Психопрофилактика негативных психических состояний. Медицинская учебная литература

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.

Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).



Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

♦ Санитарное просвещение.

♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

♦ Ментальные упражнения.

♦ Трансовые методы.

♦ Библиотерапия.

♦ Ведение дневника.

♦ Методы биологической обратной связи.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоро­вье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп­ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повыше­ние осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.

В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые из­менения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важ­ны знания о социальных и экономических факторах, поведении инди­вида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению на­выков осознанного выбора образа жизни

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

2. Содержание психопрофилактической работы

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования. Они заключаются в следующем:

Работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

Создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

Создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

Проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;

Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.

Перечисленные задачи психопрофилактической работы в системе образования можно спроецировать на деятельность практического психолога в разнообразных социальных системах. Тогда в общем виде эти задачи следует обозначить так:

Работа по адаптации персонала организации (особенно новичков и молодых специалистов) к условиям профессиональной деятельности в условиях данной конкретной организации;

Создание специальных программ (в частности, обучающих) для работы с разными категориями персонала и отдельными сотрудниками;

Создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии;

Проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;

Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки персонала и др.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

I уровень - так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень - третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, - думают воспитатели, учителя и родители, - нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.


Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье.
Главная цель психопрофилактики — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно влияющих на нее.
Основные задачи психопрофилактики :
1) первичная психопрофилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на психику;
2) вторичная психопрофилактика — максимально раннее выявление начальных форм нервно-психических заболеваний и их своевременное лечение;
3) третичная психопрофилактика — предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего нервно-психическое заболевание.
Психопрофилактика как вид деятельности педагога-психолога — это предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности и групп.
Целью психопрофилактики является своевременное выявление и устранение факторов, которые могут привести к отклонениям от нормального развития ребенка.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога направлена на:
. предупреждение психологической перегрузки детей;
. создание благоприятного психологического климата;
. психолого-педагогическое сопровождение переходных и адаптационных периодов;
. предупреждение синдрома профессионального выгорания учителя.
Принципы психопрофилактики:
. принцип профессионального взаимодействия;
. принцип индивидуального подхода;
. принцип связи психопрофилактической работы с другими видами деятельности психолога.

Психопрофилактика и психогигиена

Психогигиена — наука о сохранении и поддержании нервно-психического здоровья человека.
Основные задачи психогигиены:
1) создание научно обоснованных психогигиенических нормативов и рекомендаций;
2) передача психогигиенических знаний и обучение психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и других групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
3) санитарно-просветительская и гигиеническая работа среди широких слоев населения.