от публичного заявления: “Я верю в инопланетян, потому что собственными глазами видел их космический корабль” (во время полета Джемени 16). В нашей картотеке “Blair cuspids” есть фотографии, полученные с лунных спутников, на которых видны странные шпили, образующие правильные геометрические фигуры. Высокий белый шпиль, похожий на памятник Вашингтона, был сфотографирован на поверхности Луны наряду с таинственными прямыми путями или следами, которые проходят не сворачивая через кратеры, холмы, долины и груды камней. Некоторые из куполов имели вспыхивающие огни.

    Несколько фотографий NASA, которые нам удалось видеть, показывали длинный сигарообразный объект, лежащий на поверхности Луны, который позднее отсутствовал на других фотографиях. Мы видели фотографию пирамиды на темной стороне (обратной стороне). ТЕМНАЯ СТОРОНА всегда скрыта от наших глаз и телескопов и, очевидно, представляет из себя идеальное место для строительства инопланетянами секретного космопорта. Нехватка атмосферы не представляет проблему, когда мы вспоминаем о куполах с искусственной окружающей средой. Даже NASA признает, что ученые имеют технологию (но не миллиарды долларов) для строительства подземных баз с искусственным кондиционированием, подобно тем, которые строят для себя военные.

    Астронавт Эдвард Митчелл (Edgar Mitchell) конфиденциально сообщил Фариде Искиовет, представителю нашего Департамента, что видел НЛО на Луне.

    В 1978 года таинственный коренастый человек в внешностью типичного агента, появился в Мауи (Maui), назвавшись Mr. English. Его полное имя я назвать не могу. Он имел допуск ВЫСШЕГО УРОВНЯ СЕКРЕТНОСТИ безопасности NASA. Он сообщил мне, что был штатным фотографом в программе Аполлон, фотографировал обломки потерпевшего катастрофу диска в ангаре на секретной базе ВВС в Техасе, видел НЛО во время полета астронавтов. Он передал нам большое количество данных по НЛО и признал, что астронавты дейс

    Наряду с распространившимися в постперестроечные годы псевдонаучными теориями, мистическими и мистически-религиозными учениями, процветающими на экранах ТВ и на страницах СМИ «магами», «чародеями», «колдунами», «предсказателями», «целителями»… атака на науку идёт и с другой стороны: распространяются публикации, в которых производятся попытки дезавуировать настоящие научные и научно-технические достижения прошлого. Сегодня появилось несметное количество «ниспровергателей» теории относительности, квантовой механики, не говоря уж о креационистах, особо ретивые из которых «ниспровергают» все научные достижения «скопом». Не обошли подобные «ниспровергатели» и достижения в области освоения космического пространства. Особенно «повезло» экспедиции на Луну по программе «Аполлон», осуществленной США в июле 1969 г. В «жёлтой» прессе появляются публикации, авторы которых представляют полёт космического аппарата «Аполлон-11» с космонавтами, посадку на Луну, выход космонавтов на поверхность Луны и возвращение корабля на Землю в виде грандиозной мистификации, театрализованного шоу, изготовленного в Голливуде и выброшенного на телеэкраны и страницы газет. Сегодня находится немало сторонников такой точки зрения. Некоторых из них, особенно людей молодого поколения, можно понять: для них это - «преданья старины глубокой». А предания, как хорошо известно, далеко не всегда повествуют о действительных событиях, подчас - о вымышленных.

