Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение. Психопрофилактика с использованием методов психотерапии

Глава 5 ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

ПОНЯТИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ, ЕЕ ВИДЫ

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по преду-преждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятель-ности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психи-ческие расстройства. Решение многих общепрофилак-тических задач является вкладом и в психопрофилак-тику. Так, полное выявление и раннее активное лече-ние начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как прогрессивный паралич и сифилис мозга; с ликвида-цией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофи-лактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекцион-ного заболевания, предотвратить возникновение психи-ческих нарушений или их последствий. Вполне оче-видно, что разработка проблем психогигиены всегда предусматривает и психопрофилактику.

В соответствии с установкой Всемирной организа-ции здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболе-ваний у психически здорового населения. Вторич-ная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его

этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хрони-ческое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную. работу с больным, препятствующую его инвалидиза-ции в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает на-иболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и обществен-ных организаций. Вторичная и третичная психопро-филактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Со-держанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специа-листов - психиатров, психологов, дефектологов, со-циологов. Эффективность зависит от характера забо-левания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенса-торных возможностей организма, особенностей веде-ния больного, его лечения и многих условий, сопут-ствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоя-щем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обыч-но определяет частоту и характер будущих осложне-ний для организма человека и его социальной адап-тации.

ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

При планировании и проведении мероприятий по первичной психопрофилактике следует прежде всего выделить среди здорового населения контингента по-вышенного риска в отношении психических наруше-ний. Эта деятельность невозможна без знания причин появления психических расстройств, понимания меха-низмов развития болезней и формирования психопа-тологической симптоматики. Отечественная психиат-рия в происхождении психических заболеваний ре-шающее значение придает влияниям среды, в которой

живет и функционирует человек, ее благотворному и болезнетворному воздействию на человеческий орга-низм и человеческую личность. Отсюда ясно, что пси-хопрофилактическая работа должна в первую очередь идти по пути борьбы с вредностями для ЦНС и пси-хической сферы.

Особого внимания заслуживают вредности, су-ществующие в условиях производства. Человек, рабо-тающий с предельно допустимыми нагрузками физи-ческого, химического, биологического и психологи-ческого характера, подвержен опасности заболевания в гораздо большей степени, чем человек, не связанный с такого рода профессиональной деятельностью. Отсю-да к контингенту повышенного риска появления пси-хических расстройств следует отнести лиц, занятых в производстве, способном при неблагоприятных условиях нанести вред психической сфере человека.

Соматическое неблагополучие пагубно отражается на церебральной деятельности, ослабляя ее, нарушая способность мозга к объединению и координации всех функций организма. Признаками церебральной недостаточности оказываются появляющиеся пси-хические феномены, представляющие собой симптомы общих соматических или инфекционных заболеваний. Кроме того, на фоне соматического отягощения облег-чается развитие собственно психических заболева-ний - эндогенных, психогенных и др. Лица, страдаю- щие тяжелым соматическим заболеванием, относятся к группе с повышенным риском появления психических нарушений.

Весьма несовершенными и хрупкими являются пси-хические процессы в периоде развития психики. Раз-витие материального субстрата для психической деятельности начинается еще в утробе матери в связи с закладкой мозга и дальнейшей его дифференциацией у плода. Всякое нарушение внутренней среды мате-ринского организма весьма опасно для зародыша, может привести к появлению аномалий и сказаться болезненными психическими отклонениями уже у взрослого человека. Сам механизм родов несет боль-шую угрозу асфиксии мозга новорожденного и родо-вой травмы, что может исказить весь дальнейший путь психического развития ребенка. Максимальное обеспечение интересов матери и ребенка, системати-ческое наблюдение за физическим и психическим раз-

витием детей и подростков является важнейшим содер-жанием психопрофилактики.

К контингенту повышенного риска в отношении психических расстройств следует отнести также лиц позднего возраста. При построении системы психопро-филактики важно иметь в виду, что выраженная пси-хическая патология не должна считаться присущей старости. Обеспеченная, деятельная, мудрая и обога-щенная опытом старость является естественной при социалистическом строе и образе жизни.

