Общее понятие о психопрофилактике кризисных психических состояний. Психопрофилактика с использованием методов психотерапии Понятие психопрофилактики

Содержанием психопрофилактики является широкий круг медицинских и социальных мероприятий, предупреждающих возникновение психических заболеваний и значительно уменьшающих вред, наносимый болезнями, повышающих качество жизни душевнобольных и их родственников. Принято выделять первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика - это меры, предупреждающие возникновение психических заболеваний. Об эффективности первичной профилактики можно судить по снижению показателя заболеваемости (см. раздел 1.3). Ее основой является понимание этиопатогенетических механизмов возникновения болезни. Наибольшего успеха в XX в. удалось добиться в профилактике инфекционных психозов. Введение в практику антибиотикотерапии привело к тому, что больные с сифилитическими психозами, которые в начале века составляли до 30 % всех больных, находящихся на стационарном лечении, в настоящее время стали казуистической редкостью. Значительно труднее предупреждать возникновение эндогенных психозов. К настоящему времени единственным способом их профилактики является генетическое консультирование. При этом, как известно, генетический прогноз является вероятностным, причем нередко вероятность рождения больного ребенка относительно низкая (так, шизофрения наблюдается в среднем у 10- 12 % детей, рожденных в семье, где один из родителей болен). Психическое здоровье родителей и ближайших родственников еще не гарантирует здоровья детей. Так, жестокие меры по уничтожению и стерилизации душевнобольных в фашистской Германии, проведенные с целью «оздоровления нации», не привели к реальному снижению заболеваемости в дальнейшем. Важным фактором профилактики психогенных заболеваний, психопатий и токсикоманий является правильно поставленное, основанное на доверии семейное воспитание, исключающее как гипер-, так и гипоопеку.

Вторичная психопрофилактика - это меры, нацеленные на своевременное выявление и эффективное лечение психических заболеваний. Основными задачами вторичной психопрофилактики являются формирование качественных ремиссий, профилактика рецидивов, поддержание трудоспособности больных в межприступном периоде. Об эффективности данного вида профилактики судят по снижению показателя болезненности. Наибольшие успехи вторичной психопрофилактики в XX в. связаны с введением новых методов биологического лечения психических болезней (психофармакотерапии, шоковых методов). Особое значение имеет создание препаратов для профилактики обострений болезни (соли лития, противосудорожные средства). Развитие психофармакотерапии и психотерапевтических методов позволило довольно широко проводить лечение мягких психических расстройств в амбулаторных условиях без прекращения трудовой деятельности и без отрыва от семьи. Вместе с тем повышение доверия пациентов к врачам, улучшение обстановки психиатрических учреждений, отказ от мер стеснения привели к тому, что больные отказываются от самостоятельного поиска выхода из сложной социальной ситуации, обращаются к врачу с самыми несущественными вопросами, предпочитают вернуться в больницу, как только почувствуют первые признаки дезадаптации. В последние годы в больницах возрастает доля пациентов с мягкими расстройствами, лечение которых можно проводить амбулаторно. Во всем мире большое внимание уделяется проблеме «вращающихся дверей», когда больной возвращается в стационар уже через несколько недель или даже дней после выписки. Поэтому уже при проведении лечения врач вынужден обдумывать план третичной психопрофилактики.

Третичная психопрофилактика - это меры по восстановлению нарушенных болезнью социальных функций пациента. Таким образом, третичная профилактика - синоним реабилитации. Эффективность третичной профилактики определяется по снижению показателей нетрудоспособности. Реабилитация - это сложный комплекс мероприятий, включающий, помимо собственно медицинских мер, профессиональное обучение и ресоциализацию больных. Следует учитывать, что психическое заболевание всегда приводит к нарушению социальных связей пациента (с семьей, друзьями, сотрудниками). Длительное лечение в стационаре нередко поддерживает в больном чувство собственной неполноценности. Этому может способствовать недопустимо покровительственный, поучающий тон врачей и персонала. Неравноправное, зависимое положение пациента в стационаре нередко становится стойким стереотипом поведения, развивает в нем иждивенческие установки, поддерживает явление госпитализма.