    Перо и молоток. Эксперимент на Луне

    Ниже предлагаются две заметки из журнала «Наука и жизнь» за 1969 г. Первая повествует о полёте корабля «Аполлон-8» с тремя космонавтами, которые за пол года до старта «Аполлона-11» совершили облёт Луны без посадки на её поверхность. Вторая - описывает собственно полёт «Аполлона-11», посадку на поверхность Луны и возвращение на Землю. Обращает на себя внимание скупость, с которой описаны оба полёта. Чувствуется, что ведущий научно-популярный журнал страны был вынужден всячески затушёвывать это, поистине эпохальное, достижение американской науки и техники. Особенно хорошо это просматривается в первой заметке, которая завершается обзором полётов советских автоматических лунных аппаратов, как бы стараясь уравнять достижения обеих сторон. Вне сомнения, что полёты автоматических аппаратов с посадкой на Луну, забор лунного грунта и возвращение на Землю - огромное достижение по исследованию Луны, но всё же оно существенно меркнет даже по сравнению с подготовительным полётом «Аполлона-8». И если бы у советских идеологов имелась возможность вообще не упоминать о программе «Аполлон», то именно так и было бы сделано. А уж если бы был хоть малейший повод обвинить «идеологического противника» в фальсификации, то такая фальсификация была бы раздута до невероятных размеров! Но, видимо, повода не нашлось, несмотря на то, что в те времена «идеологические противники» отслеживали каждый, даже, самый мелкий шаг противоположной стороны всеми доступными средствами: дипломатическими, разведывательными, техническими… Тщательнейшим образом анализировались все видеоматериалы полученные как официальным путём, так и разными другими способами, материалы радиоперехвата, наблюдения станций слежения за космическим пространством и астрономических обсерваторий. И - никаких зацепок!

    Вывод один: полным абсурдом выглядит предположение о том, что используя весь арсенал этих средств, соответствующие службы «великой державы» не смогли отличить действительный полёт на Луну от голливудской киноподделки. Без сомнения, подобная подделка была бы незамедлительно разоблачена и очень эффектно использована тогдашней властью СССР в идеологических целях.

    ХРОНИКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

    Одно из ярких космических событий прошедшего года - полёт американского пилотируемого корабля «Аполлон-8». Его запуск был осуществлен ранним утром 21 декабря с мыса Кеннеди и явился важной вехой в реализации программы «Аполлон». Эта программа предусматривает высадку космонавтов на Луну с последующим возвращением их на Землю. Первые поисковые работы по программе «Аполлон» были начаты около 10 лет назад, а с 1961 года программа реализуется форсированными темпами. На работы по этой программе расходуется примерно половина всех средств, выделяемых Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Общие же ассигнования на программу «Аполлон» превысили 20 миллиардов долларов.

    В некоторые периоды из 411 тысяч человек, занятых в реализации программ NASA в работах по программе «Аполлон», участвовало около 300 тысяч человек, в том числе примерно 40 тысяч научных работников и инженеров. В США неоднократно поднимался вопрос о целесообразности затраты столь больших сил и средств на программу «Аполлон» (при этом проблема рассматривалась не только в научных, но и в военных, экономических и политических аспектах).

    Для некоторой характеристики различных этапов планируемого полета на Луну приводятся примерные расчётные данные общего расхода топлива ракетными двигателями различных ступеней и блоков (в процентах от общего расхода): вывод последней ступени ракеты-носителя с космическим кораблем на промежуточную орбиту спутника Земли - около 96 %; переход на траекторию полёта к Луне - 3 %; переход на окололунную орбиту - 0,5 %; посадка на Луну - 0,25 %; взлет с Луны - 0,06 %, уход с окололунной орбиты в сторону Земли - 0,15 %.

    В данном эксперименте был осуществлён вывод основного блока на селеноцентрическую орбиту и манёвр на этой орбите (переход с эллиптической орбиты на почти круговую), а также уход с окололунной орбиты в сторону Земли. Все эти манёвры осуществлялись с помощью основного, так называемого маршевого двигателя корабля «Аполлон-8», который рассчитан на 50 включений и общую продолжительность работы 750 секунд. По расчётам, кстати, подтвержденным полетом «Аполлона-8», потребность в работе маршевого двигателя такова: для коррекции траектории при полёте к Луне - до 60 секунд (три коррекции по 15 - 20 секунд каждая); перевод корабля на селеноцентрическую орбиту - 400 секунд; сход основного блока с селеноцентрической орбиты - 150 секунд; коррекция основного блока на среднем участке траектории полёта к Земле - до 60 (три коррекции по 15 - 20 секунд).