Нервно-психическую заболеваемость населения по-вышает алкоголизация. Алкоголизм приводит к развитию специфических алкогольных психозов, провоцирует и утяжеляет психопатологическую сим-птоматику других заболеваний, вызывает деградацию личности, нарушает социальную адаптацию. Алкоголи-зация родителей влечет за собой рождение физически и психически неполноценных детей. Таким образом, пьянство существенно повышает риск нервно-психи-ческой заболеваемости населения, а одной из задач психопрофилактики является борьба с пьянством и другими вредными привычками.

Повышенный риск заболеть психически имеют кров- ные родственники больного шизофренией, маниакаль-но-депрессивным психозом и другими наследственно детермированными заболеваниями. Кроме оздоров-ления труда и быта, исключения экзогенных факторов, способных спровоцировать начало эндогенного забо-левания, нужно всемерно расширять медико-генети-ческое консультирование, укрепляя сознательное отно-шение граждан нашей страны к вопросам брака и деторождения.

В соответствии с перечисленными выше группами повышенного риска возникновения психических рас-стройств и следует рассматривать первоочередные задачи психопрофилактики.

ФАКТОРЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Целью психопрофилактики на производстве яв-ляется разработка и осуществление мероприятий, на-правленных на предупреждение психической патоло-гии, прежде всего профессиональной (но не профес-сиональной тоже). Профессиональными счи-

таются такие заболевания, причиной которых является вредный производственный фактор. Когда говорят о вредном производственном факторе, имеют в виду неблагоприятное для человека воздействие трудовых процессов или условий производственной среды.

Профессиональные заболевания могут быть специ-фическими и неспецифическими. Абсолютно специфи-ческими являются заболевания, которые развиваются только в,условиях производства и не встречаются в быту. Среди абсолютно специфических профессио-нальных заболеваний, при которых наблюдается выра-женная психопатологическая симптоматика, следует отметить вибрационную болезнь и хроническую инток-сикацию марганцем. Относительно специфическими называют такие заболевания, которые обычно имеют производственное происхождение, но иногда диагнос-тируются и в условиях быта. Из относительно специ-фических профессиональных заболеваний с психиче-скими нарушениями можно упомянуть лучевую бо-лезнь, отравления свинцом, ртутью, мышьяком, пес-тицидами и другими веществами.

Неспецифическими заболеваниями являются, на-пример, неврозы, гипертоническая болезнь с нервно-психическими нарушениями и другие заболевания, развивающиеся у работающих на конвейере, у води-телей городского транспорта, машинистов пассажир-ских электропоездов и у представителей других про-фессий, связанных с чрезмерным эмоциональным на-пряжением. Эти нозологические формы широко диаг-ностируются и вне действия профессионального факто-ра. Как профессиональные они квалифицируются в тех случаях, когда развиваются в конкретных усло-виях определенного вида производства под влиянием именно этих профессиональных вредностей.

Юридическое признание заболевания профессио-нальным дает больному определенные льготы. Сущест-вует список профессиональных заболеваний, утвер-жденный Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС.

В неблагоприятных производственных условиях могут обостряться или впервые выявляться другие, непрофессиональные заболевания. Вызываемые произ-водственными вредностями биохимические, сосудистые, вегетативные и другие патологические изменения (при вибрации, интоксикации и прочих названных в списке

профессиональных заболеваниях) способствуют преж-девременному развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и иных болезней, которые в таких случаях приравниваются к профес-сиональным. Следует подчеркнуть, что явная или скрытая патология, не связанная в своем происхожде-нии с профессиональной деятельностью, может повы-сить чувствительность организма к профессиональной вредности, сделать его менее устойчивым к неблаго-приятному влиянию производственной среды («синд-ром взаимного отягощения»). Так, отягощающим профессиональную патологию, ухудшающим ее течение и исход, облегчающим появление психических рас-стройств с последующим развитием психоорганиче-ского синдрома и слабоумия является такое заболе-вание, как алкоголизм. Установлено также, что у прак-тически здоровых лиц, перенесших в прошлом сотря-сение мозга, при освоении водительской профессии очень рано (уже через несколько месяцев работы) появляются оптико-вестибулярные расстройства, ис-чезающие после отстранения их от работы. То же бывает у лиц с эндокринными нарушениями, повы-шенной эмоциональной возбудимостью. На основании такого рода данных в число противопоказаний к овла-дению водительской профессией было введено наличие черепно-мозговой травмы в анамнезе или эндокринно-вегетативной патологии с эмоциональной неустойчи-востью.