Все это побудило психиатров уже в XIX в. искать новые способы содержания и обслуживания душевнобольных. В этом смысле многих психиатров привлекала стихийно сложившаяся в бельгийском местечке Гель система патронажа - посемейного призрения душевнобольных. В данной системе больные, не представлявшие непосредственной угрозы для окружающих, проживали в крестьянских семьях на правах члена семьи, выполняли обычную работу, оправдывая тем самым затраты на их содержание. Другой пример включения реабилитационных мер в лечебный процесс - это система «открытых дверей», введенная впервые в Шотландии Д. Б. Тьюком (1872). Отсутствие замков и решеток способствовало поддержанию доверия к врачам больницы, но, с другой стороны, требовало от всего медицинского персонала дружеского уважительного отношения к больному и внимательного наблюдения за возможными изменениями в его состоянии. Тьюк отмечал, что побеги из его больницы были довольно редкими (раз в 4 мес).

Утрате социальной адаптации при психических заболеваниях способствует длительное безделье. Г. Симон (1929) одним из первых предложил терапию занятостью (трудотерапию) как важную часть сохранения и восстановления социального статуса душевнобольного. Вместе с тем следует учитывать, что важна не столько возможность трудиться, сколько возможность чувствовать себя нужным. В этом смысле характер предлагаемого труда должен учитывать имеющийся уровень образования и квалификацию больного. Низкоквалифицированный труд может поддерживать в человеке чувство собственной неполноценности, снижать уровень притязаний, лишать его инициативы. Примером успешного использования труда душевнобольных является завод, производивший сложное электронно-техническое оборудование, созданный при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

При проведении социальной и профессиональной реабилитации следует учитывать не только преморбидные особенности пациента, но и характер личностного дефекта (см. раздел 13.-3), вызванного болезнью. Так, при трудоустройстве больного с шизофреническим дефектом следует учитывать его склонность к уединенному времяпрепровождению, отсутствие стремления к общению, неспособность к установлению новых эмоциональных связей с окружающими. С другой стороны, следует использовать его склонность к интеллектуальному труду. Отмечено, что больные, занимающиеся переводческой деятельностью, лабораторной работой, плановыми научными исследованиями, статистическими расчетами, ремонтом тонких технических устройств, могут длительное время продолжать прежнюю деятельность, несмотря на выраженный личностный дефект. Эпилептический дефект личности проявляется в первую очередь педантичностью и аккуратностью, что позволяет успешно использовать данных больных при проведении рутинной, монотонной работы (бухгалтерские расчеты, учет и составление каталогов). Выраженный органический дефект проявляется в первую очередь снижением памяти и сообразительности. При данном виде дефекта рекомендуется несложный физический труд под контролем руководителя.

ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.

При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Психопрофилактика

Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

2. Содержание психопрофилактической работы

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования. Они заключаются в следующем:

Работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

Создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

Создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

Проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;

Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.

Перечисленные задачи психопрофилактической работы в системе образования можно спроецировать на деятельность практического психолога в разнообразных социальных системах. Тогда в общем виде эти задачи следует обозначить так:

Работа по адаптации персонала организации (особенно новичков и молодых специалистов) к условиям профессиональной деятельности в условиях данной конкретной организации;

Создание специальных программ (в частности, обучающих) для работы с разными категориями персонала и отдельными сотрудниками;

Создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии;

Проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;

Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки персонала и др.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

I уровень - так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень - третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, - думают воспитатели, учителя и родители, - нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

Глава 5 ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

ПОНЯТИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ, ЕЕ ВИДЫ

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по преду-преждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятель-ности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психи-ческие расстройства. Решение многих общепрофилак-тических задач является вкладом и в психопрофилак-тику. Так, полное выявление и раннее активное лече-ние начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как прогрессивный паралич и сифилис мозга; с ликвида-цией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофи-лактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекцион-ного заболевания, предотвратить возникновение психи-ческих нарушений или их последствий. Вполне оче-видно, что разработка проблем психогигиены всегда предусматривает и психопрофилактику.

В соответствии с установкой Всемирной организа-ции здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболе-ваний у психически здорового населения. Вторич-ная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его

этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хрони-ческое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную. работу с больным, препятствующую его инвалидиза-ции в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает на-иболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и обществен-ных организаций. Вторичная и третичная психопро-филактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Со-держанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специа-листов - психиатров, психологов, дефектологов, со-циологов. Эффективность зависит от характера забо-левания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенса-торных возможностей организма, особенностей веде-ния больного, его лечения и многих условий, сопут-ствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоя-щем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обыч-но определяет частоту и характер будущих осложне-ний для организма человека и его социальной адап-тации.

ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

При планировании и проведении мероприятий по первичной психопрофилактике следует прежде всего выделить среди здорового населения контингента по-вышенного риска в отношении психических наруше-ний. Эта деятельность невозможна без знания причин появления психических расстройств, понимания меха-низмов развития болезней и формирования психопа-тологической симптоматики. Отечественная психиат-рия в происхождении психических заболеваний ре-шающее значение придает влияниям среды, в которой

живет и функционирует человек, ее благотворному и болезнетворному воздействию на человеческий орга-низм и человеческую личность. Отсюда ясно, что пси-хопрофилактическая работа должна в первую очередь идти по пути борьбы с вредностями для ЦНС и пси-хической сферы.

Особого внимания заслуживают вредности, су-ществующие в условиях производства. Человек, рабо-тающий с предельно допустимыми нагрузками физи-ческого, химического, биологического и психологи-ческого характера, подвержен опасности заболевания в гораздо большей степени, чем человек, не связанный с такого рода профессиональной деятельностью. Отсю-да к контингенту повышенного риска появления пси-хических расстройств следует отнести лиц, занятых в производстве, способном при неблагоприятных условиях нанести вред психической сфере человека.

Соматическое неблагополучие пагубно отражается на церебральной деятельности, ослабляя ее, нарушая способность мозга к объединению и координации всех функций организма. Признаками церебральной недостаточности оказываются появляющиеся пси-хические феномены, представляющие собой симптомы общих соматических или инфекционных заболеваний. Кроме того, на фоне соматического отягощения облег-чается развитие собственно психических заболева-ний - эндогенных, психогенных и др. Лица, страдаю- щие тяжелым соматическим заболеванием, относятся к группе с повышенным риском появления психических нарушений.

Весьма несовершенными и хрупкими являются пси-хические процессы в периоде развития психики. Раз-витие материального субстрата для психической деятельности начинается еще в утробе матери в связи с закладкой мозга и дальнейшей его дифференциацией у плода. Всякое нарушение внутренней среды мате-ринского организма весьма опасно для зародыша, может привести к появлению аномалий и сказаться болезненными психическими отклонениями уже у взрослого человека. Сам механизм родов несет боль-шую угрозу асфиксии мозга новорожденного и родо-вой травмы, что может исказить весь дальнейший путь психического развития ребенка. Максимальное обеспечение интересов матери и ребенка, системати-ческое наблюдение за физическим и психическим раз-

витием детей и подростков является важнейшим содер-жанием психопрофилактики.

К контингенту повышенного риска в отношении психических расстройств следует отнести также лиц позднего возраста. При построении системы психопро-филактики важно иметь в виду, что выраженная пси-хическая патология не должна считаться присущей старости. Обеспеченная, деятельная, мудрая и обога-щенная опытом старость является естественной при социалистическом строе и образе жизни.

Нервно-психическую заболеваемость населения по-вышает алкоголизация. Алкоголизм приводит к развитию специфических алкогольных психозов, провоцирует и утяжеляет психопатологическую сим-птоматику других заболеваний, вызывает деградацию личности, нарушает социальную адаптацию. Алкоголи-зация родителей влечет за собой рождение физически и психически неполноценных детей. Таким образом, пьянство существенно повышает риск нервно-психи-ческой заболеваемости населения, а одной из задач психопрофилактики является борьба с пьянством и другими вредными привычками.

Повышенный риск заболеть психически имеют кров- ные родственники больного шизофренией, маниакаль-но-депрессивным психозом и другими наследственно детермированными заболеваниями. Кроме оздоров-ления труда и быта, исключения экзогенных факторов, способных спровоцировать начало эндогенного забо-левания, нужно всемерно расширять медико-генети-ческое консультирование, укрепляя сознательное отно-шение граждан нашей страны к вопросам брака и деторождения.

В соответствии с перечисленными выше группами повышенного риска возникновения психических рас-стройств и следует рассматривать первоочередные задачи психопрофилактики.

ФАКТОРЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Целью психопрофилактики на производстве яв-ляется разработка и осуществление мероприятий, на-правленных на предупреждение психической патоло-гии, прежде всего профессиональной (но не профес-сиональной тоже). Профессиональными счи-

таются такие заболевания, причиной которых является вредный производственный фактор. Когда говорят о вредном производственном факторе, имеют в виду неблагоприятное для человека воздействие трудовых процессов или условий производственной среды.