    Все три космонавта (в США их называют астронавтами), входившие в экипаж «Аполлона-8», - Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс - это профессиональные военные лётчики. Первым двум из них к моменту полёта исполнилось по 40 лет, третьему - 35. Все трое имеют высшее образование, а Андерс к тому же является магистром наук в области ядерной физики. Зато в отличие от двух своих коллег он ранее не летал на космических аппаратах, в то время как Борман вместе с Ловеллом уже летали на спутнике «Джеминай-VII», а Ловелл ещё, кроме того, летал на спутнике «Джеминай-XII».

    Полёт к Луне и успешное возвращение на Землю потребовали от космонавтов большого мужества и мастерства. В частности, два наиболее ответственных маневра - выход на селеноцентрическую орбиту и сход с неё - осуществлялись при ручном управлении и без «подсказок» с Земли - космический корабль во время этих манёвров находился над невидимой стороной Луны, и связь с руководителями полёта была прервана (Луна представляла собой экран, преграждающий путь радиосигналам «Аполлона» на Землю). За время полёта с «Аполлона-8» было проведено 5 телевизионных сеансов, транслировавшихся по наземной сети. Передаваемое с корабля изображение имело такие параметры: 320 строк при 10 кадрах в секунду.

    Космический корабль «Аполлон-8» был выведен на траекторию полёта к Луне трёхступенчатой ракетой «Сатурн-V». Весь полёт продолжался немногим более шести суток, причём около 20 часов корабль находился на окололунной орбите.

    Запуск «Аполлона-8» происходил в самый канун своеобразного юбилея - десятилетия исследований Луны с помощью космических аппаратов. Начало этим исследованиям было положено советской космической станцией «Луна-1» (январь 1959 г.). Затем последовали многочисленные эксперименты, один интереснее другого: первое «попадание» в Луну, доставка на её поверхность советского вымпела («Луна-2», сентябрь 1959 г.); облёт Луны с последующим приближением к Земле на 10000 км, фотографирование обратной стороны Луны («Луна-3», октябрь 1959 г.); аналогичная программа с более детальным фотографированием Луны («Зонд-3», 1965 г.); телевизионные передачи при подлёте автоматической станции к Луне вплоть до расстояния 1 км («Рейнджер», 1964 г., 1966 г.); первая мягкая посадка автоматической станции на Луну и телевизионная передача из района посадки («Луна-9», 1966 г.); первый вывод автоматической станции на орбиту искусственного спутника Луны («Луна-10», 1966 г.). Важнейшие события в исследовании Луны произошли в 1968 году. Это первые облёты Луны с возвращением на Землю советскими автоматическими станциями «Зонд-5» и «Зонд-6» и, наконец, американским пилотируемым кораблём «Аполлон-8». Этот последний полёт, за которым с интересом и волнением следили миллионы людей во всём мире, несомненно, является важным вкладом в освоение человеком космического пространства.

    Экипаж «Аполлона-11» (слева направо): Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин

    ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛУНУ


    Двигатель взлётной ступени лунного отсека

    16 июля с одного из стартовых комплексов космодрома на мысе Кеннеди с помощью ракеты-носителя «Сатурн-5» стартовал космический корабль «Аполлон-11». Его эпипаж: командир корабля Нейл Армстронг, авиационный инженер и летчик-испытатель; полковник ВВС Эдвин Олдрин, доктор наук по астронавтике; подполковник ВВС Майкл Коллинз. Этому экипажу предстояло решить главную и по сути дела конечную задачу всей десятилетней программы «Аполлон» (см. «Наука и жизнь» № 3 и № 8, 1969 г.) - осуществить высадку человека на поверхность Луны.