Профессиональные вредности могут быть физиче-скими, химическими и биологическими. В современном сложном производстве часто приходится встречаться с комбинированным действием неблагоприятных про-изводственных факторов. Так, работа с химическими веществами в условиях высокой температуры опасна не только из-за перегревания организма, но и вслед-ствие повышения токсичности некоторых соединений, например окиси углерода. Кроме того, отмечающаяся при перегревании гипервентиляция способствует боль-шему поступлению яда в организм. Интоксикация еще более усиливается, если при этом совершается тяже-лая физическая работа (гипервентиляция, усиление кровообращения) или если все это происходит в усло-виях разреженного воздуха и гипоксии, например при работе высоко в горах. В подобной ситуации концент-рации угарного газа в воздухе даже ниже предельно

допустимых (например, при вдыхании выхлопных газов от работающего мотора) могут вызвать отравле-ние со спутанностью сознания, психомоторным воз-буждением или комой, со смертельным исходом или исходом в слабоумие.

Таким образом, для планирования психопрофилак-тических мероприятий, их организации и осуществле-ния необходимы знания о самой патологии, ее причи-нах и проявлениях, а также об условиях, способст-вующих и препятствующих ее возникновению. Пси-хопрофилактика на производстве развивается на базе общей профилактики профессиональных заболеваний, которая включает три направления: 1) законодатель-ные мероприятия; 2) санитарно-технические мероприя-тия; 3) мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к профессиональной вред-ности.

Законодательными мероприятиями регламенти-руются нормы, продолжительность рабочего дня, рабо-чей недели, отпуска для работающих с различными видами профессиональной вредности, гарантируется право на льготы, компенсацию при частичной или полной утрате трудоспособности, определяются поря-док назначения пенсии, нормы и условия работы для женщин и подростков. Контроль за соблюдением норм и выполнением закона осуществляется санитарным надзором, который при правильной организации имеет предупредительный характер. Его суть составляют также следующие санитарно-технические мероприятия: контроль за санитарным состоянием сдаваемых в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, нового оборудования; замена технологи-ческого процесса, химических веществ на более без-опасные; исключение контакта с производимой продук-цией и организация дистанционного управления; ме-роприятия по обеспыливанию; герметизация оборудо-вания; создание более эффективной вентиляции; контроль за соблюдением правил и систематическим применением индивидуальных средств защиты самими работающими, их инструктаж и гигиеническое обу-чение; контроль за выполнением мер, не допускающих превышения ПДК (предельно допустимые концентра-ции) токсических веществ в воздухе и др.

Третье направление общих профилактических ме-роприятий является собственно оздоровительным и

включает обязательные предварительные (для посту-
пающих на работу) и периодические медицинские
осмотры, лечебно-профилактическое питание, витами-
низацию, производственную гимнастику, ингаляции
для работающих в контакте с пылью и газами, мас-
саж, физио- и водные процедуры. Все случаи острого
отравления на производстве подлежат особой регист-
рации и расследованию СЭС в течение 24 ч, хрони-
ческого - в течение 7 дней от момента извещения
СЭС. Результатами расследования определяется со-
держание дальнейших санитарно-технических и оздо-
ровительных мероприятий. "

Специальные мероприятия могут касаться первич-ной, вторичной и третичной психопрофилактики. При-водим примерный комплекс мероприятий, направлен-ных на предупреждение нервно-психических наруше-ний у здоровых (первичная психопрофилактика):

1) изучение условий работы и характера труда на предприятии, в его отдельных подразделениях и цехах;

2) изучение нервно-психической заболеваемости в общей заболеваемости по предприятию;

3) консультативный прием психоневролога в ме-дико-санитарной части, диспансеризация и периоди-ческие осмотры работающих, анализ этих данных;

4) выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических нарушений: лиц пожилого возраста, под-ростков, всех совмещающих работу с обучением в выс-ших и средних учебных заведениях, часто и длительно болеющих, страдающих хроническими профессиональ-ными заболеваниями и др.;

5) на основании анализа данных 1-4 мероприя-тий составление плана психопрофилактической дея-тельности, включение его в общий комплексный план медико-санитарной части;

6) предварительное обследование поступающих на работу и профессиональный отбор с учетом состояния психического здоровья;

7) строгий контроль за соблюдением законодатель-ных нормативов и правил техники безопасности и ин-дивидуальной защиты;

8) проведение профилактического лечения - спе-цифического, направленного на определенную профес-сиональную вредность, и неспецифического, обще-

укрепляющего, способствующего повышению сопро-тивляемости организма и центральной нервной систе-мы неблагоприятным средовым воздействиям и сниже-нию чувствительности к ним;

9) борьба с вредными привычками и алкоголизмом;

10) постановка работы по психогигиеническому обучению определенных групп работающих с выработ-кой необходимых навыков (по профилактике пере-утомления, неврозов и т. д.); занятия по специально разработанной программе могут быть включены в систему производственно-технического обучения;

11) осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения. С этой целью органи-зуются передачи по местной и радиотрансляционной сети во время перерыва, красочно оформляются пере-движные и стационарные стенды, выпускаются изда-ния санитарного бюллетеня, памятки тем, кто работает и учится, на актуальные темы психогигиены, органи-зуются тематические вечера здоровья и т. д.

Поскольку цель вторичной психопрофилактики - не допустить утяжеления или рецидива уже начавше-гося нервно-психического расстройства, а также пре-дупредить возможные его осложнения (общественно опасные действия, неправильное поведение и др.), то ее основой оказывается ранняя этиологическая диагностика. Последняя прежде всего предполагает установление наличия или отсутствия связи с профес-сиональным фактором. Для этого, как и всегда при диагностике, тщательно собираются и анализируются данные анамнеза, сопоставляются результаты клини-ческого (соматического, неврологического, психиче-ского) обследования с показателями лабораторных методов.

В анамнезе обращается внимание на состояние здо-ровья больного до поступления на работу, учитывают-ся данные первичного медицинского обследования. Отсутствие в тот период патологии, наблюдающейся в настоящее время, является одним из многих кри-териев диагностики профессионального заболевания. Далее устанавливается факт контакта больного с профессиональной вредностью, дается количественная его оценка (длительность, непрерывность, интенсив-ность воздействия), уточняется качественная харак-теристика вредоносного фактора (особенно при комби-нации вредностей), проводится сопоставление этих

сведений с давностью, выраженностью и динамикой патологических изменений. Наличие соответствия меж-ду ними повышает степень вероятности" профессио-нального заболевания. Еще более вероятным это пред-положение делает указание в анамнезе на улучше-ние состояния больного в периоды прекращения кон-такта с профессиональной вредностью. Однако отсут-ствие улучшения психического состояния при исклю-чении воздействия вредности вовсе не снимает вопроса о возможности профессионального заболевания, даже если в этих условиях улучшается соматическое состоя-ние. Так, уже после отравления ртутью, марганцем, фосфорорганическими соединениями и при других видах профессиональной патологии может развиваться энцефалопатия с выраженной астенизацией, интеллек-туально-мнестическим снижением, повышенной утом-ляемостью при умственной нагрузке, обеднением лич-ности. Важным является также установление других случаев сходной патологии у работающих в том же подразделении и отсутствие у больного не связанных с производством причин, повлекших развитие болез-ненных симптомов (инфекции, травмы, бытовые фак-торы) .

При анализе состояния учитывается характер пси-хопатологического реагирования (экзогенного или эндогенного типа реакция), его отношение к сомати-ческим, неврологическим изменениям и показателям лабораторных исследований. Наличие соматопсихи-ческой параллели, обнаружение токсических веществ в организме или вызываемых вредностью обменных, эндокринных и иных сдвигов при экзогенном типе пси-хопатологического реагирования и при соответствую-щем анамнезе - все это делает диагноз профессио-нального заболевания с нервно-психическими измене-ниями весьма вероятным. Так, появление астенической симптоматики с явлениями раздражительной слабости и нарушениями сна, нарастание вялости, апатии, повы-шенной утомляемости, забывчивости у человека, рабо-тающего в контакте со свинцом, позволяют предполо-жить возможность хронической интоксикации. Обнару-жение таких характерных признаков, как свинцовая кайма по краю десен, гипохромная анемия, повышен-ное содержание базофильно-зернистых эритроцитов в крови, ретикулоцитоз, порфиринурия, выделение свинца с мочой, функциональная недостаточность печени,

полиневрит убеждают в правильности сделанного пред-положения.

Распознание заболевания позволяет начать тера-пию, обязательным условием которой является п р е-к р а щ-е ние работы с профессиональной вредностью. Принимаются меры к выведению ток-сических веществ из организма, их обезвреживанию, расщеплению, проводится патогенетическая, синдро-мальная терапия, осуществляются общеукрепляющие мероприятия. Назначается психофармакологическая купирующая и поддерживающая терапия в зависи-мости от синдромологической структуры состояния, используются витамины, ноотропы и другие психоэнер-гизирующие средства, при личностных реакциях - психотерапия. Если патологическая продукция психи-ки сравнительно быстро и полно купируется психо-тропными препаратами, то дефицитарная психопато-логическая симптоматика (психоорганический синд-ром, амнестический синдром, выраженное слабоумие) при профессиональной патологии отличается большой устойчивостью; требуются значительная активность и упортство, чтобы повысить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий. Весьма желатель-ным является лечение на курортах.

Третичная психопрофилактика при профессиональ-ных заболеваниях имеет свои особенности. Если при непрофессиональных заболеваниях показателем ее наибольшей эффективности является возвращение больного после лечения в прежние условия работы, без снижения профессионального уровня, то в слу-чае выраженной профессиональной патологии такая возможность полностью исключается. Уверенность в стойкости достигнутого результата лечения может дать лишь гарантия, что больше встречи с данным болезнетворным агентом на производстве у такого человека не будет. Поэтому целью третичной психо- профилактики является достижение человеком прежне- го профессионального уровня после переквалифика-ции с возвращением на производство в условия, не связанные с действием профессиональной вредности. При трудностях переквалификации может быть ис-пользован период пребывания больного на инвалид-ности III группы, которая дается шире, чем при непро-фессиональных заболеваниях. Результаты третичной психопрофилактики у молодых лучше, чем у лиц стар-

Общие вопросы ... следовало бы быть психиатрами , а не секретаршами... гендеры разделены , но равны между собой В главах 3 и...

ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.

При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Психопрофилактика

Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

Один из основоположников отечественной терапии, Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную .

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексную участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.) , так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, во вторичной профилактикой подразумевается само лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжном, хроническом течения.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исхода психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевания. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.

Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на или устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапия, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;

3) единство психоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо-и социотерапевтични).

В процессе реабилитации выделяют три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в который активизирует;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается в внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсацией социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).

Психотерапия - это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия - является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия считает купирование психопатологической симптоматики, за счет чего считается достижение

внутренней и внешней гармонизации личности.

Виды психотерапии:

I. Общая - это комплекс действия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его мил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная): - рациональная (индивидуальная)
- Аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
- Гипноз (индивидуальная, групповая)

1. Групповая

1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» - больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы - общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» - собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками

2. Индивидуально – психологическая

Опосредованная косвенная психотерапия (placebo - терапия).
В рамках placebo - терапии (лат. Placebo - кажется, представляется), расценивается как косвенное (Косвенное) внушение, суггестия реализуется, когда терапевтические возможности предоставляются реальном предмета или явлению, не имеющих предоставляемых им возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.

Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, - это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия . Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения - (персуазия) - процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением - это лечение информацией, которая поступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio - разум). Термины "лечения убеждениям" и "рациональная психотерапия" является синонимами.

Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.

К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость - это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту - авторитарность (директивность).

Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно выполняют дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.

Гипнотерапия или гипносуггестивной психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышением восприятие факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.

В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.

В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии:

- Сонливость -возникает сонливость и расслабление;

- Гипотаксия (каталептическое) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;

- Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.

В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивной психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.

Аутогенная тренировка (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Методика проведения аутогенной тренировки.

Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низкая степень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,

2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.

Показания и противопоказания к аутогеннгой тренировке.

Аутогенная тренировка (АТ) наиболее эффективна при лечении неврозов и соматоформных расстройств, нарушении адаптации и психосоматических заболеваниях.

Отмечается хороший результат при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндоартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях в желудочно-кишечном тракте, язвенной болезни.

АТ включается в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, для устранения абстинентного синдрома и формирования установки.
Противопоказания для АТ являются состояния неясного сознания и бред, особенно бред отношения и преследования. Не рекомендуется АТ при острых соматических приступах и вегетативных кризах.

Показания, осложнения и противопоказания к рациональной психотерапии.
Убеждение является составной частью не только любой формы психотерапии, но и любого контакта врача и пациента в каждой клинике. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, убеждает его принять личную ответственность за свои поступки и активную роль в управлении своей жизни.
Рациональная психотерапия в качестве одного из элементов входит во все виды психотерапии, без нее затруднено начало каждого из них.
Осложнений и противопоказаний нет.

Показания и противопоказания для проведення гипносуггестии .

Показаниями для гипноза могут быть: сильные головные боли, которые не подлежат снятию анальгетиками при невралгии тройничного нерва, сильные головные боли другой этиологии, фантомные боли. Есть результаты при лечении гипнозом атипичных форм бронхиальной астмы, приступов стенокардии, гипертонической болезни I и II стадии, неврозов, некоторых форм кожных заболеваний. Успешно применяется гипноз при лечении алкоголизма, наркомании, в акушерской и стоматологической практике.

Противопоказаниями для гипнотерапии следует считать в острой стадии, тромбозы, инсульт, III стадию ГБ, гипертонический криз.

Применения, осложнения и противопоказания психоанализа.

Психоанализ как психотехника может быть использована как информативная процедура для широкого круга патологии, требующей психотерапевтического лечения. Традиционно считается, что психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.

Показания, осложнения и противопоказания нейролингвистического программирования (НЛП).

В целом, при несомненных заслугах НЛП в плане попытки ассоциации нейро-лингвистических методик и психотерапии, НЛП не может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике; в психиатрии использование метода возможно только в клинике невротических расстройств.

Применения, осложнения и противопоказания арттерапии.
Под атр-терапией понимается использование (средств) искусства как терапевтического фактора. Терапия творческим самовыражением может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (с теми, кто страдает алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять весомое место в системе реабилитации психически больных.

Терапия творчеством противопоказана лицам с тяжелой депрессией и суицидальными мыслями, поскольку в обстановке одухотворенного творчества может усугубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Показания и противопоказания для проведення гештальт - терапии.
Гештальт-терапия используется в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной, групповой терапии, в учреждениях (в школах, больницах, предприятиях). Этот подход используется для тех кто испытывает трудности перед проблемами (конфликт, прерывание отношений, одиночество, траур, безработица). В настоящее время большую распространенность получил этот метод в бизнес-консультировании. Перлз называл этот метод "терапией нормального человека".

Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях .
Выделяют три вида психологической помощи:

1. Психологическое консультирование

2. Психокоррекция

3. Психотерапия

Под психологическим консультированием понимается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики (интервью, эксперимент и др.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций, а также процесс обучения навыкам психологической защиты и средствам нормализации своего эмоционального состояния.

Психологическая коррекция базируется на консультировании, которое предполагает целенаправленное активное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо личностных аномалий. Психокоррекция это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, которые не являются оптимальными для нее.

Психотерапия - является видом активного психологического воздействия на пациента, который имеет психопатологические симптомы и синдромы и находится в состоянии кризиса, фрустрации, стресса.

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.