Профессиональные заболевания могут быть специ-фическими и неспецифическими. Абсолютно специфи-ческими являются заболевания, которые развиваются только в,условиях производства и не встречаются в быту. Среди абсолютно специфических профессио-нальных заболеваний, при которых наблюдается выра-женная психопатологическая симптоматика, следует отметить вибрационную болезнь и хроническую инток-сикацию марганцем. Относительно специфическими называют такие заболевания, которые обычно имеют производственное происхождение, но иногда диагнос-тируются и в условиях быта. Из относительно специ-фических профессиональных заболеваний с психиче-скими нарушениями можно упомянуть лучевую бо-лезнь, отравления свинцом, ртутью, мышьяком, пес-тицидами и другими веществами.

Неспецифическими заболеваниями являются, на-пример, неврозы, гипертоническая болезнь с нервно-психическими нарушениями и другие заболевания, развивающиеся у работающих на конвейере, у води-телей городского транспорта, машинистов пассажир-ских электропоездов и у представителей других про-фессий, связанных с чрезмерным эмоциональным на-пряжением. Эти нозологические формы широко диаг-ностируются и вне действия профессионального факто-ра. Как профессиональные они квалифицируются в тех случаях, когда развиваются в конкретных усло-виях определенного вида производства под влиянием именно этих профессиональных вредностей.

Юридическое признание заболевания профессио-нальным дает больному определенные льготы. Сущест-вует список профессиональных заболеваний, утвер-жденный Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС.

В неблагоприятных производственных условиях могут обостряться или впервые выявляться другие, непрофессиональные заболевания. Вызываемые произ-водственными вредностями биохимические, сосудистые, вегетативные и другие патологические изменения (при вибрации, интоксикации и прочих названных в списке

профессиональных заболеваниях) способствуют преж-девременному развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и иных болезней, которые в таких случаях приравниваются к профес-сиональным. Следует подчеркнуть, что явная или скрытая патология, не связанная в своем происхожде-нии с профессиональной деятельностью, может повы-сить чувствительность организма к профессиональной вредности, сделать его менее устойчивым к неблаго-приятному влиянию производственной среды («синд-ром взаимного отягощения»). Так, отягощающим профессиональную патологию, ухудшающим ее течение и исход, облегчающим появление психических рас-стройств с последующим развитием психоорганиче-ского синдрома и слабоумия является такое заболе-вание, как алкоголизм. Установлено также, что у прак-тически здоровых лиц, перенесших в прошлом сотря-сение мозга, при освоении водительской профессии очень рано (уже через несколько месяцев работы) появляются оптико-вестибулярные расстройства, ис-чезающие после отстранения их от работы. То же бывает у лиц с эндокринными нарушениями, повы-шенной эмоциональной возбудимостью. На основании такого рода данных в число противопоказаний к овла-дению водительской профессией было введено наличие черепно-мозговой травмы в анамнезе или эндокринно-вегетативной патологии с эмоциональной неустойчи-востью.

Профессиональные вредности могут быть физиче-скими, химическими и биологическими. В современном сложном производстве часто приходится встречаться с комбинированным действием неблагоприятных про-изводственных факторов. Так, работа с химическими веществами в условиях высокой температуры опасна не только из-за перегревания организма, но и вслед-ствие повышения токсичности некоторых соединений, например окиси углерода. Кроме того, отмечающаяся при перегревании гипервентиляция способствует боль-шему поступлению яда в организм. Интоксикация еще более усиливается, если при этом совершается тяже-лая физическая работа (гипервентиляция, усиление кровообращения) или если все это происходит в усло-виях разреженного воздуха и гипоксии, например при работе высоко в горах. В подобной ситуации концент-рации угарного газа в воздухе даже ниже предельно

допустимых (например, при вдыхании выхлопных газов от работающего мотора) могут вызвать отравле-ние со спутанностью сознания, психомоторным воз-буждением или комой, со смертельным исходом или исходом в слабоумие.

Таким образом, для планирования психопрофилак-тических мероприятий, их организации и осуществле-ния необходимы знания о самой патологии, ее причи-нах и проявлениях, а также об условиях, способст-вующих и препятствующих ее возникновению. Пси-хопрофилактика на производстве развивается на базе общей профилактики профессиональных заболеваний, которая включает три направления: 1) законодатель-ные мероприятия; 2) санитарно-технические мероприя-тия; 3) мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к профессиональной вред-ности.

Законодательными мероприятиями регламенти-руются нормы, продолжительность рабочего дня, рабо-чей недели, отпуска для работающих с различными видами профессиональной вредности, гарантируется право на льготы, компенсацию при частичной или полной утрате трудоспособности, определяются поря-док назначения пенсии, нормы и условия работы для женщин и подростков. Контроль за соблюдением норм и выполнением закона осуществляется санитарным надзором, который при правильной организации имеет предупредительный характер. Его суть составляют также следующие санитарно-технические мероприятия: контроль за санитарным состоянием сдаваемых в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, нового оборудования; замена технологи-ческого процесса, химических веществ на более без-опасные; исключение контакта с производимой продук-цией и организация дистанционного управления; ме-роприятия по обеспыливанию; герметизация оборудо-вания; создание более эффективной вентиляции; контроль за соблюдением правил и систематическим применением индивидуальных средств защиты самими работающими, их инструктаж и гигиеническое обу-чение; контроль за выполнением мер, не допускающих превышения ПДК (предельно допустимые концентра-ции) токсических веществ в воздухе и др.

Третье направление общих профилактических ме-роприятий является собственно оздоровительным и

включает обязательные предварительные (для посту-
пающих на работу) и периодические медицинские
осмотры, лечебно-профилактическое питание, витами-
низацию, производственную гимнастику, ингаляции
для работающих в контакте с пылью и газами, мас-
саж, физио- и водные процедуры. Все случаи острого
отравления на производстве подлежат особой регист-
рации и расследованию СЭС в течение 24 ч, хрони-
ческого - в течение 7 дней от момента извещения
СЭС. Результатами расследования определяется со-
держание дальнейших санитарно-технических и оздо-
ровительных мероприятий. "

Специальные мероприятия могут касаться первич-ной, вторичной и третичной психопрофилактики. При-водим примерный комплекс мероприятий, направлен-ных на предупреждение нервно-психических наруше-ний у здоровых (первичная психопрофилактика):

1) изучение условий работы и характера труда на предприятии, в его отдельных подразделениях и цехах;

2) изучение нервно-психической заболеваемости в общей заболеваемости по предприятию;

3) консультативный прием психоневролога в ме-дико-санитарной части, диспансеризация и периоди-ческие осмотры работающих, анализ этих данных;

4) выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических нарушений: лиц пожилого возраста, под-ростков, всех совмещающих работу с обучением в выс-ших и средних учебных заведениях, часто и длительно болеющих, страдающих хроническими профессиональ-ными заболеваниями и др.;

5) на основании анализа данных 1-4 мероприя-тий составление плана психопрофилактической дея-тельности, включение его в общий комплексный план медико-санитарной части;

6) предварительное обследование поступающих на работу и профессиональный отбор с учетом состояния психического здоровья;

7) строгий контроль за соблюдением законодатель-ных нормативов и правил техники безопасности и ин-дивидуальной защиты;

8) проведение профилактического лечения - спе-цифического, направленного на определенную профес-сиональную вредность, и неспецифического, обще-

укрепляющего, способствующего повышению сопро-тивляемости организма и центральной нервной систе-мы неблагоприятным средовым воздействиям и сниже-нию чувствительности к ним;

9) борьба с вредными привычками и алкоголизмом;

10) постановка работы по психогигиеническому обучению определенных групп работающих с выработ-кой необходимых навыков (по профилактике пере-утомления, неврозов и т. д.); занятия по специально разработанной программе могут быть включены в систему производственно-технического обучения;

11) осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения. С этой целью органи-зуются передачи по местной и радиотрансляционной сети во время перерыва, красочно оформляются пере-движные и стационарные стенды, выпускаются изда-ния санитарного бюллетеня, памятки тем, кто работает и учится, на актуальные темы психогигиены, органи-зуются тематические вечера здоровья и т. д.

Поскольку цель вторичной психопрофилактики - не допустить утяжеления или рецидива уже начавше-гося нервно-психического расстройства, а также пре-дупредить возможные его осложнения (общественно опасные действия, неправильное поведение и др.), то ее основой оказывается ранняя этиологическая диагностика. Последняя прежде всего предполагает установление наличия или отсутствия связи с профес-сиональным фактором. Для этого, как и всегда при диагностике, тщательно собираются и анализируются данные анамнеза, сопоставляются результаты клини-ческого (соматического, неврологического, психиче-ского) обследования с показателями лабораторных методов.

В анамнезе обращается внимание на состояние здо-ровья больного до поступления на работу, учитывают-ся данные первичного медицинского обследования. Отсутствие в тот период патологии, наблюдающейся в настоящее время, является одним из многих кри-териев диагностики профессионального заболевания. Далее устанавливается факт контакта больного с профессиональной вредностью, дается количественная его оценка (длительность, непрерывность, интенсив-ность воздействия), уточняется качественная харак-теристика вредоносного фактора (особенно при комби-нации вредностей), проводится сопоставление этих

сведений с давностью, выраженностью и динамикой патологических изменений. Наличие соответствия меж-ду ними повышает степень вероятности" профессио-нального заболевания. Еще более вероятным это пред-положение делает указание в анамнезе на улучше-ние состояния больного в периоды прекращения кон-такта с профессиональной вредностью. Однако отсут-ствие улучшения психического состояния при исклю-чении воздействия вредности вовсе не снимает вопроса о возможности профессионального заболевания, даже если в этих условиях улучшается соматическое состоя-ние. Так, уже после отравления ртутью, марганцем, фосфорорганическими соединениями и при других видах профессиональной патологии может развиваться энцефалопатия с выраженной астенизацией, интеллек-туально-мнестическим снижением, повышенной утом-ляемостью при умственной нагрузке, обеднением лич-ности. Важным является также установление других случаев сходной патологии у работающих в том же подразделении и отсутствие у больного не связанных с производством причин, повлекших развитие болез-ненных симптомов (инфекции, травмы, бытовые фак-торы) .

При анализе состояния учитывается характер пси-хопатологического реагирования (экзогенного или эндогенного типа реакция), его отношение к сомати-ческим, неврологическим изменениям и показателям лабораторных исследований. Наличие соматопсихи-ческой параллели, обнаружение токсических веществ в организме или вызываемых вредностью обменных, эндокринных и иных сдвигов при экзогенном типе пси-хопатологического реагирования и при соответствую-щем анамнезе - все это делает диагноз профессио-нального заболевания с нервно-психическими измене-ниями весьма вероятным. Так, появление астенической симптоматики с явлениями раздражительной слабости и нарушениями сна, нарастание вялости, апатии, повы-шенной утомляемости, забывчивости у человека, рабо-тающего в контакте со свинцом, позволяют предполо-жить возможность хронической интоксикации. Обнару-жение таких характерных признаков, как свинцовая кайма по краю десен, гипохромная анемия, повышен-ное содержание базофильно-зернистых эритроцитов в крови, ретикулоцитоз, порфиринурия, выделение свинца с мочой, функциональная недостаточность печени,

полиневрит убеждают в правильности сделанного пред-положения.

Распознание заболевания позволяет начать тера-пию, обязательным условием которой является п р е-к р а щ-е ние работы с профессиональной вредностью. Принимаются меры к выведению ток-сических веществ из организма, их обезвреживанию, расщеплению, проводится патогенетическая, синдро-мальная терапия, осуществляются общеукрепляющие мероприятия. Назначается психофармакологическая купирующая и поддерживающая терапия в зависи-мости от синдромологической структуры состояния, используются витамины, ноотропы и другие психоэнер-гизирующие средства, при личностных реакциях - психотерапия. Если патологическая продукция психи-ки сравнительно быстро и полно купируется психо-тропными препаратами, то дефицитарная психопато-логическая симптоматика (психоорганический синд-ром, амнестический синдром, выраженное слабоумие) при профессиональной патологии отличается большой устойчивостью; требуются значительная активность и упортство, чтобы повысить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий. Весьма желатель-ным является лечение на курортах.

Третичная психопрофилактика при профессиональ-ных заболеваниях имеет свои особенности. Если при непрофессиональных заболеваниях показателем ее наибольшей эффективности является возвращение больного после лечения в прежние условия работы, без снижения профессионального уровня, то в слу-чае выраженной профессиональной патологии такая возможность полностью исключается. Уверенность в стойкости достигнутого результата лечения может дать лишь гарантия, что больше встречи с данным болезнетворным агентом на производстве у такого человека не будет. Поэтому целью третичной психо- профилактики является достижение человеком прежне- го профессионального уровня после переквалифика-ции с возвращением на производство в условия, не связанные с действием профессиональной вредности. При трудностях переквалификации может быть ис-пользован период пребывания больного на инвалид-ности III группы, которая дается шире, чем при непро-фессиональных заболеваниях. Результаты третичной психопрофилактики у молодых лучше, чем у лиц стар-

Общие вопросы ... следовало бы быть психиатрами , а не секретаршами... гендеры разделены , но равны между собой В главах 3 и...