    Некоторые важные элементы полёта космонавтов на Луну и возвращения с неё иллюстрируются упрощёнными схемами на нижнем рисунке. Первоначально космический корабль вместе с третьей ступенью ракеты-носителя (TCP) был выведен (общий вес около 140 тонн) на сравнительно низкую околоземную орбиту. На втором витке вторично включилась двигательная установка третьей ступени, которая проработала 5,5 минуты и, израсходовав более 70 тонн топлива, вывела эту ступень вместе с кораблем (общий вес около 45 тонн) на траекторию полёта к Луне. Вскоре было произведено так называемое перестроение отсеков корабля - из положения, наиболее удобного при старте ракеты (1), они перестроились в положение, необходимое для выполнения последующих операций. Для этого основной блок космического корабля отошёл от третьей ступени ракеты-носителя (2), развернулся (3) на 180 градусов, вернулся обратно (4) к третьей ступени и пристыковался к лунному отсеку так, что её взлетная ступень оказалась непосредственно соединенной с отсеком экипажа основного блока. (Космический корабль типа «Аполлон» состоит из основного блока и лунного отсека, который иногда называют модулем, капсулой и т. п., основной блок, в свою очередь, состоит из двух разделяемых отсеков - отсека экипажа ОЭ и двигательного отсека ОД; лунный отсек также состоит из двух разделяемых ступеней - посадочной ПС и взлётной ВС). После перестроения был отброшен соединительный переходник, и «Аполлон-11» отделился от третьей ступени ракеты-носителя (4).

    Первый шаг на Луну и космонавты возле лунного отсека (снимки сделаны с экрана телевизора)

    Переход на окололунную орбиту (5) был осуществлён с помощью маршевого двигателя, который как раз и установлен в ОД. Совершив несколько витков по окололунной орбите, космонавты тщательно проверили все системы корабля. После этого Н. Армстронг и Э. Олдрин через внутренний люк перешли в ВС, и лунный отсек отделился от основного блока (6), где остался один Коллинз. Лунный отсек вышел на эллиптическую орбиту с перигелием около 15 километров, а затем с помощью двигателя посадочной ступени совершил мягкую посадку на поверхность Луны (7), израсходовав почти всё предназначенное для этого топливо (около 8 тонн). Окончательный выбор места посадки был одной из наиболее трудных и опасных операций, так как на предварительно намеченном участке было замечено много весьма крупных камней и кратер размером со стадион. Однако Армстронг, используя ручное управление лунным отсеком, сумел найти ровную площадку, несмотря на крайне ограниченное время, и прилунение прошло безукоризненно.



    Посадочная и взлётная ступени лунного отсека

    После прилунения космонавты, согласно программе, должны были спать несколько часов. Однако этот пункт программы не был «выполнен»: космонавты не смогли спокойно отдыхать, находясь в нескольких шагах от поверхности Луны, и с согласия Центра управления полётом, после тщательной проверки индивидуальных систем жизнеобеспечения начали выход из корабля. Первым на лунную поверхность ступил Н. Армстронг. Это произошло 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени. Через 20 минут на поверхность Луны вышел Э. Олдрин.

    Космонавты путешествовали по Луне 2 часа 40 минут, а всего лунный отсек находился на Луне около суток. Оставив посадочную ступень ПС на Луне, Н. Армстронг и Э. Олдрин стартовали на взлётной ступени ВС (8). Её двигатель, израсходовав несколько тонн топлива, вывел ВС на окололунную орбиту и позволил состыковаться с находившимся там основным блоком корабля (9). После стыковки и возвращения двух лунных путешественников в отсек экипажа был произведён сброс взлетной ступени (10). Затем последовали заключительные этапы полёта - переход с помощью маршевого двигателя на траекторию полета к Земле (11), перелёт к Земле, отделение ОЭ от ОД (12) и завершающий этап - вход в атмосферу Земли, торможение ОЭ, спуск на парашютах (13) и приводнение. Полёт «Аполлона-11» является выдающимся техническим достижением, a тот факт, что человек побывал на Луне, символизирует гигантские успехи современной науки и техники. Об этом образно сказал командир корабля Нейл Армстронг, только что ступив на поверхность Луны: «Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества».